Уборка снега с крыш
(Дьякова И. В.)
(«Жилищное право», 2011, N 3)
УБОРКА СНЕГА С КРЫШ
И. В. ДЬЯКОВА
Дьякова Ирина Владимировна, юрист консалтингового холдинга «Платонов и Партнеры».
Очередная суровая зима 2011 г. заставила побеспокоиться власти Санкт-Петербурга, равно как и большинство других российских городов. Нынешней зимой в Северной столице выпало 2 метра 71 сантиметр снега, что превысило рекорд прошлой зимы. Об этом на заседании Правительства Петербурга сообщил вице-губернатор Алексей Сергеев.
С ростом снежных заносов пропорционально увеличивается количество административных, гражданских и даже уголовных дел из-за некачественного обслуживания домов, зданий, сооружений и прилегающих территорий. Перепады температур способствуют скорому таянию снега и образованию сосулек длиной до 2 метров и больше. Это крайне опасно. Снег и лед на проезжей и пешеходной части также представляют большую угрозу как для пешеходов, так и для автомобилей. Уборка наледи и снега с крыш зданий, сооружений и прилегающих к ним территорий четко регламентируется различными нормативными актами.
Так, например, Государственный комитет РФ по строительству и жилищно-коммунальному комплексу Постановлением от 27 сентября 2003 г. N 170 устанавливает Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда.
Правилами установлены в том числе и порядок очистки, складирования, вывоза снега, обработки скользких дорожных покрытий, а также особенности зимней уборки в городах северной климатической зоны.
Кроме того, в городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге власти вводят собственное регулирование вопросов снегоочистки в силу их важности и имеющихся особенностей организации муниципальных служб.
Правительством Москвы вынесено Постановление от 9 ноября 1999 г. N 1018 «Об утверждении Правил санитарного содержания территорий, организации уборки и обеспечения чистоты и порядка в г. Москве». Его последние изменения прошли 28 декабря 2010 г.
На территории г. Санкт-Петербурга действует аналогичное Постановление Правительства от 16 октября 2007 г. N 1334 «Об утверждении Правил уборки, обеспечения чистоты и порядка на территории Санкт-Петербурга».
Статья 4 настоящего Постановления устанавливает распределение обязанностей и ответственности по уборке территории Санкт-Петербурга. Так, собственники зданий, строений сооружений и объектов некапитального характера, а также иных объектов благоустройства участки уборки ограничены территорией принадлежащих им земельных участков, используемых для размещения объекта. Кроме того, владельцы объектов должны обеспечивать работы по очистке прилегающих территорий, понятие которых раскрывается в том же Постановлении.
Статьей 5 Постановления конкретизируется порядок зимней уборки Санкт-Петербурга по распределенным территориям.
Что немаловажно, стандартный период зимней уборки в Санкт-Петербурге определяется законодательством с 16 октября по 15 апреля. В зависимости от погодных условий указанный период может быть сокращен или продлен по решению Комитета по благоустройству и дорожному хозяйству.
Контроль выполнения требований Правил возлагается на администрации районов Санкт-Петербурга, Государственную административно-техническую инспекцию, Государственную жилищную инспекцию и иные исполнительные органы государственной власти Санкт-Петербурга в соответствии с их компетенцией.
Представители указанных органов могут создавать выездные комиссии для проведения осмотра территорий и составления акта осмотра, на основании которого, при обнаружении нарушений, впоследствии будет составлен протокол об административном правонарушении. Причем перечень представителей, которые имеют такие полномочия, ограничен.
Таким образом, вопросы административной ответственности организаций, на которых возложена обязанность по очистке зданий, сооружений и прилегающих территорий, — наиболее волнительная часть вопроса.
Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, в частности ст. 7.22, установлена ответственность за нарушение лицами, ответственными за содержание жилых домов и (или) жилых помещений, правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений.
Следовательно, для привлечения к административной ответственности в соответствии со ст. 7.22 Кодекса РФ об административных правонарушениях необходимо доказать, что лицо является ответственным за содержание жилых домов и (или) жилых помещений, а также то обстоятельство, что этим лицом нарушены правила содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений.
В настоящее время это деяние влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц — от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей. Размеры штрафов могут показаться не столь значительными, но ответственность не исчерпывается одним Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
Города федерального значения имеют собственные унифицированные кодексы об административных правонарушениях, где также раскрывается рассматриваемый вид ответственности.
