Правовое обеспечение реформирования досрочных пенсий в профессиональные пенсионные системы в России
(Гусева Т. С.) («Социальное и пенсионное право», 2009, N 3)
ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ РЕФОРМИРОВАНИЯ ДОСРОЧНЫХ ПЕНСИЙ В ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ПЕНСИОННЫЕ СИСТЕМЫ В РОССИИ
Т. С. ГУСЕВА
Гусева Т. С., доцент кафедры гражданского права и гражданского процесса юридического факультета Пензенского государственного педагогического университета, кандидат юридических наук.
Начало пенсионной реформы было положено в 2002 г., несмотря на это, важные вопросы, один из которых — создание профессиональных пенсионных систем, до настоящего времени не урегулированы правом. Законопроекты «Об обязательных профессиональных пенсионных системах в Российской Федерации» и «О страховом взносе на финансирование обязательных профессиональных пенсионных систем» были приняты в первом чтении в 2002 г., однако до настоящего времени не стали федеральными законами. Тем не менее решение проблемы реформирования системы досрочных пенсий неизбежно и вызвано объективно существующими причинами. Во-первых, по статистике, в России каждый четвертый пенсионер вышел на пенсию досрочно. Большое число пенсионеров, имеющих право выхода на пенсию до достижения общеустановленного пенсионного возраста, увеличивает расходы Пенсионного фонда РФ, который не обеспечивается адекватным поступлением страховых платежей. Система трудовых пенсий базируется на обязательном пенсионном страховании, которое осуществляют работодатели. В настоящее время размер единого социального налога не учитывает условия труда, в которых протекает трудовая деятельность, дающая право на досрочную пенсию. Таким образом, страховые взносы за работников, занятых на местах с особыми условиями труда, равны взносам, уплачиваемым за граждан, работающих в нормальных условиях труда. Во-вторых, размер пенсионного обеспечения лиц, которым пенсия была назначена досрочно в связи с особыми (вредными и опасными) условиями труда, очень низок и, по данным статистики, составляет 10 — 15% заработной платы в соответствующих отраслях хозяйства, хотя международные стандарты устанавливают уровень замещения (отношение уровня пенсии к уровню зарплаты) не менее 40%. Решить эти проблемы призвано создание профессиональной пенсионной системы, предусматривающей обязанность работодателя, имеющего места с особыми условиями труда, осуществлять в дополнение к обязательному пенсионному страхованию уплату страховых взносов на финансирование профессиональных пенсий соответствующих работников. Е. В. Сухорукова отмечает, что «суть преобразования досрочных пенсий в профессиональные пенсии состоит в том, что массовый, профессионально-производственный подход, на основе списков профессий и производств, должен быть заменен индивидуально-групповыми методами оценки уровня профессиональных рисков определенных профессиональных групп работающих и контрактными формами трудовых договоров на фиксированные временные периоды» <1>. ——————————— <1> Сухорукова Е. В. Социально-экономические механизмы формирования профессиональных пенсионных систем: Автореф. дис. … к. э.н. М., 2008. С. 25.
П. А. Орлов-Карба, выявляя экономическую природу действующего механизма назначения льготных пенсий, подчеркивает ее распределительный социалистический характер: «…основная часть затрат ложится на общество (государство выступает как монопольный собственник и единственный работодатель), а конкретные предприятия не несут в полной мере экономической ответственности за нанесенный ущерб здоровью их работников» <2>. ——————————— <2> Орлов-Карба П. А. Все о пенсионной реформе в России: Монография. М.: Гардарики, 2005. С. 119.
Разделяя приведенные точки зрения, хотелось бы отметить, что применение действующей в России системы льготного пенсионного обеспечения невозможно, поскольку в основе рыночных отношений лежат принципы равенства прав и обязанностей по уплате пенсионных взносов и индивидуальной ответственности работодателя за утрату трудоспособности наемных работников. Предполагается, что в отношениях по профессиональному пенсионному страхованию будут участвовать: 1) застрахованные лица — наемные работники, занятые на рабочих местах с особыми условиями труда; 2) работодатели, выступающие страхователями; 3) страховщики (ими могут являться уполномоченные организации: Пенсионный фонд РФ, негосударственные пенсионные фонды, негосударственные управляющие компании, специализированные депозитарии). Таким образом, система профессионального пенсионного страхования, с одной стороны, обеспечивает свободу выбора для субъектов, а с другой — налагает на государство обязанность по контролю за деятельностью негосударственных организаций, допущенных к осуществлению данного вида деятельности. Для осуществления профессионального пенсионного страхования возможно использование одной из двух схем: 1) схема солидарных накоплений, где страховые взносы обезличены и обеспечивают доход нынешним пенсионерам по принципу распределения страховых взносов работающих граждан; 2) индивидуальная пенсионная схема с установленными взносами, которые зачисляются на специальные индивидуальные счета застрахованных лиц в Пенсионном фонде РФ или негосударственных пенсионных фондах по аналогии с индивидуальным персонифицированным учетом в системе обязательного пенсионного страхования. В законопроектах предусмотрено использование индивидуальной пенсионной схемы, и, хотя ее обслуживание более затратное, чем схемы солидарных накоплений, она обеспечивает прозрачность и надежность, а также позволяет работникам переходить из одной профессиональной пенсионной системы в другую. Профессиональная пенсионная