Особенности правового регулирования рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей

(Петров А. Я.) («Законодательство и экономика», 2013, N 4) Текст документа

ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ РАБОЧЕГО ВРЕМЕНИ И ВРЕМЕНИ ОТДЫХА ВОДИТЕЛЕЙ АВТОМОБИЛЕЙ

А. Я. ПЕТРОВ

В статье профессора Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики», доктора юридических наук А. Я. Петрова рассматриваются актуальные теоретические и практические вопросы правового регулирования рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей, а также его совершенствования.

Постановлением Министерства труда и социального развития РФ от 25 июня 1999 г. N 16 «Об утверждении Положения о рабочем времени и времени отдыха водителей автомобилей» (с изм. от 23 октября 2001 г. N 77) установлены особенности регулирования труда и отдыха водителей автомобилей в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации (п. 1). Режим труда и отдыха, предусмотренный Положением, является обязательным при составлении графиков работы водителей. Расписания и графики движения автомобилей во всех видах сообщений должны разрабатываться с учетом норм и требований Положения. При междугородных перевозках грузов и пассажиров работодатель устанавливает водителю задание по времени на движение и стоянку автомобиля исходя из норм Положения. Для водителей, работающих на пятидневной рабочей неделе с двумя выходными днями, продолжительность ежедневной работы (смены) не может превышать восемь часов, а для работающих на шестидневной рабочей неделе с одним выходным днем — семь часов. В случаях, когда по условиям производства (работы) не может быть соблюдена установленная ежедневная или еженедельная продолжительность рабочего времени, водителям может устанавливаться суммированный учет рабочего времени (как правило, за месяц). На перевозках пассажиров в курортной местности в летне-осенний период и на других перевозках, связанных с обслуживанием сезонных работ, учетный период может устанавливаться продолжительностью до шести месяцев. Продолжительность рабочего времени за учетный период не должна превышать нормальное число рабочих часов. По общему правилу суммированный учет рабочего времени водителей автомобилей вводится за один календарный месяц. Исключение из этого правила составляют случаи перевозки пассажиров в курортной местности в летне-осенний период и на других перевозках, связанных с обслуживанием сезонных работ. На сезонных работах учетный период может быть установлен до шести месяцев (согласно статье 104 Трудового кодекса РФ учетный период может составлять до одного года). В пункте 8 Положения предусмотрено следующее правило: при суммированном учете рабочего времени продолжительность ежедневной работы (смены) не должна превышать 10 часов. В исключительных случаях, когда при осуществлении перевозки водителю необходимо дать возможность доехать до соответствующего места отдыха, продолжительность ежедневной работы (смены) может быть увеличена до 12 часов. Если время в пути превышает 12 часов, в рейс должны направляться два водителя (такой автомобиль должен быть оборудован спальным местом для отдыха водителей). Водителям легковых автомобилей (кроме такси), а также других автомобилей экспедиций и изыскательских партий, занятым на геологоразведочных работах, топографо-геодезических и изыскательских работах в полевых условиях, может быть установлен ненормированный рабочий день. Решение о введении ненормированного рабочего дня может быть принято работодателем по согласованию с действующим в организации профсоюзом, а при его отсутствии — по согласованию с работником (п. 11 Положения) <1>. ——————————— <1> На наш взгляд, данный пункт нуждается в некотором уточнении. Согласно статье 372 ТК РФ в принятии локальных нормативных актов принимает участие выборный орган первичной профсоюзной организации, а не профсоюз.

