Понятие брака в российском правоведении XIX — начала XX века

(Александрова А. Ю.) («История государства и права», 2008, N 11)

ПОНЯТИЕ БРАКА В РОССИЙСКОМ ПРАВОВЕДЕНИИ XIX — НАЧАЛА XX ВЕКА

А. Ю. АЛЕКСАНДРОВА

Александрова А. Ю., аспирант Северо-Западной академии государственной службы.

Правовые формы регулирования брачно-семейных отношений как юридического института в конкретных социально-экономических условиях эволюционировали в ходе исторического развития, что объясняется различием воззрений на брак, обусловленным степенью общественного развития, состоянием образования того или иного народа, национальными обычаями, религиозными догматами. В начале XX века юристы К. Н. Анненков, А. Э. Вормс <1> в своих исследованиях по семейно-брачному законодательству писали, что в отечественном законодательстве понятие «брак» не сформулировано. Представители канонического права трактовали брак как одно из семи таинств христианской церкви. Известные отечественные юристы в своих исследованиях пытались дать свое определение понятия «брак», утверждая, что это правовой институт. В Словаре Академии Российской, изданном в 1739 году, понятие «брак» объясняется как «женитьба, законное мужа и жены сочетание, одно из семи таинств православной церкви… ——————————— <1> Анненков К. Н. Система русского гражданского права. Т. V. СПб., 1905; Вормс А. Э. Законы гражданские. Т. 1. М., 1913.

Брак в славянском языке означает пир, для брака уготованный. В старину брак по-русски называли радость, в Малороссии и поныне называют веселье» <2>. ——————————— <2> Словарь Академии Российской. Ч. 1. СПб., 1739. С. 314 — 315.

В дохристианский, языческий период на территории России славяне жили согласно законам природы. Достигая физической зрелости, юноши и девушки оказывались перед выбором спутника жизни. Протоиерей М. И. Горчаков в историко-канонической монографии «О тайне супружества» писал, что «мужчина и женщина берут себя взаимно; — отсюда происходит брак, в котором мужчина и женщина «имают» друг друга («поятие», «поял себе в жену»); мужчина женится, а женщина выходит замуж» <3>. В проявлении закона природы и совершении брака чувствовалась сила языческих богов. Желающие вступить в брак и те, кто уже состоял в браке, совершали общественные и частные богослужения Яриле, Ладо, Купале. М. И. Горчаков обратил внимание на то, что вступление в брак у языческих славян имело две составляющие: следование законам природы и служение божеству. Это позволило ему дать определение брака славян дохристианской эпохи: «Брак есть взаимное поятие мужчины и женщины для осуществления ими полового закона природы, для служения божеству Яриле, для совместного сожития и семейного счастья в течение всей их жизни» <4>. Следует отметить, что одной из ведических заповедей была заповедь «каждой жене иметь одного мужа, а мужу — одну жену, заботиться о семье» <5>. Все славянские божества были парными: Сварог и Земля-Протева, Перун и Перуница, Купало и Купальница, Лад и Ладо. В. В. Момотов отмечал, что существуют источники, свидетельствующие о многоженстве среди восточных славян <6>. Автор придерживается мнения, высказанного Н. С. Нижник, о том, что сведения о семейном укладе народов, населяющих территорию России в дохристианский период, немногочисленны и отрывочны. Семейные отношения в этот период регулировались обычным правом <7>. ——————————— <3> Горчаков М. И. О тайне супружества. М.; СПб., 1880. С. 298. <4> Там же. С. 299. <5> Гнатюк Ю. В., Гнатюк В. С. Велесова книга. М., 2006. С. 260. <6> Момотов В. В. Формирование русского средневекового права в IX — XIV вв. М., 2003. С. 157. <7> Нижник Н. С. Правовое регулирование семейно-брачных отношений в русской истории. СПб., 2006. С. 8.

