Государственный контроль за соблюдением прав и законных интересов детей, усыновленных иностранными гражданами
(Гончарова А. В.) («Семейное и жилищное право», 2013, N 2)
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ ПРАВ И ЗАКОННЫХ ИНТЕРЕСОВ ДЕТЕЙ, УСЫНОВЛЕННЫХ ИНОСТРАННЫМИ ГРАЖДАНАМИ <*>
А. В. ГОНЧАРОВА
——————————— <*> Goncharova A. V. State control of observance of rights and legitimate interests of children adopted by foreign citizens.
Гончарова Антонина Викторовна, кандидат юридических наук, доцент.
В настоящее время проконтролировать судьбу усыновленного ребенка, покинувшего Россию, практически невозможно. В связи с этим необходимо принять меры по усилению государственного контроля за усыновлением иностранными гражданами детей, являющихся гражданами Российской Федерации.
Ключевые слова: усыновление; дети, являющиеся гражданами Российской Федерации; иностранные граждане; контроль за усыновленными детьми; международное усыновление; защита прав и интересов детей.
At present it is practically impossible to follow the life of the adopted child who left Russia. In this connection is it necessary to take measures aimed at strengthening of state control of adoption by foreign citizens of children — citizens of the Russian Federation.
Key words: adoption, children — citizens of the Russian Federation, foreign citizens, control of adopted children, international adoption, protection of rights and interests of children.
Законодательство Российской Федерации предусматривает возможность усыновления детей — граждан Российской Федерации иностранными гражданами. Процедура такого усыновления регламентируется ст. 124, 165 Семейного кодекса Российской Федерации <1>, гл. 29 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации <2>, Федеральным законом от 16 апреля 2001 г. N 44-ФЗ «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей» <3>, другими нормативными правовыми актами. ——————————— <1> Семейный кодекс Российской Федерации от 29 дек. 1995 г. N 223-ФЗ // СЗ РФ. 1996. N 1. Ст. 16. <2> Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14 нояб. 2002 г. N 138-ФЗ // СЗ РФ. 2002. N 46. Ст. 4532. <3> Федеральный закон от 16 апр. 2001 г. N 44-ФЗ «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей» // СЗ РФ. 2001. N 17. Ст. 1643.
В соответствии со ст. 124 Семейного кодекса Российской Федерации усыновление детей иностранными гражданами допускается только в тех случаях, когда не представляется возможным передать этих детей на воспитание в семьи граждан РФ. По данным Министерства образования и науки РФ, в 2011 г. иностранными гражданами было усыновлено 31,4% российских детей, оставшихся без попечения родителей <4>. ——————————— <4> Интернет-проект Департамента государственной политики в сфере защиты прав детей Министерства образования и науки РФ [Электронный ресурс]. URL: http://www. usynovite. ru.
По российскому законодательству в целях защиты прав и законных интересов усыновленных детей орган опеки и попечительства по месту жительства усыновленного ребенка осуществляет контроль за условиями его жизни и воспитания <5>. Однако российские органы опеки и попечительства не в состоянии контролировать воспитание усыновленных иностранными гражданами российских детей за рубежом, т. к. юрисдикция РФ заканчивается на границе. ——————————— <5> Пункт 1 ст. 121 СК РФ.
Возникает проблема государственного контроля за соблюдением прав и законных интересов детей, оставшихся без попечения родителей, при усыновлении их иностранными гражданами, т. к. в настоящее время практически невозможно осуществлять эффективный контроль за положением усыновленных детей и принимать какие-либо меры по устранению нарушений. Защита прав и интересов детей, являющихся гражданами Российской Федерации и усыновленных иностранными гражданами или лицами без гражданства, вне территории Российской Федерации осуществляется в пределах, допускаемых нормами международного права, если иное не предусмотрено международным договором РФ. Такая защита осуществляется консульскими учреждениями Российской Федерации, в которых усыновленные дети состоят на учете до достижения ими совершеннолетия <6>. Порядок постановки на учет определен в Постановлении Правительства Российской Федерации «Об утверждении Правил передачи детей на усыновление (удочерение) и осуществления контроля за условиями их жизни и воспитания в семьях усыновителей на территории Российской Федерации и Правил постановки на учет консульскими учреждениями Российской Федерации детей, являющихся гражданами Российской Федерации и усыновленных иностранными гражданами или лицами без гражданства» <7>. ——————————— <6> Пункт 3 ч. 1 ст. 165 СК РФ. <7> Постановление Правительства РФ от 29 марта 2000 г. N 275 «Об утверждении Правил передачи детей на усыновление (удочерение) и осуществления контроля за условиями их жизни и воспитания в семьях усыновителей на территории Российской Федерации и Правил постановки на учет консульскими учреждениями Российской Федерации детей, являющихся гражданами Российской Федерации и усыновленных иностранными гражданами или лицами без гражданства» // СЗ РФ. 2000. N 15. Ст. 1590.
Консульские учреждения РФ также не обладают возможностями полноценного контроля за усыновленными детьми, а соблюдение норм и правил страны пребывания ребенка возможно только в пределах консульского округа. Можно только догадываться, насколько тяжело ребенку адаптироваться в условиях чужой страны. Кроме того, многие иностранные усыновители по истечении некоторого времени по разным причинам возвращают детей. В последние годы увеличилось число детей, которые погибли в результате жестокого обращения с ними в семьях иностранных усыновителей. Судьба большинства детей вообще неизвестна. В настоящее время до 80% международных усыновлений производится через аккредитованные организации, остальные — независимые усыновления. В последнем случае контроль за условиями жизни усыновленных детей отсутствует полностью. Многие проблемы, связанные с усыновлением иностранными гражданами детей, являющихся гражданами Российской Федерации, можно разрешить уже на начальных стадиях усыновления. Во-первых, в соответствии с Семейным кодексом Российской Федерации посредническая деятельность по усыновлению детей не допускается. Однако на территории Российской Федерации такая незаконная деятельность осуществляется. Факты нарушения семейного законодательства Российской Федерации выявлены и в деятельности по усыновлению детей, осуществляемой на территории Российской Федерации представительствами иностранных организаций, получивших соответствующую аккредитацию. Посредническая деятельность по усыновлению детей, т. е. любая деятельность других лиц в целях подбора и передачи детей на усыновление от имени и в интересах лиц, желающих усыновить детей, не допускается <8>. Не является посреднической деятельность по усыновлению детей специально уполномоченных иностранными государствами органов или организаций, которая осуществляется на территории РФ в силу международного договора Российской Федерации или на основе принципа взаимности. Указанные органы и организации не могут преследовать в своей деятельности коммерческие цели. Однако большинство иностранных организаций взимают плату со своих граждан за оказание помощи в подборе и передаче детей на усыновление, что является нарушением российского законодательства. В связи с этим необходимо более четко и более жестко урегулировать деятельность по усыновлению детей иностранными гражданами. ——————————— <8> Пункт 1 ст. 126.1 СК РФ.
Во-вторых, иностранные граждане должны предъявить соответствующему оператору документ, удостоверяющий их личность и признаваемый Российской Федерацией в этом качестве, а также все необходимые документы, перечень которых установлен Постановлением Правительства «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей, и осуществлении контроля за его формированием и использованием» <9>, одним из пунктов которого является то, что иностранный гражданин обязан в установленный для посещения ребенка, оставшегося без попечения родителей, срок проинформировать в письменной форме соответствующего оператора о результатах посещения этого ребенка и о принятом им решении о его усыновлении. Однако на практике кандидаты в усыновители, сотрудники региональных банков данных о детях, оставшихся без попечения родителей, органов опеки и попечительства задают вопрос о том, сколько раз должен приезжать в Россию иностранный гражданин, желающий усыновить ребенка. Законодательством количество приездов не установлено. Как правило, иностранные граждане приезжают в Россию дважды. В первый приезд они осуществляют подбор и знакомятся с ребенком, подают документы в суд. Второй раз кандидаты в усыновители приезжают непосредственно на судебное разбирательство. Большинство регионов требуют, чтобы во второй поездке участвовали оба родителя, для первой — достаточно одного. Этого явно недостаточно. За такое короткое время установить контакт с ребенком просто невозможно, а по российскому законодательству кандидаты в усыновители обязаны познакомиться с ребенком и установить с ним контакт. Также считаем необходимым выезд представителя интересов ребенка в Российской Федерации в семью иностранного усыновителя вместе с ребенком для установления факта возможности адаптации ребенка в чужой стране. ——————————— <9> Постановление Правительства РФ от 4 апр. 2002 г. N 217 «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей, и осуществлении контроля за его формированием и использованием» // СЗ РФ. 2002. N 15. Ст. 1434.
На наш взгляд, также недопустимо, что на территории РФ направления на посещение детей органами образования во многих случаях выдаются представителю иностранного агентства, который в отсутствие кандидатов в усыновители посещает ребенка, проводит сбор информации, видео — и фотосъемку, получает медицинскую выписку о состоянии здоровья ребенка и направляет полученные сведения в иностранную организацию по усыновлению детей по месту нахождения кандидатов в усыновители. В-третьих, отсутствует указание на обязательное прохождение кандидатами в усыновители психологического и психиатрического обследования. Во избежание негативных последствий предлагается расширение перечня заболеваний, препятствующих усыновлению, и исключение возможности усыновления детей лицами с любыми видами психических заболеваний, вне зависимости от признания их судом недееспособными или ограниченно дееспособными. Также следует дополнить перечень необходимых документов для усыновления следующим пунктом: «заключение врача о прохождении психологического и психиатрического обследования». В-четвертых, в Семейном кодексе РФ отсутствует указание на предельный возраст кандидата в усыновители, поэтому предлагается также установить максимальный предельный возраст кандидатов в усыновители, чтобы у них с учетом возраста и состояния здоровья была реальная возможность содержать и воспитывать усыновленного ребенка до достижения им совершеннолетия. В-пятых, по российскому законодательству усыновившие ребенка родители должны представлять отчеты после усыновления. В первый год после усыновления обследование условий жизни и воспитания ребенка производится по истечении пяти месяцев с даты вступления в законную силу решения суда об усыновлении. Последний представляется по истечении трех лет. В итоге им необходимо представить всего четыре отчета. Считаем, что необходимо увеличить период обследования условий жизни и воспитания ребенка в среднем до пяти лет, установить отчетный период в месяцах, начиная с ежемесячного и заканчивая полугодовым отчетом. Проведенный анализ свидетельствует, что ситуация, складывающаяся с международным усыновлением российских детей иностранными гражданами, требует особого внимания. Для разрешения проблем иностранного усыновления необходимо принятие внутри страны дальнейших мер по улучшению работы органов опеки и попечительства, судов, ужесточению порядка отбора кандидатов в усыновители, повышению требований к лицам и организациям, участвующим в процедуре усыновления. Усыновление ребенка в России должно стать более распространенным и престижным. Также представляется необходимым устранить имеющиеся проблемы установлением контроля за дальнейшей судьбой этих детей, а кроме того, обеспечить соблюдение и охрану прав детей путем заключения международных договоров о взаимопомощи по семейным делам, в т. ч. о международном усыновлении, с государствами, граждане которых усыновляют российских детей. При этом заключение Российской Федерацией двусторонних договоров о межгосударственном сотрудничестве в области усыновления следует осуществлять до возникновения соответствующих проблем, а не после череды несчастных случаев. В настоящее время Россия подписала такие соглашения с Италией и США, ведутся переговоры о заключении аналогичных соглашений с Испанией, Великобританией, Ирландией, Францией и Израилем. Ребенок, являющийся гражданином Российской Федерации, при усыновлении его иностранными лицами сохраняет гражданство Российской Федерации. Если усыновители или один из усыновителей имеют иное гражданство, то по их ходатайству гражданство Российской Федерации у усыновленного ребенка прекращается при условии, что ему будет предоставлено иное гражданство. Однако эти дети родились в Российской Федерации и мы обязаны о них заботиться.
——————————————————————