В состав рабочего времени водителя включается: — время управления автомобилем; — время остановок для кратковременного отдыха от управления автомобилем в пути и на конечных пунктах; — подготовительно-заключительное время для выполнения работ перед выездом на линию и после возвращения с линии в организацию, а при междугородных перевозках — для выполнения работ в пункте оборота или в пути (в месте стоянки) перед началом и после окончания смены; — время проведения медицинского осмотра водителя перед выездом на линию и после возвращения с линии; — время стоянки в пунктах погрузки и разгрузки грузов, в местах посадки и высадки пассажиров, в местах использования специальных автомобилей; — время простоев не по вине водителя; — время проведения работ по устранению возникших в течение работы на линии эксплуатационных неисправностей автомобиля, а также регулировочных работ в полевых условиях при отсутствии технической помощи; — время охраны груза и автомобиля во время стоянки на конечных и промежуточных пунктах при осуществлении междугородных перевозок, если такие обязанности предусмотрены трудовым договором (контрактом), заключенным с водителем; — время присутствия на рабочем месте водителя, когда он не управляет автомобилем, при направлении в рейс двух водителей; — время в других случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Ежедневная продолжительность управления автомобилем (подп. «а» п. 12 Положения) в течение периода ежедневной работы (смены) не может превышать девяти часов, а в условиях горной местности при перевозке пассажиров автобусами габаритной длиной свыше 9,5 м и при перевозке тяжеловесных, длинномерных и крупногабаритных грузов — восьми часов. При суммированном учете рабочего времени решением работодателя, согласованным с соответствующим выборным профсоюзным органом или иным уполномоченным работниками представительным органом (а при их отсутствии — с работником), не более двух раз в неделю ежедневная продолжительность управления автомобилем может быть увеличена до 10 часов. При этом суммарная продолжительность управления автомобилем за две недели подряд не должна превышать 90 часов. После первых трех часов непрерывного управления автомобилем (например, на междугородных перевозках) предусматривается остановка для кратковременного отдыха водителя продолжительностью не менее 15 минут, в дальнейшем остановка такой продолжительности предусматривается не более чем через каждые два часа. При остановке на перерыв для отдыха и питания указанное дополнительное время для кратковременного отдыха водителю автомобиля не предоставляется. Частота перерывов в управлении автомобилем для кратковременного отдыха водителя и их продолжительность указываются в задании по времени на движение и стоянку автомобиля. Состав и продолжительность подготовительно-заключительных работ, включаемых в подготовительно-заключительное время, и время проведения медицинского осмотра водителя устанавливаются работодателем по согласованию с соответствующим выборным профсоюзным или иным уполномоченным работниками представительным органом, а при их отсутствии — по согласованию с работником, закрепляемому в трудовом договоре (контракте) или приложении к нему. Время охраны груза и автомобиля засчитывается водителю в рабочее время в размере не менее 1/3. Конкретная продолжительность времени охраны груза и автомобиля, засчитываемого водителю в рабочее время, устанавливается работодателем по согласованию с соответствующим выборным профсоюзным или иным уполномоченным работниками представительным органом, а при их отсутствии — по согласованию с работником, закрепляемому в трудовом договоре (контракте) или приложении к нему. Если перевозка на одном автомобиле осуществляется двумя водителями, время на охрану груза и автомобиля учитывается в рабочее время только одному водителю. Соглашением между работодателем и водителем может быть установлен иной порядок учета времени стоянки с одновременной охраной груза и автомобиля. Время присутствия на рабочем месте водителя, когда он не управляет автомобилем, при направлении в рейс двух водителей засчитывается ему в рабочее время в размере не менее 50%. Конкретная продолжительность времени присутствия на рабочем месте водителя, когда он не управляет автомобилем, при направлении в рейс двух водителей, засчитываемого в рабочее время, устанавливается работодателем по согласованию с соответствующим выборным профсоюзным или иным уполномоченным работниками представительным органом, а при их отсутствии — по согласованию с работником, закрепляемому в трудовом договоре (контракте) или приложении к нему. В соответствии с Положением об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей, утв. Приказом Министерства транспорта РФ от 20 августа 2004 г. N 15, предусмотрены особенности режима рабочего времени и специфика времени отдыха водителей, работающих по трудовому договору на автомобилях общего пользования, междугородной и международной перевозок. В частности, ежедневная продолжительность управления автомобилем не может превышать восьми часов при пятидневной рабочей неделе с двумя выходными днями, а для работающих в условиях шестидневной рабочей недели с одним выходным днем — семи часов. При суммированном учете рабочего времени продолжительность ежедневной работы не может быть превышать 10 часов, за исключением отдельных случаев, предусмотренных Положением. Например, когда при осуществлении междугородной перевозки водителю необходимо дать возможность доехать до соответствующего места отдыха, продолжительность ежедневной работы (смены) может быть увеличена до 12 часов. Если пребывание водителя в автомобиле предусматривается продолжительностью более 12 часов, в рейс направляются на одном автомобиле два водителя. При этом автомобиль должен быть обустроен спальным местом для отдыха водителей. Продолжительность ежедневной работы (смены) может быть увеличена работодателем до 12 часов по согласованию с представительным органом работников. Водителям, осуществляющим перевозки для учреждений здравоохранения, организаций коммунальных служб, телеграфной, телефонной и почтовой связи, аварийных служб; технологические (внутриобъектные, внутризаводские и внутрикарьерные) перевозки без выхода на автомобильные дороги общего пользования, улицы городов и других населенных пунктов; перевозки на служебных легковых автомобилях при обслуживании органов государственной власти и органов местного самоуправления, руководителей организаций продолжительность ежедневной работы (смены) может быть увеличена до 12 часов, если общая продолжительность управления автомобилем в течение периода ежедневной работы (смены) не превышает девять часов. Водителям автобусов, работающим на городских, пригородных и междугородных регулярных пассажирских линиях, с их согласия может устанавливаться рабочий день с разделением смены на две части при условии, что они будут возвращаться к месту дислокации до начала разрыва смены не позже, чем через четыре часа после начала работы. Продолжительность перерыва должна быть не менее двух часов без учета времени для отдыха и питания. Время кратковременного отдыха предоставляется в месте дислокации. Время перерыва между двумя частями смены в рабочее время не включается. Водителям легковых автомобилей (кроме такси), а также других автомобилей экспедиций и изыскательских партий, занятым на геологоразведочных, топографо-геодезических и изыскательских работах в полевых условиях, может устанавливаться ненормированный рабочий день. Решение об установлении ненормированного рабочего дня принимается работодателем по согласованию с соответствующим выборным профсоюзным или иным уполномоченным работниками представительным органом, а при их отсутствии — по согласованию с работником, закрепляемому в трудовом договоре (контракте) или приложении к нему. Количество и продолжительность рабочих смен по графикам сменности при ненормированном рабочем дне устанавливаются исходя из нормальной продолжительности рабочей недели, а дни еженедельного отдыха предоставляются на общих основаниях. При привлечении к сверхурочным работам общая продолжительность ежедневной работы (смены) не должна превышать 12 часов. В праздничные дни допускается работа водителей, если эти дни предусмотрены графиками сменности как рабочие, в случаях, когда приостановка работы невозможна по производственно-техническим условиям (непрерывно действующие организации), на работах, связанных с необходимостью обслуживания населения, и при выполнении неотложных ремонтных и погрузочно-разгрузочных работ. При суммированном учете рабочего времени работа в праздничные дни по графику включается в норму рабочего времени учетного периода <2>. ——————————— <2> Норма о праздничных днях нуждается в корректировке, так как статья 112 ТК РФ предусматривает нерабочие праздничные дни.

