Гарантии права граждан на доступ к информации

(Мыца О.) («Реклама и право», 2009, N 1)

ГАРАНТИИ ПРАВА ГРАЖДАН НА ДОСТУП К ИНФОРМАЦИИ

О. МЫЦА

Мыца О., преподаватель юридического факультета Молдавского государственного университета.

Информация (от латинского informatio — разъяснение, изложение) — это первоначальные сведения, передаваемые людьми устным, письменным или другим способом (с помощью условных сигналов, технических средств и т. д.). С середины XX в. информация определяется как «общенаучное понятие, включающее обмен сведениями между людьми, человеком и автоматом, автоматом и автоматом, обмен сигналами в животном и растительном мире, передачу признаков от клетки к клетке». Информатика — это «отрасль науки, изучающая структуру и общие свойства информации, а также вопросы, связанные с ее сбором, хранением, поиском, переработкой, преобразованием, распространением и использованием в различных сферах деятельности» <1>. ——————————— <1> Андронатий А. Некоторые аспекты ограничения оборота информации в Республике Молдова // Закон и жизнь. 2006. N 9. С. 57; Бейкманис Ю. Анализ оперативной информации. Возможности оперативной информации при использовании информационных технологий (специальные компьютерные программы) // Закон и жизнь. 2008. N 7. С. 30 — 35.

Информация — это сведения, передаваемые устным, письменным или иным способом. В зависимости от уровня доступности информацию можно подразделить на: 1) общедоступную информацию; 2) временно скрываемую информацию; 3) информацию для внутреннего пользования; 4) конфиденциальную информацию; 5) тайную информацию. Общедоступная информация — это сведения, доступ к которым не ограничен. Общедоступная информация, в свою очередь, подразделяется на информацию, которую законодательство обязывает довести до сведения определенных лиц, и на информацию, которую законодательство не обязывает довести до сведения определенных лиц. К первому виду относится правовая информация, т. е. сведения о содержании нормативных актов, а также сведения о правах и обязанностях участников уголовного, гражданского и административного процесса. Так, Закон РМ от 6 июля 1994 г. N 173-XIII «О порядке опубликования и вступления в силу официальных актов» требует опубликования в «Официальном мониторе Республики Молдова» законов, постановлений Парламента, указов Президента, постановлений Правительства РМ, нормативных актов органов центрального публичного управления. К сожалению, этот Закон не обязывает примэрию Кишинева публиковать свои нормативные акты в «Официальном мониторе Республики Молдова», хотя нормативные акты примэрии Кишинева затрагивают интересы нескольких сотен тысяч жителей г. Кишинева. По нашему мнению, следует дополнить Закон нормой, обязывающей примэрию г. Кишинева публиковать свои нормативные акты. Такая новелла будет способствовать более полной реализации прав граждан на доступ к правовой информации, что будет способствовать повышению уровня защиты их прав. По нашему мнению, Закон РМ «О порядке опубликования и вступления в силу официальных актов» следует дополнить правовой нормой, предусматривающей, что нормативный акт, который не был опубликован в «Официальном мониторе Республики Молдова», не имеет юридической силы и не подлежит применению. В установленных законодательством случаях должностные лица и органы власти обязаны доводить до сведения физических лиц правовую информацию. Так, в соответствии с пунктами «a», «b», «c», «e» ч. 1 ст. 185 Гражданского процессуального кодекса (ГПК) РМ от 30 мая 2003 г. N 225-XV судья при подготовке гражданского дела к судебному разбирательству обязан разъяснить истцу, соистцам, ответчику, соответчикам и третьим лицам их процессуальные права и обязанности. Судья также обязан разъяснить сторонам их право обратиться за разрешением спора в третейский суд и последствия такого обращения. Права и обязанности участников гражданского процесса установлены ст. 56 — 61 ГПК РМ. В соответствии с ч. 1 ст. 199 ГПК РМ председательствующий в судебном заседании разъясняет переводчику его обязанность переводить объяснения, показания, ходатайства лиц, не владеющих языком, на котором ведется судопроизводство, его обязанность переводить этим лицам содержание объяснений, показаний, заявлений участников процесса, показаний свидетелей, имеющихся в деле, оглашаемых документов, звукозаписей, заключений экспертов, консультаций и пояснений специалистов, а также распоряжений председательствующего, определений и решения судебной инстанции. Согласно ч. 4 ст. 242 КоАП РМ, утвержденного Законом МССР от 29 марта 1985 г. (с дополнениями и изменениями), при составлении протокола об административном правонарушении нарушителю разъясняются его права и обязанности, предусмотренные ст. 254 КоАП РМ, о чем делается отметка в протоколе об административном правонарушении. Согласно ст. 254 Кодекса об административных правонарушениях (КоАП) РМ лицо, привлекаемое к административной ответственности, вправе знакомиться с материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства; при рассмотрении дела пользоваться юридической помощью адвоката; выступать на родном языке и пользоваться услугами переводчика, если не владеет языком, на котором ведется производство; обжаловать постановление по делу. Дело об административном правонарушении рассматривается в присутствии лица, привлекаемого к административной ответственности. В отсутствие этого лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, когда имеются данные о своевременном его извещении о месте и времени рассмотрения дела и если от него не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела. По нашему мнению, ст. 242 КоАП РМ следует дополнить ч. 5, предусматривающей, что права и обязанности лиц, привлекаемых к административной ответственности, должны быть указаны в протоколе об административном правонарушении. Отметка в протоколе об административном правонарушении о том, что нарушителю разъяснены его права и обязанности, не является достоверным доказательством разъяснения нарушителю этих прав. В соответствии с ч. 2 ст. 265 КоАП РМ председательствующий в заседании коллегиального органа или должностное лицо, рассматривающее дело, объявляет, какое дело подлежит рассмотрению, кто привлекается к административной ответственности, устанавливает личность нарушителя, разъясняет лицам, участвующим в рассмотрении дела, их права и обязанности, оглашает протокол об административном правонарушении. На заседании заслушиваются лица, участвующие в рассмотрении дела, исследуются доказательства и разрешаются ходатайства. В случае участия в рассмотрении дела прокурора заслушивается его заключение. Временно скрываемой информацией считается информация, которая по истечении определенного времени подлежит раскрытию, а ее преждевременное раскрытие может негативно повлиять на регулируемые законодательством процессы. К данной информации относится информация о выборах, выигрышах в публичную лотерею, некоторые виды тендеров <2>. ——————————— <2> Андронатий А. Указ. соч. С. 57.

