Отношения родства, усыновления, свойства, опеки и попечительства как обстоятельства, препятствующие заключению брака по законодательству России и зарубежных стран

(Косарева И. А.) («Нотариус», 2007, N 4)

ОТНОШЕНИЯ РОДСТВА, УСЫНОВЛЕНИЯ, СВОЙСТВА, ОПЕКИ И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВА КАК ОБСТОЯТЕЛЬСТВА, ПРЕПЯТСТВУЮЩИЕ ЗАКЛЮЧЕНИЮ БРАКА ПО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ РОССИИ И ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН

И. А. КОСАРЕВА

Косарева И. А., доцент кафедры гражданского права юридического факультета ГОУ ВПО «Хабаровская государственная академия экономики и права», кандидат юридических наук.

Семейное право большинства государств запрещает браки между лицами, находящимися в определенной степени родства или отношениях свойства, усыновления, опеки и попечительства, но сила запрета неодинакова. Во всех странах запрещены браки между родственниками по восходящей и нисходящей прямой линии, между полнородными и неполнородными братьями и сестрами. Иные родственные и близкие отношения расцениваются как препятствия к заключению брака в законодательстве и России, и зарубежных стран по-разному. Г. Гегель в «Философии права» высказывал следующее мнение о значении запрета кровосмешения: «Против брака между кровными родственниками восстает уже чувство стыда, но эта осмотрительность оправдывается и понятием предмета. Ибо то, что уже соединено, не может быть соединено браком. Со стороны чисто природных отношений известно, что спаривание между животными одного семейства дает более слабый приплод, так как то, чему следует соединиться, должно быть прежде раздельным; сила порождения, как и сила духа, тем больше, чем больше противоположности, из которых она воссоздается. Близость, знакомство, привычка к совместной деятельности не должны существовать до брака; они должны быть обретены только в браке, и это обретение имеет большую ценность, чем оно богаче и чем многочисленнее его части» <1>. ——————————— <1> Гегель Г. Философия права. М.: Мысль, 1990. С. 217.

На заре истории человечества отношения между полами носили беспорядочный характер, но еще задолго до возникновения государства и права накладывались табу на определенные половые отношения (между родителями и детьми, братьями и сестрами). Первой формой семьи называют кровнородственную семью, которая состояла из кровных родственников разных поколений по женской и мужской линии. Первой формой брака считается групповой брак, который обеспечивал воспроизводство населения через взаимодействие двух или большего количества родов, поскольку внутри рода кровосмешение было запрещено. Существующий во всех современных правопорядках запрет кровосмешения (инцест) прежде всего обеспечивает устойчивость социальных ролей членов семьи. Этот запрет предупреждает возникновение сексуального соперничества внутри семьи, поскольку бесконтрольное осуществление полового влечения уничтожило бы социальное учреждение — семью. Кроме того, запрет кровосмешения способствовал и способствует установлению коммуникаций между отдельными семьям (родами). Табу кровосмешения возникло скорее по социальным соображениям, а не из-за вредности биологических и физиологических последствий, хотя и последнее не опровергается <2>. ——————————— <2> См.: Хадерка И. Вступление в брак. Правовые аспекты. М.: Юридическая литература, 1980. С. 79.

Безусловно, право любого государства основывается прежде всего на собственной культуре, традициях, обычаях, в связи с чем представляет интерес опыт отечественной истории. В древнерусском праве запрет кровосмешения существовал на уровне обычая, с введением христианства на Руси решение вопроса о запрете брака при родстве и свойстве было отнесено к ведению религии брачующихся <3>. М. В. Владимирский-Буданов, упоминая об отсутствии известных степеней родства или свойства как условии брака, писал, что в определении его светское законодательство не участвует <4>. ——————————— <3> См.: Загоровский А. И. Курс семейного права. Одесса, 1909. С. 34. <4> См.: Владимирский-Буданов М. Ф. Обзор истории русского права. Ростов-на-Дону: Изд-во «Феникс», 1995. С. 422.

