Зарубежный опыт электронного голосования на выборах

(Горностаева Е. О.) («Конституционное и муниципальное право», 2008, N 21)

ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ ЭЛЕКТРОННОГО ГОЛОСОВАНИЯ НА ВЫБОРАХ

Е. О. ГОРНОСТАЕВА

Горностаева Е. О., студентка 4-го курса Магаданского филиала Московской государственной юридической академии.

Статья посвящена практике применения электронного голосования на политических выборах в зарубежных государствах. В ней рассмотрены юридические, технические, политические, экономические и психологические аспекты данного вопроса. В статье рассматриваются пути и методы разрешения проблем, возникающих при проведении электронного голосования, а также обозначены положительные стороны данного явления и перспективы его дальнейшего внедрения в зарубежных странах и Российской Федерации. Статья представляет собой одно из немногих полноценных исследований электронного голосования, проводившихся в России. This article is devoted to practice of application of electronic voting on political elections in the foreign states. In it legal, technical, political, economic and psychological aspects of the given question are considered. In article ways and methods of the resolution of problems, arising are considered at carrying out of electronic voting, as well as positive sides of the given phenomenon and prospect of its further introduction in foreign countries and in the Russian Federation are designated. Article represents one of few adequate researches of electronic voting spent Russia <*>. ——————————— <*> Gornostaeva E. O. Foreign experience of the electronic voting on the elections.

В современный век развития информационных технологий процессы информатизации затрагивают все сферы деятельности общества. Не является исключением и избирательный процесс. В течение многих лет голосование на выборах проводилось при помощи бумажных бюллетеней. При проведении такого голосовании нередко возникали трудности. Избирателям, которые не могут присутствовать в день выборов на избирательном участке, фактически приходилось отказываться от своего права проголосовать, а голосующие часто сталкивались с «неудобными» бюллетенями, которые содержали большое количество листов или имели неудачный дизайн. Так, например, на выборах Президента США в 2000 г. в Палм-Бич из-за слишком яркого оформления бланков 4% избирателей не смогли правильно проголосовать за своего кандидата или выбрали сразу двух <1>. ——————————— <1> http://www. sciam. ru/2005/1/polit. shtml

Для кандидатов и членов избирательных комиссий остро стоял вопрос и о фальсификации итогов выборов в случае подмены бюллетеней. Общим для всех неудобством оставалась низкая скорость подсчета голосов и сомнения в абсолютной точности этого подсчета. В последние же годы все больше государств внедряют принципиально новый способ проведения выборов — электронное голосование (далее — ЭГ). В России также идут процессы, направленные на внедрение систем ЭГ на выборах всех уровней власти. ЭГ подразумевает под собой такой способ голосования, при котором граждане вместо бумажного бюллетеня используют в качестве средства для передачи своего голоса электронные средства или средства электронной связи. В соответствии с Рекомендацией Комитета Министров Совета Европы государствам-членам «О юридических, оперативных и технических стандартах электронного голосования» <2> целями ЭГ являются, в частности: ——————————— <2> http://www. coe. int/T/R/Cm/%5BRussian_doc%5D/%5B2004%5D/e-voting. asp

— предоставление избирателям возможности проголосовать в месте ином, чем избирательный участок в их избирательном округе; расширить доступ к процессу голосования для избирателей-инвалидов или избирателей, имеющих другие трудности для физического присутствия на избирательном участке и использования имеющегося там оборудования; — повышение явки избирателей путем предоставления дополнительных каналов для голосования; — снижение со временем общих расходов для избирательных органов, связанных с проведением выборов или референдума; — объявление результатов выборов на более надежной основе и в более короткие сроки. В зависимости от того, какой способ электронной подачи голосов используется, можно выделить следующие виды ЭГ: — дистанционное, с помощью Интернета; — с помощью терминалов, установленных на избирательных участках. Процедура дистанционного ЭГ через Интернет достаточно проста и понятна. Для того чтобы убедиться в действительности этого факта, обратимся к опыту Эстонской Республики, где 4 марта 2007 г. прошли полномасштабные интернет-выборы в Парламент. На официальном сайте, который содержит информацию по обучению дистанционному ЭГ и одновременно является ресурсом непосредственно для осуществления этого дистанционного ЭГ, сказано следующее: «Проголосовать по Интернету можно в любом компьютере, который имеет: — устройство, считывающее с чип-карточки, и программное обеспечение к нему; — подсоединение к Интернету; — операционные системы Windows, MacOS или Linux» <3>. ——————————— <3> http://www. valimised. ee/teema_rus. html

Прежде чем приступить к голосованию, необходимо вставить индивидуальную идентификационную карту (ID-карту) в устройство для ее считывания, так называемый карт-ридер (в эстонских магазинах это устройство стоит всего около 8 долл. <4>). К ID-карточке прилагаются PIN-коды (PIN 1 и PIN 2). После того как ID-карточка вставлена в считывающее устройство, запрашивается PIN 1 для идентификации личности. Далее избиратель скачивает и запускает так называемый evoit-client, т. е. программу, которая устанавливается на ПК избирателя и с помощью которой и осуществляется голосование. Если система подтверждает, что избиратель обладает правом голоса, то появляется веб-страница с фамилиями кандидатов. Далее избиратель производит выбор кандидата из предложенного списка. Для закрепления выбора, т. е. для его электронного подписания, у избирателя запрашивается код PIN 2. На этом электронное голосование закончено, и избирателя попросят закрыть окно программы. После этого можно извлечь ID-карточку из считывателя <5>. ——————————— <4> http://www. habrahabr. ru/blog/columns/7103.html <5> http://www. valimised. ee/teema_rus. html

