Пенсионная часть избирательной кампании

(Иванова Е.)

(«ЭЖ-Юрист», 2007, N 36)

ПЕНСИОННАЯ ЧАСТЬ ИЗБИРАТЕЛЬНОЙ КАМПАНИИ

Е. ИВАНОВА

Елена Иванова, корреспондент «ЭЖ-Юрист».

В парламент внесен законопроект с поправками в Федеральный закон от 03.06.2006 N 77-ФЗ «О внесении изменений в статью 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», подготовленный рядом видных левых политиков. Цель законопроекта — приближение базовой части трудовой пенсии к размеру прожиточного минимума.

В частности, авторы считают целесообразным уже с 1 января следующего года установить базовую часть трудовой пенсии по старости в размере 2700 рублей в месяц. При этом для лиц, достигших 80 лет или являющихся инвалидами, имеющими ограничение способности к трудовой деятельности III степени, эта сумма возрастает до 5400 рублей. Тем, у кого на иждивении находятся нетрудоспособные члены семьи, размер базовой части трудовой пенсии по старости устанавливается следующий: при наличии одного такого члена семьи — 3600 рублей в месяц; при наличии двух — 4500; при наличии трех и более — 5400. Размер базовой части трудовой пенсии по инвалидности в зависимости от степени ограничения способности к труду предлагается следующий: при III степени — 5400 рублей в месяц; при II степени — 2700; при I степени — 1350. Также увеличиваются и базовые части трудовых пенсий по инвалидности для лиц, на иждивении которых находятся нетрудоспособные члены семьи. Размер базовой части трудовой пенсии по случаю потери кормильца предлагается установить следующий: детям, потерявшим обоих родителей, или детям умершей одинокой матери (круглым сиротам) — 2700 рублей в месяц (на каждого ребенка); другим нетрудоспособным членам семьи умершего кормильца — 1350 рублей в месяц (на каждого члена семьи). Кроме того, закрепляется положение, когда суммы базовой части и страховой части трудовой пенсии по инвалидности при I степени ограничения способности к трудовой деятельности и пенсии по случаю потери кормильца не могут быть менее 2000 рублей в месяц.

——————————————————————

Вопрос: Имеется ли официальное юридическое определение термина «врачебная деятельность»? Вопрос обусловлен тем, что специалисты Пенсионного фонда считают, что такая специальность, как «организация здравоохранения и общественное здоровье», не связана с осуществлением врачебной деятельности.

(«Медицинское право», 2007, N 4)

Вопрос: Имеется ли официальное юридическое определение термина «врачебная деятельность»? Вопрос обусловлен тем, что специалисты Пенсионного фонда считают, что такая специальность, как «организация здравоохранения и общественное здоровье», не связана с осуществлением врачебной деятельности.

Ответ: Официального юридического определения термина «врачебная деятельность» законодательством не дано. Вместе с тем можно предположить, что термин «врачебная деятельность» аналогичен термину «медицинская деятельность».

В соответствии с п. 4 Положения о лицензировании медицинской деятельности (утв. Постановлением Правительства РФ от 22 января 2007 г. N 30) медицинская деятельность предусматривает выполнение работ (услуг) по оказанию доврачебной, амбулаторно-поликлинической, стационарной, высокотехнологичной, скорой и санаторно-курортной медицинской помощи. В приложении к указанному Положению дан перечень работ (услуг) при осуществлении медицинской деятельности, который включает помимо прочих работы (услуги) по общественному здоровью и организации здравоохранения.

Таким образом, безусловно, такая специальность, как «организация здравоохранения и общественное здоровье», связана с осуществлением врачебной (медицинской) деятельности.

Вместе с тем можно предположить, что заданный вопрос связан с правом на досрочное назначение трудовой пенсии лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения.

В связи с этим необходимо отметить, что правом на досрочное назначение пенсии по старости ранее установленного законодательством возраста в соответствии с подпунктом 11 пункта 1 ст. 28 ФЗ от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (в ред. от 03.06.2006) обладают лица, осуществлявшие лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и в поселках городского типа либо только в городах независимо от их возраста.

В настоящий момент Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 г. N 781 утвержден Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и в поселках городского типа либо только в городах независимо от их возраста.

При этом работа в данных должностях, указанных в разделе «Наименование должностей» указанного Списка, засчитывается в стаж работы при условии ее выполнения в учреждениях, указанных в пунктах 1 — 31 раздела «Наименование учреждений» этого же Списка.

Таким образом, законодатель не связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста с любой деятельностью по охране здоровья населения. Данное право зависит от специфики и характера труда лиц, работающих в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения в зависимости от степени неблагоприятного воздействия различного рода факторов, повышенных психофизических нагрузок, обусловленных спецификой и характером труда (Определение Верховного Суда Российской Федерации от 27 июня 2006 г. N КАС06-213).

Из этого следует, что если Вы занимаете должность или работаете в учреждении, которые не включены в данный Список, то, соответственно, не обладаете правом на досрочное назначение трудовой пенсии.

Ю. В.Павлова

Старший преподаватель кафедры

медицинского права ММА им. И. М. Сеченова

——————————————————————