Проблемы применения законодательства при предоставлении права освобождения от уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации общественным организациям инвалидов и пенсионеров и другим организациям
(Селиванова З. М.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 1998)
Подготовлен для системы КонсультантПлюс
ПРОБЛЕМЫ ПРИМЕНЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
ПРИ ПРЕДОСТАВЛЕНИИ ПРАВА ОСВОБОЖДЕНИЯ ОТ УПЛАТЫ
СТРАХОВЫХ ВЗНОСОВ В ПЕНСИОННЫЙ ФОНД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОБЩЕСТВЕННЫМ ОРГАНИЗАЦИЯМ ИНВАЛИДОВ И ПЕНСИОНЕРОВ
И ДРУГИМ ОРГАНИЗАЦИЯМ
З. М. СЕЛИВАНОВА
З. М. Селиванова, начальник Главного правового управления Пенсионного Фонда Российской Федерации.
1. В соответствии со статьей 39 Конституции Российской Федерации каждому гражданину Российской Федерации гарантируется социальное обеспечение по случаю болезни, инвалидности, потери кормильца и в иных случаях, установленных законом. В целях реализации прав граждан на социальное обеспечение в Российской Федерации принимаются федеральные законы, которые регулируют правоотношения государства и граждан по пенсионному обеспечению.
Пенсионные отношения в Российской Федерации регулируются Законом Российской Федерации от 20 ноября 1990 г. N 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации», в статье 8 которого определено, что финансирование выплаты государственных пенсий, назначенных в соответствии с данным Законом, осуществляется Пенсионным фондом Российской Федерации за счет страховых взносов работодателей, граждан и ассигнований из федерального бюджета.
Положение о Пенсионном фонде Российской Федерации (России) и Порядок уплаты страховых взносов работодателями и гражданами в Пенсионный фонд Российской Федерации (России), утверждены Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. N 2122-1 «Вопросы Пенсионного фонда Российской Федерации (России)». Тариф страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации устанавливается ежегодными федеральными законами.
В соответствии с вышеназванным Постановлением Верховного Совета Российской Федерации Пенсионный фонд Российской Федерации является самостоятельным финансово — кредитным учреждением, созданным в целях государственного управления финансами пенсионного обеспечения. Средства бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации формируются за счет страховых взносов, уплачиваемых плательщиками страховых взносов, являются федеральной собственностью, не входят в состав бюджетов, иных фондов и изъятию не подлежат.
В соответствии с законодательством Российской Федерации от уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации освобождаются отдельные организации.
На основании пункта 3 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 9 июля 1993 г. N 5357-1 «О тарифах страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации и Государственный фонд занятости населения Российской Федерации на второе полугодие 1993 года» (действие которого в части порядка предоставления права на освобождение от уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации сохранялось (продлевалось) до 1 января 1997 г. ежегодными федеральными законами о тарифах страховых взносов) от уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации освобождаются:
— общественные организации инвалидов и пенсионеров;
— находящиеся в собственности вышеназванных общественных организаций предприятия, объединения и учреждения, созданные для осуществления их (общественных организаций инвалидов и пенсионеров) уставных целей.
До указанного Постановления действовало Постановление Верховного Совета РСФСР от 30 января 1991 г. N 556-1, которым от уплаты страховых взносов освобождались общественные организации инвалидов и пенсионеров, их предприятия, учреждения, объединения и учебные заведения. Данный порядок не содержал нормы о нахождении в собственности общественного объединения перечисленных организаций.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации (ст. 30) и Федеральным законом от 19 мая 1995 г. N 82-ФЗ «Об общественных объединениях» (ст. 3) граждане имеют право для защиты общих целей создавать на добровольной основе, по своему выбору, общественные объединения, а также вступать в уже существующие общественные объединения. Эти права распространяются на всех граждан, в том числе на инвалидов и пенсионеров. Поэтому инвалиды и пенсионеры могут вступать в любые общественные объединения по своему выбору.
Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» предусмотрена возможность создания общественных объединений инвалидов. Согласно статье 38 Закона «В целях представительства и защиты своих прав и законных интересов инвалиды и лица, представляющие их интересы, имеют право создавать общественные объединения, движения и фонды в порядке, установленном законодательством Российской Федерации». Толкования понятия «общественные объединения инвалидов» Закон не дает.