К. П. Победоносцев указывал как на существенное значение для действительности брака отсутствие близкого родства между вступающими в брак, объясняя, что запрет «имеет отвращение совести у всех цивилизованных народов», а также указывая на то, что границы запрещения определяются различно, ввиду того что не условились одинаково по понятию «близкое родство» <5>. Г. Ф. Шершеневич предполагал, что родство и свойство в близких степенях как препятствие к заключению брака имеют основанием желание изгнать половые влечения в кругу лиц, которые благодаря родству живут вместе, с целью предупредить разврат в семье, и называл также другие причины, такие, как инстинктивное отвращение, вырождение и церковные правила <6>. Д. И. Мейер сомневался в разумном основании запрета браков между родственниками и свойственниками, указывал на нравственные, физиологические, исторические причины, и заключал, что мера запрещения подобных браков определяется не рационально, а «более или менее произвольно» <7>. ——————————— <5> См.: Победоносцев К. П. Курс гражданского права. Часть вторая: Права семейственные, наследственные и завещательные. М.: Статут, 2003. С. 33. <6> См.: Шершеневич Г. Ф. Учебник русского гражданского права (по изданию 1907 г.). М.: Фирма «СПАРК», 1995. С. 414. <7> Мейер Д. И. Русское гражданское право (в 2 ч.). По исправленному и дополненному 8-му изд., 1902. 2-е изд., испр. М.: Статут, 2000. С. 722.

Поскольку православие было преимущественной конфессией, исследование запретов к браку православной церкви по данному основанию наиболее важно. Родство выделяли троякого рода: 1) кровное, возникшее в силу рождения; 2) духовное, основанное на восприемничестве; 3) гражданское, создаваемое усыновлением. Абсолютно запрещались браки между родственниками по прямой линии без ограничения степеней, по боковой линии — до четвертой степени включительно; в свойстве — только первая степень. При расторжении брака отношения свойства сохранились как недозволенность к браку. О влиянии на брак внебрачного родства никаких упоминаний не содержалось. Устанавливался запрет на брак при наличии духовного родства. Так, не допускались браки восприемнику с воспринятой и ее матерью, восприемнице с воспринятым и его отцом, но не между восприемником и восприемницей. Усыновление не являлось препятствием к браку вообще. Первый нормативно-правовой акт в брачно-семейной сфере послереволюционного периода, Кодекс законов об актах гражданского состояния, брачном, семейном и опекунском праве 1918 г., содержал не только указание на запрещенные линии родства для брака (родственники по прямой восходящей и нисходящей линии, полнородные и неполнородные братья и сестры), но и определял, что препятствием к браку для данной категории лиц является всякое родство, в том числе и внебрачное. Кодекс законов о браке, семье и опеке 1926 г. воспроизводил положения о запрете к браку между родственниками по перечню Кодекса 1918 г. без каких-либо изменений. Кодекс о браке и семье РСФСР 1969 г. определял круг лиц, между которыми браки запрещались, относя к их числу не только родственников по прямой восходящей и нисходящей линии, полнородных и неполнородных братьев и сестер, но и усыновителей и усыновленных. Таким образом, с 1918 г. в России свойство