Время отдыха. Положение N 15 предусматривает, что водителям предоставляется перерыв для отдыха и питания продолжительностью не более двух часов, как правило, в середине рабочей смены, но не позднее чем через четыре часа после начала работы. При установлении графиком сменности продолжительности ежедневной работы (смены) более восьми часов водителю могут предоставляться два перерыва для отдыха и питания общей продолжительностью не более двух часов. Конкретная продолжительность перерыва для отдыха и питания (общая продолжительность перерывов) устанавливается работодателем по согласованию с соответствующим выборным профсоюзным или иным уполномоченным работниками представительным органом, а при их отсутствии — по согласованию с работником, закрепляемому в трудовом договоре (контракте) или приложении к нему. В соответствии с данным Положением водителям автомобилей на междугородних перевозках после первых трех часов непрерывного управления автомобилем предоставляется специальный перерыв для отдыха от управления автомобилем в пути продолжительностью не менее 15 минут, в дальнейшем перерывы такой продолжительностью предоставляются не более чем через каждые два часа. В случае, когда время предоставления специального перерыва совпадает со временем предоставления перерыва для отдыха и питания, специальный перерыв не предоставляется. Частота перерывов в управлении автомобилем для кратковременного отдыха водителя и их продолжительность указываются в задании по времени на движение и стоянку автомобиля. В соответствии с Положением продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха вместе со временем перерыва для отдыха и питания должна быть не менее двойной продолжительности времени работы в предшествующий отдыху рабочий день (смену). При суммированном учете рабочего времени продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха не может быть менее 12 часов. Еженедельный непрерывный отдых должен непосредственно предшествовать или непосредственно следовать за ежедневным отдыхом, при этом суммарная продолжительность времени отдыха вместе со временем перерыва для отдыха и питания в предшествующий день должна составлять не менее 42 часов. При суммированном учете рабочего времени еженедельные дни отдыха устанавливаются в различные дни недели согласно графикам сменности; число дней еженедельного отдыха в текущем месяце должно быть не менее числа полных недель этого месяца. Для водителей, осуществляющих междугородные перевозки, при суммированном учете рабочего времени продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха в пунктах оборота или в промежуточных пунктах может быть установлена не менее продолжительности времени предшествующей смены, а если экипаж автомобиля состоит из двух водителей, — не менее половины времени этой смены с соответствующим увеличением времени отдыха непосредственно после возвращения к месту постоянной работы. В случае установления водителям при суммированном учете рабочего времени рабочих смен продолжительностью свыше 10 часов (в порядке, предусмотренном пунктами 7 и 8 Положения) продолжительность еженедельного отдыха может быть сокращена, но не менее чем до 29 часов. В среднем за учетный период продолжительность еженедельного непрерывного отдыха должна быть не менее 42 часов. Согласно Приказу Министерства автомобильного транспорта РСФСР от 31 декабря 1981 г. N 200 «Об утверждении Правил организации пассажирских перевозок на автомобильном транспорте» графики работы (сменности) на линии разрабатываются для всех водителей ежемесячно на каждый день или доводятся для сведения водителей за две недели до введения их в действие. В части 4 ст. 103 ТК РФ установлен несколько иной порядок ознакомления работников с графиком сменности. Согласно Кодексу графики сменности должны доводиться до сведения работников не позднее чем за месяц до введения их в действие. Разумеется, в данной ситуации следует применять на практике норму ТК РФ. В графиках сменности водителей устанавливается время начала работы, окончания работы и продолжительности ежедневной работы (смены), время перерывов для отдыха и питания, а также время для междусменного и еженедельного отдыха. В соответствии с пунктом 15 Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей рабочее время водителя автомобиля состоит из следующих периодов: — время управления автомобилем; — время специальных перерывов для отдыха от управления автомобилем в пути и на конечных пунктах; — подготовительно-заключительное время для выполнения работ перед выездом на линию и после возвращения с линии в организацию, а при междугородних перевозках — для выполнения работ в пункте оборота или в пути (в месте стоянки) перед началом и после окончания смены; — время проведения медицинского осмотра водителя перед выездом на линию и после возвращения с линии; — время стоянки в пунктах погрузки и разгрузки грузов, в местах посадки и высадки пассажиров, в местах