Порядок осуществления контроля за расходами военнослужащих в системе мер профилактики коррупции

(Миронов О. И.) («Право в Вооруженных Силах», 2013, N 10) Текст документа

ПОРЯДОК ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ КОНТРОЛЯ ЗА РАСХОДАМИ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ В СИСТЕМЕ МЕР ПРОФИЛАКТИКИ КОРРУПЦИИ

О. И. МИРОНОВ

Миронов О. И., юрист Центра правовых исследований.

Рассмотрены правовые и организационные основы контроля за расходами лиц, замещающих государственные должности, в том числе и военнослужащих; порядок осуществления контроля за их расходами.

Ключевые слова: военнослужащие, коррупция.

The procedure for exercising control over military expenditures in the prevention of corruption O. I. Mironov

Examines the legal and organizational basis of cost control of persons holding public office, including the military, the order of control over their costs.

Key words: military, corruption.

Федеральным законом от 3 декабря 2012 г. N 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам» <1> (далее — Закон о контроле за расходами) установлены правовые и организационные основы контроля за расходами <2>, категории лиц, в отношении которых осуществляется контроль за расходами, порядок осуществления контроля за расходами. ——————————— <1> Закон вступил в силу с 1 января 2013 г., а предусмотренная им обязанность военнослужащего возникла в отношении сделок, совершенных с 1 января 2012 г. <2> Под которым понимается осуществление контроля за соответствием расходов лица, замещающего государственную должность (иного указанного в Законе лица), расходов его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей общему доходу данного лица и его супруги (супруга) за три последних года, предшествующих совершению сделки.

Законом о контроле за расходами определено (ч. 1 ст. 4), что является основанием для принятия решения об осуществлении контроля за расходами: достаточная информация о том, что военнослужащим, его супругой (супругом) и (или) несовершеннолетними детьми совершена сделка по приобретению земельного участка, другого объекта недвижимости, транспортного средства, ценных бумаг, акций (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций) на сумму, превышающую общий доход данного лица и его супруги (супруга) за три последних года, предшествующих совершению сделки. Указанная информация в письменной форме может быть представлена в установленном порядке: 1) правоохранительными органами, иными государственными органами, органами местного самоуправления, работниками (сотрудниками) подразделений по профилактике коррупционных и иных правонарушений и должностными лицами государственных органов, органов местного самоуправления, Банка России, государственной корпорации, Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, Федерального фонда обязательного медицинского страхования, иной организации, созданной Российской Федерацией на основании федеральных законов, организации, создаваемой для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами; 2) постоянно действующими руководящими органами политических партий и зарегистрированных в соответствии с законом иных общероссийских общественных объединений, не являющихся политическими партиями; 3) Общественной палатой Российской Федерации; 4) общероссийскими средствами массовой информации. При этом информация анонимного характера не может служить основанием для принятия решения об осуществлении контроля за расходами. Должностное лицо, определяемое Президентом Российской Федерации, руководитель федерального государственного органа либо уполномоченное им должностное лицо уведомляет о принятом решении субъектов, предоставивших информацию, ставшую основанием для принятия решения об осуществлении контроля за расходами. Контроль за расходами включает в себя: 1) истребование от лица, в отношении которого осуществляется контроль, сведений: а) о его расходах, а также о расходах его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей по каждой сделке по приобретению земельного участка, другого объекта недвижимости, транспортного средства, ценных бумаг, акций (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций), если сумма сделки превышает общий доход данного лица и его супруги (супруга) за три последних года, предшествующих совершению сделки; б) об источниках получения средств, за счет которых совершена указанная сделка; 2) проверку достоверности и полноты представленных военнослужащим сведений о расходах; 3) определение соответствия расходов данного лица, а также расходов его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей по каждой сделке по приобретению земельного участка, другого объекта недвижимости, транспортных средств, ценных бумаг, акций (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций) их общему доходу. Следует обратить внимание на то, что определяется соответствие сделки общему доходу не только военнослужащего и его супруга (супруги), но и его несовершеннолетних детей. При этом период, за который должны быть «накоплены» указанные доходы, Законом о контроле за расходами не ограничен тремя годами, предшествующими совершению сделки, да и вообще никак не ограничен. Решение об осуществлении контроля за расходами принимает <3>: ——————————— <3> В отношении лиц из числа личного состава военных организаций.