система создается путем заключения работодателем договора с Пенсионным фондом РФ или уполномоченным негосударственным пенсионным фондом. Поэтому важно обеспечить равные условия в создании и функционировании профессиональных пенсионных систем. Договор о создании профессиональной пенсионной системы заключается на срок не менее трех лет и вступает в силу со дня его регистрации в уполномоченном федеральном органе исполнительной власти путем внесения в реестр профессиональных пенсионных систем. При истечении срока действия договора о создании профессиональной пенсионной системы работодатель должен продлить договор на срок не менее трех лет или создать новую профессиональную систему. Выбор модели создания профессиональной пенсионной системы с участием Пенсионного фонда РФ или негосударственного пенсионного фонда ставится в зависимость от содержания коллективного договора. Коллективный договор может предусматривать обязанность работодателя по созданию профессиональной пенсионной системы с участием негосударственного пенсионного фонда или обязанность работодателя по выплате компенсационной надбавки к заработной плате отдельным категориям работников. В отношении работников, получающих надбавку к заработной плате, профессиональная пенсионная система не создается. Таким образом, работник, выбирая повышение оплаты труда, утрачивает право досрочного выхода на пенсию. Профессиональная пенсионная система создается с участием Пенсионного фонда РФ, если: коллективный договор не заключен; если коллективный договор не предполагает создания профессиональной пенсионной системы с участием негосударственного пенсионного фонда или компенсационной надбавки; если профессиональная пенсионная система не имеет государственной регистрации за два месяца до начала календарного года; если на основании решения федерального органа исполнительной власти досрочно прекращено действие договора о создании профессиональной пенсионной системы в связи с неуплатой пенсионных взносов в негосударственный пенсионный фонд. Предполагается, что виды выплат из профессиональных пенсионных систем будут различаться в зависимости от того, кто выступает страховщиком, и от условий трудовой деятельности. Для лиц, застрахованных в Пенсионном фонде РФ, а также для участников негосударственных пенсионных фондов, работавших на подземных работах, работах с вредными условиями труда и в горячих цехах, устанавливается обязательная профессиональная пенсия. Она выплачивается ежемесячно со дня назначения до достижения возраста, дающего право на трудовую пенсию по старости (60 лет для мужчин и 55 лет для женщин). Для остальных участников негосударственных пенсионных фондов по их выбору устанавливается либо обязательная профессиональная пенсия или производится единовременная выплата в размере суммы пенсионных накоплений, сформированных на счете участника. Главной проблемой при совершенствовании законопроектов является снижение не менее чем в 2,5 раза финансовой нагрузки на работодателя, в том числе за счет: 1) освобождения работодателей от платежей за работников, имеющих стаж работы в особых условиях труда на дату вступления в силу Федерального закона «Об обязательных профессиональных пенсионных системах в Российской Федерации» вне зависимости от продолжительности этого стажа, а также за работников, которым назначены пенсия либо страховое возмещение в соответствии с законодательством Российской Федерации о трудовых пенсиях, о пенсиях по государственному пенсионному обеспечению, о пенсионном обеспечении военнослужащих и приравненных к ним лиц, об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, об обязательных профессиональных пенсионных системах; 2) сохранения обязательной профессиональной пенсии в качестве единственной формы выплаты из средств обязательной профессиональной пенсионной системы; 3) возможности использования пенсионных накоплений в обязательной профессиональной пенсионной системе, осуществленных в пользу застрахованных лиц, не реализовавших права на выплаты из обязательной профессиональной пенсионной системы либо получающих постоянные выплаты в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном социальном страховании, в целях прироста накоплений остальных застрахованных лиц, или уплаты страховых взносов, или корректировки ставок тарифа страховых взносов <3>. ——————————— <3> См.: Постановление Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 26 июня 2002 г. N 2924-III ГД «О проекте Федерального закона N 183353-З «Об обязательных профессиональных пенсионных системах в Российской Федерации» // СПС «КонсультантПлюс». Официально не опубликовано.
Важно найти разумный компромисс между величиной страховых взносов на финансирование профессиональных пенсионных систем и достойным размером профессиональной пенсии. Думается, самым эффективным средством снижения налоговой нагрузки на работодателя, использующего рабочие места с особыми условиями труда, является их сокращение путем модернизации производства. Для этого работодатель вправе проводить аттестацию рабочих мест с особыми условиями труда, и по результатам оценки фактического состояния условий труда конкретное рабочее место может быть исключено из перечня рабочих мест, работа на которых дает право на выплаты. Таким образом, построение эффективной профессиональной пенсионной системы должно привести к сокращению рабочих мест с особыми условиями труда и увеличению уровня профессиональных пенсий. Для этого необходимо скорейшее принятие Федеральных законов «Об обязательных профессиональных пенсионных системах в Российской Федерации» и «О страховом взносе на финансирование обязательных профессиональных пенсионных систем».
——————————————————————