Пятьдесят грамм за ГИБДД!
(Кузьмин И., Кузьмин А.)
(«Бизнес-адвокат», N 16, 1999)
ПЯТЬДЕСЯТ ГРАММ ЗА ГИБДД!
И. КУЗЬМИН, А. КУЗЬМИН
И. Кузьмин, юрист.
А. Кузьмин, кандидат медицинских наук.
У нас нет сухого закона для водителей на дорогах. Употребление алкоголя за рулем не запрещено, а, как на Западе, ограничено.
Не вступая в конфликт с законом водитель в зависимости от своего веса имеет право выпить до 50 и более граммов чистого спирта или соответствующее количество его в составе спиртных напитков. Однако правовой нигилизм и медицинское невежество позволяют незаконно привлекать водителей к административной ответственности за употребление алкоголя.
Итак, почему у нас нет сухого закона для водителей, почему выпивка за рулем не запрещена, а ограничена?
Дело в самом законодательстве. Отношение водителей к алкоголю определяют Правила дорожного движения. Они устанавливают правовую норму, дают ее четкую формулировку (п. 2.7). Юридическая ответственность за ее нарушение предусмотрена административным законодательством.
В названных документах дается понятие «алкогольного опьянения». Однако определение содержания его в Правилах дорожного движения отсутствует. Благодаря этому административная практика игнорирует общеизвестные медицинские факты и отождествляет алкогольное опьянение и употребление алкоголя в малых дозах, недостаточных для опьянения.
Подмена понятий, уравнивание их между собой создают иллюзию сухого закона на дорогах. Однако водительских прав лишают реально не только за вождение в состоянии опьянения, но даже за кружку или стакан пива. Между тем пол-литра пива, скажем «Жигулевского», может вызвать опьянение только у водителя при весе его менее 30 килограммов.
По медицинским нормативам (Временная инструкция о порядке медицинского освидетельствования для установления факта употребления алкоголя и состояния опьянения Минздрава СССР от 1 сентября 1988 г. N 06-14/33-14; Медицинское освидетельствование для установления факта употребления алкоголя и состояния опьянения. Инструкция Минздрава СССР от 2 сентября 1999 г. N 06-14/33-14), при освидетельствовании подозреваемого в правонарушении вследствие употребления спиртных напитков врач обязан установить одно из следующих состояний:
— трезв, признаков употребления алкоголя нет;
— установлен факт употребления алкоголя, признаки опьянения не выявлены;
— алкогольное опьянение;
— алкогольная кома;
— состояние одурманивания, вызванное наркотическими или другими веществами;
— трезв, имеются признаки нарушения функционального состояния, требующие отстранения от работы с источником повышенной опасности по состоянию здоровья. Поскольку водителю запрещено управлять транспортным средством только в состоянии алкогольного опьянения, постольку вождение под влиянием малых доз, недостаточных даже для легкого опьянения, является правомерным действием, а не правонарушением.
Приведенные данные свидетельствуют, что опьянение — не единственное, а лишь одно из проявлений острой алкогольной интоксикации. Именно опьянение, а не сам факт употребления алкоголя, выделяет и признает опасным при вождении законодатель. Похмельное состояние также не включено в правовую норму. Лица, находящиеся в похмельном состоянии, когда интоксикация организма обусловлена не самим алкоголем, а продуктами его неполного распада, по медицинским нормативам признаются трезвыми. Они не подлежат административному наказанию, а должны быть отстранены от вождения по состоянию здоровья. Между тем они нередко, как и употреблявшие алкоголь в малых, недостаточных для опьянения дозах, незаконно попадают в категорию правонарушителей.
Таким образом, у нас нет на дорогах сухого закона, и ненаказуемое употребление алкоголя для водителей ограничено той дозой, превышение которой вызывает опьянение. Пока действует нынешнее законодательство, для водителей нет проблемы — пить или не пить за рулем. Это личное дело каждого водителя. Есть лишь проблема: сколько выпить, чтобы при переборе своей нормы, сев за руль, не вступить в конфликт с законом. Как и на Западе, водители должны уметь сами рассчитать свою допустимую законом норму выпивки.
——————————————————————