Социально-экономическая значимость реабилитации должников — граждан и предпринимателей в РФ

(Быков И. А.) («Банковское право», 2013, N 2)

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ РЕАБИЛИТАЦИИ ДОЛЖНИКОВ — ГРАЖДАН И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ В РФ

И. А. БЫКОВ

Быков Илья Александрович, главный специалист Дирекции по управлению рисками ЗАО «РАЙФФАЙЗЕНБАНК».

В статье описывается построение модели правового механизма реабилитации должников — граждан и индивидуальных предпринимателей. Обосновывается создание института банкротства граждан и индивидуальных предпринимателей, выстраивание эффективного механизма взаимодействия кредиторов, бюро кредитных историй, службы по труду и занятости, государственных и негосударственных структур.

Ключевые слова: несостоятельность (банкротство), индивидуальные предприниматели, должник, кредитор, ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».

Social-economy significance of rehabilitation of debtors — citizens and entrepreneurs of the RF I. A. By’kov

The article describes the construction of model of legal mechanism of rehabilitation of debtors — citizens and individual entrepreneurs; substantiates creation of the institute of bankruptcy of citizens and individual entrepreneurs, building of efficient mechanism of interaction of creditors, credit reference bureau, service on labor and employment, state and non-state structures.

Key words: insolvency (bankruptcy), individual entrepreneurs, debtor, creditor, Federal Law «On Insolvency (Bankruptcy)».

Злободневным и необходимым на данном этапе экономического развития государства видится создание института банкротства граждан Российской Федерации и предпринимателей. Институт банкротства физического лица имеется практически во всех экономически развитых странах. При работе с должниками опытные консультанты (в разных странах они занимают различные должности: от специально обученных сотрудников в кредитных организациях до финансовых консультантов, назначаемых по решению суда) помогают обанкротившимся гражданам в решении их финансовых трудностей. При создании института банкротства граждан и предпринимателей предлагается объединить физическое лицо и индивидуального предпринимателя, не разграничивая их по правовой природе. Гражданский кодекс РФ определяет правовую природу и позволяет гражданину (физическому лицу) заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица после регистрации его в качестве индивидуального предпринимателя или главы крестьянского (фермерского) хозяйства. Соответственно, граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность, законодательно наделяются правами и обязанностями юридических лиц, являющихся коммерческими организациями. Вне зависимости от того, трудоустроен ли гражданин у третьего лица — работодателя, или он занимается предпринимательской деятельностью, или является временно безработным, в рамках данной концепции предлагаем рассматривать гражданина и предпринимателя как одно лицо — гражданина Российской Федерации. У нашей страны нет опыта банкротства граждан, и поэтому вполне логично, чтобы создаваемый институт банкротства на первоначальном этапе имел большую социальную значимость и поддержку государства при интегрировании его в достаточно «бюрократическую» государственную систему. Для более детального определения роли каждого участника процесса реабилитации должников определимся с понятиями «должник», «банкрот» и «кредитор». С 1 января 2013 г. вступила в силу новая редакция Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)», в которой закреплены определения должника и несостоятельности (банкротства). Так, Федеральный закон дает следующие определения <1>: ——————————— <1> Справочная правовая система «КонсультантПлюс». М., 2012.