В связи с отсутствием в действующем законодательстве Российской Федерации понятия «общественная организация инвалидов и пенсионеров» у Пенсионного фонда возникли проблемы при оценке права общественной организации инвалидов и пенсионеров на предоставление ей льготы по освобождению от уплаты страховых взносов. В связи с этим Фонд обратился в Министерство юстиции Российской Федерации, которое своим письмом от 11 апреля 1994 г. N 01-07-93-94 разъяснило, что основным критерием отнесения общественной организации к общественной организации инвалидов и пенсионеров является физическое членство в них инвалидов и пенсионеров.
Данная позиция Министерства юстиции Российской Федерации, по мнению Пенсионного фонда, была основана на том, что в соответствии со статьей 9 Закона СССР от 9 декабря 1990 г. N 1708-1 «Об общественных объединениях», действовавшего в указанный период, уставом общественного объединения предусматривалось членство в них только граждан и лиц без гражданства, т. е. физических лиц.
Вступивший в силу Федеральный закон от 19 мая 1995 г. N 82-ФЗ «Об общественных объединениях» (статья 6) установил, что членами общественных объединений могут быть как физические, так и юридические лица — общественные объединения.
В связи с принятием вышеназванного Закона в Пенсионный фонд Российской Федерации стали обращаться общественные объединения инвалидов и пенсионеров членами которых являются не только физические, но и юридические лица, (самостоятельные плательщики страховых взносов в Пенсионный фонд по действующему законодательству Российской Федерации).
Не игнорируя право общественных объединений, предоставленное им действующим законодательством Российской Федерации, на членство в них как физических лиц, так и юридических лиц (общественных объединений), Пенсионный фонд Российской Федерации, в связи с отсутствием нормы в федеральном законодательстве, устанавливающей льготу по уплате страховых взносов группе самостоятельных плательщиков, а не конкретному плательщику страховых взносов (юридическому лицу или физическому лицу), в соответствии с Порядком уплаты страховых взносов работодателями и гражданами в Пенсионный фонд Российской Федерации (России), утвержденным Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. N 2122-1, соответствующими федеральными законами о тарифах страховых взносов в Пенсионный фонд, может предоставить льготу только тем общественным объединениям, членами которых являются физические лица — инвалиды и пенсионеры (письмо ПФР от 7 марта 1997 г. N ЕВ-09-11/1735-ИН).
Установление практики предоставления льгот союзам (ассоциациям), а также другим общественным объединениям, в том числе и созданным в форме общественных организаций, членами которых являются как физические, так и юридические лица, может привести к коллизии законов, что в свою очередь приведет к тому, что на право по освобождению от уплаты страховых взносов могут претендовать общественные объединения, являющиеся членами других общественных объединений инвалидов и пенсионеров, но не имеющие права на льготу в соответствии с нормами федерального законодательства, устанавливающего льготы по уплате страховых взносов в Пенсионный фонд, т. к. в соответствии со статьей 19 Федерального закона от 19 мая 1995 г. N 82-ФЗ «Об общественных объединениях» члены общественного объединения — физические и юридические лица — имеют равные права и несут равные обязанности.
Определение в законодательстве понятия «общественная организация инвалидов» снимет правовую неопределенность в оценке права на льготу указанным общественным организациям и будет адресной в отношении физических лиц — инвалидов, что соответствует основным принципам реформирования пенсионной системы в Российской Федерации и ее составной части государственного пенсионного страхования.
2. Кроме общественных организаций инвалидов и пенсионеров от уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации освобождаются, на основании вышеназванного Постановления Верховного Совета Российской Федерации, находящиеся в собственности общественных организаций инвалидов и пенсионеров предприятия, объединения и учреждения, созданные для осуществления уставных целей общественных организаций.
Таким образом, для освобождения от уплаты страховых взносов этой категории плательщиков необходимо наличие двух условий:
1) нахождение его (юридического лица) в собственности общественной организации инвалидов и пенсионеров;
2) создание их (юридических лиц) для осуществления уставных целей вышеназванных общественных организаций.