— должностное лицо, определяемое Президентом Российской Федерации, — в отношении лиц, замещающих (занимающих) указанные в Законе о контроле за расходами должности, назначение на которые и освобождение от которых осуществляются Президентом Российской Федерации, а также за расходами их супруг (супругов) и несовершеннолетних детей; — руководитель федерального государственного органа либо уполномоченное им должностное лицо — в отношении лиц, замещающих (занимающих) указанные в Законе о контроле за расходами должности (за исключением лиц, замещающих должности, назначение на которые и освобождение от которых осуществляются Президентом Российской Федерации), а также за расходами их супруг (супругов) и несовершеннолетних детей. Решение об осуществлении контроля за расходами принимается в порядке, определяемом нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, отдельно в отношении каждого такого лица и оформляется в письменной форме <4>. ——————————— <4> Часть 6 ст. 5 Закона о контроле за расходами.

Осуществляет контроль за расходами военнослужащих <5> подразделение кадровой службы федерального государственного органа по профилактике коррупционных и иных правонарушений <6> (должностное лицо кадровой службы федерального государственного органа, ответственное за работу по профилактике коррупционных и иных правонарушений) <7>. ——————————— <5> А также за расходами их супруг (супругов) и несовершеннолетних детей. <6> Как правило, в военных организациях это подразделение кадров. <7> За исключением лиц, замещающих должности, назначение на которые и освобождение от которых осуществляются Президентом Российской Федерации; в отношении этих лиц контроль осуществляет федеральный государственный орган (подразделение федерального государственного органа), определяемый (определяемое) Президентом Российской Федерации.

Согласно п. 5 Указа Президента Российской Федерации от 2 апреля 2013 г. N 310 по решению Президента Российской Федерации, Руководителя Администрации Президента Российской Федерации либо специально уполномоченного ими должностного лица Администрации Президента Российской Федерации Управление Президента Российской Федерации по вопросам государственной службы и кадров может осуществлять в установленном порядке контроль за расходами любых лиц, указанных в ч. 1 ст. 2 Федерального закона «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам». Органы, подразделения и должностные лица, ответственные за профилактику коррупционных и иных правонарушений, не позднее чем через два рабочих дня со дня получения решения об осуществлении контроля за расходами обязаны в письменной форме уведомить лицо, в отношении которого принято решение о контроле, о принятом решении и о необходимости представить сведения, предусмотренные п. 1 ч. 4 ст. 4 Закона о контроле за расходами <8>. ——————————— <8> Это сведения: а) о его расходах, а также о расходах его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей по каждой сделке по приобретению земельного участка, другого объекта недвижимости, транспортного средства, ценных бумаг, акций (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций), если сумма сделки превышает общий доход данного лица и его супруги (супруга) за три последних года, предшествующих совершению сделки; б) об источниках получения средств, за счет которых совершена указанная сделка.

В уведомлении должна содержаться информация о порядке представления и проверки достоверности и полноты указанных сведений. В случае если лицо, в отношении которого принято решение о контроле, обратилось с ходатайством в соответствии с Законом о контроле за расходами, с данным лицом в течение семи рабочих дней со дня поступления ходатайства (в случае наличия уважительной причины — в срок, согласованный с данным лицом) проводится беседа, в ходе которой должны быть даны разъяснения по интересующим его вопросам <9>. ——————————— <9> Видимо, законодатель имеет в виду все-таки вопросы, связанные с осуществлением контроля за расходами.

Проверка достоверности и полноты представленных в соответствии с Законом о контроле за расходами сведений осуществляется органами, подразделениями или должностными лицами, ответственными за профилактику коррупционных и иных правонарушений, в порядке, устанавливаемом Президентом Российской Федерации <10>, самостоятельно или путем направления запроса в федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные на осуществление оперативно-розыскной деятельности, о предоставлении имеющейся у них информации о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера лица, представившего такие сведения, его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей. ——————————— <10> Указ Президента Российской Федерации от 21 сентября 2009 г. N 1065 «О проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими, и соблюдения федеральными государственными служащими требований к служебному поведению».

Сведения о расходах согласно ч. 1 ст. 8 Закона о контроле за расходами относятся к информации ограниченного доступа. Если федеральным законом такие сведения отнесены к сведениям, составляющим государственную тайну, они подлежат защите в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной тайне. Лица, виновные в разглашении указанных сведений либо в использовании этих сведений в целях, не предусмотренных федеральными законами, несут ответственность, установленную законодательством Российской Федерации. При этом почему-то особо законодатель подчеркивает, что не допускается использование сведений о расходах «для установления либо определения платежеспособности лица, представившего такие сведения, а также платежеспособности его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, для сбора в прямой или косвенной форме пожертвований (взносов) в фонды общественных объединений, религиозных и иных организаций либо в пользу физических лиц». Одновременно Законом о контроле за расходами установлено, что представленные в соответствии с данным Законом сведения об источниках получения средств, за счет которых совершена подпадающая под действие этого Закона сделка, размещаются в Интернете на официальных сайтах федеральных государственных органов и предоставляются для опубликования средствам массовой информации в порядке, определяемом нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, с соблюдением законодательства Российской Федерации о государственной тайне и о защите персональных данных. В связи с осуществлением контроля за расходами лицо, в отношении которого он осуществляется, обязано <11> в течение 15 рабочих дней с даты истребования <12> представлять сведения: ——————————— <11> Часть 1 ст. 9 Закона о контроле за расходами. <12> Согласно п. 7 Указа Президента Российской Федерации от 2 апреля 2013 г. N 310 «О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам».