больше не является препятствием к браку, вместе с тем наряду с кровным родством называется новый факт — усыновление (с 1969 г.) как запрет заключения брака между усыновителем и усыновленным. Российские ученые дают в принципе одинаковую оценку запрету брака по основанию родства и усыновления. А. Г. Гойхбарг еще в начале XX в., комментируя положения Кодекса 1926 г. о запретах на заключение брака между родственниками, указывал, что препятствием к браку может явиться только действительное родство, ни «официальное», ни «искусственное» родство значения запретов не имеют в виду «нелепости» и «необъяснимости» этих запретов, заимствованных буржуазными законами из старинных церковных постановлений <8>. Позже Г. М. Свердлов писал, что запрет браков между ближайшими родственниками основан на недопустимости такого полового общения между людьми, с которыми не может мириться установившееся в человеческом обществе отвращение к кровосмешению, вследствие чего не имеет значения, возникло родство в браке или вне брака, и предлагал распространить запрет на браки усыновителей и усыновленных <9>. У В. А. Рясенцева находим обоснование недопущения браков между близкими родственниками биологическими и этическими соображениями и определение нравственных критериев в основе запрета браков при отношениях усыновления <10>. М. В. Антокольская полагает, что запрет брака при близком родстве имеет биологическое происхождение, при усыновлении — социальное <11>. О. Ю. Косова объясняет необходимость запрета браков между лицами, связанными определенной степенью родства, издавна осознанной обществом, поскольку кровосмешение отрицательно сказывается на физических, психических и интеллектуальных качествах потомства, рожденного в результате инцеста <12>. Н. Н. Тарусина определяет происхождение запрета браков между родственниками генетическими и этическими корнями, между усыновителем и усыновленным — только последними <13>. По мнению А. М. Нечаевой, запрет на брак с близкими по крови родственниками призван предотвращать появление на свет неполноценного потомства, запрет на брак при наличии отношений усыновления имеет нравственную подоплеку <14>. Л. М. Пчелинцева замечает, что близкое родство как препятствие к заключению брака продиктовано медико-биологическими и морально-этическими соображениями, связанными как с заботой о здоровом потомстве супругов (поскольку в связи с накоплением патологических генов считается, что риск рождения детей с тяжелыми заболеваниями в результате подобных браков весьма значителен), так и естественным отвращением цивилизованного современного общества к кровосмешению <15>. ——————————— <8> См.: Гойхбарг А. Г. Брачное, семейное и опекунское право. М., 1926. С. 34. <9> См.: Свердлов Г. М. Советское семейное право. М., 1958. С. 115 — 116. <10> См.: Рясенцев В. А. Советское семейное право. М., 1982. С. 74 — 75. <11> См.: Антокольская М. В. Семейное право. М.: Юристъ, 2001. С. 114 — 115. <12> См.: Косова О. Ю. Семейное и наследственное право России. М.: Статут, 2001. С. 74 — 75. <13> См.: Тарусина Н. Н. Семейное право. М.: Проспект, 2001. С. 55. <14> См.: Нечаева А. М. Семейное право. Курс лекций. М.: Юристъ, 2001. С. 93 — 94. <15> См.: Пчелинцева Л. М. Семейное право России. М.: Норма, 2004. С. 97.

