Правовые аспекты современной системы образования в России

(Шкатулла В. И.) («Журнал российского права», 2007, N 4)

ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ СОВРЕМЕННОЙ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ

В. И. ШКАТУЛЛА

Шкатулла Владимир Иванович — ведущий научный сотрудник отдела социального законодательства ИЗиСП, кандидат юридических наук, заслуженный юрист РФ.

Законодательство об образовании зависит от состояния государства и обновляется вслед за изменениями, которые происходят в государстве и обществе, на рынках труда и образовательных услуг, в образовательных организациях, в корпорациях, фирмах, учреждениях. Система образования зависит в большой степени от того, какие требования к ней предъявляет государство. Поэтому при рассмотрении системы образования того или иного государства параллельно необходимо рассмотреть вопрос о его особенностях. Содержание законодательства об образовании в РФ должно отвечать требованиям развитого капиталистического общества, которое строится в нашей стране. Нынешнему поколению выпало жить в двух переходных периодах. Первый период начался в 1985 г. и — независимо от планов «архитекторов перестройки» — закончился в 1993 г. переходом от социализма к капитализму, созданием нового общества и государства, свидетельством рождения которого стала Конституция РФ 1993 г. Второй переходный период начался в 1993 г. и, видимо, будет продолжаться до середины XXI в. Цель этого периода — строительство правового и социального государства, переход к устойчивому развитию или построение развитого капитализма, образцы которого мы наблюдаем в Европе (Германия, Франция, Англия). Как можно узнать о том, что развитой капитализм построен? По показателям социально-экономического развития страны. Один из показателей — изменение классового состава общества с увеличением доли среднего класса до 40 процентов и более. По одной из международных классификаций к среднему классу относят семьи, в которых доходы на одного члена семьи — независимо от того, работает он или нет, — составляют совокупно от 3 тыс. до 8 тыс. долларов в месяц. Этот класс имеет также другое название — буржуазия, которая делится на три группы: мелкая, средняя и крупная. По мере развития общества и государства в России все очевиднее ощущается потребность в концептуальных изменениях законодательства об образовании, в его приведении в большее соответствие с Конституцией РФ, согласно которой наше государство является социальным. Частью социальной политики государства является политика в сфере образования. На ее формирование влияют многие факторы — конституция, уровень экономического развития, традиции бизнеса и менеджмента, особенности государственного устройства и структур гражданского общества, системы образования. Модели социальной политики государств группируют по их видам. Одна из классификаций предложена английским социологом Г. Эспин-Андерсеном: 1) неолиберальная (англо-американская или англосаксонская) модель государственной социальной политики характерна для Великобритании, США, Канады и Австралии; 2) консервативно-корпоративистская (франко-германская); среди стран с подобной социальной системой — Германия, Франция, Италия, Бельгия, Австрия; 3) социально-демократическая (скандинавская) модель: в группу стран, чья социальная политика отвечает данной модели, входят Швеция, Финляндия, Дания, Норвегия. От того, какая модель социального государства сложится в России в ближайшие годы, будет зависеть и модель системы образования. По оценкам ученых <1>, при сохранении нынешних тенденций функционирования экономики и дальнейшем усилении неравномерного развития производительных сил дифференциация заработной платы и доходов населения в ближайшие три-четыре года возрастет на 40 — 60%, что усилит антагонизм в обществе. Кроме того, при сохранении сегодняшнего уровня доходов основная масса граждан будет не в состоянии оплачивать полностью жилищно-коммунальные услуги, образование, медицинское обслуживание. ——————————— —————————————————————— КонсультантПлюс: примечание. Статья В. Д. Роика «Социальная модель государства: опыт стран Европы и выбор современной России» включена в информационный банк согласно публикации — «Государственная власть и местное самоуправление», 2006, N 10. —————————————————————— <1> См.: Роик В. Социальная модель государства: опыт западноевропейских стран и выбор России // Человек и труд. 2006. N 1.