а) о его расходах по каждой сделке, подпадающей под действие Закона о контроле за расходами; б) об источниках получения средств, за счет которых совершена указанная сделка. В связи с осуществлением контроля за расходами лицо, в отношении которого он осуществляется, вправе: 1) давать пояснения в письменной форме: а) в связи с истребованием сведений, предусмотренных Законом о контроле за расходами; б) в ходе проверки достоверности и полноты сведений, предусмотренных Законом о контроле за расходами, и по ее результатам; в) об источниках получения средств, за счет которых им, его супругой (супругом) и (или) несовершеннолетними детьми совершена сделка, подпадающая под действие Закона о контроле за расходами; 2) представлять дополнительные материалы и давать по ним пояснения в письменной форме; 3) обращаться с ходатайством в орган, подразделение или к должностному лицу, ответственным за профилактику коррупционных и иных правонарушений, о проведении с ним беседы по вопросам, связанным с осуществлением контроля за его расходами, а также за расходами его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей. Ходатайство подлежит обязательному удовлетворению. На период осуществления контроля за расходами лицо, в отношении которого он осуществляется, может быть в установленном порядке отстранено от замещаемой (занимаемой) должности на срок, не превышающий 60 дней со дня принятия решения об осуществлении такого контроля. Указанный срок может быть продлен до 90 дней лицом, принявшим решение об осуществлении контроля за расходами. На период отстранения от замещаемой (занимаемой) должности денежное содержание (заработная плата) по замещаемой (занимаемой) должности сохраняется. Согласно ст. 10 Закона о контроле за расходами органы, подразделения и должностные лица, ответственные за профилактику коррупционных и иных правонарушений, обязаны: 1) осуществлять анализ поступающих в соответствии с Законом о контроле за расходами и Федеральным законом от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ «О противодействии коррупции» сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера лиц, замещающих (занимающих) должности, указанные в Законе о контроле за расходами, их супруг (супругов) и несовершеннолетних детей; 2) принимать сведения о расходах, представляемые в соответствии с Законом о контроле за расходами. Органы, подразделения и должностные лица, ответственные за профилактику коррупционных и иных правонарушений, при осуществлении контроля за расходами обязаны: 1) истребовать от военнослужащего, в отношении которого осуществляется контроль за расходами, сведения, предусмотренные Законом о контроле за расходами; 2) провести с ним беседу в случае поступления ходатайства, предусмотренного Законом о контроле за расходами. Органы, подразделения и должностные лица, ответственные за профилактику коррупционных и иных правонарушений, при осуществлении контроля за расходами вправе: 1) проводить по своей инициативе беседу с военнослужащим, в отношении которого осуществляется контроль; 2) изучать поступившие от данного лица дополнительные материалы; 3) получать от данного лица пояснения по представленным им сведениям и материалам; 4) направлять в установленном порядке запросы в органы прокуратуры Российской Федерации, иные федеральные государственные органы, государственные органы субъектов Российской Федерации, территориальные органы федеральных органов исполнительной власти, органы местного самоуправления, общественные объединения и иные организации об имеющейся у них информации о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера данного лица, его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, а также об источниках получения расходуемых средств. Полномочия органов, подразделений и должностных лиц, ответственных за профилактику коррупционных и иных правонарушений, в части направления указанных запросов определяются Президентом Российской Федерации; 5) наводить справки у физических лиц и получать от них с их согласия информацию. Руководители органов и организаций, получившие запрос, предусмотренный Законом о контроле за расходами, обязаны <13> организовать его исполнение в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и предоставить в установленном порядке запрашиваемую информацию. ——————————— <13> Статья 11 Закона о контроле за расходами.

Контроль за расходами может <14> осуществляться Генеральным прокурором Российской Федерации и подчиненными ему прокурорами по решению Президента Российской Федерации, Председателя Правительства Российской Федерации либо должностного лица, определяемого Президентом Российской Федерации. ——————————— <14> Статья 12 Закона о контроле за расходами.

