Корпоративный секретарь
(Оськина И., Лупу А.) («ЭЖ-Юрист», 2011, N 44)
КОРПОРАТИВНЫЙ СЕКРЕТАРЬ
И. ОСЬКИНА, А. ЛУПУ
Илона Оськина, доктор юридических наук, директор, г. Москва.
Александр Лупу, доктор юридических наук, зам. ген. директора, начальник отдела по работе с юридическими лицами, г. Москва.
Акционерное общество и акционеры довольно часто сталкиваются с рядом вопросов из-за ненадлежащего уровня корпоративного управления, например из-за некомпетентности гендиректора или его злонамеренных действий, приносящих материальные потери компании. Какова роль корпоративного секретаря в повышении качества управления? Когда речь идет о повышении уровня корпоративного управления, прежде всего имеются в виду механизмы, которые бы заставляли общество работать на его акционеров. Одним из таких механизмов является введение в структуры управления корпоративного секретаря (КС). В большинстве российских АО корпоративные секретари существуют, однако в их работе нет системы и, как правило, они зависимы от исполнительного органа, что весьма снижает их возможности. Каким должен быть корпоративный секретарь, чтобы успешно справляться со своими задачами? Во-первых, максимально независимым, беспристрастным и незаинтересованным, во-вторых, пользующимся всеобщим доверием в АО, в-третьих, полномочным, действенным и оперативным, в-четвертых, компетентным и подготовленным. Может ли осуществлять функции КС кто-нибудь из членов органов управления акционерного общества? Правление либо другой исполнительный орган, подчиненные им подразделения или должностные лица — нет, поскольку подчиненность и подотчетность исполнительного органа исключают независимость и непредвзятость и, как следствие, общее доверие. Наблюдательный совет, его комитеты или отдельные члены также не отвечают указанным требованиям, поскольку их работа осуществляется не на постоянной основе, а путем проведения заседаний. Ревизионная комиссия не подходит на эту роль по похожим причинам — она может иметь лишь полномочия внутреннего аудитора и контролера. Ее деятельность осуществляется в форме проверок и заседаний. Получается, что эти функции должен выполнять некто, кого нет в предусмотренной действующим законодательством РФ структуре управления АО. В мировой практике корпоративного управления они возлагаются на корпоративного секретаря. Корпоративный секретарь — это единоличный, независимый орган акционерного общества, который осуществляет правовое, организационно-техническое обеспечение и координацию работы органов управления АО, а также обмен информацией между ними и акционерами. Каким должен быть круг полномочий КС? Ответ зависит от решения вопроса подчиненности и подотчетности этого органа. У КС, подчиненного и подотчетного общему собранию акционеров, круг полномочий значительно шире, чем у КС, который подчиняется правлению АО. Традиционно в компетенцию КС входят: — подготовка и проведение общих собраний акционеров, заседаний наблюдательного совета, правления, ревизионной комиссии; — оперативное информирование всех подразделений АО о принятых каждым из органов управления общества решениях; — организация и регулирование системной работы по разработке и постоянному совершенствованию устава и других внутренних нормативных документов; — организация и регулирование системной и комплексной работы по согласованию внутренних нормативных документов общества между собой; — организация и регулирование работы по рассмотрению жалоб акционеров. Однако в каждом конкретном случае перечень полномочий может меняться, акционеры практически не ограничены законодательством. В небольшой компании все эти полномочия могут выполняться единолично. В большом АО, безусловно, встанет вопрос о формировании аппарата КС, в котором за каждое направление будет отвечать отдельный сотрудник (группа, отдел). Большинством приведенных полномочий сегодня наделены высшие управленцы АО, которые имеют статус заместителей председателя правления. Во многих обществах созданы отделы собственных ценных бумаг. Может возникнуть вопрос, зачем же ломать устоявшиеся и работоспособные структуры, которые уже существуют, создавая новые с аналогичными функциями? Основа концепции КС заключается в том, чтобы объединить функции, жизненно важные для акционеров, сосредоточить их в ведении компетентных и независимых лиц, повысить степень прозрачности управления АО, освободить исполнительные органы от несвойственных им функций. Максимальная независимость, беспристрастность и незаинтересованность КС достигается посредством: 1) установления подчиненности и подотчетности только общему собранию акционеров; 2) соответствующих требований к кандидатам на должность; 3) процедуры избрания (рекомендуется выбирать КС на общем собрании акционеров среди кандидатур, предложенных исполнительным органом, — это позволит привлечь к процессу и акционеров, и