Мировой опыт показывает, что факты родства, свойства, усыновления — наиболее часто встречаемые запреты на брак. Опека и попечительство в качестве препятствия к браку встречаются редко. Родство — это связь между людьми, обусловленная общим происхождением, которое бывает двух видов. 1. Происхождение одних людей от других (прямое родство), к числу таких родственников относят: родителей и детей; дедушек и бабушек по линии как отца, так и матери, с одной стороны, и внуков, внучек — с другой; прадедушек и прабабушек — правнуков и правнучек. 2. Происхождение людей от общих предков (боковое родство). Боковыми родственниками являются между собой: братья и сестры (полнородные и неполнородные, имеющие двух или только одного общего родителя, единокровные — общий отец, единоутробные — общая мать); дяди, тети и племянники, племянницы; двоюродные братья и сестры и т. д. Восходящие линии родства ведут от потомков к предкам, нисходящие — в обратном направлении (от предков к потомкам). Юридическое значение могут иметь степени родства. Степень родства определяется числом рождений, отделяющих людей друг от друга. Свойство определяется как связь, основанная на браке двух лиц, принадлежащих к разным родам <16>. ——————————— <16> См.: Загоровский А. И. Курс семейного права. Одесса, 1909. С. 34.

Усыновление — форма устройства несовершеннолетнего, оставшегося без попечения родителей, на воспитание в семью, при которой устанавливаются между ребенком, впоследствии и их потомками, и лицами (лицом), усыновившими ребенка, и их родственниками такие же правоотношения, как и предусмотренные законом для родителей и детей. Усыновление в дореволюционной России называлось «гражданским родством», в советской России — «искусственным родством». Е. М. Ворожейкин определял родство как биосоциальную категорию и предлагал признание правом только кровного родства, называл задачи права к выявлению кровного родства там, где оно не является явным. Отношения усыновления, опеки, попечительства характеризовал как подобие родственных и предлагал именовать адаптационными и соответственно регулировать единообразно <17>. ——————————— <17> См.: Ворожейкин Е. М. Семейные правоотношения в СССР. М., 1972. С. 24 — 42.

В соответствии со ст. 14 Семейного кодекса Российской Федерации <18> не допускается заключение брака между: близкими родственниками (родственниками по прямой восходящей и нисходящей линии (родителями и детьми, дедушкой, бабушкой и внуками), полнородными и неполнородными (имеющими общих отца или мать) братьями и сестрами), усыновителями и усыновленными. Препятствием к заключению брака в России указывается первая (родители и дети) и вторая степени родства (дедушки, бабушки и внуки, внучки; братья и сестры), а также отношения усыновления. ——————————— <18> Далее — СК РФ.

Действующая редакция ст. 14 СК РФ не решает проблем правоприменения. Первая проблема связана с реальными отношениями лиц, вступающих в брак. Легальное и фактическое родство должны совпадать, но в жизни встречаются ситуации, когда законное родство не является действительным родством и наоборот. Например, мужчина, вступающий в брак, является биологическим отцом невесты, при том что юридическим отцом этой женщины является другой мужчина. Подобные проблемы возникают также при применении искусственных репродуктивных методов. В законодательстве же отсутствует указание на основания возникновения родства. Целесообразно дополнить ст. 14 СК РФ пунктом 2, закрепив положение: «Препятствием к браку между лицами, указанными в настоящей статье, служит как родство, возникшее из брака, так и возникшее вне брака». Спорным является вопрос о том, достаточно ли широк круг лиц, на которых современное семейное законодательство распространяет свой запрет вступить в брак вследствие близкого родства. Исходя из отечественного исторического опыта по данной проблеме перечень близких родственников, которым запрещено вступать в брак, по российскому праву узок. Исключены из запретного перечня дяди, тети, племянники, племянницы, двоюродные братья и сестры. Для этих родственников необходимо также запретить вступление в брак между собой, как из нравственного, морально-этического соображения, так и с точки зрения биологической <19>. Поскольку число рождений, отделяющих их друг от друга, незначительно (третья и четвертая степени родства) — большая вероятность наследственной патологии <20>. Ю. М. Фетюхин полагает, что отечественный законодатель советского и современного периода неосновательно сузил круг лиц, относящихся к числу близких родственников, браки между которыми запрещены <21>. Еще ранее Е. М. Ворожейкин указывал на необходимость включения в запретный круг иных близких родственников по генетическим причинам <22>. Предлагается расширить перечень близких родственников, браки между которыми не допускаются, указанием в ст. 14 СК РФ на запрет браков между дядями и племянницами, тетями и племянниками, двоюродными братьями и сестрами. ——————————— <19> См., например: Нечаева А. М. Семейное право. Курс лекций. М.: Юристъ, 2001. С. 93. <20> См.: Генетика в гематологии. М., 1967. С. 102. <21> См.: Фетюхин Ю. М. Институт брака по новому семейному законодательству Российской Федерации. Дис. … канд. юрид. наук. Волгоград, 2000. С. 84 — 85. <22> См.: Ворожейкин Е. М. Семейные правоотношения в СССР. М., 1972. С. 122.