Прокурорами такой контроль осуществляется в порядке, предусмотренном Законом о контроле за расходами и нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации. Доклад о результатах осуществления контроля за расходами представляется органом, подразделением или должностным лицом, которые ответственны за профилактику коррупционных и иных правонарушений, лицу, принявшему решение об осуществлении контроля за расходами. Лицо, принявшее решение об осуществлении контроля за расходами: — может предложить соответствующей аттестационной комиссии <15> рассмотреть результаты, полученные в ходе осуществления контроля за расходами, на ее заседании; ——————————— <15> В отношении лиц из числа гражданского персонала — комиссии по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов.

— информирует в установленном порядке о результатах осуществления контроля за расходами соответственно Президента Российской Федерации, руководителя федерального государственного органа <16>; ——————————— <16> Законодатель, видимо, имел в виду, что лицо, принявшее решение об осуществлении контроля за расходами, докладывает вышестоящему руководителю.

— вносит в случае необходимости предложения о применении к лицу, в отношении которого осуществлялся контроль, мер юридической ответственности и (или) о направлении материалов, полученных в результате осуществления контроля за расходами, в органы прокуратуры и (или) иные государственные органы в соответствии с их компетенцией. Президент Российской Федерации, Председатель Правительства Российской Федерации, руководитель федерального государственного органа, руководитель организации, создаваемой для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами, при принятии решения о применении к лицу, в отношении которого осуществлялся контроль, мер юридической ответственности вправе учесть в пределах своей компетенции рекомендации соответствующей аттестационной комиссии <17>. ——————————— <17> В отношении лиц из числа гражданского персонала — комиссии по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов.

Лицо, в отношении которого осуществлялся контроль, должно быть проинформировано с соблюдением законодательства Российской Федерации о государственной тайне о результатах, полученных в ходе осуществления контроля за его расходами, а также за расходами его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей. Орган, подразделение или должностное лицо, которые ответственны за профилактику коррупционных и иных правонарушений, направляют информацию о результатах, полученных в ходе осуществления контроля за расходами с письменного согласия лица, принявшего решение об осуществлении контроля за расходами, в органы и организации (их должностным лицам), которые предоставили информацию, явившуюся основанием для осуществления контроля за расходами, с соблюдением законодательства Российской Федерации о государственной тайне и о защите персональных данных и одновременно уведомляют об этом лицо, в отношении которого осуществлялся контроль. Согласно ст. 16 Закона о контроле за расходами невыполнение военнослужащим обязанностей представлять сведения о расходах, предусмотренных ч. 1 ст. 3 и ч. 1 ст. 9 названного Закона <18>, является правонарушением. ——————————— <18> Согласно которым в ходе осуществления контроля за расходами у военнослужащего могут быть истребованы сведения: а) о его расходах, а также о расходах его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей по каждой сделке по приобретению земельного участка, другого объекта недвижимости, транспортного средства, ценных бумаг, акций (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций), если сумма сделки превышает общий доход данного лица и его супруги (супруга) за три последних года, предшествующих совершению сделки; б) об источниках получения средств, за счет которых совершена вышеуказанная сделка.

Лицо, совершившее указанное правонарушение, подлежит в установленном порядке освобождению от замещаемой (занимаемой) должности, увольнению со службы. В случае непредставления военнослужащим сведений о своих расходах, а также о расходах своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей либо представления заведомо недостоверных или неполных сведений он подлежит увольнению в соответствии с подп. «д.1» п. 1 ст. 51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной служб» в связи с утратой доверия. В случае если в ходе осуществления контроля за расходами выявлены обстоятельства, свидетельствующие о несоответствии расходов военнослужащего, а также расходов его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей их общему доходу, материалы, полученные в результате осуществления контроля за расходами, в трехдневный срок после его завершения направляются лицом, принявшим решение об осуществлении контроля за расходами, в органы прокуратуры Российской Федерации. В случае если в ходе осуществления контроля за расходами выявлены признаки преступления, административного или иного правонарушения, материалы, полученные в результате осуществления контроля за расходами, в трехдневный срок после его завершения направляются лицом, принявшим решение об осуществлении контроля за расходами, в государственные органы в соответствии с их компетенцией. Согласно ст. 17 Закона о контроле за расходами Генеральный прокурор Российской Федерации или подчиненные ему прокуроры при получении вышеуказанных материалов в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обращаются в суд с заявлением об обращении в доход Российской Федерации земельных участков, других объектов недвижимости, транспортных средств, ценных бумаг, акций (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций), в отношении которых военнослужащим не представлено сведений, подтверждающих их приобретение на законные доходы.

——————————————————————

Название документа

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *