Проблема использования методик дистанционного обучения в преподавании курса гражданского процессуального права

(Демичев А. А.) («Юридическое образование и наука», 2007, N 2)

ПРОБЛЕМА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МЕТОДИК ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ В ПРЕПОДАВАНИИ КУРСА ГРАЖДАНСКОГО ПРОЦЕССУАЛЬНОГО ПРАВА

А. А. ДЕМИЧЕВ

В последнее десятилетие в связи с развитием новых технологий в образовательную практику (первоначально стран Запада, а позже и в России) стало активно внедряться дистанционное обучение. Изначально инициатива исходила от представителей естественных и технических наук. Однако сегодня речь идет и о дистанционном обучении гуманитариев, в том числе юристов. В этой ситуации вполне правомерной является постановка вопроса: насколько применимы методики дистанционного обучения праву в подготовке юристов. К сожалению, в нашей стране проблемы применимости и применяемости какой-либо образовательной технологии (да и вообще чего-либо) не являются на практике взаимосвязанными. Иногда получается, что образовательная технология в принципе неэффективна, но в силу конъюнктурных веяний применяется на практике. И наоборот, технология весьма эффективна, но в силу каких-то обстоятельств не используется. В литературе существуют различные определения дистанционного обучения <1>. Все они в конечном итоге сводятся к тому, что это особая форма обучения, при которой учебные процедуры осуществляются с использованием технологий (телекоммуникационных, информационных, почты и пр.) в условиях территориальной разобщенности преподавателя и студентов. ——————————— <1> См., напр.: Скуратов А. К. Методологические исследования в контексте дистанционного обучения // Телекоммуникации и информатизация образования. 2003. N 3. С. 24; Хасанов П. Ф., Батиров М. А. Новые технологии для дистанционного образования // Открытое образование. 2001. N 6. С. 57; Скибицкий Э. Г., Слудков А. В. Дистанционное обучение в системе Сибирского института финансов и банковского дела // Дистанционное образование. 2000. N 6. С. 56; Tsai S., Machado P. E-learning, online learning, web-based learning or distance learning: unveiling the ambiguity in current terminology // http://elearning. org/subpage/ sub_page. cfm? section=3&list;_item=6&page.; и др.

Ошибочным, на наш взгляд, является мнение, что дистанционное обучение возможно исключительно с помощью компьютерных технологий. Обмен информацией на расстоянии производится и с помощью других средств: аудио — и видеокассет, спутникового телевидения, пересылки печатных текстов по почте. В Западной Европе и США уже появились университеты, осуществляющие исключительно виртуальное обучение. Руководство учебного заведения и преподаватели в реальном мире никоим образом не контактируют со студентами. Даже диплом об окончании университета пересылается по почте. Такая форма дистанционного обучения, по нашему мнению, является профанацией. По сути, речь идет о покупке диплома. Кроме того, невозможно проверить, кто реально учился, выполнял задания и т. д. Таким образом, полностью бесконтактное дистанционное обучение вряд ли может быть эффективным. Следовательно, речь должна идти о сочетании традиционных и дистанционных форм. Однако возникает проблема этого сочетания. В технических и гуманитарных науках она должна решаться по-разному. Следует согласиться с Я. А. Барбенко, что возможности применения компьютерных технологий в гуманитарном образовании весьма ограничены <2>. Это обусловливается в первую очередь мировоззренческой разницей гуманитарных дисциплин и точных и естественных наук. В рамках гуманитарных наук, в том числе и юриспруденции, важным посылом является плюрализм взглядов на разные проблемы, а точные и естественные науки стремятся к унификации, однозначности и формализованности подходов и оценок. ——————————— <2> См.: Барбенко Я. А. Компьютерные технологии в контексте современного гуманитарного образования // Информационные технологии в управлении и учебном процессе: Материалы межрег. науч.-практ. конф., 11 — 13 октября 2000 г. Владивосток, 2000. С. 28 — 29.

Юриспруденция занимает особое место среди гуманитарных наук хотя бы в силу того, что она обладает значительной прагматической направленностью. Допустимо ли изучать право студентам исключительно дистанционно? Может быть, здесь следует обратиться к зарубежному опыту. Например, в США с 1997 г. по общему правилу запрещено использование дистанционного обучения при подготовке юристов <3>, а директор управления обучающих технологий Министерства образования США Дж. Бэйли заявил, что дистанционное обучение (имеется в виду дистанционное обучение в принципе) не заменяет традиционные высшие учебные заведения <4>. ——————————— <3> См.: Carnevale D. Bar association seeks to ease rules on distance education for law schools // The chronicle of higher education. 2002. July 5. V. 48. N 43. P. 32. <4> См.: Kieran V. A survey documents growth in distance education in late 1990s // http://chronicle. com/daili/2003/07/2003072102t. htm21.07.03.