Целесообразна поэтому дальнейшая модернизации социальной сферы. На первом этапе можно было бы создать министерство образования и труда и таким образом повысить управляемость рынка труда. На втором этапе, лет через 20, создать единое министерство социального развития. Требуется выбрать социальную модель государства как систему взаимоувязанных социальных институтов (доходов населения, социального страхования и обеспечения), а также здравоохранения и образования, включающих: — для работающих — институт достойной заработной платы, обеспечивающий работнику и членам его семьи приемлемые уровень и качество жизни. Размер МРОТ следует приблизить к величине 80% средней заработной платы по стране, а доля зарплаты в ВВП должна достичь за пять лет 35%; — для пенсионеров — институт пенсионного страхования, который обеспечивал бы наемным работникам возможность заработать (за 35 — 40 лет страхового стажа) пенсию в размере не менее 50 — 60% их заработной платы; — для всех граждан страны — гарантированное (бесплатное) оказание медицинской помощи в рамках базовой программы государственного здравоохранения, дополняемое обязательным медицинским страхованием для работающих (совокупные затраты на которые — не менее 6% ВВП); — для всех граждан страны — гарантированное (бесплатное) предоставление возможностей для получения среднего и высшего профессионального образования (затраты на которые — не менее 5% ВВП), ввести обязательное среднее профессиональное образование.

Научное обеспечение развития системы образования

Государственная политика в области образования должна иметь научное обоснование — лишь в этом случае образование будет в наибольшей степени отвечать потребностям личности, семьи, общества, государства, эффективно использовать бюджетные средства, будет более конкурентоспособным на мировых рынках образовательных услуг. Теоретическое обоснование функционирования и развития сферы образования России в начале XXI века условно можно назвать Общей теорией функционирования и развития системы образования. Она состоит как минимум из следующих частных теорий: теория педагогики; теория воспитания; социология образования; философия образования; образовательное право; экономика образования; история образования; психология образования; управление образованием. Каждая из частных теорий разрабатывает свой понятийный аппарат, свои идеи, принципы, правила и открывает свои закономерности. В целях осуществления скоординированных действий, направленных на развитие образования в стране, Правительство Российской Федерации Постановлением от 4 октября 2000 г. N 751 утвердило Национальную доктрину образования в Российской Федерации. Эта Доктрина как правовой документ, который придает правовую форму идеям, выработанным частными теориями, еще не заняла предназначенное ей место в государственной политике в сфере образования в силу следующих причин: государственная доктрина должна была стать выражением общей теории функционирования и развития системы образования. Такой результат не был достигнут из-за того, что не были обобщены все частные теории, объясняющие систему образования; Доктрине не была придана форма федерального закона; теория образовательного права еще не получила достаточного развития.

Функции законодательства об образовании

Политика в области образования является частью общегосударственной политики, а законодательство об образовании — составной частью системы законодательства Российской Федерации. В Классификаторе отраслей законодательства образовательное право было расположено под номером 19, а в Указе Президента РФ от 15 марта 2000 г. N 511 «О Классификаторе правовых актов» (с изм. и доп. от 5 октября 2002 г., 28 июня 2005 г.) — под номером 130. Это самостоятельная отрасль российского законодательства, которая имеет сложную структуру, отражающую развитую систему задач и функций отрасли, общественных отношений. Законодательство об образовании регулирует отношения, в которых в той или иной степени участвуют (или участвовали в определенный период жизни) все без исключения граждане государства. Система законодательства об образовании обусловлена его задачами, функциями, структурой и особенностями развития. Функции законодательства — основные направления его деятельности, специфическая связь между нормой права, которая содержится в статье закона, и поведением физических и юридических лиц. Законодательство об образовании выполняет как общие функции, присущие всем отраслям законодательства, так и специфические. Среди последних выделяется главная, которая состоит в развитии личности средствами обучения и воспитания. Она реализуется в основном в рамках дошкольного и общего (школьного) образования, которое направлено на формирование интеллекта, позволяющего человеку самостоятельно расширять горизонты знаний, развивать способности к последующему обучению. Формирование интеллекта включает этическую, правовую, эстетическую подготовку. Эстетическая подготовка позволяет человеку познавать мир с помощью категории красоты и создавать прекрасное. Этическое воспитание формирует личность в двух направлениях: индивидуальном и общественном, оно позволяет человеку осознать себя в обществе. Правовое воспитание позволяет человеку полнее осознать свое место в изменяющемся мире, государстве, гражданском обществе, организации и семье, меру ответственности личности перед обществом, государством, другим человеком, свою свободу в мире, ценность прав и свобод каждого человека. Особенные функции законодательства, в отличие от общих функций, реализуются в определенной структуре законов и других нормативных правовых актов. Первая функция — обеспечение получения каждым гражданином образования такого уровня, который будет удовлетворять его потребности, а также потребности семьи, работодателей, системы государственного управления, Вооруженных Сил и науки в квалифицированных специалистах, которые в состоянии не только справиться с поставленными задачами, но и совершенствовать свою сферу деятельности. Государство не может считаться жизнеспособным, если его граждане не достигли приемлемого уровня образования, считает Инее Агеррондо, известный социолог образования из Аргентины <2>. ——————————— <2> Агеррондо И. Можно ли снизить стоимость высококачественного образования? // Перспективы. 1998. N 1.

Обязательным в нашей стране, согласно ст. 19 Закона РФ от 10 июля 1992 г. N 3266-1 «Об образовании», является основное общее образование, т. е. образование на уровне школы второй ступени. Такой уровень обязательного образования был недостаточным уже в конце XX в. Выбор уровня обязательного образования зависит от того, каким мы хотим видеть человека, семью, государство, науку, армию. Это один из рычагов, с помощью которого государство определяет свое положение в окружающем мире. Главный ресурс любого государства — его люди. Если человек имеет достаточное образование для того, чтобы найти свое место в мире, заработать достаточно средств, обеспечить достойную жизнь для себя и своей семьи, то в этом случае он будет процветать, будет процветать его семья и государство. Если большинство граждан страны из-за недостаточного уровня образования не сможет найти на рынке труда ничего, кроме работы подсобного рабочего, а значит, не сможет удовлетворительно содержать себя и поэтому не сможет иметь семью, так как ее нужно материально обеспечивать, то такое государство, бесспорно, займет место только среди стран «третьего мира». В этом случае квалифицированную рабочую силу необходимо приглашать из-за рубежа. Очевидно, что граждане при таком уровне образования не смогут даже разобраться в сложной бытовой технике, не смогут обслуживать военную технику. У государства не будет возможности иметь современную армию. Государство становится конкурентоспособным, если образование гражданина позволяет обеспечить достойную жизнь ему и его семье. Эта цель политики нашего социального государства определена в ст. 7 Конституции РФ. Как государство может решить основной вопрос образования — об обязательном уровне? Теоретически возможны пять вариантов: 1) обязательное начальное образование; 2) обязательное основное общее образование (уровень, установленный государством сегодня); 3) обязательное среднее (полное) общее образование; 4) обязательное среднее профессиональное образование; 5) обязательное высшее профессиональное образование. В настоящее время в нашей стране можно реализовать каждый из перечисленных вариантов. Возникает вопрос: какой из путей выбрать в XXI столетии? Выбор зависит от целей, которые перед собой ставит государство. Если будут выбраны варианты 1, 2 или 3, то возможности для развития будут минимальными, сократятся перспективы у значительной части молодежи. Перспективы появятся, если государство выберет вариант 4 или 5, причем больше преимуществ человек получает при реализации варианта 4, поскольку статистикой установлено, что человек, имея высшее образование, дорожит им и не рискует менять вид деятельности, профессию. Предприниматели, например, достигают наибольших успехов, имея незаконченное высшее образование. Вторая функция — обеспечение непрерывного образования для всех граждан государства. Научно-технический прогресс приводит к появлению новых специальностей, высвобождению человека из процесса производства и замене его роботами, что приводит к росту безработицы. Новые виды деятельности и постоянное обновление техники требуют систематической переквалификации специалистов и повышения их квалификации. Непрерывное образование признано во всем мире как мощное средство, направленное на обогащение личности в культурном, профессиональном и этическом смыслах. Третья функция — техническое и профессиональное образование, которое в соответствии с п. 2 Рекомендации ЮНЕСКО о техническом и профессиональном образовании (19 ноября 1974 г.) понимается как: составная часть общего образования; средство подготовки к профессиональной деятельности; аспект продолжающегося образования. Этот тип образования имеет громадное значение для общества. Кроме перечисленных, законодательство об образовании выполняет функцию развития частного образования, семейного образования, рынка образовательных услуг, предпринимательства в целях получения дополнительного финансирования (в условиях неполного финансирования образовательных учреждений). Наконец, последней функцией является развитие государственных, муниципальных гарантий права на образование, а также охрана права человека на образование. В последнее десятилетие специалистами в сфере образования предпринимаются усилия для переосмысления роли образования. Все более очевидной становится потребность народов, государств в его обновлении. Колин Н. Пауэр — заместитель Генерального директора ЮНЕСКО по вопросам образования считает, что 2000 год заставил нас в очередной раз подумать над тем, какие принципы являются существенно важными для мира и развития человечества, как эти принципы вписываются в государственную, региональную и международную политику и программы, общественные и личные нормы морали, наше стремление к знаниям. В 1993 г. по инициативе Генерального директора ЮНЕСКО начался процесс пересмотра всех теорий по вопросам образования и мнений относительно того, каким должно быть образование, чтобы помочь человечеству успешно и с надеждой на лучшее вступить в следующее столетие. Сегодня сформулированы четыре актуальные для настоящего времени задачи образования: первая (древняя) — передать знания, вторая — научить созидать, третья — научить жить, четвертая — научить жить вместе. Учиться, чтобы знать, сегодня означает гораздо больше, чем овладение определенным объемом знаний. Особенно важно в наше время отношение педагога и самого обучающегося к процессу познания. Человечество накопило огромный объем знаний, и поэтому важно постоянно осуществлять отбор знаний, необходимых для передачи. Это основная проблема государственных образовательных стандартов. Системы образования привязаны, по большей части, к первой цели: учиться, чтобы знать. Учиться созидать — это больше, чем просто овладеть мастерством и приобрести навыки; это применение знаний в новых ситуациях, совмещение труда с обучением на протяжении всей жизни. Данная задача решается сегодня в основном средствами профессионального образования. Учиться жить — девиз Международной комиссии по развитию образования, о котором объявлено ЮНЕСКО более 27 лет назад и под которым подразумевается поощрение развития творческих способностей каждой личности во всем богатстве и сложности ее проявлений. Данная задача решается главным образом путем развития сети художественных и спортивных школ и различных курсов обучения. Однако вряд ли найдется в мире хоть одна система образования, которая в полной мере оценила бы и поощрила учащихся или учителей за успехи и достижения в реализации двух последних принципов. Учиться жить вместе — это не только учиться терпимо относиться к другим, не похожим на нас, но и стремиться понять этих других, жить, проявляя уважение друг к другу. Эта задача решается на всех ступенях образования — дошкольном, школьном, профессиональном. В статье 26 Всеобщей декларации прав человека (принята 10 декабря 1948 г.) сказано: образование должно быть направлено на полное развитие человеческой личности, укрепление уважения к правам человека и основным свободам; оно должно способствовать пониманию, проявлению терпимости и дружбе между народами, расами или религиозными группами. Поскольку стоит задача посредством образования научиться жить вместе, постольку необходимо создать методику преподавания права, истории, географии, языков и философии. Кроме того, следует проверить, как функционируют сами образовательные институты и как они взаимодействуют с обществом. Необходимо осознать всю важность примера учителя, который сумел бы донести до учеников понимание жизненной позиции и общечеловеческих ценностей. При этом важно убедиться в том, что эти ценности восприняты, а не заучены. Индивидуальная методика работы, дружеские взаимоотношения с коллегами и учащимися являются наиболее действенными средствами формирования позиции учителя. На 44-й сессии Международной конференции по образованию были приняты Декларация и Единый план действий в области образования за мир, права человека и демократию. Что требуется от государства для развития образования? Во многих странах пришли к выводу, что образование нельзя отдавать на откуп рыночным силам или пускать на самотек; правительства должны выполнять следующие функции по отношению к образованию: обеспечение равного доступа к образованию; поддержание качественного обучения в школе; предоставление дополнительных возможностей учиться тем, кто не смог получить начальное образование; распространение информации, позволяющей гражданам сделать выбор относительно того, какое образование они хотели бы получить; обеспечение непрерывного образования в течение всей профессиональной жизни человека, которое позволяет не только сохранять уровень образования, но и постоянно его повышать; постоянная корректировка уровня образования населения, которое необходимо человеку, обществу для того, чтобы человек мог сам обеспечить себе достойный уровень жизни и чтобы обеспечить рынок труда профессионально подготовленными кадрами. Исследование функций законодательства об образовании имеет большое значение: от системы функций прямо зависит структура законодательства, поскольку любые функции выполняются определенной структурой.

Развитие науки образовательного права

Первый шаг к созданию самостоятельной отрасли законодательства об образовании был сделан в 1973 г., когда были приняты Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о народном образовании; наука же образовательного права берет свое начало со времени выхода в 1985 г. монографии Г. А. Дороховой «Законодательство о народном образовании». Первый этап развития науки образовательного права начался в 1985 г., причем под влиянием потребностей общества и государства в реформировании школы еще в 1984 г. фактически были заложены основы нового понимания законодательства об образовании как самостоятельной отрасли законодательства. В дискуссии, проведенной в этот период, заочно были высказаны различные точки зрения на отношения, возникающие в области народного образования. В ней участвовал ряд ученых <3>: Г. И. Петров, В. И. Новоселов, Г. С. Сапаргалиев, Г. А. Дорохова и др. ——————————— <3> См.: Петров Г. И. Административная правосубъектность граждан // Изв. вузов. Правоведение. 1975. N 1; Новоселов В. И. Правовое положение граждан в советском государственном управлении. Саратов, 1976; Изв. АН КазССР. Сер. общ. наук. 1976. N 4; Дорохова Г. А. Законодательство о народном образовании. М., 1985.

Второй этап связан с теоретическим обоснованием нового хозяйственного механизма в народном образовании в 1990 г., третий этап — с обоснованием нового этапа развития образования в работе З. П. Дашинской, В. И. Шкатуллы, К. В. Якушевой «Проблемы перестройки законодательства о народном образовании. Материалы к дискуссии» (М., 1988), поскольку идеи, изложенные в указанной работе, оказались созвучны системе мер, перечисленных в Указе Президента РСФСР от 11 июля 1991 г. N 1 «О первоочередных мерах по развитию образования в РСФСР». На четвертом этапе была обоснована концепция Закона Российской Федерации «Об образовании» (1992 г.), а на пятом — подготовка изменений и дополнений к Закону РФ «Об образовании» (1996 г.). В этот период увидели свет работы, в которых рассматривались теоретические проблемы развития законодательства об образовании: Шкатулла В. И. Образовательное законодательство: теоретические и практические проблемы. Общая часть. М., 1996; Днепров Э. Д. Школьная реформа между «вчера» и «завтра». М., 1996; Днепров Э. Д. Четвертая школьная реформа в России. М., 1994. Пятый этап связан также с обоснованием теоретических положений, которые в определенной степени учтены в Федеральной программе развития образования 2000 г. и Национальной доктрине образования в РФ. В это время были изданы следующие работы: Смолин О. Н. Знание — свобода. Российская государственная образовательная политика и федеральное законодательство 90-х годов. Систематизированный сборник. М., 1999; Шкатулла В. И., Смолин О. Н., Широбоков С. М., Утенков В. М. Проблемы функционирования и развития законодательства об образовании. М., 1999; Сырых В. М. Образовательное право как отрасль российского права. М., 2000; Правовое регулирование образовательной деятельности. М., 2000; Шкатулла В. И. Образовательное право: Учебник для вузов. М., 2001; Смолин О. Н. Социально-философские аспекты государственной образовательной политики в условиях радикальной трансформации российского общества. М., 2001; Мельников И. И., Сафаралиев Г. К., Бердашкевич А. П. Проблемы законодательного обеспечения научной деятельности в высшей школе. М., 2001; Стратегия развития образования: основные направления. Краткие комментарии. М., 2002; Проблемы развития законодательства о школе. М., 2002; Использование мониторинга системы образования в законотворческом процессе. М., 2002. Тогда же был разработан проект концепции Общей части Кодекса РФ об образовании (авторы — Т. П. Афанасьева, Е. В. Буслова, Е. Д. Волохова, З. П. Дашинская, В. М. Демин, Н. Н. Гриценко, Л. А. Дорофеева, В. Д. Ермаков, Г. Т. Ермошин, В. И. Ерошин, В. И. Ефимов, В. Н. Зенков, М. З. Ильченков, А. Я. Капустин, Ю. А. Кудрявцев, С. В. Куров, В. А. Лазуткин, Н. А. Неласов, Т. И. Пуденко, Н. В. Путало, И. А. Рожков, В. А. Семин, В. А. Северухин, В. С. Сенашенко, В. М. Сырых, З. В. Типикина, В. С. Толстой, Т. В. Ужва, Ю. М. Чеботарь, В. Е. Шукшунов); Шестой этап связан с принятием Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2006 — 2010 гг. (утверждена распоряжением Правительства РФ от 3 сентября 2005 г. N 1340-р). Наука образовательного права получила развитие на следующих научных конференциях: на международных научно-практических конференциях «Проблемы развития образовательного права» (1996); «Право и высшее образование» (1997); «Проблемы развития отечественного и международного законодательства об образовании» (1998); «Право на образование: проблемы его реализации» (1999); «Правовые проблемы экономики образования» (2000); «Проблемы и перспективы развития законодательства об образовании и его кодификация» (2001); а также на конференции «Принципы федерализма в законодательстве об образовании: теория и практика» (2002) и др. Законодательство об образовании как самостоятельная отрасль окончательно сформировалось в 1992 г., когда был принят Закон РФ «Об образовании»; в начале 90-х гг. возникла новая учебная дисциплина «Образовательное право», которая стала преподаваться впервые в Московском государственном открытом педагогическом университете; в 1995 г. в Министерстве образования РФ было зарегистрировано научное направление «Международное и национальное образовательное законодательство».

Развитие государственной политики и законодательства в области образования в начале XXI века

Стратегия развития образования определена государством вплоть до 2025 г. в нескольких концепциях и программах: — Национальной доктрине образования в Российской Федерации (утверждена Постановлением Правительства РФ от 4 октября 2000 г. N 751); — Концепции модернизации российского образования на период до 2010 г. (утверждена распоряжением Правительства РФ от 29 декабря 2001 г. N 1756-р); — Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2006 — 2010 годы (утверждена распоряжением Правительства РФ от 3 сентября 2005 г. N 1340-р) и самой Федеральной целевой программе развития образования на 2006 — 2010 годы (утверждена Постановлением Правительства РФ от 23 декабря 2005 г. N 803); — Программе социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2006 — 2008 годы) (утверждена распоряжением Правительства РФ от 19 января 2006 г. N 38-р); — Концепции национальной образовательной политики Российской Федерации (одобрена Приказом Министерства образования и науки РФ от 3 августа 2006 г. N 201). Для того, чтобы повысить управляемость системой образования, все перечисленные Концепции и Программы можно было бы свести в один документ. Основное требование, которое выдвигает перед системой образования жизнь, состоит в том, чтобы образование было конкурентоспособно на мировом рынке образовательных услуг. Конкурентоспособность становится основным показателем развития каждого образовательного учреждения, это интегральный показатель, который отражает состояние всех сторон деятельности образовательных учреждений, включая качество образования, уровень воспитания, квалификации и педагогическое мастерство персонала, экономическую результативность образовательной деятельности. Перед наукой и практикой стоит задача развития категории конкурентоспособности применительно к образовательному учреждению. Практика требует гласного общедоступного мониторинга конкурентоспособности образовательных учреждений. Образованию в настоящее время не хватает государственных средств, но их можно найти на мировом рынке образовательных услуг. В этом смысле образование можно рассматривать как одно из фундаментальных оснований благополучия государства. У системы законодательства об образовании могут быть три варианта развития: во-первых, модернизация образования на основе имеющихся программ. Этот путь недостаточно эффективен. Он не дает обществу и государству достаточной энергии для реализации потенциала общества и государства; во-вторых, концентрация внимания государства и общества на разработке Кодекса РФ об образовании. Это направление качественно реализовать сложно, так как законодательство недостаточно развито; третий состоит в том, чтобы завершить строительство системы законодательства об образовании и на этой основе принять Кодекс РФ об образовании. Данный путь предпочтительней, так как он позволяет повысить эффективность законодательства об образовании и за счет этого повысить эффективность самого образования. Политика государства в области образования может получить дополнительные стимулы к развитию, если в нее включить следующие направления деятельности: 1) признание в качестве основного показателя развития образовательного учреждения конкурентоспособность на четырех «уровнях»: населенного пункта, региона, России в целом, а также на мировом рынке образовательных услуг; 2) уточнение, на какой рынок будет ориентирована система образования: на внутренний или на мировой с целью получения недостающих средств для развития и более того — для получения дополнительных государственных доходов. Эта деятельность возможна при активной поддержке государства, в частности, целесообразно создать соответствующие структуры в министерстве иностранных дел, а также в других государственных органах, помощь которых необходима; 3) изменение в существующих программах подпрограмм повышения качества образования; 4) более активное включение в образовательный процесс родителей и обучающихся с помощью упорядочения взаимоотношений образовательного учреждения с обучающимися на основе письменного договора. Для этого необходимо создать соответствующую законодательную базу: в Закон РФ «Об образовании» можно включить главу «Договор об образовании»; 5) признание определения уровня обязательного образования для граждан РФ основным вопросом государственной политики в области образования; 6) принятие в первоочередном порядке следующих федеральных законов в области образования (проекты которых давно подготовлены): о дошкольном образовании; о школьном образовании; о начальном профессиональном образовании; о среднем профессиональном образовании; о специальном образовании; о дополнительном образовании; о послевузовском образовании; 7) модернизация координационной деятельности всех госорганов для обеспечения рынка труда профессиональными кадрами; 8) признание недополученной зарплаты педагогам с 1992 г. до 2005 г. внутренним долгом государства, определение его размера по каждому педагогу, порядка и сроков его возвращения; 9) изменение положения педагога в образовательном процессе путем предоставления каждому педагогу условий для отдыха и творческого труда, например, отдельного кабинета (для этого можно отвести верхние этажи школ), персонального компьютера с выходом в Интернет, изменения социального и бытового положения педагога: каждому педагогу один раз в 3 года предоставлять путевки для отдыха и лечения; педагогам после пяти лет ра боты предоставлять жилье в кредит на двадцать лет. Если, не проработав двадцати лет, педагог уйдет из системы образования, то он обязан возвратить непогашенную часть ссуды по суду; оплачивать проезд педагогов на общественном транспорте за счет местных бюджетов; обеспечивать повышение квалификации педагогов ежегодно продолжительностью как минимум 72 часа.

Общее видение ведущими мировыми державами образования в инновационном обществе

Современные идеи, на основе которых функционируют и развиваются системы образования во всем мире, изложены в заявлении восьми стран, в котором приводится общее видение инновационного общества и роль образования в нем. «Образование для инновационных обществ в XXI веке». Принято лидерами «Группы восьми» в Санкт-Петербурге по итогам саммита 16 июля 2006 г. <4> ——————————— <4> (/text/docs/2006/07/108823.shtml).

1. Образование составляет основу прогресса человечества. Социально-экономическое процветание в XXI в. зависит от способности стран обеспечивать образование всех членов общества с тем, чтобы дать возможность каждому человеку преуспеть в стремительно меняющемся мире. Инновационное общество готовит граждан жить в условиях быстрых перемен. Глобальное инновационное общество формируется посредством развития и интеграции всех трех элементов «треугольника знаний» (образование, исследования и инновации), крупномасштабного инвестирования в человеческие ресурсы, развития профессиональных навыков и научных исследований, а также путем поддержки модернизации систем образования с тем, чтобы они в большей степени соответствовали потребностям глобальной экономики, основанной на знаниях. 2. Образование обогащает культуру, способствует взаимопониманию на глобальном уровне, укрепляет основы демократического общества и уважения к законности. Образование, совершенствование профессиональных навыков и генерация новых идей являются залогом развития человеческого капитала и основной движущей силой экономического роста и рыночной эффективности, а также источником сплоченности всех государств. 3. Развитие глобального инновационного общества зависит от мобильности и интеграции людей, знаний и технологий во всех государствах. По мере глобализации науки, техники и экономики международное сотрудничество в подготовке высококвалифицированных кадров и накоплении знаний становится необходимым для ответа на глобальные вызовы. 4. Экономика, основанная на знаниях, требует инновационных образовательных систем и надежных, прозрачных и недискриминационных нормативно-правовых и политических условий. Эти условия способствуют разработке предсказуемой политики, которая стимулирует конкуренцию и обеспечивает надежную защиту прав интеллектуальной собственности, поддержку НИОКР, инвестиций и инноваций. На основании перечисленных идей целесообразно было бы пересмотреть концепции развития образования, а затем на этой основе — изменить законодательство об образовании.

——————————————————————