К вопросу о праве военнослужащих на получение квалифицированной юридической помощи

(Яткевич О. Г.) («Военно-юридический журнал», 2011, N 3)

К ВОПРОСУ О ПРАВЕ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ НА ПОЛУЧЕНИЕ КВАЛИФИЦИРОВАННОЙ ЮРИДИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ

О. Г. ЯТКЕВИЧ

Яткевич О. Г., адъюнкт кафедры теории и истории государства и права Санкт-Петербургского военного института внутренних войск МВД России, начальник кафедры теории и истории государства и права Новосибирского военного института внутренних войск имени генерала армии И. К. Яковлева МВД России, подполковник юстиции.

В современной юридической науке термин «право» используется в нескольких значениях. Одно из значений названного термина — официально признанные возможности, которыми располагает физическое или юридическое лицо, организация. Так, граждане имеют право на труд, отдых, охрану здоровья, имущество и т. д., организации располагают правами на имущество, на деятельность в определенной сфере государственной и общественной жизни и т. п. Во всех этих случаях речь идет о праве в субъективном смысле, т. е. о праве, принадлежащем отдельному лицу — субъекту права. Право — это обусловленная природой человека и общества и выражающая свободу личности система регулирования общественных отношений, которой присущи нормативность, формальная определенность в официальных источниках и обеспеченность возможностью государственного принуждения. Формирование и функционирование права как выражения свободы, справедливости и разума возможны только в обществе, в котором все индивиды имеют экономическую, политическую и духовную свободу. Но это осуществимо лишь в развитом гражданском обществе и правовом государстве. Россия неуклонно движется к созданию правового государства и цивилизованного гражданского общества. Правовая реформа — основное направление общественного прогресса. Все ветви государственной власти делают все возможное, чтобы во главу угла были действительно положены права, свободы и законные интересы каждой личности. В связи с этим в 1993 г. право граждан на квалифицированную юридическую помощь приобрело значение конституционного принципа <1>. Незаметно для юридического сообщества право на квалифицированную юридическую помощь, воспринимавшееся первоначально как декларативная норма, оказалось востребованным в современном российском обществе, и его содержание получило значительное развитие. Основным субъектом конституционного права на квалифицированную юридическую помощь является индивид, гражданин. В конституционном праве это есть субъект постоянных правоотношений, т. е. носитель права, вытекающего из Конституции РФ, и он вправе требовать от государства защиты этого права и создания условий для его реализации. ——————————— <1> Конституция Российской Федерации (Ч. 1 ст. 48) // Российская газета. 2009. N 7.

Конституция Российской Федерации закрепляет право каждого защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом <2>. Одним из таких способов является судебная защита, которая согласно Конституции Российской Федерации гарантируется каждому <3>. Право на судебную защиту, как следует из данной нормы во взаимосвязи со ст. 17 Конституции Российской Федерации, относится к основным неотчуждаемым правам и свободам человека и гражданина. Реализации права на судебную защиту, наряду с другими правовыми средствами, служит институт судебного представительства, обеспечивающий заинтересованному лицу получение квалифицированной юридической помощи <4>, а в случаях невозможности непосредственного (личного) участия в судопроизводстве — доступ к правосудию <5>. ——————————— <2> Конституция Российской Федерации. (Ч. 2 ст. 45) // Российская газета. 2009. N 7. <3> Конституция Российской Федерации. (Ч. 1 ст. 46) // Российская газета. 2009. N 7. <4> Конституция Российской Федерации. (Ч. 1 ст. 48) // Российская газета. 2009. N 7. <5> Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 16 июля 2004 г. N 15-П «По делу о проверке конституционности части 5 статьи 59 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в связи с запросами Государственного Собрания — Курултая Республики Башкортостан, губернатора Ярославской области, Арбитражного суда Красноярского края, жалобами ряда организаций и граждан».

