Договор публичного конкурса (без обязательства заключить с победителем новый договор): понятие, стороны, содержание
(Малеина М. Н.) («Юрист», 2013, N 5)
ДОГОВОР ПУБЛИЧНОГО КОНКУРСА (БЕЗ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА ЗАКЛЮЧИТЬ С ПОБЕДИТЕЛЕМ НОВЫЙ ДОГОВОР): ПОНЯТИЕ, СТОРОНЫ, СОДЕРЖАНИЕ <1>
М. Н. МАЛЕИНА
——————————— <1> Статья выполнена при информационной поддержке СПС «КонсультантПлюс».
Малеина Марина Николаевна, профессор кафедры гражданского и семейного права Московского государственного юридического университета имени О. Е. Кутафина, доктор юридических наук, заслуженный юрист РФ.
В статье даются определение и правовые характеристики договора публичного конкурса без обязательства заключить с победителем новый договор. Приводятся примеры из практики.
Ключевые слова: публичный конкурс, награда, общественно полезная цель.
Public competition contract (without the obligation to conclude the new contract with the winner) M. N. Maleina
In the article there are provided a definition and legal characteristics of the public competition contract (without the obligation to conclude the new contract with the winner). Some examples from practice there are given as well.
Key words: public competition, award, socially useful purpose.
1. Публичный конкурс — институт гражданского права, в силу которого лицо, объявившее публично о выдаче награды за лучшее выполнение работы или достижение иных результатов, обязуется провести в установленный срок конкурс и выдать обусловленную награду тому, кто в соответствии с условиями проведения конкурса признан его победителем (п. 1 ст. 1057 ГК РФ). Публичный конкурс — разновидность публичного объявления награды. Особенностями публичного конкурса являются: общественно полезная цель конкурса; публичный характер извещения о проведении конкурса; организация состязательности участников в рамках конкурса; повторяемость и сопоставимость результатов задания. Некоторое сходство с институтом публичного конкурса имеет премирование граждан высшими исполнительными органами государственной власти Российской Федерации, субъекта Российской Федерации за выдающиеся достижения в отраслях народного хозяйства, в области науки, образования, спорта, культуры, общественно-политической жизни. Отличием является то, что присуждению премий не предшествует специальное задание, которое должны в соревновательном порядке исполнить участники. Претенденты на премию уже обладают определенными качествами, данными, достижениями, продуктами творчества и пр. Гражданские отношения в связи с проведением публичного конкурса регулируются главой 57 ГК РФ (ст. 1057 — 1061). К публичному конкурсу, содержащему обязательство заключить с победителем торгов договор, применяются правила ст. 447 — 449 ГК РФ и субсидиарно — нормы главы 57 ГК РФ. Из этих положений следует, что институт проведения торгов в форме конкурса с целью заключения нового гражданского договора является самостоятельным по целям и правовым последствиям; по результатам проведенных торгов обещается не выплата награды в материальной форме, а принятие обязательства заключить договор. В свою очередь, автономность публичного конкурса без обязательства заключения с победителем договора подтверждается тем, что к возникшим отношениям не применяются нормы ст. 447 — 449 ГК РФ. Такой подход поддерживается судебной практикой <2>. ——————————— <2> См.: Определение ВАС РФ от 26 октября 2009 г. N ВАС-14152/09 по делу N А24-4505/2008; Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 2 июня 2004 г. N Ф04/2983-1245/А27-2004.
Если объявившим конкурс являются министерство, другой федеральный орган исполнительной власти, субъект Российской Федерации, муниципальное образование, то принимается правовой нормативный акт о порядке проведения конкурса, включающий положение о конкурсе и утверждающий состав оргкомитета и жюри. Такой нормативный акт не может противоречить нормам главы 57 ГК РФ и актам субъекта РФ (или муниципального образования) <3>. ——————————— <3> Определение Верховного Суда РФ от 9 сентября 2009 г. N 74-Г09-17.
В юридической литературе предлагаются три решения, объясняющие природу обязательств, возникающих из публичного конкурса. Большинство юристов считают, что обязательства из публичного конкурса являются следствием двух односторонних сделок: сделки организатора по объявлению конкурса и сделки участника — представление результата работы на конкурс <4>. ——————————— <4> См., например: Смирнов В. Н. Конкурс в советском гражданском праве. Л., 1964. С. 13, 21; Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации, части второй (постатейный) / Под ред. Т. Е. Абовой, А. Ю. Кабалкина. М., 2003. Автор комментария — С. А. Чернышова.
Существует точка зрения, что публичный конкурс можно рассматривать как договор, где объявление конкурса оказывается разновидностью публичной оферты, а представление результатов работы на конкурс — акцептом оферты, направленным на вступление в обязательственное правоотношение с организатором конкурса <5>. ——————————— <5> Отдельные виды обязательств / Под общ. ред. К. А. Граве, И. Б. Новицкого. М., 1954. С. 356 (автор главы — И. Б. Новицкий — условно допускает такую возможность); Эрделевский А. Публичный конкурс // Законность. 2000. N 8.
На наш взгляд, гражданско-правовая природа и структура института публичного конкурса должны объясняться в зависимости от намерения и поведения субъектов этих отношений <6>. ——————————— <6> Гражданское право. Ч. 2 / Отв. ред. В. П. Мозолин. М., 2004. С. 811. Автор главы — М. Н. Малеина.
В любом конкурсе извещение о его проведении имеет публичный характер. В открытом публичном конкурсе предложение устроителя конкурса принять в нем участие делается путем объявления в печати или иных средствах массовой информации, т. е. адресовано неопределенному кругу лиц. Зачастую информация дается в нескольких источниках. С учетом расплывчатости понятия «печать», отсутствия требований к опубликованию предложения в печати было предложено исключить из Гражданского кодекса упоминание в ч. 1 п. 3 ст. 1057 о таком способе объявления, как печать и иное средство массовой информации <7>. ——————————— <7> Кузнецов Д. В. Правовое регулирование и проведение публичного конкурса // Право и экономика. 2003. N 10.
Предложение принять участие в закрытом конкурсе направляется определенному кругу лиц по выбору устроителя конкурса, при этом законодатель не связывает объявление с каким-либо определенным способом. Здесь о публичности можно говорить на основании того, что само объявление о конкурсе сделано публично, а обращение принять участие всегда направлено не одному, а нескольким лицам. По мнению отдельных юристов, подтверждением природы обещания награды как односторонней сделки устроителя конкурса является то, что участниками конкурса становятся лишь с представлением обусловленного результата <8>. ——————————— <8> Васильев Г. С. Понятие «предмет» в Гражданском кодексе Российской Федерации // Арбитражные споры. 2005. N 1.
Между тем условия многих конкурсов устанавливают необходимость выражения волеизъявления лица на участие в конкурсе, сделанного до предъявления результата работы. Такой участник представляет письменную заявку, как правило, заполняя утвержденный устроителем бланк. В заявке приводятся как минимум сведения о личности участника, а также указывается, что участник ознакомился с условиями конкурса и согласен с ними (или обязуется их выполнять). Заявка может представлять и комплекс документов, обозначенных устроителем. Условия конкурса устанавливают срок направления заявки устроителю. Заявка подписывается участником. Таков порядок в конкурсах артистов-исполнителей, на выбор лучшего по профессии, на определение лучшей по каким-либо показателям организации и других конкурсов. Представляется, что в этих случаях извещение о проведении публичного конкурса выполняет роль публичной оферты (направлено неопределенному кругу лиц и содержит существенные условия). Если извещение исходит от юридического лица, то оно оформляется в виде локального акта этой организации. Заявка на участие в конкурсе является акцептом. Подавший заявку регистрируется устроителем в списках участников конкурса. Оба документа свидетельствуют о намерении устроителя конкурса и участника вступить в обязательственные правоотношения и о согласовании их воль в отношении условий конкурса. Таким образом, заключение договора о публичном конкурсе происходит в момент доведения заявки участника до устроителя (или организатора), а не в момент представления результатов работы на конкурс. Зачастую в бланке заявки предусмотрено указание имени, подписи и должности лица, принявшего заявку. Регистрация заявки может проходить и другим способом. При этом некоторые обязанности сторон возникают уже до проведения конкурса: обязанность участника внести вступительный взнос; обязанности устроителя (или организатора) предоставить помещение для репетиций, обеспечить местом проживания иногородних участников. Отдельные юристы полагают, что «сам процесс выполнения обусловленной работы правом вообще не регулируется», «конкурс как правовой институт не может включать в себя деятельность по созданию требуемых результатов» <9>. Между тем для конкурсов исполнителей музыкальных, хореографических, литературных произведений устанавливается строгий порядок контроля выполнения задания в присутствии жюри, что является регулированием деятельности по созданию результата. Кроме того, во всех видах публичных конкурсов закон относит к существенным условиям порядок оценки результатов работы или иных достижений, что является регулированием сопоставления результатов выполненного задания, но это автоматически не снимает признание возникающих отношений между устроителем конкурса и участником договорными. ——————————— <9> Васильев Г. С. Указ. соч.