«Должник — гражданин, в том числе индивидуальный предприниматель, или юридическое лицо, оказавшиеся неспособными удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей в течение срока, установленного настоящим Федеральным законом. Несостоятельность (банкротство) (далее также — банкротство) — признанная арбитражным судом неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей. Кредиторы — лица, имеющие по отношению к должнику права требования по денежным обязательствам и иным обязательствам, об уплате обязательных платежей, о выплате выходных пособий и об оплате труда лиц, работающих по трудовому договору». Рассматривая данные определения через призму института банкротства граждан, расставим в них акцент на важных составляющих функционирования рассматриваемого института. Так, должник, рассматриваемый через призму института банкротства граждан, — это лицо, являющееся гражданином Российской Федерации, задолжавшее кредитору и не имеющее по каким-либо причинам возможности реализовать взятые на себя обязательства по возврату долга в размере и в сроки, которые установлены договорными отношениями между должником и кредитором. Банкрот — лицо, являющееся гражданином Российской Федерации, признанное в соответствии с законодательством РФ, Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)» банкротом, в отношении которого ведется процедура признания его банкротом, задолжавшее кредитору и не имеющее возможности реализовать взятые на себя обязательства по возврату долга в размере и в сроки, которые установлены договорными отношениями между должником и кредитором. Следует проводить различие между должником и банкротом. Должник имеет возможность реализовать взятые обязательства с нарушением договорных сроков в разумно определенной перспективе, с выплатой кредитору соответствующих санкций за нарушение договорных сроков, а банкрот такой возможности не имеет. При этом каждый банкрот является должником, но не каждый должник является банкротом. Кредитор, рассматриваемый через призму института банкротства граждан, — это кредитные организации, в число которых входят банки, небанковские кредитные и микрофинансовые организации. Сейчас кредиторы законодательно обязаны представлять в бюро кредитных историй информацию о своих клиентах, взявших ссуду, такую, как наименование и реквизиты клиента, параметры ссуды и качество ее обслуживания. Кредитор, принимая решение о кредитовании, и в процессе мониторинга своего ссудного портфеля собирает, хранит и анализирует информацию о своих клиентах-должниках. Такие сведения о должниках/банкротах, как наличие способностей, возможностей, навыков и знаний, следует дополнительно аккумулировать в бюро кредитных историй вместе с информацией, передаваемой кредиторами на обязательной основе. Служба по труду и занятости населения обладает информацией по всем вакансиям и не занятым сферам развития регионов. Главы муниципальных, региональных образований — первоочередные организации, предоставляющие в службу по труду и занятости населения информацию о вакансиях и проектах развития регионов, которые нуждаются в подборе команды лиц с определенными способностями, возможностями и знаниями. Некоммерческие и коммерческие организации — вторичные организации, предоставляющие в службу по труду и занятости населения информацию о вакансиях и проектах развития регионов, которые нуждаются в подборе команды лиц с определенными способностями, возможностями и знаниями. Для реабилитации банкротов и переориентирования их способностей, возможностей и знаний на благо государства и роста экономики должно осуществляться плотное последовательное взаимодействие всех упомянутых структур экономических отношений путем сведения воедино информации о предложениях и спросе знаний, возможностей, способностей и навыков. Аналитики должны содействовать реабилитации банкротов путем анализа сведений по регионам и предложения на государственном уровне трудоустройства или заказов предпринимателям или связи с подрядчиками-поставщиками. Предприниматель или гражданин не всегда самостоятельно и оперативно могут найти доходный рынок сбыта и быть востребованными, так же как не всегда оперативно и быстро заполняются вакансии при самостоятельном поиске кандидатов и поставщиков органами власти или организациями. В качестве одного из рычагов государства в данном вопросе считаем необходимым создание института банкротства, организованного как научно-исследовательский институт. Его попечителями (инвестором) должно выступать государство в лице одного или нескольких своих органов. Введение в практическую реализацию института банкротства должно занять около пяти лет и состоять из следующих этапов: 1. Создание института банкротства граждан как научно-исследовательского института, носящего фундаментальный характер для науки. Основной отличительной чертой института от других будет являться состав специалистов, преимущественно высококлассных экспертов в различных областях, одновременно занимающих высокопоставленные должности. Функциональные обязанности института: — подготовка пакета законопроектов, проработка на законодательном уровне взаимодействия различных органов власти и коммерческих структур в рамках реабилитации должников и задействования их в целях роста экономики (проработка федеральных законов, положений, регламентов, форм отчетностей, порядок контроля и надзора за данной сферой); — отстаивание интересов института банкротства, донесение идеи и целей создания института банкротства до населения и государства; — активное участие в профильных семинарах, конференциях, донесение до аудитории необходимости преобразований в законодательстве и вовлеченных организациях в процесс реабилитации банкротов; — методологическая деятельность. 2. Создание рабочей группы, состоящей из представителей организаций, на которых на законодательном уровне возложен функционал по реабилитации банкротов и подбору доходных экономических проектов, нацеленных на рост экономики государства. В данную группу необходимо включить представителей института банкротства как куратора всего процесса, представителей из бюро кредитных историй, службы по труду и занятости населения, а также привлекать руководителей региональной и муниципальной власти. Функциональные обязанности рабочей группы: — детальная проработка порядка взаимодействия всех участников процесса; — пересмотр действующих организационно-штатных структур (штатных расписаний) в бюро кредитных историй, службе по труду и занятости населения, прочих организациях как напрямую, так и косвенно задействованных в данном взаимодействии/процессе; — обучение и наделение дополнительным функционалом сотрудников указанных организаций, задействованных в практической реализации; — разработка, апробирование и доведение до эффективного функционирования IT-систем и всей информационной составляющей для оперативного взаимодействия и бесперебойного обмена информацией со всеми участниками процесса; — создание информационного портала, содержащего информацию о государственных и коммерческих проектах, для которых требуются специалисты с определенным набором способностей, возможностей, навыков и знаний (источниками информации являются органы региональной и муниципальной власти, планирующие и реализующие свои определенные проекты и коммерческие организации, находящиеся в поисках подрядчиков и специалистов). Такая же информация должна размещаться на портале и о банкроте — о наличии способностей, знаний и навыков. Информационный портал целесообразно создать в государственном домене gov. ru, по аналогии с сайтом www. zakupki. gov. ru. Иными словами, информация на портале должна отражаться по принципу «спрос/предложение», где информацию о «спросе» на трудовые ресурсы будет аккумулировать по всей стране служба по труду и занятости населения, а со стороны «предложения» информация аккумулируется бюро кредитных историй; — запуск пилотных проектов в некоторых регионах России. 3. Финальная доработка и запуск в эксплуатацию по всей стране проекта по реабилитации банкротов и использование их возможностей и знаний в целях роста экономики.

——————————————————————