Роль правового воспитания сотрудников закрытых воспитательных учреждений в обеспечении и защите прав несовершеннолетних
(Зубенко В. М.) («Адвокат», 2008, N 6)
РОЛЬ ПРАВОВОГО ВОСПИТАНИЯ СОТРУДНИКОВ ЗАКРЫТЫХ ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ В ОБЕСПЕЧЕНИИ И ЗАЩИТЕ ПРАВ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ
В. М. ЗУБЕНКО
Зубенко В. М., сотрудник аппарата Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации.
Несовершеннолетние, совершившие общественно опасные деяния, могут быть направлены по решению суда в воспитательные колонии Федеральной службы исполнения наказаний или в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа органов управления образованием <1>. ——————————— <1> Таковыми учреждениями являются специальные общеобразовательные школы и профессиональные училища закрытого типа, а также специальные (коррекционные) образовательные учреждения закрытого типа (в данной статье не рассматриваются).
В специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа (места принудительного содержания) могут быть помещены несовершеннолетние в возрасте от 11 до 18 лет в случаях, предусмотренных п. 4 ст. 15 Федерального закона от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» <2>, ст. 92 УК РФ и ст. 432 УПК РФ. Почему указанные учреждения являются местами принудительного содержания? Во-первых, они осуществляют принудительные меры воспитательного воздействия (ч. 2 ст. 92 УК РФ); во-вторых, несовершеннолетние не имеют права покидать учреждение по собственному желанию <3>. Содержание несовершеннолетних в этих учреждениях является (де-факто и де-юре) лишением свободы. Режим в учреждениях обеспечивает строгую изоляцию от общества, объем ограничений основных прав близок к объему правоограничений в воспитательных колониях — пенитенциарных учреждениях, исполняющих собственно лишение свободы. Таким образом, указанные учреждения также являются пенитенциарными. ——————————— <2> СЗ РФ. 1999. N 26. Ст. 3177. <3> Типовое положение о специальном учебно-воспитательном учреждении для детей и подростков с девиантным поведением (утв. Постановлением Правительства РФ от 25 апреля 1995 г. N 420) // СЗ РФ. 1995. N 18. Ст. 1681. В соответствии с п. 14 Типового положения «специальные условия содержания предусматривают изоляцию воспитанников, исключающую возможность их ухода с территории учреждения по собственному желанию».
Правовой статус и гарантии основных прав несовершеннолетних в закрытых воспитательных учреждениях (воспитательных колониях и учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа) связаны с функциями государства, под которыми понимают основные направления его деятельности. В литературе обычно различают четыре основные функции современного государства: экономическую, социальную, политическую и идеологическую <4>. ——————————— <4> См.: Чиркин В. Е. Государствоведение: Учебник. М., 1999. С. 101.
Что касается идеологической функции, то Конституция России устанавливает идеологический плюрализм, т. е. никакая идеология не может устанавливаться в качестве обязательной (ст. 13). В то же время современное государство «поддерживает (в том числе материально) передовые идеологические течения, культуру, выражающие общечеловеческие ценности, стимулирует их развитие и борется против человеконенавистнических идей, запрещая их пропаганду законами и наказывая за их нарушения» <5>. Как известно, в современном мире общечеловеческими ценностями являются: права человека, культура мира и демократии, другие социально значимые ценности. ——————————— <5> См.: Чиркин В. Е. Указ. соч. С. 101, 102.
Конституционное требование о том, что никакая идеология не может устанавливаться в качестве обязательной, является абсолютным для государственного регулирования отношений гражданского общества. Идеология естественных и неотчуждаемых прав человека требует признания, соблюдения и защиты прав человека государством. Признание идеологии прав человека является требованием, которое должно предъявляться к государственным служащим <6>, к числу которых относятся и сотрудники закрытых воспитательных учреждений. ——————————— <6> См.: Конституция Российской Федерации: Проблемный комментарий / Отв. ред. В. А. Четвернин. М., 1997. С. 69. Как подчеркивает В. А. Четвернин, «отсюда вытекает имманентное конституционное ограничение равного доступа граждан к государственной службе: в идеале к государственной службе не должны иметь доступ те, кто отрицает идеологию прав человека». Очевидно, что это требование относится не только к государственной гражданской, но и к государственной правоохранительной службе, включая службу в уголовно-исполнительной системе Федеральной службы исполнения наказаний России.