К ним относятся Кодекс города Москвы об административных правонарушениях от 21 ноября 2007 г. N 45 и Закон Санкт-Петербурга об административных правонарушениях в Санкт-Петербурге от 31 мая 2010 г. N 273-70, который вступил в действие только с 1 января 2011 г. (Ранее в Санкт-Петербурге ответственность по административным правонарушениям устанавливалась большим количеством тематических, а не унифицированных законов, и принятие единого кодекса существенно упорядочит и упростит применение законодательства об административных правонарушениях.)
Итак, с 1 января 2011 г. уже по новому Закону в соответствии со ст. 23 в г. Санкт-Петербурге предусмотрена ответственность за нарушение сроков и порядка проведения работ по уборке территории Санкт-Петербурга, объектов благоустройства. Сюда включены нарушения сроков и порядка работ по очистке территории Санкт-Петербурга от снега и наледи, очистке кровель, удалению атмосферных осадков и их образований.
Материальная сторона вопроса достаточно ощутима:
на граждан налагается штраф от одной тысячи до пяти тысяч рублей;
должностное лицо несет ответственность в пределах от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей;
на юридических лиц налагается штраф от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей.
Во избежание наложения административных штрафов стоит посоветовать ответственным за очистку зданий и прилегающих территорий организациям составлять собственные фотоотчеты по проделанным работам; фиксировать, по возможности с вызовом компетентных органов, отсутствие объективной возможности для надлежащей очистки территории; писать различные пояснения в адрес проверяющих органов и оперативно реагировать на их обращения.
Если составления протокола избежать не удалось и нарушение зафиксировано, стоит попытаться урегулировать спор до вынесения постановления об административном правонарушении. Как правило, виновная сторона представляет доказательства того, что нарушения ею устранены в полном объеме, или доказательства отсутствия вины, что также не исключает обязанности устранения. Рассматривающая дело комиссия в случае положительного исхода может снизить размер штрафа или прекратить дело по обстоятельствам малозначительности.
Как и по другим видам административных правонарушений, разумеется, можно оспорить вынесенное постановление в судебном порядке. Здесь в ход идут формальные основания для отмены в виде нарушения процедуры составления актов должностными лицами и порядка рассмотрения дела об административном правонарушении. Обстоятельства малозначительности правонарушения или оперативного исправления допущенных нарушений тоже имеют значение для оценки суда.
Хотелось бы, чтобы предупредительные меры, осуществляемые самими юридическими лицами по надлежащему выполнению своих обязанностей, способствовали снижению количества административных правонарушений.
Но обилие снега в Санкт-Петербурге и зачастую объективная невозможность осуществить надлежащую уборку крыш и прилегающих территорий собственником или ответственным лицом влекут не только наложение административных штрафов, но и значительное количество фактов причинения ущерба имуществу и гражданам.
Порой владельцы автотранспортных средств бросают свои машины из-за невозможности эксплуатации в зимний период, что препятствует сбрасыванию наледи и снега, чтобы не причинить ущерб имуществу автовладельцев. В итоге крыши чистят частями, а не по всему периметру, как полагается по правилам.
При всем этом рабочих рук не хватает. Графики очистки очень плотные. Иногда ответственные организации настолько зажаты в сроки, что выполняют работы по плану, несмотря на отсутствие согласований с собственниками фасадных вывесок и рекламных щитов. В результате — порча имущества юридических лиц, причинение ущерба и последующие судебные иски в порядке гражданского судопроизводства.
Казалось бы, законодательство слишком сурово к организациям, осуществляющим очистку зданий, кровли и прилегающих территорий от снега и наледи. Но ведь и цена последствий слишком велика. Она не ограничивается только материальным ущербом. Каждую зиму печальные новости о случаях причинения травм и смерти в связи с падением сосулек. Или крыши зданий, обрушающиеся под тяжестью снега.
Повторюсь, что официальный период зимней уборки в Санкт-Петербурге определяется законодательством с 16 октября по 15 апреля каждого года. В связи с этим, радуясь предстоящей календарной весне и весенним праздникам, снежный антураж на улицах не исчезнет еще долго. А судебные иски по возмещению ущерба и оспариванию административных штрафов будут напоминать судьям о минувшей зиме по крайней мере целый год, до следующих морозов.
——————————————————————
Вопрос: Что понимается под перепланировкой квартиры, какой орган уполномочен согласовывать перепланировку и в какой срок? Какие документы следует подать на согласование, где их можно получить? Существуют ли правовые последствия производства перепланировки без согласования и кто вправе в судебном порядке признать перепланировку незаконной и обязать привести помещение в первоначальное состояние?
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2011)
Подготовлен для системы КонсультантПлюс
Вопрос: Что понимается под перепланировкой квартиры, какой орган уполномочен согласовывать перепланировку и в какой срок? Какие документы следует подать на согласование, где их можно получить? Существуют ли правовые последствия производства перепланировки без согласования и кто вправе в судебном порядке признать перепланировку незаконной и обязать привести помещение в первоначальное состояние?