Далее, из нравственных, морально-этических соображений представляется недопустимым брак между такими свойственниками, как мужчина — мать жены, мужчина — сестра жены, женщина — отец мужа, женщина — брат мужа, мачеха — пасынок, отчим — падчерица. Особенно сложно в таких семьях социально адаптироваться несовершеннолетним детям из-за перераспределения ролей внутри семьи. Целесообразно установить запреты на браки между данными лицами до тех пор, пока лицо, давшее начало свойству, не умерло. Внести соответствующие дополнения в ст. 14 СК РФ, включив пункт 3 следующего содержания: «Препятствием к браку являются отношения свойства первой степени по прямой восходящей и нисходящей линии и боковой линии. Отмена запрета на брак возможна в случае смерти лица, давшего начало свойству». Абсолютно верной является позиция законодателя в отношении запретов браков между усыновителями и усыновленными, именно по морально-нравственным соображениям. Вместе с тем не все так просто. Возникает несколько вопросов. Во-первых, насколько этично допускать браки при отмене усыновления. Вероятно, имеет значение длительность существования отношений усыновления. Во-вторых, для усыновленного, несмотря на прекращение юридической связи с фактическими близкими родственниками, кровное родство сохраняется и соответственно сохраняется запрет на брак с близкими кровными родственниками. Однако уголовной ответственности за разглашение тайны усыновления еще никто не отменял. В-третьих, в законодательстве не решен вопрос о дозволенности или недозволенности браков усыновленными в одной семье между собой или с родными детьми усыновителя (усыновителей). И последнее, усыновление — это не единственная форма устройства детей, оставшихся без попечения родителей, предусмотренная действующим законодательством. Аналогичные усыновлению отношения — это опека (попечительство), приемная семья, а также фактическое воспитание ребенка. Браки между опекуном (попечителем) и опекаемым (подопечным), приемными родителями и приемными детьми, фактическими воспитателями и фактическими воспитанниками допустимы, хотя также безнравственны, как браки между усыновителями и усыновленными. Наметившуюся тенденцию к сближению мировых правовых систем оправдывает обзор зарубежного права по вопросу запрета брака при наличии родства, свойства, усыновления, опеки, попечительства с целью сделать некоторые выводы о необходимости совершенствования российского семейного законодательства в данной сфере. По обычному праву некоторых народностей тропической Африки препятствием к заключению брака может служить любая степень родства между ними <23>. ——————————— <23> См.: Гражданское и семейное право развивающихся стран: Учеб. пособие. М., 1989. С. 191.

Современное право Индии запрещает браки между родственниками включительно до третьей степени родства по материнской и пятой степени родства по отцовской линиям. Кроме того, препятствием к заключению брака является наличие отношений свойства. Однако если обычаи разрешают подобные браки, то закон их допускает <24>. ——————————— <24> См.: Там же. С. 177.

В Китайской Народной Республике запретом к заключению брака является состояние в кровнородственных отношениях жениха и невесты. Статья 7 Закона КНР «О браке» 1980 г. устанавливает препятствие к сочетанию браком между родственниками по прямой линии и тремя поколениями родственников (третьей степени родства) боковой линии родства. Следует отметить, что современное законодательство делает послабление в запретах на кровосмесительные браки. Истории института брака в Китае известны запреты на заключение брака однофамильцами. «Два дома однофамильные, то есть имеющие одно прозвание, не могут вступать в брачные связи, хотя бы они выше ста колен не имели никакого родства между собой» <25>. Закон КНР «О браке» 1950 г. запрещал браки между лицами, состоящими в родстве до пятого поколения, исключения могли устанавливаться для национальных меньшинств правительствами автономных территорий. ——————————— <25> Бичурин Н. Я. Китай в гражданском и нравственном состоянии. М.: Восточный Дом, 2002. С. 337.

Мусульманское право называет близкие и дальние степени кровного родства, молочное родство, отношения свойства как обстоятельства, препятствующие браку. Основу запрета помимо инцеста составляет «разрушение отношений любви и уважения» <26>. Не допускаются браки между кровными родственниками по прямой восходящей и нисходящей линии, между вступающим в брак и кровными родственниками по прямой восходящей и нисходящей линии его родителей. Не разрешается вступать в брак с близкими родственниками жены, причем с ними не допускается брак и после развода с женой. Исключение сделано на случай развода в отношении сестры бывшей жены, с нею брак возможен. Не разрешено вступать в брак с бывшей женой отца и сына. По поводу молочного родства действует правило: «Запрещено по молочному родству то, что запрещено по кровному». Шариат не предусматривает усыновления, но устанавливает институт опекунства, опекун и опекаемый могут вступать в брак друг с другом <27>. ——————————— <26> Сайид Муджтаба Рукни Мусави Лари. Западная цивилизация глазами мусульманина. Баку, 1994. С. 160. <27> См.: Манукян Ю. К. Современное семейное право Российской Федерации и шариат. Ростов-на-Дону: АПСН, 2003. С. 68.