Как представляется, существование идеологической функции заслуживает поддержки в контексте прав человека как высшей ценности, пропаганды правовых знаний, просвещения в области прав человека, воспитания правовой культуры. В частности, В. С. Нерсесянц выделяет среди прочих правозащитную функцию, под которой понимается «деятельность государства по защите прав и свобод человека и гражданина, утверждению законности и правопорядка во всех сферах общественной и политической жизни» <7>. ——————————— <7> Нерсесянц В. С. Общая теория права и государства: Учебник для юрид. вузов. М., 1999. С. 260. В рамках правозащитной функции, подчеркивает автор, «существенное значение имеет последовательное соблюдение государством данных им гарантий в области прав и свобод человека и гражданина. Гарантии касаются в первую очередь прав и свобод человека — в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права. Такие гарантии закреплены в Конституции РФ (ч. 1 ст. 17).
Выделяя ФУНКЦИЮ ОХРАНЫ (ЗАЩИТЫ) ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА (здесь и далее выделено мной. — В. З.), А. В. Васильев подчеркивает: во Всеобщей декларации прав человека сказано, что соблюдение и защита прав и свобод граждан, создание социально безопасных условий жизни является ГЛАВНОЙ ОБЯЗАННОСТЬЮ государства <8>. ——————————— <8> Васильев А. В. Теория права и государства: Учебник. М., 2005. С. 332.
ЗАЩИТУ ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА М. В. Мархгейм связывает с ПРАВОЗАЩИТНОЙ ФУНКЦИЕЙ ГОСУДАРСТВА, которая может получить востребованное развитие и ожидаемую результативность в удовлетворении правозащитных претензий людей только при САМОСТОЯТЕЛЬНОМ системном оформлении <9>. ——————————— <9> Мархгейм М. В. Конституционная система защиты прав и свобод человека и гражданина в России. Монография / Под ред. Ю. М. Прусакова. М., 2004. С. 299.
В настоящее время на государственном уровне отсутствует концепция защиты прав человека, которая должна определять систему взглядов, принципов и приоритетов в правозащитной сфере, направлять интерпретацию норм конституционного права, выступать ориентирами правозащитной деятельности публичных и непубличных структур <10>. Представляется, что по своему научно-правовому статусу указанной концепции надлежит быть такой, как, например, Концепция судебной реформы, одобренная парламентом России 24 октября 1991 г. <11>. ——————————— <10> См.: Мархгейм М. В. Указ. соч. С. 298; Он же. Конституционная система защиты прав и свод человека и гражданина в Российской Федерации: Автореф. дис. … докт. юрид. наук. М., 2005. С. 22. <11> См.: Концепция судебной реформы в Российской Федерации. Изд. Верховного Совета РФ. М., 1992; Ведомости Верховного Совета РСФСР. 1991. N 44. Ст. 1435.
В 2000 г. Комиссия по правам человека при Президенте РФ совместно с учеными Института государства и права РАН подготовила проект федеральной концепции обеспечения и защиты прав и свобод человека — документ, «формулирующий основные направления внутренней и внешней политики России в сфере прав человека и содержащий предложения по совершенствованию механизмов и процедур их защиты» <12>. К сожалению, проект федеральной концепции оказался невостребованным. Это препятствует развитию института защиты прав несовершеннолетних, содержащихся в закрытых воспитательных учреждениях. ——————————— <12> См.: Федеральная концепция обеспечения и защиты прав и свобод человека (проект). М., 2000. С. 3. Как отмечается во введении к проекту федеральной концепции, в его разработке участвовали также и представители (эксперты) неправительственных организаций.
В свое время И. А. Ильин отмечал, что «единственно верным путем ко всем реформам является постепенное ВОСПИТАНИЕ ПРАВОСОЗНАНИЯ» <13>. ——————————— <13> См.: Ильин И. А. Собрание сочинений: В 10 т. Т. 4. М., 1994. С. 107.
Важным условием и средством укрепления законности и правопорядка в обществе является правовая культура <14>. Так, А. Ф. Черданцев под ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРОЙ в широком смысле понимает все, что создано человечеством в правовой сфере: право, правовая наука, ПРАВОСОЗНАНИЕ, юридическая практика. Правовая культура характеризуется состоянием юридической науки, уровнем разработки текстов законов, состоянием законности и правопорядка, уровнем профессиональной деятельности правоохранительных органов, юристов-профессионалов. В узком смысле правовая культура — это уровень знания права членами общества и уважительное отношение к праву, высокий престиж права в обществе <15>. Антиподом правовой культуры является ПРАВОВОЙ НИГИЛИЗМ — недооценка роли права или даже его отрицательная оценка, неуважение к праву, пренебрежительное к нему отношение, питающее различного рода нарушения <16>. ——————————— <14> См.: Черданцев А. Ф. Теория государства и права: Учебник для вузов. М., 1999. С. 340. <15> См.: Черданцев А. Ф. Указ. соч. С. 340, 341. <16> Там же.