Ответ: Перепланировка жилого помещения — это изменение его конфигурации, требующее внесения изменения в технический паспорт жилого помещения. Такое изменение проводится по согласованию с органом местного самоуправления. Перечень документов, необходимых для согласования перепланировки, указан в ч. 2 ст. 26 ЖК РФ. Правовые последствия самовольной перепланировки указаны в ст. 29 ЖК РФ. Если соответствующее жилое помещение не будет приведено в прежнее состояние собственником (нанимателем) в определенный срок в установленном осуществляющим согласование органом порядке, суд по иску этого органа принимает решение, предусмотренное ч. 5 ст. 29 ЖК РФ.
Обоснование: В соответствии с ч. 2 ст. 25 ЖК РФ перепланировка жилого помещения представляет собой изменение его конфигурации, требующее внесения изменения в технический паспорт жилого помещения.
Технический паспорт жилого помещения — это документ, содержащий техническую и иную информацию о жилом помещении, связанную с обеспечением соответствия жилого помещения установленным требованиям (ч. 5 ст. 19 ЖК РФ). Сведения, указываемые в техпаспорте, определены в разд. 9.3 Инструкции о проведении учета жилищного фонда в Российской Федерации (утв. Приказом Минземстроя РФ от 04.08.1998 N 37).
Перепланировка жилых помещений может включать: перенос и разборку перегородок, перенос и устройство дверных проемов, разукрупнение или укрупнение многокомнатных квартир, устройство дополнительных кухонь и санузлов, расширение жилой площади за счет вспомогательных помещений, ликвидация темных кухонь и входов в кухни через квартиры или жилые помещения, устройство или переоборудование существующих тамбуров (абз. 3 п. 1.7.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утв. Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170).
Необходимо заметить, что органы государственной власти субъектов РФ и местного самоуправления принимают нормативные правовые акты, которые регламентируют: порядок проведения таких работ, перечень мероприятий (работ), признаваемых перепланировкой (см. например, Постановление Правительства Москвы от 08.02.2005 N 73-ПП (ред. от 02.11.2010) «О порядке переустройства и (или) перепланировки жилых и нежилых помещений в жилых домах на территории города Москвы»).
Такие акты фактически принимаются на основании п. 3 формы документа, подтверждающего принятие решения о согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 28.04.2005 N 266. Этот документ обязывает собственника жилого помещения (заявителя) осуществить переустройство и (или) перепланировку с соблюдением требований нормативного правового акта субъекта РФ или акта органа местного самоуправления, регламентирующего порядок проведения таких работ.
Однако определение условий и порядка переустройства и перепланировки жилых помещений отнесено ЖК РФ к компетенции органов государственной власти РФ (п. 10 ст. 12). Субъекту РФ и органу местного самоуправления не предоставлено право устанавливать порядок проведения указанных работ (см. ст. ст. 13 и 14 ЖК РФ).
Согласно ч. 1 ст. 26 ЖК РФ перепланировка жилого помещения проводится с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления на основании принятого им решения.
В силу ч. 2 ст. 26 ЖК РФ для проведения перепланировки жилого помещения его собственник или уполномоченное им лицо (заявитель) представляет в орган, осуществляющий согласование, по месту нахождения переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения:
— заявление о перепланировке по форме, утв. Постановлением Правительства РФ от 28.04.2005 N 266;
— правоустанавливающие документы на перепланируемое жилое помещение (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии);
— подготовленный и оформленный в установленном порядке проект перепланировки жилого помещения;
— технический паспорт перепланируемого жилого помещения;
— согласие в письменной форме всех членов семьи нанимателя (в том числе временно отсутствующих), занимающих перепланируемое жилое помещение на основании договора социального найма;
— заключение органа по охране памятников архитектуры, истории и культуры о допустимости проведения перепланировки жилого помещения (если такое жилое помещение или дом, в котором оно находится, является памятником архитектуры, истории или культуры).
Разработку проектной документации осуществляют индивидуальные предприниматели или юридические лица, имеющие выданные саморегулируемой организацией (СРО) свидетельства о допуске к таким видам работ, в соответствии с законодательством РФ.
Необходимо заметить, что определение порядка получения документа, подтверждающего принятие решения о согласовании или об отказе в согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения в соответствии с условиями и порядком переустройства и перепланировки жилых помещений, отнесено к полномочиям органов местного самоуправления (п. 9.1 ч. 1 ст. 14 ЖК РФ).