Анализ арбитражной практики региональных отделений Пенсионного фонда Российской Федерации в 1996 — 1997 гг. показывает, что некоторые арбитражные суды при вынесении решений применяют не буквальную норму действующего законодательства (п. 3 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 9 июля 1993 г. N 5357-1), а расширительно толкуют норму о праве на освобождение от уплаты страховых взносов предприятий, находящихся в собственности общественных организаций, и предоставляют данное право обществам с ограниченной ответственностью. Суды исходят из того, что в настоящее время вместо предприятий данной организационно-правовой формы существуют общества с ограниченной ответственностью, единственным учредителем которых является общественная организация инвалидов.
В решениях арбитражных судов отмечается, что изменение в указанном случае порядка регулирования отношений собственности между учредителем и созданным им юридическим лицом само по себе не может повлиять на изменение этого юридического лица как плательщика страховых взносов. В связи с изложенным принимаются решения о том, что общество с ограниченной ответственностью, учрежденное общественной организацией инвалидов и пенсионеров, должно быть освобождено от уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд на тех же условиях, как и предприятия, находящиеся в собственности общественных объединений инвалидов и пенсионеров.
Кроме того, некоторые арбитражные суды принимают решения, в которых содержатся выводы о том, что если единственным учредителем (участником) общества с ограниченной ответственностью является общественная организация инвалидов и пенсионеров, то она является и единственным собственником имущества общества с ограниченной ответственностью.
Вышеназванные арбитражные суды при рассмотрении споров о предоставлении права на освобождение от уплаты страховых взносов обществам с ограниченной ответственностью, учрежденных общественными организациями инвалидов и пенсионеров, как правило, не исследовали учредительные документы (Устав) общества с ограниченной ответственностью, в котором должны содержаться пункты, подтверждающие, что между учредителем (общественной организации инвалидов и пенсионеров) и обществом с ограниченной ответственностью устанавливаются имущественные отношения, при которых уставные цели общественного объединения обществом с ограниченной ответственностью не реализуются, либо только декларируются.
Как правило, в Уставах обществ с ограниченной ответственностью устанавливается, что руководит высшим органом общества лицо (Президент, исполнительный директор и т. д.), назначенное учредителем. В компетенцию указанного лица входит определение направлений деятельности, распоряжение имуществом и денежными средствами Общества, заключение от имени Общества договоров, соглашений. При таком управлении Обществом и распоряжением имуществом «по своему усмотрению» уставные цели общественной организации инвалидов и пенсионеров, учреждающей это общество, ничем не обеспечены и, как правило, не выполняются обществом с ограниченной ответственностью.
Так, в уставах общества с ограниченной ответственностью, кроме норм о самостоятельном распоряжении имуществом встречаются нормы, которые подтверждают то, что между общественной организацией инвалидов и обществом с ограниченной ответственностью нет отношений, направленных на выполнение уставных целей общественного объединения. Например в п. 7.7 Устава «Мединчерн» (решение арбитражного суда по Красноярскому краю) устанавливается, что при ликвидации Учредителя — общественной организации имущество, переданное им обществу с ограниченной ответственностью в качестве вклада, не входит в ликвидный баланс Учредителя. На лицо — сговор. Так под «крышу» общественного объединения инвалидов и пенсионеров уходят организации, не имеющие права на освобождение от уплаты страховых взносов.
Таким образом, арбитражные суды, отвергая буквальное толкование нормы законодательства при предоставлении права на освобождение от уплаты страховых взносов только предприятиям, находящимся в собственности общественных организаций инвалидов и пенсионеров (статья 48 Гражданского кодекса), игнорируют и второе условие, необходимое для предоставления указанной льготы, а именно: создание предприятий для осуществления уставных целей общественных организаций инвалидов и пенсионеров.
Кроме того, нельзя считать обоснованным решения арбитражных судов, в которых при рассмотрении дел об освобождении от уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд указанной категории плательщиков не применяется статья 48 Гражданского кодекса Российской Федерации, а применяется статья 33 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», в которой говорится, что в собственности общественных объединений инвалидов и пенсионеров могут находиться «предприятия, учреждения, организации, хозяйственные товарищества и общества» и считают, что от уплаты страховых взносов освобождаются общества с ограниченной ответственностью, учрежденные в собственности общественными организациями инвалидов и пенсионеров без применения к ним условий о необходимости определенной законом численности инвалидов в данной организации (Федеральный закон от 5 февраля 1997 г. N 26-ФЗ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Гражданского кодекса Российской Федерации нормы гражданского права, содержащиеся в других законах, должны соответствовать Гражданскому кодексу Российской Федерации.