Борьба с правовым нигилизмом — составная часть проблемы становления в России гражданского общества и правового государства <17>. ——————————— <17> См.: Теория государства и права: Учебник для вузов / Под ред. М. М. Рассолова, В. О. Лучина, Б. С. Эбзеева. М., 2000. С. 412.
Выступая 22 января 2008 г. на Гражданском форуме «Роль гражданских инициатив в развитии России в XXI веке», тогдашний первый вице-премьер Д. А. Медведев обратил особое внимание на проблему современной России — правовой нигилизм. Но правовым, а значит справедливым, может быть государство, где ВЛАСТЬ И ОБЩЕСТВО УВАЖАЮТ ЗАКОНЫ СВОЕЙ СТРАНЫ <18>. Д. А. Медведев указал: «ПОВЫШЕНИЕ УРОВНЯ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ — механизм реальной эволюции в направлении современного правового государства» <19>. ——————————— <18> См.: Кузьмин В. В обществе Дмитрия Медведева. Второй Гражданский форум: диалог власти и граждан // Российская газета. 2008. 23 янв. С. 1, 3. <19> См.: Орлов Д. Человек и его право. «Большой контур» Дмитрия Медведева как предвыборная программа и электоральная стратегия // Российская газета. 2008. 7 февр.
В юридической литературе в качестве специальных средств сведения к минимуму правового нигилизма справедливо отмечается должное качество принимаемых законов, упрочение законности, повышение роли суда и проведение судебной реформы в целом, приведение в соответствие с потребностями времени правового воспитания населения, профессионального обучения и воспитания юристов, других лиц. Одновременно необходима систематическая предметная работа по повышению уровня правовой культуры всех субъектов правоохранительной системы <20>. ——————————— <20> См.: Общая теория права и государства: Учебник / Под ред. В. В. Лазарева. 3-е изд., перераб. и доп. М., 2000. С. 254.
Правовое воспитание — это целенаправленная деятельность государства, общественных объединений по передаче юридического опыта; систематическое воздействие на сознание и поведение человека в целях формирования определенных позитивных представлений, взглядов, ценностных ориентаций, установок, обеспечивающих соблюдение, исполнение и использование юридических норм. Важным методом правового воспитания является правовое просвещение. Правовое воспитание вряд ли следует понимать как некую изолированную форму воспитания, оно является элементом общего воспитания и образования, по крайней мере, выступает как совокупное нравственно-правовое воспитание. Председатель Конституционного Суда Республики Северная Осетия-Алания (РСОА) А. Цалиев верно отмечает: «законы игнорируют и рядовые граждане, и властные чиновники. Вполне очевидно, что в подобных условиях трудно построить правовое государство». В целях преодоления правового нигилизма, Конституционный Суд РСОА разработал программу правового воспитания (проект). Особое внимание в проекте программы правового воспитания уделено молодежи (в рамках школы и вуза). На юридических факультетах вузов предлагается ввести в качестве обязательного курс «Права человека и способы их защиты». В проекте программы предусмотрена также правовая подготовка государственных и муниципальных служащих <21>. ——————————— <21> См.: Цалиев А. Зачетка для чиновника. В Северной Осетии будут учить праву столоначальников, студентов и депутатов // Российская газета. 2008. 26 февр.
Вывод А. Цалиева представляется правомерным: «ПРОГРАММА ПРАВОВОГО ВОСПИТАНИЯ НУЖНА В МАСШТАБАХ ВСЕЙ СТРАНЫ» <22>. ——————————— <22> См.: Цалиев А. Указ. соч.
Среди различных категорий государственных служащих и должностных лиц, включая представителей правоохранительных органов, исследовано в определенной степени правосознание сотрудников органов внутренних дел. Ученые справедливо подчеркивают: «Необходим адекватный анализ правового сознания сотрудников органов внутренних дел, поскольку они наделены весьма значительными полномочиями, ПРИ ПРЕВЫШЕНИИ КОТОРЫХ ИЛИ ПРИ ЗЛОУПОТРЕБЛЕНИИ КОТОРЫМИ СУЩЕСТВЕННО НАРУШАЮТСЯ ПРАВА ГРАЖДАН» <23>. Этот вывод напрямую относится и к сотрудникам закрытых воспитательных учреждений. ——————————— <23> См.: Лазарев В. В., Липень С. В. Теория государства и права: Учебник для вузов. М., 2000. С. 322.