Поскольку право на получение квалифицированной юридической помощи закреплено в Конституции РФ, то оно относится к основным, т. е. конституционным, правам и свободам. Другие, производные от него права, например на защитника, на нотариальное удостоверение прав, на юридическую консультацию, на информацию в вопросах права, закрепляются в иных нормативных правовых актах федерального и регионального уровней. Они не являются «второсортными» и менее значимыми. Обеспечение этих прав находится под равной с конституционными правами защитой государства <6>. ——————————— <6> Галоганов А. П. Адвокатура России сегодня // Российская юстиция. 2000. N 9. С. 30.

Понимание права на квалифицированную юридическую помощь в широком смысле позволяет утверждать, что связывать использование этого права с судебным разбирательством неверно. Этим правом человек может пользоваться и вне судебного разбирательства, в конкретных жизненных ситуациях, а государство обязано обеспечить его реализацию. Например, М. В. Баглай относит право на получение юридической помощи к конституционным гарантиям правосудия <7>. Однако данная позиция при всей ее целесообразности представляется недостаточно обоснованной теоретически. Это объясняется тем, что в Конституции речь идет о праве на получение квалифицированной юридической помощи, а не о гарантии правосудия. ——————————— <7> Баглай М. В., Габричидзе Б. Н. Конституционное право Российской Федерации: Учебник для вузов. М., 2006.

Федеральным законом от 31 мая 2002 г. N 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» адвокатская деятельность определяется как квалифицированная юридическая помощь, оказываемая на профессиональной основе лицами, получившими статус адвоката в порядке, установленном указанным Федеральным законом, физическим и юридическим лицам в целях защиты их прав, свобод и интересов, а также обеспечения доступа к правосудию. В соответствии со ст. 2 названного Федерального закона адвокатом является лицо, получившее в установленном указанным Федеральным законом порядке статус адвоката и право осуществлять адвокатскую деятельность. Адвокат является независимым профессиональным советником по правовым вопросам. При этом адвокатура является профессиональным сообществом адвокатов и как институт гражданского общества не входит в систему органов государственной власти и органов местного самоуправления (ст. 3 вышеназванного Федерального закона). Термин «адвокат» происходит от латинского слова advocare — «призывать на помощь». Под адвокатом (лат. Advocatus) всегда понимался юрист, оказывающий профессиональную правовую помощь посредством консультаций, защиты обвиняемого на суде и т. д. <8>. ——————————— <8> Вайпан В. А. Настольная книга адвоката: Постатейный комментарий к Федеральному закону об адвокатской деятельности и адвокатуре, нормативно-методические материалы. М., 2006.

Несомненно, адвокатура является необходимым элементом любого цивилизованного гражданского общества <9>. ——————————— <9> Галоганов А. П. Адвокатура России сегодня // Российская юстиция. 2000. N 9.

В последнее время правовая действительность, дебаты в органах государственной власти, публикации в средствах массовой информации подтверждают усиление роли адвокатуры в защите прав и законных интересов граждан и юридических лиц <10>. ——————————— <10> Где два адвоката, три мнения: Федеральная палата адвокатов готовит предложение, которое вызовет скандал среди юристов // Российская газета. 29.01.2008.

В соответствии со ст. 22 Федерального закона «О статусе военнослужащих»: «1. Судопроизводство по делам с участием военнослужащих, проходящих военную службу на территории Российской Федерации, осуществляется в соответствии с федеральными законами, а военнослужащих, проходящих военную службу за пределами территории Российской Федерации, кроме того, с учетом общепризнанных принципов, норм международного права и международных договоров Российской Федерации. 2. Военнослужащим обеспечивается право на защиту в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. 3. Юридическая помощь оказывается бесплатно: — органами военного управления и органами военной юстиции в пределах своих функциональных (должностных) обязанностей — всем военнослужащим, гражданам, уволенным с военной службы, и членам их семей по вопросам, связанным с прохождением военной службы; — органами предварительного следствия и судом, в производстве которых находится уголовное дело. Адвокаты оказывают юридическую помощь военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, по вопросам, связанным с прохождением военной службы, а также по иным основаниям, установленным федеральными законами, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации» <11>. ——————————— <11> Федеральный закон от 27.05.1998 N 76-ФЗ (ред. от 14.03.2009) «О статусе военнослужащих» // Собрание законодательства РФ. N 22. Ст. 2331.

Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам ответственности военнослужащих», а также Федеральный закон «О судопроизводстве по материалам о грубых дисциплинарных проступках при применении к военнослужащим дисциплинарного ареста и об исполнении дисциплинарного ареста» от 1 декабря 2006 г. N 199-ФЗ внесли кардинальные изменения в действующее законодательство. Так, в частности, были внесены изменения в следующие законодательные акты: Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, Федеральный закон от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», Федеральный закон от 12 июля 1999 г. N 161-ФЗ «О материальной ответственности военнослужащих». Несомненно, основной целью принятия данных законодательных актов являлось изменение правовой основы (процедуры) привлечения военнослужащих к юридической ответственности, в частности дисциплинарной. Так, в соответствии с п. 2 ст. 28.1 Федерального закона «О статусе военнослужащих» в качестве защитника к участию в производстве по материалам о грубом дисциплинарном проступке допускается адвокат. Полномочия адвоката удостоверяются ордером, выданным соответствующим адвокатским образованием. Статья 6 Федерального закона от 1 декабря 2006 г. N 199-ФЗ «О судопроизводстве по материалам о грубых дисциплинарных проступках при применении к военнослужащим дисциплинарного ареста и об исполнении дисциплинарного ареста» устанавливает также правило, согласно которому в качестве защитника к участию в судебном рассмотрении материалов о грубом дисциплинарном проступке допускается адвокат. Полномочия адвоката удостоверяются ордером, выданным соответствующим адвокатским образованием. Таким образом, с 1 января 2007 г. оказывать юридическую помощь военнослужащим, привлекаемым к дисциплинарной ответственности в порядке производства по материалам о грубом дисциплинарном проступке, могут только адвокаты. На наш взгляд, указанное положение не основано на нормах международного права, принципах, заложенных в Конституции Российской Федерации, ущемляет право выбора военнослужащих на защиту своих прав и законных интересов, в том числе судебную защиту, а также ограничивает возможность оказания правовой помощи гражданами, не имеющими статуса адвоката. Лишение возможности пользоваться квалифицированной юридической помощью по своему выбору можно расценивать как неравенство сторон. Положения ст. ст. 7, 8 и 10 Всеобщей декларации прав человека (принята на третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН Резолюцией 217 А (III) от 10 декабря 1948 г.), п. 1 ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах (Нью-Йорк, 19 декабря 1966 г.) и ст. 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод ETS N 005 (Рим, 4 ноября 1950 г.) гарантируют равенство всех перед законом и судом, право каждого на справедливое разбирательство спора о его гражданских правах и обязанностях независимым и беспристрастным судом, созданным на основании закона. Названные положения, как относящиеся к общепризнанным принципам и нормам международного права согласно ч. 4 ст. 15 Конституции Российской Федерации являются составной частью правовой системы Российской Федерации. В ст. 49 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации указано, что представителями в суде могут быть дееспособные лица, имеющие надлежащим образом оформленные полномочия на ведение дела. В соответствии со ст. 59 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане вправе вести свои дела в арбитражном суде лично или через представителей. Ведение дела лично не лишает гражданина права иметь представителей. Представителями граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей и организаций, могут выступать в арбитражном суде адвокаты и иные оказывающие юридическую помощь лица. Представителем в арбитражном суде может быть дееспособное лицо с надлежащим образом оформленными и подтвержденными полномочиями на ведение дела. В Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено, что в качестве защитника или представителя к участию в производстве по делу об административном правонарушении допускается адвокат или иное лицо, чьи полномочия удостоверяются доверенностью, оформленной в соответствии с законом. Более того, ст. 49 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации в определенных случаях позволяет на стороне защиты участвовать лицу, не имеющему статуса адвоката. В уголовном процессе организации, выступающие в качестве потерпевшего или гражданского истца, в соответствии с ч. 1 ст. 45 УПК РФ также вправе выбирать представителя не только из числа адвокатов. Как указал Конституционный Суд Российской Федерации, лишение этих участников уголовного судопроизводства права обратиться помимо