Но существует и другая организация публичных конкурсов. Возможно, что первое обращение участника к устроителю (или организатору) происходит только в момент представления результата работы. То есть волеизъявление и устроителя, и участника автономны, разделены во времени и образуют самостоятельные акты — односторонние сделки. 2. Субъекты договора публичного конкурса — лицо, объявившее о выдаче награды за лучшее выполнение работы (устроитель), и участник конкурса. Если объявивший о публичном конкурсе — гражданин или юридическое лицо, то этот субъект обычно одновременно выполняет и функции организатора. Если публичное обещание награды дают министерства и иные федеральные органы исполнительной власти, обладающие статусом юридического лица, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования, то ими утверждаются организатор конкурса, состав оргкомитета, жюри, положение о конкурсе, определяется финансирование за счет средств соответствующего бюджета. В связи с этим в судебной практике имеют место споры о законности расходования бюджетных средств субъектом Российской Федерации (муниципального образования) на вознаграждение победителям конкурсов. Решение споров зависит от соблюдения Закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», Бюджетного кодекса РФ в части компетенции субъекта РФ по управлению и распоряжению имуществом субъекта РФ <10>. ——————————— <10> См., например: Определение Верховного Суда РФ от 23 июля 2008 г. N 32-Г08-10.
Круг участников конкурса зависит от вида конкурса. Если публичный конкурс открытый, то предложение организатора принять в нем участие обращено ко всем желающим. Следует согласиться с выводом о том, что «публичное обещание не предполагает непременно, чтобы оно относилось решительно ко всем и к каждому. По характеру действия, за которое объявляется награда, быть может, видно, что требуемое действие может совершить далеко не каждый желающий…» <11>. ——————————— <11> Отдельные виды обязательств / Под общ. ред. К. А. Граве, И. Б. Новицкого. С. 355.
Конкурс остается открытым, когда публичное обращение было адресовано ко всем лицам определенной группы. Так, в областном конкурсе «Лучший по профессии» среди операционных медицинских сестер муниципальных учреждений здравоохранения Московской области могли принять участие средние медицинские работники, занимающие должности операционных медицинских сестер муниципальных учреждений здравоохранения Московской области. При закрытом конкурсе участники составляют определенный круг лиц по выбору организатора конкурса. Иногда в конкурсных условиях устанавливается, что организатор вправе рекомендовать участникам, которым были направлены приглашения, привлекать конкретных специалистов этих организаций в состав творческих работников. 3. Содержание договора о публичном конкурсе составляют существенные и иные условия. К существенным условиям относятся предмет договора; место, срок и порядок предоставления работы или иных достижений; критерии и порядок оценки достижений; размер и форма награды; порядок и сроки объявления результатов конкурса. В качестве иных условий могут быть указаны (согласованы) порядок и сроки выплаты вознаграждения; порядок возврата работ, не удостоенных награды. Предмет договора публичного конкурса составляют действия участника, направленные на достижение общественно полезной цели, составляющей существо задания, и действия устроителя (организатора) по проведению конкурса, обеспечению участия в нем, выдаче награды выигравшему участнику. Наличие общественно полезной цели означает, что сам конкурс и его результаты служат обществу в целом. Например, Всероссийский конкурс детского художественного творчества детей-сирот «Созвездие» призван способствовать социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; творческому развитию личности ребенка; воспитанию чувства уважения и бережного отношения к национальной культуре, национальным традициям, обычаям и обрядам; выявлению, развитию и поддержке одаренных детей в области художественного творчества. По мнению отдельных юристов, отсутствие общественно полезной цели (существенного признака) делает публичный конкурс не соответствующим требованию закона (п. 2 ст. 1057 ГК РФ) и соответственно влечет недействительность сделки (ст. 168 ГК РФ) <12>. ——————————— <12> Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации, части второй (постатейный) / Под ред. О. Н. Садикова. М., 2004. Автор комментария — М. Л. Шелютто.
Следует согласиться с мнением, что отсутствие общественно полезных целей при проведении конкурса само по себе не должно влечь за собой недействительность сделки об объявлении конкурса, поскольку Гражданский кодекс допускает возможность возникновения гражданских прав и обязанностей из сделок, хотя и не предусмотренных законом, но не противоречащих ему (п. 1 ст. 8), меняющих квалификацию возникших отношений. Правовое регулирование такого конкурса осуществляется общими нормами об обязательствах <13>, добавим, что возможно по аналогии закона применение отдельных норм главы 57 ГК РФ. ——————————— <13> Кузнецов Д. В. Указ. соч.
Существо задания описывается как требования, предъявляемые к работе и ее результату. Например, в положении о городском фестивале цветов был сформулирован предмет конкурса «Лучшая картина из цветов» как картины с оригинальным построением композиции, выполненные из растительного материала, размером 2 x 2 м, с площадью цветочного покрытия не менее 80% от общей площади картины. Место представления работы оговаривается путем указания на адрес устроителя, организатора или иного управомоченного лица. В условиях конкурса может быть установлено, что представление работы производится в публичном месте, т. е. наряду с жюри обеспечивается и доступ зрителей, слушателей. Установление срока представления работы необходимо для того, чтобы все участники находились в одинаковых по времени условиях для успешного выполнения заявленного в объявлении задания. Срок должен быть реальным. Для конкурса исполнителей организатором обычно утверждается календарный план конкурса с указанием дат регистрации, жеребьевки, каждого тура прослушивания (просмотра), церемонии вручения наград и закрытия. Порядок представления работы зависит от ее характера. Работа может быть представлена в виде материального объекта (например, архитектурный проект) либо путем непосредственного исполнения на конкурсе исполнителей. Иногда вместе с заявкой подаются конкурсные материалы, которые подлежат изучению. Например, заявка на участие в республиканском этапе в Республике Татарстан открытого публичного Всероссийского конкурса на лучшее общеобразовательное учреждение, развивающее физическую культуру и спорт, «Олимпиада начинается в школе» включала представление органа управления в сфере образования муниципального района на участие общеобразовательного учреждения в республиканском этапе открытого публичного Всероссийского конкурса; фото — и видеоматериалы (презентационный видеоролик общеобразовательного учреждения) и другие перечисленные в положении документы. Условиями конкурса может быть предусмотрено представление работы под девизом с целью сохранения тайны имени участника для объективного определения победителя. К существенным относится условие о критериях и порядке оценки результатов работы. Устроитель (организатор) вправе самостоятельно оценивать достижения, представленные на конкурс, либо привлечь третьих лиц. Иногда создаются специально образуемое для этих целей жюри, конкурсная комиссия или комитет. В свою очередь, по условиям конкурса жюри вправе привлекать в необходимых случаях экспертов и получать рецензии. С учетом существа конкурса возможно предусмотреть не только анализ и оценку представленных участником материалов. Так, согласно Положению о проведении ежегодного публичного конкурса «Лучшее муниципальное образование Воронежской области» конкурсная комиссия проводит выездные проверки в целях установления объективности представленных материалов. Конкурс может проходить в несколько этапов (туров). В таких случаях в каждом туре производятся оценка и отбор лучших работ (результатов). Оценка представляемых работ производится исходя из того, соответствует ли представленный результат требованиям, указанным в обещании устроителя, и какой из представленных результатов является лучшим и заслуживает предпочтения. В условиях конкурса могут быть перечислены критерии. Так, для оценки проекта архитектурно-художественной концепции благоустройства сквера были сформулированы такие критерии, как экономическая целесообразность проекта; приспособленность зеленых насаждений к зональным природным условиям; сбалансированность общей планировки сквера; наличие наружного освещения; отражение присвоенного наименования сквера в представленном проекте и др. По итогам оценки оформляется протокол или другой документ. При подведении итогов организатор может принять решение об отказе в присуждении премий за отдельные призовые места или о неприсуждении премий, если ни одна из представленных работ не отвечает установленным требованиям. Существенным условием является определение порядка и срока объявления результатов конкурса. Устанавливается точная дата объявления результата конкурса или период, в течение которого результат объявляется после принятия решения о выборе победителя. Результат сообщается либо устно с приглашением всех участников, либо через средства массовой информации одновременно с извещением каждого победителя. Награда может быть в форме денежного вознаграждения или в иной форме. Часто устанавливается несколько премий с учетом количества призовых мест. Если публичный конкурс устраивается субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием, то денежная награда выплачивается из средств соответствующего бюджета. Например, Законом Липецкой области от 27 марта 2009 г. N 254-ОЗ «О размерах областных премий победителям публичных конкурсов» предусмотрено, что областные премии являются расходными обязательствами области и финансируются за счет средств областного бюджета, определяемых в законе об областном бюджете на очередной финансовый год и плановый период (п. 1 ст. 3). Если указанные в объявлении результаты достигнуты в работе, выполненной совместно двумя или более лицами, то награда распределяется в соответствии с достигнутым между ними соглашением, а в случае спора — судом (п. 2 ст. 1059 ГК РФ). Устроитель конкурса не вмешивается в порядок распределения награды в таком случае. На многих конкурсах победителям присуждают почетные звания, вручают грамоты, дипломы, медали, кубки и пр. Так, победителям Всероссийского детско-юношеского литературно-художественного конкурса творческих работ «Я помню! Я горжусь!», посвященного 65-й годовщине Победы в Великой Отечественной войне, предоставлялась возможность 9 мая 2009 г. присутствовать на Параде Победы, проводимом на Красной площади в г. Москве. В юридической литературе общепринято считать, что награда должна иметь имущественную (денежную или натуральную) форму <14>, моральное поощрение конкурсным вознаграждением не является и возможно только в сочетании с выплатой материальной премии <15>. ——————————— <14> Брагинский М. И., Витрянский В. В. Договорное право. Договоры о банковском вкладе, банковском счете; банковские расчеты. Конкурс, договоры об играх и пари. Кн. 5. Т. М., 2006. Автор главы — М. И. Брагинский. <15> Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации, части второй (постатейный) / Под ред. Т. Е. Абовой, А. Ю. Кабалкина.
В качестве аргумента приводится, например, довод о том, что такая награда не относится к числу оборотоспособных объектов гражданских прав, перечисленных в ст. 128, 129 ГК РФ. Награда в форме присвоения звания не имеет имущественного характера и, следовательно, не относится к объектам гражданских прав. То же самое можно сказать и о вручении диплома, который хотя и относится к предметам материального мира, но самостоятельной ценностью не обладает и служит подтверждением (оформлением) достижения определенных результатов <16>. ——————————— <16> Кузнецов Д. В. Указ. соч.; Определение Верховного Суда РФ от 11 апреля 2012 г. N 32-АПГ12-3 // СПС «КонсультантПлюс: СудебнаяПрактика».
Прежде всего надо отметить, что не все объекты гражданских прав имеют имущественный характер и являются оборотоспособными. Поэтому проводить тождество между объектом гражданского права и имущественной ценностью нельзя. Кроме того, сам законодатель разделяет выплату денежного вознаграждения и выдачу иной награды (п. 1 ст. 1057 ГК РФ). Следовательно, награда может иметь и нематериальный характер. Часть победителей конкурсов активно используют в дальнейшем также моральное поощрение. Тем более что это иногда является условием для приема на работу, в вуз, участия в других конкурсах и пр. Например, по условиям общероссийского конкурса «Молодые дарования России» 2009 г. лауреаты конкурса — учащиеся и студенты награждались дипломами и призами, а также получали право участвовать во всероссийских творческих школах, проводимых Минкультуры России. Как видно, именно звание лауреата, а не полученный приз являлось одним из оснований участия в творческих школах. Таким образом, звание победителя в отдельном конкурсе иногда является основанием выступить соискателем материальных выплат. Не является существенным условие договора о судьбе результата работы выигравшего конкурс участника. В условиях конкурса может быть предусмотрено, что результат работы возвращается участнику или переходит в собственность устроителя. 4. Характеристики и определение договора публичного конкурса. С учетом сказанного выше возникают вопросы о правовых характеристиках договора публичного конкурса и о его месте в системе гражданских договоров. Думается, что договор публичного конкурса является консенсуальным, поскольку согласование существенных условий предшествует выполнению действий, составляющих предмет договора; как уже отмечалось выше, ряд обязанностей возникают до выполнения задания. Спорным будет вопрос о возмездности/безвозмездности рассматриваемого договора. Договор с участием победителя и наградой имущественного характера можно определить как возмездный: организатор осуществляет действия по проведению конкурса и предоставляет вознаграждение, а участник (впоследствии ставший победителем) выполняет задание наилучшим образом по сравнению с другими лицами. Договор с участием победителя и наградой нематериального характера — безвозмездный, поскольку хотя встречное предоставление существует, но оно имеет неимущественный характер. Видимо, договор с участием проигравшего относится к числу безвозмездных соглашений, поскольку обязанности организатора (провести конкурс) и участника (выполнить задание и представить его) не являются встречными. Сказанное выше позволяет дать следующее определение: по договору публичного конкурса (без обязательства заключить с победителем договор) устроитель конкурса обязуется организовать и провести публичный конкурс в соответствии с заранее объявленными условиями и предоставить обещанную награду победителю, а участник обязуется передать (представить) результат задания (работы) и вправе требовать награды в случае победы.
——————————————————————