Некоторые авторы справедливо отмечают, что в основе грубых нарушений законности сотрудниками органов внутренних дел лежит одна фундаментальная причина, которая заключается в дефектах правового воспитания. Глубокое изучение положений Конституции РФ, других нормативных правовых актов, касающихся прав и свобод граждан, должно стать краеугольным камнем профессиональной подготовки сотрудников органов внутренних дел <24>. ——————————— <24> См.: Фастов А. Г. Укрепление законности в деятельности органов внутренних дел как гарантия соблюдения прав человека // Права человека в России: проблемы гарантий на современном этапе: Материалы межвуз. конф. / Редкол.: Анисимов П. В. (отв. ред.) и др. Волгоград, 1999. С. 127.
Как подчеркивается в специальной литературе в области педагогики системы МВД, воспитание сотрудников органов внутренних дел представляет собой целенаправленное воздействие на их сознание, чувства, волю с целью формирования у воспитуемых профессионально значимых морально-психологических качеств, привычек, норм поведения, отвечающих требованиям несения службы <25>. Субъектом воспитания выступают взрослые люди, на которых государство возложило ответственность за правоисполнение, правоохрану. Отмечается, что основными направлениями данной работы являются ПРАВОВОЕ, НРАВСТВЕННОЕ, ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ, а правовое воспитание представляет собой процесс выработки устойчивых правовых идей и принципов правосознания сотрудника. ЦЕЛЬ ПРАВОВОГО ВОСПИТАНИЯ сотрудников реализуется через решение задачи формирования глубокого уважения к праву, законам, законности <26>. ——————————— <25> См.: Караваев А. Ф., Кильмашкина Т. Н. Введение в педагогику органов внутренних дел: Учебное пособие. Омск, 2002. С. 3. <26> См.: Караваев А. Ф., Кильмашкина Т. Н. Указ. соч. С. 29, 47.
Чрезвычайно актуальна ПРОБЛЕМА ДЕФОРМАЦИЙ ПРАВОСОЗНАНИЯ СОТРУДНИКОВ ПЕНИТЕНЦИАРНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ ДЛЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ, о чем свидетельствуют НИЗКИЙ УРОВЕНЬ ПРАВОСОЗНАНИЯ, ПРАВОВОЙ НИГИЛИЗМ, А ПОДЧАС И ЮРИДИЧЕСКИЙ ЦИНИЗМ. Исследования данной проблематики, как правило, имеют ведомственный (закрытый) характер. Это препятствует объективности исследований, а следовательно, и решению проблемы профилактики совершаемых сотрудниками правонарушений (преступлений). Специальные исследования практически отсутствуют в открытых источниках (за редким исключением). Некоторые исследователи еще в 1993 г. отмечали, что пути профилактической и коррекционной работы по предупреждению профессиональных деформаций сотрудников пенитенциарных учреждений «мало изучены и недостаточно установлены». При этом одним из средств устранения профессиональных деформаций является ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА среди личного состава сотрудников учреждений <27>. ——————————— <27> См.: Новиков Б. Д. Психологические особенности возникновения профессиональных деформаций сотрудников исправительно-трудовых учреждений: Автореф. дис. … канд. психолог. наук. Тверь, 1993. С. 3.
В целях улучшения положения дел в пенитенциарной системе Уполномоченный по правам человека в РФ В. П. Лукин в 2005 г. рекомендовал в числе первоочередных мер «УГЛУБЛЕНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С ПЕРСОНАЛОМ ПЕНИТЕНЦИАРНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ» <28>. ——————————— <28> Заявление Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации // Российская газета. 2005. 6 июля.
Приказом директора ФСИН России в 2005 г. была утверждена Концепция воспитания работников уголовно-исполнительной системы, а в 2006 г. — Основы организации воспитательной работы с работниками ФСИН <29>. Как отмечается, «воспитание работников УИС — это целенаправленная и планомерная деятельность государства и общества, общественных и иных организаций, а также органов управления и должностных лиц ФСИН России по формированию и развитию личности работников в соответствии с требованиями создания современной системы исполнения наказаний, обеспечения готовности работников к выполнению служебных задач в интересах ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЗАКОННОСТИ И ПРАВОПОРЯДКА» <30>. ——————————— <29> См.: Лебедев Г. П. Воспитывать индивидуально (о проблемах индивидуального воспитания сотрудников УИС) // Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление. 2006. N 6. С. 21, 22. <30> Лебедев Г. П. Указ. соч. С. 21.
