Зарубежный опыт поддержки малого и среднего предпринимательства (на примере Японии и США)
(Багова А. Ю.) («Предпринимательское право». Приложение «Бизнес и право в России и за рубежом», 2013, N 2)
ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА (НА ПРИМЕРЕ ЯПОНИИ И США) <1>
А. Ю. БАГОВА
——————————— <1> Исследование выполнено при поддержке Министерства образования и науки Российской Федерации, соглашение 14.В37.21.1019 от 7 сентября 2012 г.
Багова А. Ю., студентка Московского государственного юридического университета имени О. Е. Кутафина (МГЮА) <2>. ——————————— <2> Научный консультант — д. ю.н., доцент А. А. Спектор.
Япония
Экономика Японии — одна из самых развитых экономик в мире. Лидирующую роль она приобрела во многом благодаря развитию малого и среднего предпринимательства. В Японии сложились четыре центра проведения политики стимулирования малых предприятий: центральное правительство; местные органы власти; крупный бизнес; самостоятельные объединения мелких предприятий. Центральные власти и местные органы самоуправления субсидируют на всех этапах жизненного цикла предприятия малого бизнеса, непосредственно участвующие в создании наукоемкого и высокотехнологичного производства. Для таких предприятий государство выделяет займы, обеспечивает кредитование малого бизнеса через предоставление поручительства и других видов кредитных гарантий. Также при централизованной поддержке государства в специальных центрах, некоммерческих организациях производится обучение кадров, осуществляется консультационно-информационная поддержка. Местные органы власти, крупный бизнес оказывают техническую и консультационную помощь, информационно-компьютерное обслуживание, подготовку кадров. Субсидии, займы, кредиты для бизнеса на льготных условиях предусмотрены на следующие цели: совершенствование, модернизация, переоснащение производственно-материальной базы наукоемких предприятий; разработка совместно с институтами и университетами инновационных проектов, новинок, изобретений; развитие легкой и пищевой промышленности; разработка новых технологий (изобретений) и новых видов продукции; создание и развитие новых предприятий малого бизнеса в промышленно отсталых регионах Японии <3>. ——————————— <3> Малый бизнес в Японии // URL: http://concept-science. com/ blog/biz/28.html.
Основу механизмов финансовой поддержки малого бизнеса в Японии составляют: — мягкие займы (если обычный заем в современной Японии можно получить под 4 — 8%, то «мягкий заем» для МСП означает половину этой процентной ставки за использование кредита); — стимулирование кооперативной деятельности МСП, когда приветствуется объединение малых предприятий в кооперативы. В Японии также существуют банки, специализирующиеся непосредственно на работе с малыми и средними предприятиями. Таким образом, почти половина всех кредитов (47%) выделяется малым предприятиям — местными коммерческими банками; а банки взаимопомощи и кооперативные 100% кредитов предоставляют малым предприятиям <4>. ——————————— <4> Развитие малого бизнеса в Японии // URL: http://www. buhucheta. net/ referatpage-2805-1.html.
В Японии контролируется реализация программы поддержки малого предпринимательства. Правительство следит за тем, чтобы во всех частных банках работали кредитные программы для начинающих предпринимателей. Средняя годовая ставка по такому кредиту — 3 — 5% <5>. ——————————— <5> Японский бизнес бережет наследников // URL: http://www. dp. ru/a/ 2006/10/17/ JAponskij_biznes_berezhet/.
Помимо поддержки со стороны правительства существует еще помощь со стороны администрации префектур, местных управлений внешней торговли и промышленности, торгово-промышленных палат. Ощутимую помощь в совершенствовании управления малым бизнесом оказывают торгово-промышленные палаты и их отделения. Их специалисты дают консультации бесплатно, поскольку такая деятельность финансируется из госбюджета. Государственная поддержка и стимулирование малого и среднего предпринимательства в Японии проводятся на разных этапах развития — регистрация, становление и рост. С этой целью используются разные экономические блага: льготы, займы, кредиты, консультативная помощь, помощь в подготовке кадров и так далее. И в связи с этим возникает вопрос об источниках финансирования. В целях оказания государственной финансовой поддержки субъектам малого бизнеса в Японии создана разветвленная система специализированных учреждений, функционирующих как на общегосударственном, так и на региональном уровне. Основу этой системы составляют: — государственная корпорация финансирования малого бизнеса; — национальная финансовая корпорация; — центральный банк торговой и промышленной кооперации; — государственная корпорация страхования кредитов малого и среднего бизнеса; — префектурные ассоциации страхования кредитов <6>. ——————————— <6> URL: http://www. polpred. com.
Основные цели и задачи указанных институтов: 1. Государственная корпорация финансирования малого бизнеса. Данная организация создана при Министерстве внешней торговли и промышленности Японии главным образом в целях предоставления льготных долгосрочных кредитов на расширение основного и оборотного капитала предприятиям, работающим в приоритетных отраслях, не обладающим необходимой кредитоспособностью перед частными финансовыми учреждениями и нуждающимся в дополнительном источнике займов. 2. Национальная финансовая корпорация. Национальная финансовая корпорация создана при Министерстве внешней торговли и промышленности Японии в целях реализации программ микрокредитования малого бизнеса. Указанные кредиты характеризуются малыми суммами, удлиненным сроком погашения и выдаются без обеспечения залогами. Как правило, коммерческие финансовые организации обычно отказываются от таких сделок из-за их малых размеров размещения и высокого риска невозврата финансовых средств. 3. Центральный банк торговой и промышленной кооперации. Центральный банк торговой и промышленной кооперации создан Правительством Японии. Более 90% ссудного капитала Центрального банка торговой и промышленной кооперации обеспечивается за счет источников частного сектора (сбережений кооперативов небольших предприятий и их членов и выпуска облигаций). Банк осуществляет предоставление ссудного капитала кооперативам и организациям, созданным кооперативами. 4. Система организаций по страхованию кредитов малого и среднего предпринимательства. Цель создания системы организаций по страхованию кредитов малого и среднего предпринимательства — гарантирование займов для малого и среднего бизнеса и их страхование. Систему организаций составляют ассоциации, учрежденные органами местного самоуправления на основе префектур (насчитывает 52 филиала). Указанные организации предоставляют гарантии погашения займов, полученных от частных финансовых институтов. Ассоциации поддерживаются государственной корпорацией страхования кредитов малого и среднего бизнеса, которая покрывает часть их расходов <7>. ——————————— <7> Бюджетное кредитование бизнеса — опыт Японии и США // URL: http://www. rf-es. ru.
Существующая в Японии система финансирования малого бизнеса гарантирует предоставление субсидий и кредитов органами местной государственной власти, при необходимости — с привлечением частных кредитных учреждений. Безвозвратная финансовая помощь предоставляется только на научно-технические программы: разработку совместно с университетами и государственными исследовательскими институтами новой техники и технологии (местные органы власти), повышение технического уровня производства (центральные и местные органы власти), совершенствование технологии производства в пищевой промышленности (правительство).
Соединенные Штаты Америки
Малый и средний бизнес является основой экономики США: он создает более половины всех инноваций, более 2/3 национальной рабочей силы задействовано в этом секторе и т. д. <8>. Малое предпринимательство сыграло решающую роль в оздоровлении экономики страны, помогло Соединенным Штатам в конкурентной борьбе на мировом рынке. ——————————— <8> Юсупова Н. Государственная поддержка малого бизнеса в США. 2000 // URL: http://www. cfin. ru/press/ management/1999-5/09.shtml.
Ведущим органом государственной поддержки малого бизнеса в США является Администрация малого бизнеса (Small Business Administration, SBA), находящаяся в юрисдикции федерального правительства. Главной целью SBA является оказание помощи, поддержки и защиты интересов малого предпринимательства, сохранение свободной конкуренции. Администрация малого бизнеса (SBA) оперирует целым рядом программ. Наиболее традиционными и крупными являются: поддержка деловой активности женщин и представителей национальных меньшинств, развитие экспортоориентированных производств, оказание помощи в научно-исследовательской работе, предоставление услуг адвоката и пр. <9>. ——————————— <9> Там же.
Важное значение в поддержке малого и среднего предпринимательства имеет адвокатура и Генеральная инспекция, которые проводят независимую оценку состояния малого предпринимательства, определяют эффективность деятельности Администрации по делам малого бизнеса и предлагают конструктивные меры по совершенствованию методов и программ поддержки данного сектора экономики. Роль муниципальных структур не менее значительна. В современных условиях важнейшим фактором функционирования малого бизнеса становится организация инфраструктуры поддержки, включающей финансовую, материально-техническую, информационную и консультативную поддержку. В США работает программа предоставления льготных займов (от SBA). Можно выделить следующие их виды: — прямые займы — предоставляются SBA из собственных кредитных источников. Размер займа не превышает 150 тыс. долл., максимальная ставка — 7%. Займы предоставляются на сроки: до шести лет — на текущие нужды; до 20 лет — на приобретение оборудования, земельной собственности и строительство; до 30 лет — на восстановление предприятий, пострадавших от стихийных бедствий; — долевое участие в займах коммерческих банков; — гарантирование займов коммерческих банков. Кредиты предоставляются частными банками и другими финансовыми учреждениями, которые получают от правительства США в лице SBA гарантию их возврата. В рамках гарантии возмещается возможный ущерб, связанный с займом. Администрация малого бизнеса гарантирует до 90% суммы займа. Срок займа устанавливается в зависимости от целей получения кредита и возможностей малого предприятия. При финансировании оборотного капитала этот срок установлен от пяти до десяти лет (фактически в среднем — шесть-семь лет). При финансировании расширения основного капитала (приобретение оборудования, капитальное строительство, капитальный ремонт) срок установлен в пределах до 20 лет. В случае приобретения оборудования срок займа не превышает период полезного использования <10>. ——————————— <10> Макарова М. В., Погорелов В. В. Малый бизнес: зарубежный опыт и уроки для современной модернизации экономики России // URL: http://www. pandia. ru/text/ 77/222/17602.php.
Налоговые льготы малому бизнесу в США предоставляются редко, поскольку для мелких фирм намного важнее первоначальная поддержка. Американский опыт показывает, что реальная поддержка малого бизнеса может быть осуществлена при условии формирования благоприятных социальных, экономических, правовых, политических условий. Решение этой задачи возможно при создании на разных уровнях целостной инфраструктуры развития малого бизнеса и выделения финансовых, организационных и иных ресурсов.
——————————————————————