использования специальных автомобилей; — время простоя не по вине водителя; — время проведения работ по устранению возникших в течение работы на линии эксплуатационных неисправностей обслуживаемого автомобиля, не требующих разборки механизмов, а также выполнения регулировочных работ в полевых условиях при отсутствии технической помощи; — время в других случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации (отказ от управления автомобилем, если это угрожает жизни, здоровью водителя и т. п.). В связи с этим, очевидно, следует различать категории «продолжительность ежедневной работы (смены)» и «ежедневная продолжительность управления автомобилем». Первая включает в рабочее время водителя все периоды. Вторая — лишь время управления автомобилем. На практике применение подпункта «в» п. 15 Положения вызывает определенные сложности для работодателей, а в ряде случаев и для судов общей юрисдикции. Так, Г. С. Маковей обратился в суд с иском к ОАО «СПОПАТ» о признании не подлежащим применению, незаконным пункта 2.2 производственной инструкции водителя автобуса на регулярных городских пассажирских маршрутах ответчика. Истец просил обязать ответчика выплатить ему заработную плату, недоплаченную за период с октября 2007 г. по октябрь 2010 г., а также компенсацию морального вреда. В обоснование требований истец сослался на следующее: пунктом 2.2 производственной инструкции водителя автобуса на регулярных городских пассажирских маршрутах ответчика водитель обязан являться на смену за 23 минуты до срока, назначенного графиком (разнарядкой). Данное время является подготовительным. По мнению истца, указанный пункт производственной инструкции противоречит пункту 15 Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей, в соответствии с которым подготовительно-заключительное время для выполнения работ перед выездом на линию и после возвращения с линии в организацию включается в рабочее время водителя, следовательно, подлежит включению и в графики работы (сменности) и не должно выходить за рамки этих графиков. Истец в кассационной жалобе ставит вопрос об отмене решения суда в указанной части, принятии по делу нового решения об удовлетворении требований, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, противоречивость выводов суда, изложенных в решении. Суд не учел, что графики сменности ответчика не имеют ни начала, ни окончания рабочего дня, ни времени обеденного перерыва, ни подготовительно-заключительного времени. Оспариваемый же пункт производственной инструкции выводит подготовительно-заключительное время за график работ, т. е. за рамки рабочего времени. Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, заслушав объяснения представителя ответчика, судебная коллегия сочла доводы кассационной жалобы истца обоснованными, подлежащими удовлетворению, решение суда — подлежащим отмене в связи с неправильным применением судом норм материального права. В соответствии со статьей 329 ТК РФ особенности режима рабочего времени и времени отдыха, условий труда отдельных категорий работников, чей труд непосредственно связан с движением транспортных средств, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области транспорта, с учетом мнения соответствующих общероссийского профсоюза и общероссийского объединения работодателей. Эти особенности не могут ухудшать положение работников по сравнению с установленными ТК РФ. Особенности режима рабочего времени и времени отдыха, предусмотренные указанным выше Положением, являются обязательными при составлении графиков работы (сменности) водителей. Расписания и графики движения автомобилей во всех видах сообщений должны разрабатываться с учетом норм Положения (п. 3). Согласно пункту 15 Положения подготовительно-заключительное время для выполнения работ перед выездом на линию и после возвращения с линии в организацию, а при междугородных перевозках — для выполнения работ в пункте оборота или в пути (в месте стоянки) перед началом и после окончания смены входит в рабочее время водителя, следовательно, в график работы. Исходя из изложенного пункт 2.2 производственной инструкции водителя автобуса на регулярных городских пассажирских маршрутах ОАО «СПОПАТ», предусматривающий для водителей автобуса необходимость являться на смену за 23 минуты до срока, назначенного графиком (разнарядкой), противоречит Положению, следовательно, не подлежит применению. При рассмотрении дела судом первой инстанции не применены к спорным правоотношениям указанные нормы права, что привело к принятию незаконного решения. Судебная коллегия считает возможным, не передавая дело на новое рассмотрение, принять по нему решение об удовлетворении требований истца о признании незаконным и не подлежащим применению пункта 2.2 производственной инструкции <3>. ——————————— <3> Определение Судебной коллегии по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа — Югры от 22 марта 2011 г. Дело N 33-1053/2011.