Актуальность проблематики правового нигилизма и злоупотреблений правоохранительных органов подтверждают жалобы, поступающие Федеральному Уполномоченному по правам человека <31>. Распределение поступивших в 2007 г. жалоб (по категориям нарушителей) изменилось не «в пользу» правоохранительных органов. Как отметил Уполномоченный, «в предыдущие годы явный приоритет имели социальные вопросы» <32>, а в 2007 г. «практически каждая вторая жалоба приходится на нарушения прав человека, совершаемые должностными лицами в процессе охраны общественного порядка, предварительного следствия, дознания и судопроизводства, вынесения приговоров и исполнения наказания в виде лишения свободы» <33>. ——————————— <31> Об этом свидетельствуют также и многочисленные сообщения СМИ и НПО. <32> Новоселова Е. Уполномочен доложить. Интервью с Уполномоченным по правам человека в Российской Федерации // Российская газета. 2008. 14 марта. <33> См.: Доклад Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации за 2007 год // Российская газета. 2008. 14 марта.
Правовой статус несовершеннолетнего в закрытом воспитательном учреждении, гарантии его основных прав должны соответствовать принципам и нормам Конституции РФ, общепризнанным принципам и нормам международного права, международным договорам Российской Федерации. Главное место занимает Конвенция о правах ребенка Организации Объединенных Наций 1989 г. <34> (имеется в виду ребенок в возрасте от 11 до 18 лет). Правовой статус несовершеннолетнего в условиях закрытого воспитательного учреждения нередко деформируется и превращается в нечто иллюзорное, виртуальное. ——————————— <34> Ведомости СНД СССР и ВС СССР. 1990. N 45. Ст. 955.
Правовой нигилизм, юридический цинизм, безнаказанность некоторых сотрудников закрытых воспитательных учреждений проявляются в жестоком и унижающем достоинство обращении с несовершеннолетними. Федеральный Уполномоченный по правам человека В. П. Лукин серьезно обеспокоен грубыми и массовыми нарушениями прав несовершеннолетних в закрытых воспитательных учреждениях. В качестве примера в сообщении, распространенном пресс-службой Уполномоченного, приводится вопиющий случай, произошедший в Костромской воспитательной колонии. В феврале 2006 г. покончил жизнь самоубийством несовершеннолетний осужденный. Прокуратурой Костромской области было возбуждено несколько уголовных дел по признакам совершения преступлений, предусмотренных ст. ст. 110, 286 УК РФ. Несколько сотрудников были заключены под стражу… По поручению Уполномоченного сотрудники его рабочего аппарата более двух лет в рамках действующего законодательства регулярно запрашивали информацию о ходе расследования уголовных дел с последующим докладом. В феврале текущего года состоялись судебные заседания, по результатам которых пятеро сотрудников были признаны виновными в превышении должностных полномочий с применением насилия (п. «а» ч. 3 ст. 286 УК РФ) с назначением наказания в виде лишения свободы. Один из осужденных являлся заместителем начальника колонии по воспитательной работе, а трое — работниками воспитательного отдела. Изучение полученных Уполномоченным копий приговоров показало, что на протяжении длительного времени в воспитательном (!) учреждении функционировала изощренная система издевательств над несовершеннолетними <35>. Людей с нормальной психикой не могут не потрясти установленные в ходе судебного заседания факты, — отмечается в сообщении пресс-службы. ——————————— <35> См.: Нарушения прав заключенных в воспитательных колониях (сообщение пресс-службы Уполномоченного по правам человека в РФ от 9 апреля 2008 г.). // Официальный сайт Уполномоченного по правам человека в РФ.
К сожалению, «костромская история» является далеко не единичным фактом жестокого или унижающего достоинство обращения с несовершеннолетними в закрытых воспитательных учреждениях Российской Федерации. Уполномоченный по правам человека неоднократно обращал на это внимание общества и государства. Целесообразно отметить, что одним из путей нейтрализации (профилактики) злоупотреблений сотрудников в закрытых воспитательных учреждениях является обеспечение конституционного права несовершеннолетних на получение квалифицированной юридической помощи. Имеется в виду своевременная и доступная юридическая помощь <36>. Кроме того, должен быть, наконец, учрежден (независимый) общественный контроль. ——————————— <36> Подробнее см.: Зубенко В. М. Юридическая помощь несовершеннолетним, содержащимся в местах лишения свободы // Адвокат. 2007. N 11. С. 80 — 88.