Информация внутреннего пользования — это информация, содержащаяся в локальных нормативных актах предприятий, которые распространяются только на работников данных предприятий. Конфиденциальной информацией признается информация, которая в соответствии с законом или договором не подлежит разглашению <3>. ——————————— <3> Юридический энциклопедический словарь / Гл. ред. А. Я. Сухарев. М., 1984. С. 65.

Конфиденциальность может быть одним из условий индивидуального трудового договора. В соответствии с ч. 1 ст. 53 Трудового кодекса (ТК) РМ от 28 марта 2003 г. N 154-XV конфиденциальность как условие договора означает, что стороны договорились не разглашать в течение действия индивидуального трудового договора и не более трех месяцев (не более одного года для лиц, занимающих ответственные должности) после его прекращения сведения или информацию, ставшие им известными в период действия данного договора в соответствии с правилами внутреннего распорядка предприятия, коллективным или индивидуальным трудовым договором. В соответствии с ч. 2 ст. 53 ТК РМ несоблюдение конфиденциальности влечет возмещение ущерба виновной стороной. Исходя из ст. 327 — 346 ТК РМ, возмещение ущерба, причиненного несоблюдением конфиденциальности до прекращения индивидуального трудового договора, должно производиться в соответствии с Трудовым кодексом РМ. Возмещение ущерба, причиненного несоблюдением конфиденциальности после прекращения индивидуального трудового договора, должно осуществляться в соответствии с нормами Гражданского кодекса (ГК) РМ от 6 июня 2002 г. N 107-XV. К тайной информации относятся сведения, составляющие государственную и коммерческую тайну. Государственная тайна — это «сведения военного, экономического и политического характера, имеющие важное государственное значение и охраняемое государством». Перечень сведений, составляющих государственную тайну, содержится в Законе РМ «О государственной тайне» от 17 мая 1994 г. N 106-XIII <4>. ——————————— <4> Монитор Парламента РМ. 1994. N 2.

Понятие коммерческой тайны, перечень сведений, содержащих коммерческую тайну, и перечень сведений, не содержащих коммерческую тайну, содержится в Законе РМ «О коммерческой тайне» от 6 июля 1994 г. N 171-XIII <5>. ——————————— <5> Официальный монитор Республики Молдова. 1994. N 13.

——————————————————————