Статус ветерана военной службы: проблемы и пути решения

(Гудис В. И.) («Право в Вооруженных Силах», 2005, N 10)

СТАТУС ВЕТЕРАНА ВОЕННОЙ СЛУЖБЫ: ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ РЕШЕНИЯ

В. И. ГУДИС

Гудис В. И., адвокат, соискатель Московского пограничного университета ФСБ России.

В ряду правовых проблем, явившихся следствием принятия и вступления в силу печально знаменитого Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ, немаловажное место занимает вопрос, связанный с реализацией статуса ветеранов в Российской Федерации. Как известно, в соответствии со ст. 1 Федерального закона «О ветеранах» от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ с учетом заслуг по защите Отечества, безупречной военной службы, иной государственной службы и продолжительного добросовестного труда в Российской Федерации установлено пять категорий ветеранов: 1) ветераны Великой Отечественной войны; 2) ветераны боевых действий; 3) ветераны военной службы; 4) ветераны государственной службы; 5) ветераны труда. Рассмотрению вопросов реализации статуса одной из указанных категорий ветеранов — ветеранов военной службы — посвящена настоящая статья. 1. Условия и порядок присвоения звания «ветеран военной службы». Согласно ст. 5 Федерального закона «О ветеранах» звание ветерана военной службы может быть присвоено двум категориям военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы: а) лицам, награжденным орденами или медалями, либо удостоенным почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденным ведомственными знаками отличия, имеющим выслугу лет на военной службе 20 лет и более в календарном исчислении; б) лицам, ставшим инвалидами вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных в связи с исполнением обязанностей военной службы. Порядок и условия присвоения звания ветерана военной службы определены Указом Президента Российской Федерации от 19 мая 1995 г. N 501, согласно которому данное звание присваивается федеральными органами исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная служба. Военнослужащий, претендующий на звание ветерана военной службы, подает заявление и документы, подтверждающие основания для присвоения данного звания, в кадровый орган по месту прохождения военной службы. Гражданин, уволенный с военной службы, обращается с таким заявлением в пенсионный орган, выплачивающий ему пенсию (за выслугу лет либо по инвалидности). К документам, подтверждающим основания для присвоения звания ветерана, относятся: удостоверения к государственным наградам и к ведомственным знакам отличия; справки, подтверждающие наличие у претендента 20-летней выслуги лет; справки учреждений медико-социальной экспертизы об установлении инвалидности и ее причинах; другие документы. Заявление и необходимые документы в 3-недельный срок направляются для принятия по ним решения в соответствующий федеральный орган исполнительной власти. Решение о присвоении звания ветерана военной службы принимается федеральным органом исполнительной власти в месячный срок. В случае отказа в присвоении звания соответствующие федеральные органы исполнительной власти сообщают ходатайствующим причины и основания отказа. Лицам, которым присвоено звание ветерана военной службы, вручается соответствующее удостоверение. Следует отметить, что указанные основания и порядок присвоения звания «ветеран военной службы» остаются неизменными с января 1995 года — момента вступления в силу Федерального закона «О ветеранах», за исключением условия, связанного с выслугой лет на военной службе. До 1 января 2000 г. одним из условий присвоения звания ветерана военной службы было наличие права на пенсию за выслугу лет. С учетом того что при определении права на пенсию за выслугу лет принимается во внимание военная служба в льготном исчислении, ветераном военной службы в тот период могли стать военнослужащие и граждане, уволенные с военной службы, имеющие общую продолжительность военной службы в календарном исчислении менее 20 лет. Как видим, с 1 января 2000 г. законодатель несколько ужесточил условия присвоения звания ветерана военной службы, установив в качестве критерия наличие 20-летней выслуги на военной службе в календарном исчислении. 2. Меры социальной поддержки ветеранов военной службы. В отличие от рассмотренного выше вопроса об условиях и порядке присвоения звания ветерана военной службы, которые с вступлением в силу Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ в основном не изменились, объем мер социальной поддержки указанной категории ветеранов, а также порядок их предоставления претерпели весьма существенные изменения. Более того, в данной сфере возник целый ряд проблем, разрешение которых является одной из актуальнейших задач современной военно-социальной политики. Напомним, как был урегулирован данный вопрос до вступления в силу ныне действующей редакции Федерального закона «О ветеранах», т. е. до 1 января 2005 г. В соответствии со ст. 23 указанного Закона (в его прежней редакции) ветераны военной службы по достижении возраста, дающего право на пенсию по старости (т. е. 55 и 60 лет, соответственно женщины и мужчины), приобретали право на льготы, установленные для ветеранов труда. К числу таких льгот относились: льготы по медицинскому обеспечению; предоставление ежегодного отпуска в удобное для них время и предоставление отпуска без сохранения заработной платы сроком до одного месяца в году; бесплатный проезд на всех видах городского пассажирского транспорта (за исключением такси); 50%-ная скидка в оплате занимаемой общей площади жилых помещений, коммунальных услуг, за пользование телефоном; другие льготы. С 1 января 2005 г. в связи с вступлением в силу Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ прокомментированная выше ст. 23 прежней редакции Федерального закона «О ветеранах», устанавливавшая меры социальной защиты ветеранов военной службы, утратила силу. Взамен ее каких-либо правовых норм не принято. На этом фоне весьма странным представляется мнение авторов Научно-практического комментария к Федеральному закону от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ, которые указывают: «В связи с принятием специальных федеральных законов, регулирующих вопросы социальной поддержки данных категорий граждан (имеются в виду ветераны военной службы и ветераны государственной службы. — В. Г.), наличие этой статьи в настоящем Законе стало неактуально» <*>. Очень любопытно было бы узнать, о каких таких специальных федеральных законах идет речь в указанном Комментарии. ——————————— <*> Научно-практический комментарий к Федеральному закону от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ / Под общ. ред. Н. А. Волгина, С. В. Калашникова. М., 2005. С. 288.

Действительность такова, что как ни парадоксально, но ныне действующая редакция Федерального закона «О ветеранах», сохранив категорию ветерана военной службы, в то же время не содержит правовых норм о каких-либо мерах их социальной поддержки. Создается впечатление, что присвоение звания ветерана военной службы является только моральным стимулом к добросовестной многолетней военной службе, не принося указанным лицам каких-либо материальных выгод. Ничуть не умаляя роль и значение морального фактора, полагаем необходимым тем не менее указать, что в нынешних социально-экономических условиях, а также в связи с особым статусом военнослужащих, чья профессиональная деятельность связана с обеспечением военной безопасности государства и сопряжена с повышенной опасностью и риском для жизни и здоровья, одних только мер морального стимулирования данной категории ветеранов явно недостаточно. Не в полной мере согласуется создавшееся положение и с принципом социальной справедливости. Действительно, в условиях, когда для всех категорий ветеранов федеральным законодательством установлены вполне конкретные меры социальной поддержки <*>, отсутствие в указанном законодательстве норм о таких мерах в отношении ветеранов военной службы вызывает вполне понятное возмущение данной категории граждан, провоцирует многочисленные обращения в высшие органы государственной власти, а также явилось причиной открытых акций протеста (митингов, пикетов, шествий и т. п.) военных пенсионеров, имевших место во многих городах России в первой половине 2005 г. ——————————— <*> За исключением ветеранов государственной службы, которых постигла та же участь, что и ветеранов военной службы.

Апологеты нынешней редакции Федерального закона «О ветеранах» (главным образом представители Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации) зачастую апеллируют к ст. 22 данного Закона, которая, по их мнению, определяет меры социальной поддержки ветеранов военной службы. Так ли это на самом деле? Обратимся к содержанию указанной статьи. В ней сказано: «Меры социальной поддержки ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года, определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации». Из этого следует, что поскольку до 1 января 2005 г. ветераны военной службы, достигшие общего пенсионного возраста, были приравнены по уровню прав и льгот к ветеранам труда, то, следовательно, в настоящее время меры их социальной поддержки должны определяться законодательством субъектов Российской Федерации. Следует отметить, что в соответствии с указанным законодательным положением в субъектах Российской Федерации устанавливаются меры социальной поддержки ветеранов военной службы. Так, например, Московской городской Думой принят Закон г. Москвы «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей города Москвы» от 3 ноября 2004 г. N 70. В соответствии с п. 1 ст. 6 указанного Закона ветеранам труда и приравненным к ним лицам (а к таким лицам в соответствии со ст. 3 данного Закона относятся и ветераны военной службы) предоставляются следующие меры социальной поддержки: 1) право на бесплатный проезд в г. Москве на всех видах городского пассажирского транспорта (кроме такси и маршрутного такси); 2) оплата в размере 50% стоимости проезда железнодорожным пригородным транспортом в сроки действия сезонных тарифов; 3) 50%-ная скидка по оплате жилищно-коммунальных услуг в порядке, устанавливаемом правительством Москвы; 4) абонентам телефонных сетей 50%-ная скидка по абонентской плате за телефон; 5) бесплатное изготовление и ремонт зубных протезов (кроме расходов на оплату стоимости драгоценных металлов и металлокерамики). Кроме того, в соответствии с подп. 3 п. 1 ст. 11 рассматриваемого Закона г. Москвы ветеранам военной службы установлена ежемесячная денежная выплата в размере 200 руб. Указанные меры социальной поддержки предоставляются ветеранам военной службы, проживающим в г. Москве, при достижении возраста, дающего право на пенсию по старости в соответствии с Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Что касается ветеранов военной службы из числа военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, ставших инвалидами вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных в связи с исполнением обязанностей военной службы, то вопрос с определением мер их социальной поддержки в основном решен, поскольку в соответствии с п. 3 ст. 14 Федерального закона «О ветеранах» на указанную категорию ветеранов распространяются меры социальной поддержки, предоставляемые инвалидам войны. Объем этих мер социальной поддержки достаточно обширен: обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 г.; внеочередная установка квартирного телефона; оплата в размере 50% занимаемой общей площади жилых помещений и коммунальных услуг; льготы по медицинскому обеспечению; прием вне конкурса в государственные образовательные учреждения с выплатой им специальных стипендий; использование ежегодного отпуска в удобное для них время и предоставление отпуска без сохранения заработной платы сроком до 60 календарных дней в году; другие меры социальной поддержки. Казалось бы, действительно, вопрос определения мер социальной поддержки ветеранов военной службы в нормативном порядке решен и поводов для беспокойства вроде бы не должно быть. Однако складывающаяся после 1 января 2005 г. практика реализации Федерального закона «О ветеранах» выявила ряд серьезных проблем в данной сфере. 3. Проблемы в реализации статуса ветерана военной службы. Основные проблемы реализации статуса ветеранов военной службы состоят в следующем: — во-первых, в приведенных выше положениях ст. 22 Федерального закона «О ветеранах» идет речь о мерах социальной поддержки ветеранов военной службы, которые являлись таковыми по состоянию на 31 декабря 2004 г. В связи с этим остается открытым вопрос: каким образом будет осуществляться социальная защита ветеранов военной службы, которым данное звание будет присвоено после 1 января 2005 г.? Ныне действующая редакция Федерального закона «О ветеранах» ответа на данный вопрос не дает; — во-вторых, ветераны военной службы — это граждане, которые выполняли (выполняют) государственно-значимые задачи, исполняли (исполняют) обязанности военной службы в интересах всего общества. Однако определение мер их социальной поддержки отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Данное обстоятельство воспринято ветеранами весьма болезненно, поскольку создает ощущение отказа федеральных властей от оценки их ратного труда. Принцип определения мер социальной поддержки, установленный законодателем для ветеранов труда, совершенно неприемлем для ветеранов военной службы. Военная служба является особым видом государственной службы и осуществляется в интересах всего государства, а не отдельных субъектов Федерации, следовательно, вполне логичными являются ожидания ветеранов военной службы, связанные с установлением мер их социальной поддержки именно федеральными властями, а не местными; — в-третьих, неизбежным следствием нормотворческой деятельности законодательных органов субъектов Российской Федерации по определению мер социальной поддержки ветеранов является то обстоятельство, что ветераны военной службы, проживающие в различных регионах страны, стали иметь различный уровень социальной защищенности в зависимости от финансово-экономических возможностей того или иного субъекта Российской Федерации. Это приводит к еще большему нарушению принципа социальной справедливости: имея до увольнения с военной службы единый статус военнослужащего, указанные граждане, уволившись в запас, по объему прав и льгот оказались разделенными по территориальному признаку. Указанные проблемы требуют своего разрешения, поскольку речь идет о социальном самочувствии и благосостоянии миллионов заслуженных людей. 4. Некоторые выводы и предложения. В преамбуле Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ провозглашен принцип необходимости поддержания доверия граждан к закону и действиям государства путем сохранения стабильности правового регулирования. Проведенный в настоящей статье анализ проблем, связанных с реализацией статуса ветерана военной службы, свидетельствует о том, что в отношении данной категории ветеранов указанный принцип остается лишь декларацией. Это актуализирует настоятельную необходимость внесения серьезных корректив в законодательство о социальной защите ветеранов. В целях восстановления справедливости представляется целесообразным дополнить Федеральный закон «О ветеранах» статьей, устанавливающей единые меры социальной поддержки ветеранов военной службы на федеральном уровне, независимо от места их жительства — так, как это сделано, например, в отношении ветеранов боевых действий. Что касается срока, с которого ветеранам военной службы должны предоставляться указанные меры социальной поддержки, то здесь, по нашему мнению, следует использовать проверенный почти десятилетней практикой принцип, который был заложен в прежней редакции Федерального закона «О ветеранах»: право на социальные гарантии ветераны военной службы должны приобретать, как и прежде, с достижением пенсионного возраста по старости, т. е. мужчины — с 60 лет, женщины — с 55 лет. В пользу предложенного варианта решения проблем социальной поддержки ветеранов военной службы говорит и то обстоятельство, что пенсионное и другие виды социального обеспечения указанной категории граждан осуществляются за счет средств федерального бюджета. В случае реализации данного варианта отпадет необходимость перечисления соответствующих средств федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, что приведет к экономии расходов, связанных с их учетом, распределением и т. п. Все финансовые вопросы в этом случае можно было бы решать через органы, осуществляющие пенсионное обеспечение указанных граждан.

——————————————————————