Бывший детдомовец ищет работу

(Гармаш А., Косихин Д.)

(«ЭЖ-Юрист», 2012, N 27)

БЫВШИЙ ДЕТДОМОВЕЦ ИЩЕТ РАБОТУ

А. ГАРМАШ, Д. КОСИХИН

Анна Гармаш, докторант ФГКУ «ВНИИ МВД России», г. Москва.

Дмитрий Косихин, газета «ЭЖ-Юрист».

Когда дети-сироты и приравненные к ним граждане оказываются один на один со взрослой жизнью, с необходимостью самостоятельно принимать решения и планировать свои действия, распоряжаться своей судьбой, им приходится нелегко. Задача государства и общества — помочь этим юным гражданам адаптироваться в социуме, интегрироваться в нормальную жизнь.

Государственные приоритеты

Одной из главных задач государства в сфере труда и занятости молодежи — выпускников общеобразовательных школ, учреждений среднего специального профобразования и особенно детских домов является предоставление им равных возможностей в реализации права на труд и выбор профессии с помощью различных мероприятий, включая профессиональную подготовку, установление квот, стимулирование работодателей к приему этих граждан на работу.

Вместе с тем бывшие детдомовцы в большинстве случаев не могут трудоустроиться самостоятельно в силу многих причин. Поэтому на основании ст. 9 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в ред. от 21.11.2011, с изм. от 29.02.2012) органы государственной службы занятости населения (далее — органы службы занятости) при обращении к ним детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте от 14 до 18 лет осуществляют профориентационную работу с указанными лицами и обеспечивают диагностику их профессиональной пригодности с учетом состояния здоровья. Если должностное лицо будет признано виновным в нарушении условий трудовых договоров, регулирующих отношения с детьми-сиротами, то оно несет ответственность в порядке, установленном законодательством РФ.

Немаловажно, что ищущим работу впервые и зарегистрированным в органах государственной службы занятости в статусе безработных детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, выплачивается пособие по безработице в течение шести месяцев в размере уровня средней заработной платы, сложившегося в республике, крае, области, городах Москве и Санкт-Петербурге, автономной области, автономном округе (п. 5 ст. 9 Закона N 159-ФЗ).

Органы службы занятости в течение указанного срока осуществляют профессиональную ориентацию, профессиональную подготовку и трудоустройство лиц данной категории.

Обеспечение занятости населения

Дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обратившись в органы службы занятости в целях поиска подходящей работы, регистрируются (также в органах занятости) в качестве ищущих работу лиц. В случае если они ищут работу впервые, чтобы пройти регистрацию в целях поиска подходящей работы, им необходимо предъявить паспорт или иной документ, удостоверяющий личность, а также документ об образовании.

Подбор подходящей работы детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из их числа осуществляется на общих основаниях. В целях содействия в трудоустройстве им может быть предложен органами службы занятости план самостоятельного поиска работы.

В России сегодня не установлена строгая обязанность работать, но в целом государство стремится обеспечить занятость трудоспособного населения, и дети-сироты не являются исключением. Согласно п. 1 ст. 1 Закона РФ от 19.04.1991 N 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» (в ред. от 30.11.2011) занятость представляет собой деятельность граждан, связанную с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащую законодательству РФ и приносящую, как правило, им заработок или трудовой доход.

Без работы и заработка

Если работу детям-сиротам найти не удается, то они могут быть признаны безработными. Признание их таковыми осуществляется на общих основаниях: в соответствии со ст. 3 Закона N 1032-1 безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней.

При этом в качестве заработка не учитываются выплаты выходного пособия и сохраняемого среднего заработка гражданам, уволенным в связи с ликвидацией организации либо прекращением деятельности индивидуальным предпринимателем, сокращением численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя.

Порядок регистрации безработных граждан, порядок регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и требования к подбору подходящей работы устанавливаются Правительством РФ.

Предъявить документы!

Решение о признании гражданина (зарегистрированного в целях поиска подходящей работы) безработным принимается органами службы занятости по месту его жительства не позднее 11 дней со дня предъявления органам службы занятости паспорта, трудовой книжки или документов, их заменяющих, а также документов, удостоверяющих его профессиональную квалификацию, справки о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы. А для впервые ищущих работу (ранее не работавших), не имеющих профессии (специальности) — паспорта и документа об образовании.

В случае представления справки о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы в иностранной валюте органы службы занятости осуществляют перевод данной валюты в рубли по официальному курсу, установленному на день увольнения гражданина.

При невозможности предоставления органами службы занятости подходящей работы гражданам в течение 10 дней со дня их регистрации в целях поиска подходящей работы эти граждане, в том числе дети-сироты, признаются безработными с первого дня предъявления указанных документов.

Если гражданин относится к категории инвалидов, то для решения вопроса о признании его безработным он предъявляет дополнительно индивидуальную программу реабилитации инвалида, выданную в установленном порядке и содержащую заключение о рекомендуемом характере и условиях труда.

Безработным признать нельзя

Существуют определенные категории граждан, которые не могут быть признаны безработными. К таковым относятся:

— не достигшие 16-летнего возраста;

— граждане, которым в соответствии с законодательством РФ назначена трудовая пенсия по старости (часть трудовой пенсии по старости), в том числе досрочно, либо пенсия по старости или за выслугу лет по государственному пенсионному обеспечению;

— отказавшиеся в течение 10 дней со дня их регистрации в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы от двух вариантов подходящей работы, включая работы временного характера, а впервые ищущие работу (ранее не работавшие) и при этом не имеющие профессии (специальности) — в случае двух отказов от получения профессиональной подготовки или от предложенной оплачиваемой работы, включая работу временного характера. Однако при этом гражданину не может быть предложена одна и та же работа (профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации по одной и той же профессии, специальности) дважды;

— не явившиеся без уважительных причин в течение 10 дней со дня их регистрации в целях поиска подходящей работы в органы службы занятости для предложения им подходящей работы, а также не явившиеся в срок, установленный органами службы занятости для регистрации их в качестве безработных;

— осужденные по решению суда к исправительным работам, а также к наказанию в виде лишения свободы;

— граждане, которые, согласно Закону N 1032-1, являются трудоустроенными (ст. 2);

— представившие документы, содержащие заведомо ложные сведения об отсутствии работы и заработка, а также представившие другие недостоверные данные для признания их безработными.

Граждане, которым в установленном порядке отказано в признании их безработными, имеют право на повторное обращение в органы службы занятости через один месяц со дня отказа для решения вопроса о признании их безработными.

Подходящая — неподходящая работа

Важным моментом является то, что детям-сиротам может быть предложена не всякая работа. Законом N 1032-1 определено, что есть подходящая и неподходящая работа.

Подходящей считается такая работа, в том числе временного характера, которая соответствует профессиональной пригодности работника с учетом уровня его профессиональной подготовки, состоянию здоровья, транспортной доступности рабочего места.

Максимальная удаленность подходящей работы от места жительства безработного определяется органами службы занятости с учетом развития сети общественного транспорта в данной местности.

Работа считается подходящей для граждан, в том числе и для детей-сирот, если они:

— впервые ищут работу (ранее не работавшие) и при этом не имеют профессии (специальности); уволены более одного раза в течение одного года, предшествовавшего началу безработицы, за нарушение трудовой дисциплины или другие виновные действия, предусмотренные законодательством РФ; прекратили индивидуальную предпринимательскую деятельность; стремятся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва, а также направлены органами службы занятости на обучение и отчислены за виновные действия;

— отказались повысить (восстановить) квалификацию по имеющейся профессии (специальности), получить смежную профессию или пройти переподготовку после окончания первого периода выплаты пособия по безработице;

— состоят на учете в органах службы занятости более 18 месяцев, а также более трех лет не работают;

— обратились в органы службы занятости после окончания сезонных работ.

Работа не может считаться подходящей, если она связана с переменой места жительства без согласия гражданина, условия труда не соответствуют правилам и нормам по охране труда, предлагаемый заработок ниже среднего заработка гражданина, исчисленного за последние три месяца по последнему месту работы (данное положение не распространяется на граждан, среднемесячный заработок которых превышал величину прожиточного минимума трудоспособного населения, в этом случае подходящей не может считаться работа, если предлагаемый заработок ниже величины прожиточного минимума, исчисленного в субъекте РФ в установленном порядке).

Информация в Регистре получателей государственных услуг

в сфере занятости населения — физлиц

Для улучшения качества работы органов службы занятости населения и помощи в поиске работы для граждан, испытывающих в этом трудности, к категории которых относятся дети-сироты, создаются регистры получателей государственных услуг в сфере занятости населения.