С такой позицией арбитражных судов Пенсионный фонд как государственный орган, имеющий полномочия по оценке права на освобождение от уплаты страховых взносов, являющихся федеральной собственностью, согласиться не может и принимает решение об обжаловании данных решений в установленном законодательством порядке.
Большинство арбитражных судов выносят решение об отказе требований обществ с ограниченной ответственностью, учрежденных общественными организациями инвалидов и пенсионеров, на предоставление им права на льготу на условиях, предоставленных предприятиям, находящимся в собственности общественных организаций инвалидов и пенсионеров, аргументируя его действующим законодательством.
Так, в указанный период с 1 июля 1993 г. порядок создания юридических лиц, их организационно — правовые формы регулировались следующими Законами: Гражданским кодексом РСФСР в редакции 1964 г., Законом РСФСР «О предприятиях и предпринимательской деятельности» от 25 декабря 1990 г. N 445-1, «Основами гражданского законодательства Союза ССР и республик», Гражданским кодексом Российской Федерации (часть первая) (в редакции Федерального закона от 30 ноября 1994 г. N 51-ФЗ), Федеральным законом от 30 ноября 1994 г. N 52-ФЗ «О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации».
В соответствии со статьей 11 «Основ гражданского законодательства Союза ССР и республик», действующей с 1 июля 1992 г. на территории Российской Федерации к юридическим лицам, на имущество которых их учредители сохраняют право собственности или иное вещное право, относятся государственные предприятия и другие предприятия, основанные на праве полного хозяйственного ведения, в том числе дочерние предприятия, а также финансируемые собственником учреждения.
В Законе РСФСР «О предприятиях и предпринимательской деятельности» товарищество с ограниченной ответственностью относилось к одной из организационно-правовых форм предприятия. Понятия общество с ограниченной ответственностью данный Закон не определял.
Статьей 48 Гражданского кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 30 ноября 1994 г. N 52-ФЗ) установлено, что к юридическим лицам, на имущество которых их учредители имеют право собственности или иное вещное право, относятся государственные и муниципальные унитарные предприятия, в том числе дочерние предприятия, а также финансируемые собственником учреждения. Таким образом, Гражданский кодекс Российской Федерации ограничил число указанных предприятий государственными и муниципальными, исключив «другие предприятия».
Общество с ограниченной ответственностью на основании статьи 87 Гражданского кодекса Российской Федерации может быть учреждено одним лицом, который является единственным участником общества с ограниченной ответственностью (а не собственником имущества общества с ограниченной ответственностью), т. к. в соответствии со статьей 66 Гражданского кодекса имущество, созданное за счет вкладов учредителей (участников) общества, а также произведенное и приобретенное хозяйственным обществом в процессе его деятельности, принадлежит ему на праве собственности.
В соответствии со статьей 209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственнику принадлежит право владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Отношения собственности между учредителем (общественной организацией инвалидов и пенсионеров) и находящимся в его собственности предприятием отличаются от отношений вышеназванной общественной организации и учрежденным им обществом с ограниченной ответственностью, т. к. общество с ограниченной ответственностью (юридическое лицо), в соответствии с правами, предоставленными ему гражданским законодательством распоряжается имуществом, переданным ему учредителем по своему усмотрению (сдает в аренду, в залог, в качестве вклада и т. д.).
На основании изложенного считаем, что действующее законодательство достаточно урегулировало данную проблему и у арбитражных судов нет необходимости расширительно толковать понятие — предприятие, находящиеся в собственности общественных объединений и данная категория плательщиков — общество с ограниченной ответственностью, учрежденное одним участником — общественной организацией инвалидов и пенсионеров, может быть освобождена от уплаты страховых взносов только при наличии условий, определенных в Федеральном законе от 5 февраля 1997 г. N 26-ФЗ, который будет рассмотрен далее.