В литературе обоснованно утверждается: «Преступность несовершеннолетних сегодня развивается на фоне ПРАВОВОГО НИГИЛИЗМА не только и не столько несовершеннолетних, сколько взрослых, среди которых значительное место занимают представители ГОСУДАРСТВЕННЫХ СТРУКТУР» <37>. Некоторые исследователи этой проблемы справедливо утверждают: СОЦИАЛЬНЫЕ ФАКТОРЫ, КОТОРЫЕ ПРИНЯТО НАЗЫВАТЬ ДЕТЕРМИНАНТАМИ ПРЕСТУПНОСТИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ (неблагополучная обстановка дома, в образовательном, воспитательном учреждении и т. д.), с юридической точки зрения имеют достаточно четкое название — НАРУШЕНИЯ ПРАВ РЕБЕНКА. Права ребенка нарушаются родителями, учителями, сотрудниками милиции, сотрудниками интернатных учреждений (коррекционных заведений), воспитательных учреждений. Эти нарушения нередко трансформируются в причины преступности несовершеннолетних. Причем «структура преступности несовершеннолетних на современном этапе отражает характер нарушений прав ребенка: если, например, растет количество случаев жестокого обращения с детьми, то увеличивается насильственная преступность подростков» <38>. В связи с этим правомерно полагать, что, например, жестокое или унижающее достоинство обращение с несовершеннолетними в закрытых воспитательных учреждениях способствует их правонарушающему, преступному поведению — в период содержания в этих учреждениях, а также и после выхода на свободу. ——————————— <37> См.: Антюфеева О. С. Защита прав ребенка в системе мер профилактики преступности несовершеннолетних (криминологический и правовой аспекты): Дис. … канд. юрид. наук. Рязань, 2004. С. 161. <38> См.: Антюфеева О. С. Указ. соч. С. 161, 162.
Исследуя проблематику ВОСПИТАНИЯ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ У НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ, С. В. Григорьева отмечает СОВПАДЕНИЕ ФУНКЦИЙ ВОСПИТАНИЯ ПРАВОВОЙ И НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ. Несовершеннолетний должен овладеть идеями и представлениями о праве и законности и в то же время о справедливости и целесообразности правовых норм, о законности и незаконности поведения людей. Право и правомерное поведение должны ассоциироваться со СПРАВЕДЛИВОСТЬЮ <39>. В связи с этим правомерным является тезис: если права конкретного несовершеннолетнего нарушаются (если нарушенные права не защищаются и не восстанавливаются), то рассчитывать на эффективное воспитание правовой культуры у такого подростка невозможно. ——————————— <39> См.: Григорьева С. В. Воспитание правовой культуры у несовершеннолетних правонарушителей: Дис. … канд. пед. наук. СПб., 1999. С. 52 — 54.
Как подчеркивает Е. В. Марковичева, «все для большего количества государств вопросы правового обеспечения прав несовершеннолетних становятся приоритетными. Основными причинами повышенного внимания к проблемам защиты прав детей можно считать социальную неадаптированность несовершеннолетних, связанную с психофизиологической незрелостью, вовлеченность несовершеннолетних в криминальную среду, НАСИЛИЕ, КОТОРОМУ ПОДВЕРГАЮТСЯ ДЕТИ, НЕПРИСПОСОБЛЕННОСТЬ ПЕНИТЕНЦИАРНОЙ СИСТЕМЫ К ОСОБЕННОСТЯМ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ, ОТСУТСТВИЕ ЭФФЕКТИВНЫХ ПРОЦЕДУР ЗАЩИТЫ ИХ ПРАВ» <40>. ——————————— <40> См.: Марковичева Е. В. Правовое обеспечение прав несовершеннолетних в Российской Федерации: Дис. … канд. юрид. наук. Коломна, 2003. С. 170, 171.
В свою очередь, О. С. Антюфеева обоснованно полагает: «…ТОЛЬКО ТОГДА, КОГДА ГОСУДАРСТВО… ОБЕСПЕЧИТ ЗАЩИТУ ПРАВ И ЗАКОННЫХ ИНТЕРЕСОВ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ, предпримет все возможное для превенции подростковой преступности, даст возможность детям нормально жить, гармонично развиваться и учиться; только тогда, когда государство сделает все для семьи и школы, ТОЛЬКО ТОГДА ОНО БУДЕТ ИМЕТЬ МОРАЛЬНОЕ И ВМЕСТЕ С ТЕМ ОСНОВАННОЕ НА ЗАКОНЕ ПРАВО ТРЕБОВАТЬ ОТ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ПРАВОПОСЛУШНОГО ПОВЕДЕНИЯ» <41>. Данный тезис по форме, возможно, не является бесспорным, но по своей сути, тезис — правомерный, справедливый, с ним трудно не согласиться. Автор подчеркивает, что работа по профилактике преступности несовершеннолетних (предупредительная деятельность) должна быть направлена не на саму преступность несовершеннолетних, а на факторы, ее детерминирующие, в частности нарушения прав ребенка. ——————————— <41> См.: Антюфеева О. С. Указ. соч. С. 169.