Формирование и ведение регистров получателей государственных услуг в сфере занятости населения осуществляется в целях обеспечения оказания соответствующих услуг и эффективного расходования средств, направляемых на исполнение полномочий в области содействия занятости населения, и переданного полномочия по осуществлению социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными.

В Регистре получателей государственных услуг в сфере занятости населения — физических лиц должна содержаться следующая информация:

1) регистрационный номер учетной записи;

2) фамилия, имя, отчество;

3) дата рождения;

4) пол;

5) гражданство;

6) адрес места жительства (пребывания), телефон;

7) серия и номер паспорта или удостоверения личности, дата выдачи указанных документов и наименование выдавшего их органа;

8) дата обращения гражданина;

9) категория, к которой относится гражданин;

10) сведения о документах, подтверждающих отнесение гражданина к соответствующей категории;

11) образование;

12) дата регистрации гражданина в качестве безработного;

13) размер и сроки выплаты пособия по безработице;

14) предоставленные гражданину государственные услуги с указанием даты и результата действия;

15) дата и причина снятия с учета.

В некоторых случаях уполномоченный Правительством РФ федеральный орган исполнительной власти вправе устанавливать обязательность внесения иной информации в Регистр получателей государственных услуг в сфере занятости населения — физических лиц.

Сведения в Регистре получателей госуслуг

в сфере занятости населения — работодателей

В свою очередь, в Регистре получателей государственных услуг в сфере занятости населения — работодателей обычно содержится следующая информация:

1) регистрационный номер учетной записи;

2) наименование юридического лица, фамилия, имя, отчество индивидуального предпринимателя, главы крестьянского (фермерского) хозяйства;

3) адрес (местонахождение);

4) сведения о свободных рабочих местах и вакантных должностях.

Иногда также устанавливается обязанность внесения иной, чем указанная выше, или дополнительной информации в Регистр получателей государственных услуг в сфере занятости населения — работодателей.

Формирование и порядок ведения, а также сроки и форму представления сведений в регистры получателей государственных услуг в сфере занятости населения осуществляет уполномоченный Правительством РФ федеральный орган исполнительной власти.

Следует знать, что сведения о лицах, которые содержатся в регистрах получателей государственных услуг в сфере занятости населения, представляются органами исполнительной власти субъектов РФ в уполномоченный Правительством РФ федеральный орган исполнительной власти безвозмездно.

Право на труд молодежи, включая и выпускников детских домов, обеспечивается специальными гарантиями, предусмотренными и трудовым законодательством РФ. Учитывая возрастную неадаптированность молодежи к отношениям в области трудоустройства и регулирования труда, законодатель предусматривает в ст. 70 ТК РФ условие о недопустимости назначения испытания при приеме на работу для лиц, не достигших возраста 18 лет, а также для лиц, окончивших образовательные учреждения среднего и высшего профессионального образования и впервые поступающих на работу по полученной специальности.

Гарантии для несовершеннолетних

Гарантированное трудовым законодательством РФ право на труд лиц, не достигших возраста 18 лет, обеспечивается не только на стадии трудоустройства, но и при расторжении с ними трудового договора. Эти гарантии закреплены действующим законодательством и направлены на ограничение увольнения несовершеннолетних работников. Согласно ст. 269 ТК РФ расторжение трудового договора с работниками в возрасте до 18 лет по инициативе работодателя допускается помимо соблюдения общего порядка увольнения только с согласия соответствующей государственной инспекции труда и комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав.

В связи с тем, что Российское государство в соответствии с международными актами приняло на себя обязательства по защите лиц, не достигших 18-летнего возраста, от экономической эксплуатации и от выполнения любой работы, которая может представлять опасность для их здоровья или служить препятствием в получении ими образования либо наносить ущерб здоровью, а также физическому, умственному, духовному, моральному и социальному развитию, законодательство о труде РФ, максимально приближаясь к общемировым стандартам в области регулирования трудовых и связанных с ними отношений, предусматривает для несовершеннолетних дополнительные гарантии.

Особо отметим, что ежегодный оплачиваемый отпуск по заявлению несовершеннолетнего работника должен быть предоставлен в любое удобное для него время, в том числе и до достижения шести месяцев его непрерывной работы на предприятии (ч. 2 ст. 122 ТК РФ). Статья 267 ТК РФ устанавливает продолжительность ежегодного оплачиваемого отпуска работникам в возрасте до 18 лет не менее 31 календарного дня.

——————————————————————