С распространением христианской идеологии на Руси были введены новые понятия о сущности брака. Произошла рецепция византийского брачно-семейного законодательства, основанного на канонических представлениях о браке <8>. Форма его заключения была строго определена — это чин обручения и венчания. В первые века русской церкви христианские проповедники прилагали усилия, чтобы браки заключались церковным благословением, а брак по народным обычаям славянских народов считался «богомерзким делом» <9>, то есть языческим. Но даже в конце XIII века, как отмечал исследователь истории русского права В. И. Сергеевич, церковную форму заключения брака соблюдали князья и бояре, а «простой же народ считал церковное венчание не нужным и продолжал совершать браки по языческим обычаям» <10>. Проповедники христианства на Руси, а именно «высшие церковные иерархи, монашествующие лица и грамотеи» <11> из Византии, привнесли аскетический взгляд на брак, принижая его и возвышая безбрачие как средство спасения. Супругам вменялось в обязанность жить «в целомудрии и страхе Божьем», муж имел власть над женой, отец — над детьми, а жена и дети должны были подчиняться главе семьи. По мнению М. И. Горчакова, в России в XV — XVII веках брак стал юридическим институтом, но «идея о супружестве как божественном установлении, получила весьма слабое и неточное развитие в сознании народа; понятие о значении брака как таинства оставалось невыясненным; брачные отношения супругов выражались не в «единении», «содружестве» и «нерасторжимом союзе любви», а в господстве мужа над женой и в рабстве жены пред мужем» <12>. Отечественные правоведы указывали на двойственность понятия «брак» по действующему в России законодательству, так как, с одной стороны, брак являлся таинством и относился к компетенции церковной власти, с другой — вступление в брак регулировалось законодательными актами светской власти. ——————————— <8> Там же. С. 15. <9> Горчаков М. И. О тайне супружества. М.; СПб., 1880. С. 301. <10> Сергеевич В. И. Лекции и исследования по древней истории русского права. СПб., 1910. С. 491. <11> Горчаков М. И. О тайне супружества. М.; СПб., 1880. С. 300. <12> Там же. С. 302.

В период XVIII и XIX веков в России сформировалось и господствовало воззрение на сущность брака как на церковное таинство. И часть отечественных правоведов пыталась сформулировать с позиций юриспруденции определение понятия «брак» в своих монографиях, другая же часть, как и представители канонического права, считала брак таинством. Известный российский юрист Д. И. Мейер утверждал, что возможность сформулировать определение брачного союза была не в области права, а в религии и нравственности <13>. По мнению К. А. Неволина, Д. И. Мейера и других известных юристов, наиболее удачным определением брака, имеющим «смешанную природу» <14>, являлось определение римского юриста Модестина, вошедшее в состав Градских законов, а затем — в Кормчую книгу и относящееся к каноническому праву: «Брак есть мужеви и жене сочетание. Событие во всей жизни, божественныя же и человеческия правды общение». Мнения отечественных правоведов определенным образом разделились и по вопросу юридической основы брака. К. П. Победоносцев, Г. Ф. Шершеневич считали, что брак имеет договорную основу, так как согласие двух лиц есть основание всего договорного права, и, следовательно, брак следует рассматривать как договор. А. И. Загоровский был убежден, что брак — институт особого рода (sui generis), включающий физический, нравственный, экономический, юридический и религиозный элементы, и его не следует причислять к договорному праву <15>. ——————————— <13> Мейер Д. И. Русское гражданское право. М., 2003. С. 713. <14> Там же. С. 714. <15> Загоровский А. И. Курс семейного права. М., 2003. С. 6.

С точки зрения теории государства и права необходимо отметить, что в российском законодательстве существовали и противоречия между светским правом и церковным. В обществе, независимо от его стадии развития, существует зависимость формы заключения брака от сложившегося в данный период и получившего государственную юрисдикцию понятия брака независимо от времени, пространства, нации. К. П. Победоносцев определил следующие составляющие узаконенного брака в отличие, например, от фактического сожительства: «…несомнительно выразить личную свободную волю сторон на вступление в брак; торжественно огласить вступление в брак перед обществом, определить начальную минуту законного брачного сожительства» <16>. Согласно римскому праву, брак имел торжественную форму confarreatio, где соединялось религиозное освещение брачного союза с юридическим действием. Это представляло определенный перечень действий, ставший ритуалом: в присутствии жрецов, совершавших жертвоприношение, мужу передавалась семейная власть над женой. Христианская церковь привнесла в институт брака понятие «таинство», которое осуществлялось во время обручения и венчания. Гражданский брак предполагал составление гражданским служащим в государственном учреждении документа о заключении брака лицам, решившим вступить в брак и изъявившим на это взаимное согласие. Следовательно, по мнению автора статьи, понятию брака как института «особого рода» соответствовал «факультативный брак», когда по усмотрению вступающих в брак они могли выбрать гражданскую или церковную форму закрепления брачных отношений. ——————————— <16> Победоносцев К. П. Курс гражданского права. Т. 2. М., 2003. С. 41.

В ныне действующем законодательстве, как и в семейном праве советского времени, понятие «брак» не было законодательно закреплено, что привело, например, к двойственной трактовке понятия «гражданский брак» в советский и постсоветский периоды российской истории. Предлагаем ввести понятие «брак» в Семейный кодекс РФ как равноправный союз мужчины и женщины, заключенный с целью создания семьи и порождающий систему официальных взаимных прав и обязанностей, возникающих с момента государственной регистрации брака.

——————————————————————