менеджмент компании, что приведет к назначению компромиссной кандидатуры, которая пользуется всеобщим доверием); 4) требований о независимости (КС не должен быть работником АО последние несколько лет; владельцем, сотрудником или членом органа управления субъекта предпринимательства, являющимся клиентом АО последние несколько лет; родственником указанных лиц); 5) системы оплаты его труда и утверждаемой на общем собрании акционеров сметы расходов на содержание КС. Устав общества должен содержать норму, которая обяжет руководителя исполнительного органа общества в пределах утвержденной сметы немедленно осуществлять платежи, связанные с деятельностью КС. Полномочность и действенность КС достигается за счет фиксации в уставе АО его полномочий, принятия положения о КС, которым будет предусмотрен порядок выполнения им своих обязанностей. Например, в устав АО можно внести следующую формулировку: «В структуру управления АО может быть введен корпоративный секретарь — единоличный, избранный общим собранием акционеров и подотчетный ему орган АО, который осуществляет правовое, организационно-техническое обеспечение и координацию работы органов управления АО, а также обмен информацией между ними и акционерами». С одной стороны, эта норма никого ни к чему не обязывает. С другой — дает право АО вводить новые должности, не предусмотренные законодательством, или «легализовать» существующий орган КС, сориентировать сотрудников, которые выполняют эти функции. При этом в уставе лучше указать конкретные вопросы, которые входят в компетенцию КС: выполнение функций арбитра при возникновении споров между акционерами компании или ее органами управления; подготовка и последующее проведение общих собраний акционеров, заседаний наблюдательного совета, правления, ревизионной комиссии и т. д. Можно ли уже сейчас ввести КС в структуру «традиционных» органов АО? Это не запрещено законодательством, хоть прямых норм, регулирующих его деятельность, нет. Нормы о КС уже сейчас могут быть внесены в устав АО, уже сейчас может быть утверждено положение АО о корпоративном секретаре, уже сейчас этот орган может начать работать. Поскольку действующий закон об АО крайне диспозитивен и содержит указание «если иное не предусмотрено уставом», означающее, что все уточняющие нормы и правила вводятся участниками корпоративного процесса отдельно для каждой ситуации, нет причин считать такое действие незаконным. Тем более что действующее законодательство весьма неопределенно указывает на разграничение полномочий между руководящими органами акционерного общества, используя общие формулировки с широким диапазоном толкования <1>. Фактически регулирование данных вопросов сводится к тому, что законодатель указывает: исполнительный орган АО — генеральный директор, высший орган управления акционерного общества — общее собрание акционеров, но при этом не запрещает вводить другие органы управления. ——————————— <1> Глава VII Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ «Об акционерных обществах» (ред. от 28.12.2010).
Однако отсутствие упоминания о КС в законодательстве остается серьезным препятствием на пути массового внедрения института КС. Законодательное признание КС, безусловно, ускорит введение такой должности в справочник должностей и профессий, простимулирует разработку профессионального стандарта КС, учебных и тренинговых программ для них, создание профессиональной ассоциации КС. Все это вызовет повышение эффективности управления АО. Чтобы решить, нужен ли КС в обществе, владельцам АО следует максимально честно ответить на вопросы: осуществляются ли подготовка и проведение общих собраний акционеров, заседаний наблюдательного совета, правления, ревизионной комиссии на профессиональном уровне; есть ли в обществе лицо, которое первым узнает решения, принятые каждым из органов управления общества, и оперативно информирует о них всех, кого необходимо; налажена ли системная работа по разработке и совершенствованию устава и других внутренних нормативных документов общества; ведется ли эта работа комплексно, согласованы ли документы между собой; существует ли в АО налаженная и урегулированная внутренними нормативными документами система рассмотрения жалоб акционеров? Наверное, на большинство вопросов многие ответят утвердительно. Но готовы ли они так же утвердительно ответить: удовлетворяет ли их то, как решаются эти вопросы, и должны ли они решаться лицами, подчиненными исполнительному органу, которые не имеют ни одной акции общества? Если на эти два вопроса утвердительных ответов не найдено, это означает, что кто-то должен взять на себя обязанности корпоративного организатора, информатора, синхронизатора — того, кто будет решать мелкие и не очень проблемы, миротворца, переговорщика во время внутрикорпоративных споров и конфликтов.
——————————————————————