3. С 1 января 1997 г. действует иной порядок освобождения от уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 5 февраля 1997 г. N 26-ФЗ
«О тарифах страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Государственный фонд занятости населения Российской Федерации и в фонды обязательного медицинского страхования на 1997 год», который увеличил число категорий плательщиков, имеющих право на льготы по уплате страховых взносов в Пенсионный фонд.
В соответствии со статьей 3 вышеназванного Федерального закона от уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в 1997 и 1998 году (Федеральный закон от 8 января 1998 г. N 9-ФЗ сохранил порядок освобождения от уплаты страховых взносов, действующий в 1997 году на 1998 год) освобождаются:
— общественные организации инвалидов и пенсионеров. Данная категория плательщиков освобождается от уплаты страховых взносов с 1 января 1991 г. и порядок ее освобождения изложен в настоящей статье;
— предприятия, учреждения и организации, имеющие указанные льготы и подлежащие преобразованию до 1 июля 1999 года в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Из смысла этой нормы вытекает, что к данной категории плательщиков могут быть отнесены организации при наличии двух условий: они должны иметь «указанные» льготы и подлежать преобразованию до 1 июля 1999 года. К данной категории могут быть отнесены только предприятия, находящиеся в собственности общественных организаций, имеющие льготы в соответствии с Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 9 июля 1993 г. N 5357-1 и одновременно подлежащие преобразованию в соответствии с п. 5 ст. 6 Федерального закона от 30 ноября 1994 г. N 52-ФЗ «О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации». Ни одна другая организационно — правовая форма юридических лиц не подпадает под эти условия.
Данная категория плательщиков освобождается от уплаты страховых взносов с 1 июля 1993 г. и порядок ее освобождения изложен в настоящей статье:
— предприятия, учреждения и организации, уставный капитал которых состоит полностью из вкладов общественных организаций инвалидов и пенсионеров и численность работающих инвалидов на которых составляет не менее 50 процентов от общей численности работающих.
Для предприятий, учреждений, организаций, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов общественных организаций инвалидов и пенсионеров, однако численность инвалидов, работающих на данных предприятиях, в учреждениях, организациях, составляет менее 50 процентов от общей численности работающих, освобождение от уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации применяется в части выплат, начисленных в пользу инвалидов и пенсионеров независимо от источников финансирования.
Таким образом, вышеназванный Федеральный закон устанавливает новую категорию плательщиков, имеющих право на льготу по уплате страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, — организации, уставной капитал которых состоит полностью из вкладов общественных организаций инвалидов и пенсионеров.
При применении указанных норм законодательства у Пенсионного фонда возникают следующие проблемы:
В отношении такой организационно-правовой формы юридических лиц, как «предприятия» и «учреждения», такое определение, как «уставный капитал», данное в вышеназванном Законе, применимо быть не может, так как имущество предприятия и учреждения в соответствии с действующим Гражданским кодексом Российской Федерации находится в собственности учредителя. Предприятия и учреждения управляют имуществом на праве хозяйственного ведения или оперативного управления. Учитывая, что их уставный фонд состоит из собственности (вклада) учредителя (в данном случае, общественной организации инвалидов и пенсионеров), от уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, как следует из нормы Федерального закона от 5 февраля 1997 г. N 26-ФЗ, освобождаются предприятия и учреждения, находящиеся в собственности общественных организаций инвалидов и пенсионеров.
В связи с изложенным при рассмотрении вопроса о предоставлении льготы, предусмотренной статьей 3 Федерального закона от 5 февраля 1997 г. N 26-ФЗ, предприятиям и учреждениям следует иметь в виду следующее:
а) в собственности общественных организаций инвалидов и пенсионеров, в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, могут находиться только предприятия, учрежденные до 8 декабря 1994 г. и получившие право на освобождение от уплаты страховых взносов, подлежащие преобразованию или ликвидации до 1 июля 1999 г. (до вступления в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации), т. к. в соответствии с действующим Гражданским кодексом Российской Федерации, как уже отмечалось ранее, общественные организации не могут иметь в собственности предприятия.
Указанные предприятия сохраняют право на освобождение от уплаты страховых взносов на прежних условиях, определенных Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 09.07.93 N 5357-1, без применения к ним условий о необходимости определенной законом численности работающих инвалидов;
б) учреждения, находящиеся в собственности общественных организаций инвалидов и пенсионеров, освобождаются от уплаты страховых взносов при условии, если численность работающих инвалидов составляет более 50 процентов от общей численности работающих. Если численность инвалидов менее 50 процентов, то освобождение от уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд применяется в части выплат, начисленных в пользу инвалидов и пенсионеров независимо от источников финансирования.
Кроме вышеназванных предприятий и учреждений освобождаются другие организации, уставный капитал которых может полностью состоять из вкладов общественных организаций инвалидов и пенсионеров, в соответствии с их организационно-правовой формой, определенной Гражданским кодексом Российской Федерации.
К таким организациям относятся хозяйственные общества: общества с ограниченной ответственностью и общества с дополнительной ответственностью и закрытые акционерные общества.
Открытые акционерные общества не могут подпадать под действие статьи 3 вышеназванного Федерального закона, поскольку они могут отчуждать принадлежащие им акции без согласия других акционеров и проводить открытую подписку на выпускаемые ими акции и их свободную продажу.
4. Другой актуальной проблемой, с которой сталкивается Пенсионный фонд Российской Федерации при предоставлении права общественным организациям инвалидов и пенсионеров на освобождение от уплаты страховых взносов, является предъявление общественными организациями инвалидов исков о признании отказа Пенсионного фонда Российской Федерации в установлении факта статуса общественной организации инвалидов. Как правило, большинство арбитражных судов выносят определения об отказе в принятии таких исковых заявлений, т. к. заявленные истцами споры о признании отказа Пенсионным фондом Российской Федерации в установлении факта статуса общественной организации инвалидов в соответствии с нормами статьи 22 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассмотрению в арбитражном суде не подлежат. Предметом спора общественных организаций инвалидов и пенсионеров на получение льготы в арбитражном суде может быть признание инкассового поручения Пенсионного фонда недействительным.
Однако некоторые суды до сих пор рассматривают письма об отказе в предоставлении льгот Пенсионным фондом как акты государственного органа, хотя Пенсионный фонд является финансово — кредитным учреждением и не входит в систему государственной власти Российской Федерации.
5. Анализ арбитражной практики показал, что Пенсионный фонд Российской Федерации заинтересован в точном применении действующего законодательства и он неоднократно предлагал предоставлять право на освобождение от уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации только общественным организациям инвалидов и пенсионеров исключительно в части выплат, начисленных в пользу инвалидов и пенсионеров, как наименее социально защищенных слоев населения Российской Федерации. Освобождение от уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации общественных организаций инвалидов и пенсионеров для всех работников (в том числе и не инвалидов) организации нарушает принцип равенства граждан перед законом, определенный статьей 19 Конституции Российской Федерации, поскольку граждане, которые не являются инвалидами или пенсионерами, за которых работодатели уплачивают страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации на общих основаниях в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации оказываются в ущемленном положении по отношению к гражданам, которые также не являются инвалидами и пенсионерами, но работают в общественной организации инвалидов и пенсионеров либо в организации, уставный капитал которой состоит полностью из вклада общественной организации инвалидов и пенсионеров, то есть за них страховые взносы работодателем не уплачиваются.
Пенсионная система в Российской Федерации является распределительной, основанной на принципе солидарности поколений и регионов и на выплатах из текущих поступлений. Страховые взносы, которые уплачивает в Пенсионный фонд Российской Федерации ныне работающее поколение работодателей и граждан, идут на выплаты пенсий сегодняшним пенсионерам. В соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования» на лицевом счете застрахованного лица будут отражены периоды его трудовой и иной общественно полезной деятельности, заработная плата (доход) за каждый месяц страхового стажа, на которые начислены страховые взносы, а также сумма заработка за каждый месяц страхового стажа, который учитывается при назначении пенсии.
Анализ действующего законодательства о порядке освобождения от уплаты страховых взносов и проблемы его применения показывают, что действующая система пенсионного страхования Российской Федерации и Программа пенсионной реформы Российской Федерации предполагают исключение норм налогового законодательства, чуждых системе пенсионного страхования, в которой в отличие от налоговой системы у государства возникают конкретные обязательства к конкретному застрахованному лицу этой системы.
——————————————————————