По нашему мнению, получение классического дистанционного юридического высшего образования гражданами недопустимо, особенно если речь идет о получении первого высшего образования. Обучение праву требует отнюдь не виртуальных контактов преподавателя со студентами. В начале XX в. возникло такое понятие, как «академическая толпа». Смысл его состоит в том, что простое нахождение среди профессоров, преподавателей, студентов повышает общий уровень развития человека. Лишать студента возможности быть в этой «толпе» — значит лишить его духа науки, духа педагогики и, может быть, духа интеллекта. Известно, что личность преподавателя серьезным образом влияет на интерес студента к предмету. Во многом играют роль манера и стиль общения педагога, его личностные особенности, чувство юмора и пр. Кроме того, есть такие дисциплины, эффективное изучение которых бесконтактно просто невозможно. Например, судебная риторика, криминалистика, оперативно-розыскная деятельность, тактико-специальная подготовка и т. д. Следует отметить, что значительное число студентов начинает получение высшего образования в 17 — 18-летнем возрасте — сразу после окончания школы. В большинстве случаев это означает, что у них еще не сформирован интерес к учению как таковому. Госстандарт предусматривает целый комплекс дисциплин общекультурного блока — историю, философию и т. д. Для названного выше контингента они далеко не всегда представляют какую-либо ценность. Бесконтактное обучение превратит их изучение в окончательную фикцию. Существует еще один аспект проблемы. Программы дистанционного обучения в США и Западной Европе изначально делались с мощным экстерриториальным прицелом. В первую очередь — международным. Для юриспруденции в силу специфичности правовых систем, принадлежности к разным правовым семьям и т. д. выход на международный уровень не имеет больших перспектив (кроме международного права). Есть ли большая потребность в США в изучении уголовно-процессуального права Российской Федерации, а у российских студентов — в изучении уголовного законодательства, например, штата Миссури? Гражданское процессуальное право Российской Федерации является одной из важных отраслей отечественного права. Можно ли изучать данную дисциплину исключительно дистанционным способом? Теоретически — да. Однако на практике — нет. Дело в том, что изучение этого предмета включает в себя не только освоение теоретического материала — знакомство с Гражданским процессуальным кодексом РФ и другими нормативно-правовыми актами, учебной и научной литературой, но и выработку комплекса практических навыков и умений, а именно составления процессуальных документов, решения задач. В последнем случае особенно важна оперативность принятия решения, что в условиях дистанционного обучения возможно только с рядом ограничений. Кроме того, решение задач часто имеет множество нюансов, которые может пояснить только преподаватель. Не стоит забывать, что в рамках гражданского процесса недостаточно знать алгоритм поведения в той или иной ситуации. Действие по заданному образцу в реальном судебном процессе не всегда приводит к ожидаемому результату. Следовательно, решение задач должно быть не формальным, а требует комментариев. Достаточно известным является высказывание: «Где два юриста, там три мнения». Сферы гражданского и гражданского процессуального права это касается в первую очередь. Не случайно в ряде крупных вузов (например, Саратовской государственной академии права) проводятся методические семинары по гражданскому процессу для преподавателей, одной из целей которых является совместное решение задач, рассмотрение альтернативных вариантов их решения. Сотни российских вузов уже используют сочетание традиционных и дистанционных форм. Вариантов огромное количество. Опираясь на опыт Нижегородской академии МВД и ряда других вузов, полагаем, что применение дистанционных методик при изучении гражданского процессуального права России предполагает следующее. Необходима соответствующая материально-техническая база. Она включает в себя собственно компьютерные мультимедийные программы, а также доступные для пользователя компьютеры, фонд видеолекций и доступные видеоклассы. Кроме того, требуются педагоги, способные работать с использованием дистанционных методик. Следует ли переводить в видео — и мультимедиаформат лекции по гражданскому процессу? В принципе стоит. Однако заменять лектора телевизором или монитором компьютера (как это делается в Современной гуманитарной академии и ее многочисленных филиалах) в качестве основного способа подачи информации нецелесообразно. Как известно, применение одного-единственного приема или метода обучения неэффективно (пусть даже этот метод является ультрасовременным). Альтернативные формы подачи информации хороши в тех случаях, когда студент по каким-то причинам не смог присутствовать на лекции либо преподаватель не смог провести занятие. Или когда тема была плохо усвоена студентом. В данном случае происходит всего лишь совершенствование форм фондовых лекций, которые являются неотъемлемым элементом учебно-методических комплексов многих кафедр гражданского процесса. Как правило, на кафедрах имеются специальные папки, в которых содержатся печатные варианты лекций по всем темам курса. Любой студент может прийти и ознакомиться с этими материалами. Правда, на практике это происходит крайне редко. Задачи по гражданскому процессу также могут быть переведены в видеоформат. Может быть проведена экранизация задач (что-то наподобие сюжетов программы «Час суда» и ей подобных, только на профессиональном уровне). Тем самым происходит еще большее приближение задачи к реальной ситуации, имеющей место в суде. В студенческое восприятие в этом случае включаются и мимические, речевые моменты, происходит учет ряда внешних факторов, которые могут повлиять на исход дела. Достаточно продуманной видится нам схема, применяемая, например, в Воронежском экономико-правовом институте. Там в дистанционном обучении выделяется три этапа: 1) контактные установочные лекции; 2) передача по Интернету лекционного материала по отдельным темам, выдача индивидуальных заданий студентам и получение от них обратной информации, осуществление текущего контроля; 3) итоговый контроль в виде экзамена или зачета <5>. ——————————— <5> См.: Мещерякова И. Е., Паринова Л. В. О дистанционном обучении юридическим дисциплинам // Открытое образование. 2003. N 1. С. 69 — 73.