Описанная выше процедура дистанционного ЭГ легко выполнима и занимает немного времени. Все дополнительные устройства, которые нужны для ее осуществления, легко доступны для получения. Например, ID-карта служит внутренним паспортом в Эстонии, это удостоверение личности, которое выдается Департаментом гражданства и миграции Эстонской Республики. PIN-коды получают бесплатно в Бюро обслуживания Департамента гражданства и миграции. Что касается карт-ридера или считывателя, то для ЭГ не требуется никакого конкретного, строго определенного вида считывателя, можно воспользоваться любым считывателем, который доступен в магазине компьютерной техники. Отсутствие серьезных нарушений и широкая поддержка интернет-голосования гражданами Эстонии позволяют судить о его достаточной надежности, безопасности и легитимности результатов, полученных при его помощи. Однако не стоит забывать, что Эстония — это небольшое государство, активным избирательным правом в котором обладают чуть более 1 млн. граждан. Поэтому большой нагрузки на систему дистанционного ЭГ не дается, в отличие от государств, где количество избирателей в десятки раз выше и в которых система может давать сбои с большей вероятностью. Также необходимо отметить, что избиратель может лишь убедиться в том, что его голос засчитан. Но вопрос о том, правильно ли засчитан его голос, остается без ответа, так как согласно п. 51 Рекомендации СЕ, а именно Операционным стандартам: «Дистанционная система электронного голосования не должна позволять избирателю иметь возможность получать доказательство содержания поданного голоса». Очевидно, что данное положение направлено на обеспечение одного из важнейших принципов свободных выборов — тайны голосования. Но тогда возникает сомнение насчет того, правильно ли будет учтен голос избирателя. Ведь возможны и сбои в работе системы для ЭГ. Также не стоит забывать о типично компьютерных уязвимостях, таких, как вирусы и атаки типа DOS на сервер голосования. Говоря о голосовании через терминалы, нужно отметить, что этот вид наиболее распространен в мировой практике, в особенности в США и странах Западной Европы. Существует множество видов терминалов, одни из них просто обрабатывают бумажные бюллетени, а другие, например с сенсорным экраном, служат средством для голосования. Голосование через терминал позволяет вести быстрый и точный подсчет голосов и исключить возможность подмены бюллетеней. Главная проблема этого вида голосования — сбои в работе терминалов. Выпуском таких аппаратов занимается большое количество фирм. Коммерческие фирмы, конкурируя между собой, стараются быстрее выпустить новый продукт, порой забывая о главном предназначении таких терминалов: об обеспечении надежности и безопасности выборов. Создание единых государственных стандартов позволило бы государственным специалистам, работающим в избирательных комиссиях, должным образом тестировать такие терминалы. В данный момент такая возможность не всегда предоставляется, так как программы защиты информации, заложенные в терминалах, разрабатываются различными фирмами, чьи алгоритмы представляют собой коммерческую тайну. Разработка стандартов и государственный контроль за их соблюдением позволили бы устранить большую часть проблем при данном виде голосования. Это дало бы возможность избирательным комиссиям обеспечивать постоянный и жесткий контроль обработки, передачи и хранения данных. По нашему мнению, ЭГ выходит за рамки простой автоматизации процесса выборов с целью более быстрого и упрощенного подсчета голосов и снижения возможных нарушений в процессе выборов. ЭГ зачастую преследует цели, направленные на лучшее обеспечение использования гражданами своего активного избирательного права, открывает дополнительные возможности для голосования. Например, в Германии разработана электронная система голосования для слепых и слабовидящих граждан. С помощью специальной пленки-шаблона слепые и слабовидящие граждане смогут голосовать без посторонней помощи <6>. Также можно отметить, что для людей с ограниченными физическими возможностями электронное голосование, в большей степени голосование через Интернет, является более комфортным и удобным, чем голосование традиционным способом, т. е. с посещением избирательного участка и заполнением бумажного бюллетеня. ——————————— <6> http://www. emigranty. ru/news. php? nid=10455

Как мы могли убедиться, в настоящее время ЭГ имеет еще много проблем. Независимые эксперты по компьютерным технологиям без устали твердят, что подобные системы в их нынешнем виде слишком ненадежны, подвержены трудно выявляемым ошибкам и манипуляциям и вообще еще не дозрели до массового применения. Фирмы-изготовители утверждают прямо противоположное. Ну а что думают избиратели, демонстрируют социологические опросы. Так, завершившееся в августе исследование независимой фирмы Ponemon Institute показало, что общество больше склонно верить фирмам и политикам, продвигающим электронные системы голосования, нежели компьютерщикам. Опрос примерно трех тысяч рядовых респондентов и сотни компетентных экспертов дал следующие результаты: 83% специалистов по компьютерной безопасности заявили, что новые электронные машины гораздо более уязвимы перед различными манипуляциями, нежели традиционные системы подсчета бюллетеней, а вот среди обычной публики так считают лишь 19% <7>. ——————————— <7> http://offline. computerra. ru/2004/553/35442/

Однако при грамотной и прозрачной процедуре голосования абсолютно невозможно осуществить массовую подтасовку результатов. Переход к ЭГ является лишь вопросом времени, в течение которого удастся устранить имеющиеся недостатки в работе системы ЭГ. В России первый шаг к введению повсеместного электронного голосования уже сделан, и не вызывает сомнения, что такие шаги будут и дальше. Вопрос только в том, как скоро будет введено ЭГ в масштабе всего государства и в какой форме это голосование будет осуществляться. Ответ на этот вопрос полностью зависит от уровня развития техники и психологической подготовки граждан к такому виду осуществления своего избирательного права.

——————————————————————