Справедливо отметил Уполномоченный по правам человека в РФ: «Деформация правосознания, пренебрежение во многих случаях к правам и свободам создают сложную ситуацию незащищенности человека… В этой связи первостепенной задачей является обучение культуре прав человека не столько граждан, сколько должностных лиц, в основные обязанности которых входит обеспечение соблюдения и защиты прав и законных интересов граждан» <42>. ——————————— <42> См.: Защита прав человека. Сб. документов. 1998 — 2000. М.: Юрид. лит., 2001. С. 714, 715.
Существенное значение имеет Кодекс поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка, принятый резолюцией Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций <43>. Кодекс сопровождается постатейными комментариями, адресованными правительствам государств — членов ООН. Так, в отношении ст. 7 говорится: «Правительства не могут ожидать от граждан соблюдения ими правопорядка, если они не могут или не хотят обеспечивать соблюдение законности их собственными должностными лицами и в рамках их собственных учреждений». ——————————— <43> Кодекс поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка принят Резолюцией 34/169 Генеральной Ассамблеи ООН от 17 декабря 1979 г. // Международная защита прав и свобод человека. Сб. документов. М., 1990. С. 319 — 325. В официальном комментарии к ст. 1 Кодекса разъясняется, что термин «должностные лица по поддержанию правопорядка» включает всех «назначаемых или избираемых должностных лиц, связанных с применением права, которые обладают полицейскими полномочиями, особенно полномочиями по задержанию правонарушителей».
Предполагается, что сотрудники (должностные лица) закрытых воспитательных учреждений — люди с развитым (цивилизованным) правовым сознанием, они ОБЯЗАНЫ соблюдать принцип законности. Они ПРИЗВАНЫ культивировать (формировать) уважение к правам человека. Они ДОЛЖНЫ содействовать формированию правового и нравственного сознания несовершеннолетних и выработке у них чувства ответственности за свое поведение <44>. Так должно быть! Но, как правило, так не происходит. ——————————— <44> Это могло бы, в свою очередь, способствовать предупреждению правонарушений несовершеннолетних как в воспитательных учреждениях, так и после выхода на свободу.
Сопредседатель Ассоциации юристов России В. Ф. Яковлев утверждает: «ГОСУДАРСТВО ДОЛЖНО СТАТЬ ДЛЯ ГРАЖДАН ОБРАЗЦОМ ЗАКОНОПОСЛУШАНИЯ». И прежде всего ГОСУДАРСТВЕННЫЕ СЛУЖАЩИЕ ДОЛЖНЫ СОБЛЮДАТЬ (ИСПОЛНЯТЬ) КОНСТИТУЦИЮ И ЗАКОНЫ <45>. ——————————— <45> См.: Шаров А. Вузы проверят на грамотность // Российская газета. 2008. 4 марта. С. 9.
В 2000 г. Уполномоченный по правам человека в РФ направил Президенту РФ «письмо с предложением принять Федеральную целевую программу «ПРАВОВОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ И ОБРАЗОВАНИЕ В ОБЛАСТИ ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА, ФОРМ И МЕТОДОВ ИХ ЗАЩИТЫ», в котором содержится просьба «поручить разработку проекта Федеральной целевой программы» <46>. К сожалению, эта инициатива не получила поддержки властных структур и соответствующего развития в рамках законодательного процесса. ——————————— <46> См.: Защита прав человека. Сб. документов. 1998 — 2000. М., 2001. С. 714, 715.
Для рассматриваемой проблематики важнейшее значение имеют международные документы, касающиеся правового просвещения по вопросам прав человека, воспитания в духе демократии и уважения к правам человека. Какие же основные документы к ним относятся? Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах <47>. Госу дарства, подписавшие и ратифицировавшие Пакт, «соглашаются, что образование должно быть направлено на полное развитие человеческой личности и сознания ее достоинства и должно укреплять уважение к правам человека и основным свободам…» (п. 1 ст. 13). ——————————— <47> Ведомости Верховного Совета СССР. 1976. N 17. Ст. 291.
Конвенция о правах ребенка Организации Объединенных Наций. Государства-участники «обязуются, используя надлежащие и действенные средства, широко информировать о принципах и положениях Конвенции как взрослых, так и детей» (статья 42). Всемирный план действий по обучению правам человека и демократии <48> (принят Международным конгрессом по обучению правам человека и демократии, Монреаль, Канада, 13 марта 1993 г.) предусматривает, в частности, три уровня работы. ——————————— <48> См.: Образование и правовое просвещение в области прав человека. Сб. документов. М., 2004. С. 34 — 45.
