Организационно-правовая дифференциация первой помощи и медицинской помощи как элементов охраны здоровья граждан
(Закурдаева А. Ю.) («Медицинское право», 2014, N 1)
ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВАЯ ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ПЕРВОЙ ПОМОЩИ И МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ КАК ЭЛЕМЕНТОВ ОХРАНЫ ЗДОРОВЬЯ ГРАЖДАН
А. Ю. ЗАКУРДАЕВА
Закурдаева Алина Юрьевна, юрисконсульт Центрального научно-исследовательского института организации и информатизации здравоохранения МЗ РФ (Москва).
В статье в организационно-правовом аспекте раскрываются цели, задачи и содержание первой помощи как особого вида организации охраны здоровья граждан, отличного от медицинской помощи. Автором предлагается собственное научно обоснованное нормативное определение понятия «первая помощь».
Ключевые слова: организация оказания первой помощи, медицинская помощь, охрана здоровья, догоспитальный этап.
Organizational and legal differentiation of first aid and medical care as elements of the health protection A. Yu. Zakurdaeva
The article shows in organizational and legal aspects content of the first aid as a part of health protection different from medical care. The author suggests scientifically based regulatory definition of «first aid».
Key words: organization of first aid, medical care, health protection, prehospital care.
Термин «первая помощь» для обозначения особого вида помощи, оказываемого лицами, не имеющими медицинского образования, при травмах и неотложных состояниях на месте происшествия до прибытия медицинского персонала, был впервые введен Федеральным законом от 25 ноября 2009 г. N 267-ФЗ «О внесении изменений в Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан и отдельные законодательные акты Российской Федерации» <1>, дополнившим Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан <2> ст. 19.1 «Первая помощь». ——————————— <1> Собрание законодательства Российской Федерации. 2009. N 48. Ст. 5717. <2> Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1993. N 33. Ст. 1318.
В новом Федеральном законе от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» <3> первой помощи посвящена ст. 31. Кроме того, в ст. 29 рассматриваемого Закона первая помощь называется в качестве меры охраны здоровья граждан наряду с организацией оказания всех видов медицинской помощи. ——————————— <3> Российская газета. 23.11.2011.
Таким образом, Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» выделяет первую помощь как самостоятельный вид помощи, отличный от медицинской, что, по нашему мнению, влечет необходимость утверждения нормативного определения понятия «первая помощь». Однако в числе основных понятий, используемых в ст. 2 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», установлено только определение понятия «медицинская помощь», а определение понятия «первая помощь» ни данный Федеральный закон, ни иной нормативно-правовой акт не закрепляют. Отсутствие такого определения препятствует легальному разграничению первой и медицинской помощи и является пробелом в нормативном регулировании организации оказания первой помощи, так как первая помощь отличается в организационно-правовом аспекте от медицинской по целям, задачам и содержанию. Остановимся на рассмотрении данного тезиса подробнее. Дифференциацию первой и медицинской помощи начнем с рассмотрения целей их оказания, которые соотносятся как общее и частное. Медицинская помощь оказывается с целью лечения различных заболеваний, а также их профилактики, диагностики и медицинской реабилитации. Цель оказания первой помощи ограничена устранением только самых неотложных и угрожающих жизни состояний, которые требуют вмешательства в самые кратчайшие сроки. Перечень таких состояний установлен Приказом Минздравсоцразвития России от 4 мая 2012 г. N 477н «Об утверждении Перечня состояний, при которых оказывается первая помощь, и Перечня мероприятий по оказанию первой помощи» <4>. ——————————— <4> Российская газета. 23.05.2012.
Рассматривая далее в организационно-правовом аспекте дифференциацию первой и медицинской помощи, перейдем к анализу содержания этих двух комплексов мероприятий. Медицинская помощь организуется и оказывается в соответствии с порядками оказания медицинской помощи и на основе стандартов медицинской помощи (ст. 37 ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»), а первая помощь оказывается в соответствии с утвержденным Перечнем мероприятий по оказанию первой помощи (приложение N 2 к Приказу Минздравсоцразвития России от 4 мая 2012 г. N 477н «Об утверждении Перечня состояний, при которых оказывается первая помощь, и Перечня мероприятий по оказанию первой помощи»). Перечень содержит 11 медико-организационных мероприятий, которые просты в исполнении и рассчитаны на людей, не имеющих специального медицинского образования. Наконец, различается круг потенциальных участников оказания этих двух видов помощи. Согласно ст. 32 ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» медицинская помощь оказывается только медицинскими организациями. Под медицинской организацией ст. 2 указанного Закона понимает юридическое лицо или индивидуального предпринимателя, которые имеют соответствующую лицензию. Первая помощь согласно ст. 31 ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» оказывается установленным кругом лиц, имеющих соответствующую подготовку и (или) навыки, без специального разрешения. Так, согласно действующему законодательству обязаны оказывать первую помощь сотрудники органов внутренних дел Российской Федерации <5>, сотрудники, военнослужащие и работники Государственной противопожарной службы, муниципальной пожарной охраны, ведомственной пожарной охраны, частной пожарной охраны, добровольной пожарной охраны <6>, спасатели аварийно-спасательных формирований и аварийно-спасательных служб <7>, судебные приставы <8>, сотрудники уголовно-исполнительной системы <9>, военнослужащие Вооруженных Сил Российской Федерации <10> и другие категории лиц <11>. Кроме того, все лица, имеющие соответствующую подготовку и (или) навыки, имеют право на добровольное оказание первой помощи <12>. ——————————— <5> Федеральный закон от 6 февраля 1997 г. N 27-ФЗ «О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1997. N 6. Ст. 711; Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ «О полиции» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2011. N 7. Ст. 900; Приказ МВД России от 2 марта 2009 г. N 185 «Об утверждении Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации исполнения государственной функции по контролю и надзору за соблюдением участниками дорожного движения требований в области обеспечения безопасности дорожного движения» // Российская газета. 