По французскому законодательству запрещается заключение брака между всеми родственниками, рожденными в браке или вне брака, по восходящей прямой линии и нисходящей прямой линии, а также между свойственниками по той же линии (ст. 161 ГКФ). Не допускается вступление в брак брату и сестре, рожденным в браке или вне брака. До 1975 г. запрещался брак между свойственниками одной и той же степени родства в случае, когда брак, в результате которого возникло свойство, был расторгнут. Статья 163 ГКФ содержит недозволение брака между дядькой и племянницей, теткой и племянником, независимо от того, вытекает родство из брачных или внебрачных отношений. Однако при наличии серьезных оснований Президенту Республики предоставлено право отменять запреты, установленные: в отношении между свойственниками по прямой линии, когда лицо, давшее начало свойству, умерло; в отношении браков между дядькой и племянницей, теткой и племянником. Усыновление является препятствием к заключению брака: между усыновителем, усыновленным и его родственниками по нисходящей линии; между усыновленным и супругом усыновителя; и наоборот — между усыновителем и супругом усыновленного; между усыновленными детьми одного и того же лица; между усыновленными и детьми усыновленного (ст. 366 ГКФ). Запрет на брак между усыновленным и супругом усыновителя и между усыновителем и супругом усыновленного может быть снят по решению Президента Республики, если лицо, давшее начало отношениям свойства, умерло. Такой же порядок разрешения на брак между усыновленными детьми одного и того же лица и между усыновленными и детьми усыновленного допускается при наличии серьезных оснований. В Германии не разрешается заключать брак между родственниками по прямой линии, а также между полнородными и неполнородными братьями и сестрами. Это предписание действует и тогда, когда указанные родственные отношения прекратились в результате усыновления (§ 1307 ГГУ). В силу § 1308 ГГУ брак не должен заключаться между лицами, родство между которыми в значении § 1307 возникло в результате усыновления. Это предписание не действует, если отношения, созданные усыновлением, были прекращены. Если в результате усыновления возникло боковое родство, суд по семейным делам может разрешить заключение брака. В разрешении должно быть отказано, если вступлению в брак препятствуют серьезные основания. Законодательство Латвийской Республики запрещает браки между родственниками по прямой линии, между родными братьями и сестрами, между сводными братьями и сестрами, между усыновителем и усыновленными (кроме случаев прекращения правоотношений, установленных усыновлением), между опекуном и подопечным, между попечителем и находящимся под попечительством (до прекращения отношений опеки или попечительства) (ст. 35 — 38 ГК Латвии). В Грузии в ст. 1120 ГК обстоятельствами, препятствующими заключению брака, названы родство по прямой восходящей или нисходящей линии, по боковой линии (между полнородными и неполнородными сестрами и братьями), усыновление (между усыновителем и усыновленным). В Грузии в период действия КоБС Грузинской ССР действовал запрет браков между опекуном и опекаемым до прекращения юридических отношений, основанных на опеке. Современное право подобных запретов не знает. Семейный кодекс Украины (ст. 26) не допускает браки: между лицами, которые являются родственниками прямой линии родства; между родными братьями и сестрами (полнородными и неполнородными); между двоюродными братьями и сестрами; между родными дядей, тетей и племянником, племянницей; между усыновителем и усыновленным (брак возможен при отмене усыновления); между родным ребенком усыновителя и усыновленным, а также усыновленными между собой (запрет может быть отменен по решению суда). Кодекс Республики Беларусь о браке и семье устанавливает следующий круг лиц, браки между которыми запрещаются: родственники по прямой восходящей и нисходящей линии, полнородные и неполнородные братья и сестры, усыновители и усыновленные (ст. 19). До принятия в 1999 г. нового брачно-семейного акта в Республике Беларусь запрещались браки между лицами, состоящими в отношениях опеки. В Великобритании решение вопроса о запрещенных степенях родства и свойства для сочетания браком до сих пор находится в ведении церкви. По мнению О. А. Хазовой, Англия принадлежит к числу тех стран, которые характеризуются наиболее широким, во многом неоправданно широким кругом лиц, между которыми исключена возможность заключения брака <28>. Так, не допускаются браки между родственниками по восходящей линии до третьей степени родства включительно и между некоторыми боковыми родственниками: братьями и сестрами, как полнородными, так и неполнородными, между дядями и племянницами, между тетями и племянниками. В то время как разрешаются браки между двоюродными братьями и сестрами. Запрещены браки между свойственниками до третьей степени включительно. Английское право не предусматривает диспенсации браков между родственниками и свойственниками. Однако определенные послабления происходят. До середины XIX в. в Англии не допускались браки даже при несостоявшемся свойстве. Так, мужчина не мог жениться на женщине, с которой был помолвлен его брат, несмотря на то что помолвка была впоследствии расторгнута. ——————————— <28> См.: Хазова О. А. Брак и развод в буржуазном семейном праве: сравнительно-правовой анализ. М.: Наука, 1988. С. 29.