Учет рабочего времени водителей осуществляется на основе табеля, путевых листов и других первичных учетных документов. Рабочее время водителей, работающих ежедневно в определенные часы, установленные правилами внутреннего трудового распорядка, графиками сменности, учитывается ежедневно в путевых листах и табелях учета использования рабочего времени. Для путевых листов ведется журнал учета их движения. Они выписываются на одни сутки и в одном экземпляре. В них обязательно должны быть проставлены порядковые номера, дата выдачи, штамп и печать организации, которой принадлежит автомобиль. Время простоя водителей автомобилей учитывается в форме листков о простое или особых отметок. Так, на практике водителям, выезжающим на линию, проставляется и выдается путевой лист с буквой «Л», а в нерабочие дни — с буквой «Р». Анализ правил внутреннего трудового распорядка автотранспортных предприятий показывает: в них вообще нет раздела, содержащего нормы, регулирующее время отдыха; в лучшем случае в разделе правил «рабочее время и его использование» закрепляется, что перерывы в работе водителя определяются графиками сменности, утвержденными администрацией по согласованию с профсоюзным комитетом. Представляется целесообразным исключить из Положения N 15 нормы, не устанавливающие особенности правового регулирования рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей и в основном дублирующие ТК РФ, в частности: «Нормальная продолжительность рабочего времени водителей не может превышать 40 часов в неделю. Сверхурочные работы применяются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Водители в соответствии с законодательством Российской Федерации пользуются правом на: а) перерывы в течение рабочей смены для отдыха и питания; б) ежедневный отдых; в) еженедельный отдых; г) отдых в праздничные дни; д) ежегодный оплачиваемый отпуск и дополнительные отпуска в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, коллективным договором (соглашением); е) отдых в других случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации. В праздничные дни допускается работа водителей в случаях, когда приостановка работы невозможна по производственно-техническим условиям (непрерывно действующие организации), на работах, связанных с необходимостью обслуживания населения, и при выполнении неотложных ремонтных и погрузочно-разгрузочных работ». Из всех указанных нормативных правовых актов, регулирующих рабочее время и время отдыха водителей автомобилей, следовало бы исключить положения о режиме времени отдыха, ибо они не только противоречат разделу V ТК РФ «Время отдыха», но и абсурдны.

Библиография

Дедкова И. А. Особенности правового регулирования труда работников муниципального автомобильного транспорта: Автореф. дис. … канд. юрид. наук. Томск, 2006. Лушников А. М. Проблемы дифференциации в правовом регулировании отношений в сфере труда // Проблемы дифференциации в правовом регулировании отношений в сфере труда и социального обеспечения: Материалы Пятой международной научно-практической конференции / Под ред. К. Н. Гусова. М., 2009. Лютов Н. Л. Международно-правовое регулирование рабочего времени и времени отдыха: отдельные категории работников и виды организации рабочего времени // Вопросы трудового права. 2011. N 2.

——————————————————————

Название документа

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *