Подготовка экспертов по классификации гостиниц и иных средств размещения

(Немоляева М. Э.)

(«Туризм: право и экономика», 2012, N 4)

ПОДГОТОВКА ЭКСПЕРТОВ ПО КЛАССИФИКАЦИИ ГОСТИНИЦ И ИНЫХ

СРЕДСТВ РАЗМЕЩЕНИЯ

М. Э. НЕМОЛЯЕВА

Немоляева М. Э., президент ассоциации «Отель Эксперт», кандидат экономических наук, доцент, эксперт государственной системы классификации гостиниц и иных средств размещения.

Первый вариант государственной системы классификации гостиниц (далее — Система) был разработан и утвержден Приказом Минэкономразвития в 2003 году. В 2004 году в Санкт-Петербурге состоялась Всемирная конференция по туризму, в повестке дня которой были рассмотрены такие вопросы, как подготовка кадров для индустрии гостеприимства и классификации гостиниц.

В секции по классификации гостиниц, которую я возглавляла от российской стороны, была рассмотрена российская государственная Система классификации гостиниц, получившая одобрение участников конференции.

С течением времени классификация гостиниц в России набирала обороты. Практика проведения экспертных проверок показала, что Система требует доработки и включения в нее требований не только к гостиницам, но и к другим средствам размещения, таким, как дома отдыха, санатории, базы отдыха и другие аналогичные средства размещения.

В этой связи мы, разработчики Системы, подготовили ее вторую редакцию, в которую вошли как требования к гостиницам (с учетом специфики «малых» гостиниц — до 50 номеров), так и требования к другим аналогичным средствам размещения, причем были введены дополнительные требования по оценке качественного состояния оборудования и оснащения средств размещения, включая как состояние номерного фонда, так и состояние общественных помещений.

Вторая редакция Системы была утверждена Приказом Ростуризма от 21 июля 2005 года N 86 и одобрена распоряжением Правительства РФ от 15 июля 2005 года N 1004-р. За период с 2003 по 2009 годы классификацию прошли около 500 средств размещения. Система предусматривала наличие Центрального органа Системы (ЦОС), Аттестационной комиссии и органов по классификации средств размещения.

Оценка соответствия гостиниц и других средств размещения установленным требованиям проводилась органами по классификации, а Аттестационная комиссия принимала решение об аттестации гостиницы или другого средства размещения на категорию.

После принятия Аттестационной комиссией решения о присвоении гостинице или другому средству размещения категории сертификат категории с приложениями подписывался председателем Аттестационной комиссии и направлялся в ЦОС для регистрации в реестре и направления заявителю. Федеральный орган исполнительной власти в сфере туризма (Руководящий орган Системы) утверждал решение Аттестационной комиссии.

В функции ЦОС входило: подготовка предложений по совершенствованию Системы; формирование перечня гостиниц и иных средств размещения, прошедших классификацию; сбор и анализ информации по вопросам классификации; осуществление пропаганды в области классификации гостиниц и иных средств размещения; организация разработки методических документов Системы; подготовка экспертов; определение требований к экспертам Системы; проведение их подготовки, переподготовки и повышения квалификации; ведение реестра аттестованных экспертов; контроль их деятельности; организация изготовления сертификатов категории, носителей знака категории средства размещения; ведение учета выданных сертификатов.

В состав аттестационной комиссии входили представители средств размещения, общественных организаций и туристских фирм, то есть Аттестационная комиссия представляла как интересы тех, кто предоставляет услуги средств размещения, так и интересы потребителей этих услуг (то есть туристских организаций), что позволяло ей выступать в роли «третьей стороны», обеспечивая тем самым объективность оценки.

Именно Аттестационная комиссия принимала решения о присвоении средству размещения категории или об отказе в присвоении категории.

Функции эксперта ограничивались проведением экспертной оценки и составлением протоколов, которые подписывались двумя сторонами: экспертом и представителем средства размещения.

В январе 2011 года была разработана третья редакция Системы, утвержденная Приказом Минспорттуризма от 25 января 2011 года N 35. Ее организационная структура выглядит следующим образом: заявители; аккредитованные организации; Минспорттуризм; комиссия по апелляциям.

Отсутствуют: Центральный орган Системы (ЦОС), Аттестационная комиссия и органы по классификации средств размещения (заменены аккредитованными организациями).

Некоторые функции ЦОС переданы Минспорттуризму (подготовка предложений по совершенствованию Системы, формирование перечня гостиниц и иных средств размещения, прошедших классификацию, сбор и анализ информации по вопросам классификации, осуществление пропаганды в области классификации гостиниц и иных средств размещения).

Остальные функции ЦОС из Системы исключены (в том числе организация разработки методических документов Системы, подготовка экспертов: определение требований к экспертам Системы, проведение их подготовки, переподготовки и повышения квалификации, ведение реестра аттестованных экспертов, контроль их деятельности, а также организация изготовления свидетельств, носителей знака категории средства размещения, ведение учета выданных свидетельств).

Решение о присвоении гостинице или иному средству размещения категории подписывается руководителем аккредитованной организации и заверяется печатью.

Аккредитованная организация оформляет свидетельство о присвоении гостинице или иному средству размещения соответствующей категории, которое также подписывается руководителем аккредитованной организации.

Свидетельство о присвоении гостинице или иному средству размещения предусмотренной Системой категории содержит: наименование аккредитованной организации, проводившей классификацию, дату и номер выдачи, полное название гостиницы или иного средства размещения, местонахождения, присвоенную категорию, должность, фамилию, имя, отчество руководителя аккредитованной организации и его подпись, заверенную печатью.

Следовательно, за объективность принимаемого аккредитованной организацией решения несет ответственность руководитель аккредитованной организации, который совсем не обязательно является специалистом в области индустрии гостеприимства и может, даже будучи специалистом в области сертификации, не заниматься ни сферой услуг в целом, ни услугами гостеприимства в частности. В этой связи его подпись на свидетельстве носит чисто символический характер. При этом возрастает роль эксперта, который в итоге является выразителем «истины в конечной инстанции». В то же время уровень подготовки экспертов оставляет желать много лучшего. В своем большинстве они не имеют ни соответствующего базового образования, ни опыта работы в средствах размещения (опыт работы горничной мы не рассматриваем), не владеют иностранным языком, что не позволяет им самостоятельно изучать международный опыт, и, естественно, не имеют собственных научных трудов и публикаций. Подготовкой экспертов занимаются на коммерческой основе учебные заведения, преподавательский состав которых не имеет представления ни о системе классификации, ни о работе средств размещения (как в России, так и за рубежом).

В этой связи я считаю, что остро стоит вопрос о создании в рамках федерального органа исполнительной власти в сфере туризма Методического совета, который взял бы на себя функции Центрального органа Системы (ЦОС), оставшиеся за бортом ее третьей редакции, а именно: организацию разработки методических документов Системы; подготовку экспертов; определение требований к экспертам Системы; переподготовку и повышение квалификации экспертов; ведение реестра аттестованных экспертов; контроль их деятельности.

——————————————————————