Первый уровень: на всех уровнях школьной системы. Второй уровень: вне сферы формального образования. Обучение будет сосредотачиваться на определенных группах, включая, в частности, работников полиции и тюрем; судей, юристов и других людей, работающих в сфере правосудия». Третий уровень: в особых условиях и трудных ситуациях. Цель этого обучения: «направлять усилия на обеспечение подходящей информации и образования людям в трудных ситуациях, когда их права подвергаются опасности» <49>. ——————————— <49> См.: Образование и правовое просвещение в области прав человека. Сб. документов. С. 41, 42.
План действий на десятилетие образования в области прав человека Организации Объединенных Наций, 1995 — 2004 гг. (Официальный документ ООН распространен на 49 сессии Генеральной Ассамблеи.) В Плане действий отмечалось, в частности, следующее: — «Образование в области прав человека в рамках Десятилетия направлено как на привитие обучающимся навыков и знаний, так и на формирование у них позитивных взглядов и поведенческих установок в соответствии со всеми другими принципами, изложенными в настоящем Плане действий и в международных документах по правам человека, на которых он основан» (п. 9); — «Особое внимание уделяется подготовке сотрудников полиции и пенитенциарных учреждений, юристов, судей, преподавателей и лиц, занимающихся разработкой учебных планов… представителей неправительственных организаций, средств массовой информации, правительственных чиновников, парламентариев и представителей других групп, способных оказывать непосредственное влияние на реализацию прав человека» (п. 24) <50>. ——————————— <50> См.: Образование и правовое просвещение в области прав человека. Сб. документов. С. 47, 51.
Декларация и программа воспитания граждан в духе демократии, основанного на осознании ими своих прав и обязанностей (принята в г. Будапеште 6 — 7 мая 1999 г. на 104-й сессии Комитета министров Совета Европы) <51>. В соответствии с Декларацией Комитет министров Совета Европы «призывает государства-члены сделать воспитание граждан в духе демократии, основанное на осознании ими своих прав и обязанностей, важнейшим компонентом всех политических программ и практических действий, касающихся сферы образования, профессиональной подготовки, культуры и молодежи». ——————————— <51> См.: Дипломатический вестник. 1999. N 6. С. 39 — 42.
Декларация о праве и обязанности отдельных лиц, групп и органов общества поощрять и защищать общепризнанные права человека и основные свободы <52> (принята Резолюцией 53/144 Генеральной Ассамблеи ООН от 9 декабря 1998 г.) предусматривает следующее: «Государство несет ответственность за поощрение и содействие преподаванию прав человека и основных свобод на всех уровнях образования и за обеспечение включения всеми лицами, ответственными за подготовку юристов, сотрудников правоохранительных органов, военнослужащих, государственных служащих, в свои учебные программы соответствующих элементов преподавания прав человека» (ст. 15). ——————————— <52> См.: Сборник международных договоров. Т. I (ч. I). Женева, 2002. С. 547.
Рекомендация 1346 (1997) по вопросам образования в сфере защиты прав человека (принята Парламентской ассамблеей Совета Европы 26 сентября 1997 г.). Парламентская ассамблея рекомендует: «включить предмет права человека и терпимость в программу подготовки сотрудников, напрямую общающихся с гражданами (полиция, сотрудники администрации тюрем» (п. 10)) <53>. ——————————— <53> См.: Образование и правовое просвещение в области прав человека. Сб. документов. С. 93.
На необходимость правового воспитания сотрудников правоохранительных органов, государственных служащих, должностных лиц обращали внимание авторы и в советский период. Так, Ю. И. Стецовский, исследуя процессуальные и общие гарантии прав несовершеннолетнего обвиняемого на защиту, особо выделял (в части общих гарантий) «идеологические гарантии, которые заключаются в воспитании должностных лиц… в духе глубокого демократизма… Мысль о том, что закон свят и во всех случаях подлежит обязательному исполнению, внедряется в сознание каждого должностного лица…» <54>. ——————————— <54> Стецовский Ю. И. Вопросы права несовершеннолетнего обвиняемого на защиту в стадии предварительного расследования: Учебное пособие. Высшая следственная школа МВД СССР. Волгоград, 1979. С. 40, 41.
Правовое воспитание сотрудников закрытых воспитательных учреждений — комплексная проблема, в решении которой должны участвовать государство и общество, институты гражданского общества.
——————————————————————