07.07.2009. <6> Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ «О пожарной безопасности» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1994. N 35. Ст. 3649. <7> Федеральный закон от 22 августа 1995 г. N 151-ФЗ «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. N 35. Ст. 3503; Приказ МЧС России от 23 декабря 2005 г. N 999 «Об утверждении Порядка создания нештатных аварийно-спасательных формирований» // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 06.02.2006. N 6. <8> Федеральный закон от 21 июля 1997 г. N 118-ФЗ «О судебных приставах», с изм. и доп. // Собрание законодательства Российской Федерации. 1997. N 30. Ст. 3590. <9> Закон от 21 июля 1993 г. N 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы», с изм. и доп. // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1993. N 33. Ст. 316. <10> Указ Президента Российской Федерации от 10 ноября 2007 г. N 1495 «Об утверждении общевоинских уставов Вооруженных Сил Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2007. N 47 (ч. 1). Ст. 5749. <11> См.: Закон от 11 марта 1992 г. N 2487-1 «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» // Российская газета. 30.04.1992. <12> См.: Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» // Российская газета. 23.11.2011; Постановление Правительства РФ от 23 октября 1993 г. N 1090 «О Правилах дорожного движения» // Российские вести. 23.11.1993.
По характеру состояний и заболеваний, на наш взгляд, наиболее близким к первой помощи видом медицинской помощи является скорая медицинская помощь (ст. 35 ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»), которая оказывается гражданам при заболеваниях, несчастных случаях, травмах, отравлениях и других состояниях, требующих срочного медицинского вмешательства. В том случае, если первая помощь на месте происшествия не была оказана или оказана в недостаточном объеме, оказание скорой медицинской помощи может начаться с мероприятий, пересекающихся с мероприятиями первой помощи, например, придания спасательного положения, проведения сердечно-легочной реанимации, остановки кровотечения. Однако данные мероприятия выполняются бригадой скорой медицинской помощи в расширенном объеме по сравнению с первой помощью в соответствии с порядком оказания скорой медицинской помощи, стандартами оказания скорой медицинской помощи на догоспитальном и госпитальном этапах и с использованием более сложного оснащения по стандарту оснащения стационарного отделения скорой медицинской помощи согласно Приказу Минздравсоцразвития России от 1 ноября 2004 г. N 179 «Об утверждении Порядка оказания скорой медицинской помощи» <13>. ——————————— <13> Российская газета. 26.11.2004.
Вышеизложенное позволяет нам дать собственное научно обоснованное нормативное определение понятия «первая помощь»: «Первая помощь — комплекс медико-организационных мероприятий, направленных на поддержание жизни и здоровья, оказываемых участниками оказания первой помощи до оказания медицинской помощи, в соответствии с Перечнем, утвержденным уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, при состояниях, Перечень которых утвержден уполномоченным федеральным органом исполнительной власти». С целью восполнения правового вакуума предлагается дополнить предложенным определением ст. 2 ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», устанавливающую основные понятия, используемые в законе.
Список литературы
1. Федеральный закон от 6 февраля 1997 г. N 27-ФЗ «О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1997. N 6. Ст. 711. 2. Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ «О полиции» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2011. N 7. Ст. 900. 3. Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ «О пожарной безопасности» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1994. N 35. Ст. 3649. 4. Федеральный закон от 22 августа 1995 г. N 151-ФЗ «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. N 35. Ст. 3503. 5. Федеральный закон от 21 июля 1997 г. N 118-ФЗ «О судебных приставах» (с изм. и доп.) // Собрание законодательства Российской Федерации. 1997. N 30. Ст. 3590. 6. Закон РФ от 21 июля 1993 г. N 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» (с изм. и доп.) // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1993. N 33. Ст. 316. 7. Закон РФ от 11 марта 1992 г. N 2487-1 «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» // Российская газета. 30.04.1992. 8. Указ Президента Российской Федерации от 10 ноября 2007 г. N 1495 «Об утверждении общевоинских уставов Вооруженных Сил Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2007. N 47 (ч. 1). Ст. 5749. 9. Приказ МЧС России от 23 декабря 2005 г. N 999 «Об утверждении Порядка создания нештатных аварийно-спасательных формирований» // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 06.02.2006. N 6. 10. Приказ МВД России от 2 марта 2009 г. N 185 «Об утверждении Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации исполнения государственной функции по контролю и надзору за соблюдением участниками дорожного движения требований в области обеспечения безопасности дорожного движения» // Российская газета. 07.07.2009.
——————————————————————