Однако на практике встречаются случаи, когда состав проектной документации и требования по ее согласованию определяются также в нормативных правовых актах органов власти субъектов РФ. Так, согласно распоряжению Москомархитектуры от 17.07.2008 N 133 «О подготовке и оформлении проектной документации на перепланировку и (или) переустройство помещений» в состав представляемых на рассмотрение в Москомархитектуру (ГУП «ГлавАПУ») проектов для работ по переустройству и (или) перепланировке помещений, не предусматривающих работы по изменению внешнего архитектурного облика зданий, входит:
— пояснительная записка;
— исходные материалы БТИ;
— план этажа М 1:100 (М 1:50) (для квартир — на копии плана БТИ) с указанием: предполагаемых к сносу перегородок; устанавливаемых перегородок; мест пробития и габаритов проемов во внутренних стенах; мест размещения инженерного оборудования;
— решения по размещению и функционированию внутреннего инженерного оборудования и систем (кроме квартир, при необходимости);
— чертежи узлов, деталей, конструктивные решения и расчеты (при необходимости);
— специальные проектные решения по противопожарным мероприятиям (для помещений, расположенных в высотных многоквартирных зданиях и комплексах на высоте более 75 м, общественных — более 50 м);
— рабочие чертежи на проведение строительных и монтажных работ (при необходимости);
— заключение о техническом состоянии конструкций зданий и о возможности проведения планируемых работ.
Право на производство работ, предусмотренных проектной документацией, подготовленной и утвержденной в соответствии с положениями порядка, утвержденного распоряжением Москомархитектуры от 17.07.2008 N 133 «О подготовке и оформлении проектной документации на перепланировку и (или) переустройство помещений», оформляется для многоквартирных и жилых домов Мосжилинспекцией.
В качестве службы «одного окна» Мосжилинспекции определены секторы организации работы в режиме «одного окна» инспекций по надзору за переустройством помещений в жилых домах в административных округах города Москвы (далее — Инспекции). Инспекции являются структурными подразделениями Мосжилинспекции и расположены в каждом административном округе города Москвы.
Сектор организации работы в режиме «одного окна» непосредственно осуществляет прием заявлений о согласовании переустройства и (или) перепланировки жилых (нежилых) помещений в жилых домах, выдачу запрашиваемого документа либо мотивированных отказов заявителям (см. п. 2.1 Норматива города Москвы по эксплуатации жилищного фонда (ЖНМ-2005/01) «Регламент оформления и проведения переустройства и (или) перепланировки жилых и нежилых помещений в жилых домах на территории города Москвы», утв. Постановлением Правительства Москвы от 25.09.2007 N 831-ПП (далее — Норматив)).
В ч. 4 ст. 26 ЖК РФ указано, что решение о согласовании или об отказе в согласовании должно быть принято по результатам рассмотрения соответствующего заявления и иных представленных документов не позднее чем через 45 дней со дня подачи заявления в данный орган.
В Нормативе установлен более короткий срок: решение принимается не позднее чем через 20 дней со дня принятия заявления с прилагаемыми документами. В случае необходимости получения информации от иных органов исполнительной власти города Москвы и городских организаций указанный срок приостанавливается на время, необходимое для получения такой информации, но не более чем на 14 рабочих дней (см. п. 1.6 Норматива).
Орган, осуществляющий согласование, не позднее чем через 3 рабочих дня со дня принятия решения о согласовании выдает или направляет заявителю по указанному в заявлении адресу документ, подтверждающий принятие такого решения, по форме, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 28.04.2005 N 266. Данный документ является основанием проведения перепланировки жилого помещения (ч. 6 ст. 26 ЖК РФ).
В ч. 1 ст. 29 ЖК РФ указано, что самовольной является перепланировка жилого помещения, проведенная при отсутствии основания, предусмотренного ч. 6 ст. 26 ЖК РФ, или с нарушением проекта перепланировки, представлявшегося в соответствии с п. 3 ч. 2 ст. 26 ЖК РФ.
По смыслу ч. ч. 3 — 5 ст. 29 ЖК РФ орган, осуществляющий согласование, устанавливает собственнику (нанимателю) срок для приведения такого жилого помещения в прежнее состояние. Если соответствующее жилое помещение не будет приведено в прежнее состояние в указанный срок, суд по иску осуществляющего согласование органа принимает решение, предусмотренное ч. 5 ст. 29 ЖК РФ. Обращаем внимание на то, что обратиться в суд с таким иском вправе только орган, осуществляющий согласование переустройства и перепланировки помещения (см. например, Определение Санкт-Петербургского городского суда от 21.12.2010 N 17310).
О. С.Путилова
Юрист
ООО «Рестэйт»
Подписано в печать
03.03.2011
——————————————————————