Инструкция для таможни
(Михайлов С.)
(«ЭЖ-Юрист», 2006, N 48)
ИНСТРУКЦИЯ ДЛЯ ТАМОЖНИ
С. МИХАЙЛОВ
Сергей Михайлов, эксперт «ЭЖ-Юрист».
Федеральная таможенная служба РФ Приказом от 22.11.2006 N 1206 утвердила новую Инструкцию по проведению проверки правильности определения таможенной стоимости ввозимых (ввезенных) товаров, а также Регламент действий таможенных органов при контроле и самостоятельном определении таможенной стоимости товаров.
В документе отмечено, что новые нормативные акты неприменимы при перемещении физическими лицами товаров, предназначенных для собственных нужд. Приказ ГТК РФ от 18.06.2004 N 696 утратил силу.
Усовершенствованные и адаптированные к нынешним условиям внешнеэкономической деятельности нормы Инструкции утверждают 6 методов определения стоимости импортируемых товаров. Однако при заявлении декларантом таможенной стоимости по методу, отличающемуся от метода 1, уполномоченные должностные лица должны убедиться, что отказ от всех предыдущих методов определения таможенной стоимости был осуществлен декларантом обоснованно.
Уполномоченные должностные лица таможенного органа проверяют достоверность заявленной декларантом таможенной стоимости, сравнивая ее с ценовой информацией и анализируя с использованием Системы управления рисками.
Если выявляется расхождение между заявленной таможенной стоимостью товара и проверочной величиной, то это может служить признаком недостоверных сведений. В таком случае согласно п. 3 ст. 153 ТК РФ таможенный орган проводит в рамках сроков, установленных ст. 152 ТК РФ, дополнительную проверку, а выпуск товара осуществляется при условии обеспечения уплаты таможенных платежей, которые могут быть начислены по результатам дополнительной проверки. В ходе проверки выясняются статус и взаимоотношения контрагентов по внешнеторговой сделке, условия организации сделки и перевозки (транспортировки) товаров, их описание, характеристики и условия реализации на внутреннем рынке РФ.
Особое внимание в Инструкции уделено защите прав собственности. При проверке документального подтверждения заявленной таможенной стоимости документ требует сведения о товарных знаках, марках, моделях, артикулах, стандартах, технических и коммерческих характеристиках, названиях производителей, ценах за единицу, требованиях к качеству.
При определении таможенной стоимости чиновники теперь будут обращать больше внимания на историю и условия взаимодействия продавца и покупателя, которые могут повлиять на снижение цены товара.
Однако в документе отмечено, что «расхождение между заявленной декларантом таможенной стоимостью и имеющейся в таможенном органе ценовой информацией не является основанием для принятия решения о корректировке таможенной стоимости без выяснения причин такого расхождения». Основанием для корректировки таможенной стоимости товаров служит документально подтвержденное искажение декларируемых сведений. При выявлении таможенным органом подобных фактов рассматривается вопрос о возбуждении дела об административном правонарушении.
В случае, когда декларант затрудняется ответить по какому-то из пунктов, он должен дать письменное объяснение. Если информация, указанная в пояснениях, составляет коммерческую тайну, то ее использование таможенными органами должно производиться в соответствии со ст. 10 ТК РФ: «Любая информация, полученная таможенными органами… может использоваться исключительно в таможенных целях… разглашение такой информации, использование ее в личных целях либо передача третьим лицам влекут ответственность, предусмотренную законодательством РФ».
——————————————————————