адвоката к другим лицам, способным, как они полагают, оказать квалифицированную юридическую помощь, фактически привело бы к понуждению их использовать только один способ защиты, что не согласуется с ч. 2 ст. 45 Конституции Российской Федерации; такое ограничение вопреки ч. 1 ст. 48 Конституции Российской Федерации значительно сузило бы возможности потерпевшего и гражданского истца свободно выбирать способ защиты своих интересов, а также право на доступ к правосудию, что гарантировано ч. 1 ст. 46 Конституции Российской Федерации. Таким образом, в отличие от граждан, не обладающих статусом военнослужащего, в судопроизводствах, перечисленных в ст. 118 Конституции Российской Федерации, военнослужащие в случае привлечения к дисциплинарной ответственности в судебном порядке фактически лишены возможности пользоваться квалифицированной юридической помощью со стороны избранных ими по своему усмотрению представителей (не имеющих статуса адвоката). Указанные выше нормы Федерального закона «О статусе военнослужащих», а также Федерального закона «О судопроизводстве по материалам о грубых дисциплинарных проступках при применении к военнослужащим дисциплинарного ареста и об исполнении дисциплинарного ареста» ставят граждан в неравное положение, а также нарушают конституционные права частнопрактикующих юристов и сотрудников юридических фирм, не имеющих статуса адвоката, поскольку препятствуют их участию в защите прав и законных интересов военнослужащих в качестве их представителей, что противоречит ст. ст. 2, 8, 19, 34, 55, 123 Конституции Российской Федерации. Более того, указанные нормы ставят адвокатов в привилегированное положение, что не соответствует принципу правового равенства ч. ч. 1 и 2 ст. 19, а также противоречит ст. ст. 1, 2, 6, 7, 8, 17, 18, 30, 45, 46, 48, 55 и 123 Конституции Российской Федерации. Такое ограничение можно рассмотреть как принуждение вступать в адвокатское сообщество вопреки желанию лица, имеющего юридическое образование. Гарантируемые Конституцией Российской Федерации поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности, признание и равная защита различных форм собственности, право каждого на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности, право каждого свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию создают правовую основу для осуществления юридическими лицами и физическими лицами — индивидуальными предпринимателями деятельности по оказанию юридических услуг. В соответствии со ст. 29 Всеобщей декларации прав человека при осуществлении своих прав и свобод каждый человек должен подвергаться только таким ограничениям, какие установлены законом исключительно в целях обеспечения должного признания и уважения прав и свобод других и удовлетворения справедливых требований морали, общественного порядка и общего благосостояния в демократическом обществе. Ограничение принципа диспозитивности, в том числе и при выборе представителя в арбитражном процессе, как и вообще ограничение любого права допустимо лишь в строго ограниченных случаях, когда устанавливаемые ограничения продиктованы конституционно значимыми целями. В частности, в соответствии с ч. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина, а в равной степени также и права организаций могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Таким образом, федеральный законодатель вправе предусмотреть какие-либо преимущества для адвокатов при допуске их в качестве представителей в суде, если необходимость таких преимуществ обусловлена публичными интересами, что, например, имеет место в уголовном судопроизводстве в отношении представителей обвиняемого. Однако ограничения, содержащиеся в Федеральных законах «О статусе военнослужащих» и «О судопроизводстве по материалам о грубых дисциплинарных проступках при применении к военнослужащим дисциплинарного ареста и об исполнении дисциплинарного ареста», указанным требованиям не отвечают, поэтому эти ограничения не обусловлены конституционно значимыми целями и публичными интересами. На основании изложенного можно прийти к выводу, что военнослужащие, считающие, что указанными положениями законодательства нарушаются их права, гарантированные международным правом, а также Конституцией Российской Федерации, вправе в порядке, предусмотренном Федеральным конституционным законом от 21 июля 1994 г. N 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации», обратиться с соответствующей жалобой в Конституционный Суд Российской Федерации. Однако ст. 53 названного федерального конституционного закона предусмотрено, что представителями сторон могут быть только адвокаты или лица, имеющие ученую степень по юридической специальности.

——————————————————————