По нашему мнению, контактные лекции и особенно семинарские и практические занятия, тренинги, различные игровые формы должны являться неотъемлемым элементом обучения гражданскому процессуальному праву. Именно в этих случаях студенты учатся учиться. Формы отчетности также должны быть контактными и устными. А вот дополнительный объем информации может быть получен дистанционно. В первую очередь юристам необходимо обеспечить доступ к справочно-информационным системам типа «Кодекс», «Гарант», «КонсультантПлюс». Особенно это важно в условиях динамично меняющегося гражданского процессуального законодательства. В случае отсутствия необходимой учебной литературы можно использовать электронные учебники. Правда, различные исследования показывают, что использование печатных книг более эффективно. Электронный учебник нужен не вместо (это крайний случай), а вместе с обычными учебниками. Более важно в учебно-практических целях применять электронные практикумы, которые не только содержат задания, необходимый справочный аппарат, но и позволяют без помощи преподавателя проконтролировать эффективность получения знаний студентами. В первую очередь речь идет о самоконтроле. Использование тестовых методик в электронном варианте представляет собой не только средство контроля, но и своеобразный метод обучения — сделав несколько попыток, студент придет-таки к правильному результату. Электронные тесты в отличие от печатных имеют одно несомненное преимущество: ответы на поставленные вопросы имеются, но просто так они студенту недоступны. Они становятся доступными только при подведении результатов тестирования. В печатных же тестах ответы либо не даются вовсе (в итоге студент не знает, правильно ли он ответил), либо приводятся в конце пособия (в этом случае мало кто удерживается, чтобы не заглянуть в них еще в процессе решения). Все сказанное выше позволяет рассматривать дистанционное обучение не как очередную педагогическую панацею, а как усовершенствованное заочное обучение. Если в традиционной системе заочного обучения контроль над качеством усвоения материала осуществляется только в форме промежуточной и итоговой аттестации (да и та нередко проводится формально), то дистанционные методики позволяют сделать контроль более регулярным и качественным. Кроме того, в установленное время в режиме он-лайн возможны консультации студентов преподавателями. При обычном заочном обучении консультации преподавателей — явление весьма редкое. Даже если время для них у преподавателя и находится, далеко не всегда сами студенты-заочники имеют возможность приехать в вуз. Дистанционные методики ликвидируют этот недостаток. Дистанционное обучение при очной форме высшего образования — нонсенс, так как «дистанционность» и «очность» — понятия антитезные. Собственно при очном обучении отсутствует основной признак дистанционного обучения — территориальная разобщенность обучающего и обучаемых. Однако элементы дистанционного обучения, отдельные его методы не только допустимы, но и желательны при очном юридическом образовании. Так, для студентов в качестве пособия для самостоятельной подготовки целесообразно создавать электронный фонд учебной литературы, лекций, электронные тесты, видеолекции. Но не следует забывать, что юриспруденция — это сфера деятельности «человек — человек», поэтому контакты преподавателя и студента, их совместная деятельность являются залогом успешного овладения профессией юриста.

——————————————————————