В США ограничения для вступления в брак по факту родства или свойства устанавливаются законодательством штатов не одинаково. Например, в штате Техас мужчина не вправе жениться на своей матери, мачехе, тетке, дочери, сестре (в том числе — неполнородной), племяннице, вдове сына, падчерице, дочери падчерицы или пасынка, внучке <29>. В 29 штатах США запрещены браки не только между близкими родственниками, но и между двоюродными братьями и сестрами. ——————————— <29> См.: Афанасьева И. В. Особенности правового регулирования заключения брака в законодательстве зарубежных стран // Семейное и жилищное право. 2005. N 2. С. 5.

В странах Восточной Европы, входивших в социалистический лагерь, неоднозначно решаются вопросы о запрете браков при наличии родства, свойства, усыновления, опеки, попечительства. В Болгарии запрещены браки до четвертой степени родства включительно. В Польше препятствием к заключению брака является наличие прямой линии родства без ограничения степеней, а также боковой линии родства второй степени. В Венгрии не допускаются браки между родственниками по прямой линии, родными и двоюродными братьями и сестрами, дядями (тетями) и племянницами (племянниками). В Румынии установлены запреты на брак между родственниками по прямой линии и по боковой линии до четвертой степени родства. Чешское семейное законодательство в качестве препятствий к заключению брака называет родство прямой линии и боковой линии второй степени. Представляется, что, исходя из медико-генетических, нравственных, морально-этических соображений, отечественного и мирового опыта, круг лиц, которым запрещено вступать в брак по российскому праву, неосновательно узок. Кроме того, не определены основания возникновения запретов и их отмены. Исходя из всего указанного выше, предлагается изложить в следующей редакции ст. 14 СК РФ «Обстоятельства, препятствующие заключению брака»: «1. Не допускается заключение брака между: лицами, из которых хотя бы одно лицо уже состоит в другом зарегистрированном браке; близкими родственниками (родственниками первой степени родства по прямой восходящей и нисходящей линии, полнородными и неполнородными (имеющими общих отца или мать) братьями и сестрами, дядями и племянницами, тетями и племянниками, двоюродными братьями и сестрами); усыновителями и усыновленными; лицами, из которых хотя бы одно лицо признано судом недееспособным вследствие психического расстройства. 2. Препятствием к браку между лицами, указанными в настоящей статье, служит как родство, возникшее из брака, так и родство, возникшее вне брака. При установлении усыновления отношение родства как препятствие к браку сохраняется. 3. Препятствием к браку являются отношения свойства первой степени по прямой восходящей и нисходящей линии и боковой линии. Отмена запрета на брак возможна в случае смерти лица, давшего начало свойству».

——————————————————————