Право на образование и его защита

(Шилюк Т. О., Жабин Н. А.) («Актуальные проблемы российского права», 2013, N 6) Текст документа

ПРАВО НА ОБРАЗОВАНИЕ И ЕГО ЗАЩИТА

Т. О. ШИЛЮК, Н. А. ЖАБИН

Шилюк Татьяна Олеговна, кандидат юридических наук, преподаватель кафедры административного права Московского государственного юридического университета имени О. Е. Кутафина (МГЮА).

Жабин Никита Александрович, кандидат юридических наук, преподаватель кафедры административного права Московского государственного юридического университета имени О. Е. Кутафина (МГЮА).

В статье авторы раскрывают содержание права на образование и обращают внимание на правовое регулирование данного права, в том числе и международными актами, ратифицированными Российской Федерацией. Кроме этого, в статье рассматриваются принципы, на основании которых право на образование подлежит реализации. Среди способов защиты обосновываются судебный и внесудебный порядок таковой. Авторы приводят данные судебной практики по делам о нарушении законодательства об образовании и данные многочисленных проверок, проведенных уполномоченными на то органами власти. Предметом исследования стало предоставляемое гражданам РФ право на образование и конкретные способы обеспечения реализации этого права. Целью проведенного исследования стало определение основных способов обеспечения и защиты права на образование как в судебном, так и во внесудебном порядке. В связи с этим были поставлены задачи: определить содержание права на образование, реализация которого основывается на различных нормативных правовых актах, а также указать существующие способы обеспечения законности в указанной сфере. Методика исследования основывается на аккумулировании общенаучных способов и приемов, используемых в целом юридической наукой. В основу исследования положены философские методы, используется сравнительно-правовой и социологический методы. В результате проведенного исследования авторы пришли к выводу о необходимости дальнейшего совершенствования законодательной базы в области образования, несмотря на разработку и принятие нового Закона об образовании. Также в работе высказывается предложение о необходимости сочетания государственного контроля и надзора с контролем общественным со стороны профессионального сообщества и независимых экспертов, в том числе и общественных объединений, что позволит увеличить эффективность проводимых контрольных мероприятий и позволит повысить уровень образования в стране.

Ключевые слова: юриспруденция, образование, законность, контроль, надзор, суд, защита, принципы, право, законодательство.

Right to education and types of its protection T. O. Shilyuk, N. A. Zhabin

Shilyuk Tatiana Olegovna — PhD in Law, Lecturer of the Department of Administrative Law of the Kutafin Moscow State Law University.

Zhabin Nikita Aleksandrovich — PhD in Law, lecturer of the Department of Administrative Law of the Kutafin Moscow State Law University.

In this article the authors provide detailed description of the right to education and they pay attention to the legal regulation of this right, including its regulation by international legal acts. Additionally, the article is concerned with the principles under which the right to education should be implemented. The authors recognize judicial and non-judicial order of protection of such rights. The authors provide the analysis of judicial practice on the cases regarding violations of legislation on education, as well as the data by various supervising bodies. The object of study is the right to education and particular means of its implementation. The goal of the study was to define the key means of protection and guarantees of the right to education in both judicial and non-judicial order. The specific goals include defining the elements of the right to education, its implementation, which is based upon various legal acts, as well as discussing various means of protection of lawfulness in this sphere. The method of studies is based upon the general scientific means and methods, which are applied by the legal science. The study is also based on philosophical methods, comparative legal and sociological methods. As a result of the studies the authors came to a conclusion that the legislative basis for the right to education should be amended and improved and a new Law on education should be passed. The authors also propose that the combination of state control and social control by professional community and independent experts, including non-governmental organizations. It shall allow to raise efficiency of controlling measures and to improve the level of education in Russia.

Key words: jurisprudence, education, lawfulness, control, supervision, court, protection, principles, right, education.

Внимание государства и общества к проблеме развития образования в Российской Федерации не ослабевает по сей день. И причин этому довольно много. Так, например, ежегодно увеличивается число обучающихся по программам детского дополнительного внешкольного, среднего, высшего и послевузовского профессионального образования, постоянно совершенствуются образовательные программы, стремительно развивается законодательная база в данной сфере. Кроме того, уровень и качество образования является одним из ключевых показателей развития общества и государства в целом. При этом совершенствование системы образования на каждом уровне положительно влияет на общее состояние жизни, что проявляется в снижении преступности, оздоровлении нации, в том числе граждан подросткового возраста, и повышении социально-экономического престижа страны. Следует согласиться с В. С. Белгородским, который считает, что в новых социально-экономических условиях именно на обучение и оплату высококвалифицированного работника приходится основная часть затрат. Это ставит Россию перед необходимостью обеспечить высокий уровень образования и прежде всего высшего профессионального образования <1>. ——————————— <1> См.: Белгородский В. С. Модернизация управления системой высшего профессионального образования в Российской Федерации: теоретико-прикладной анализ: Автореф. дис. … д-ра социол. наук. М., 2007. С. 3.

Говоря о значимости образования в современном мире, следует отметить тот факт, что, как подчеркивается в докладе ЮНЕСКО, для развития мира «единственно значимыми ресурсами являются лишь знания, изобретательность людей, воображение и добрая воля; становится ясным, что без них невозможен какой-либо устойчивый прогресс в отношении мира, уважения прав человека и основных свобод; решающую роль в развитии этих качеств играет образование» <2>. Таким образом, в условиях развития информационного общества административно-правовое регулирование отношений в данной сфере приобретает особую роль. ——————————— <2> Карпенков С. Х. Концепции современного естествознания: Учебник для вузов. М.: Академический Проект; Фонд «Мир», 2005. 9-е изд., испр. и доп. С. 25.

В современной России важность образования в развитии общества, утверждения общечеловеческих ценностей трудно переоценить. За последний десяток лет случились серьезные изменения в сфере науки и образования. Инновационным является присоединение России к Болонскому процессу и Копенгагенскому процессу по созданию единого европейского образовательного пространства для высшего и среднего профессионального образования, введение единого государственного экзамена (ЕГЭ) при аттестации выпускников общеобразовательных школ и государственных именных финансовых обязательств и др. Однако, как и в большинстве областей человеческой жизнедеятельности, часть вопросов до конца остается нерешенной. Важность образования нации подчеркивается еще и тем фактом, что Россия одной из первых мировых держав закрепила право на образование на конституционном уровне. Так, впервые в Конституции РСФСР 1918 г. <3> было закреплено, что в целях обеспечения трудящимся действительного доступа к образованию РСФСР ставит своей задачей предоставить рабочим и беднейшим крестьянам полное, всестороннее и бесплатное образование. Далее указанное право последовательно закреплялось во всех действующих в России высших юридических документах, постепенно расширяя содержание и гарантии реализации указанного права с учетом развития потенциала общества. Однако право граждан на образование получило свое конституционное закрепление гораздо позже, чем другие основные права человека и гражданина. ——————————— <3> Принята Постановлением V Всероссийского съезда советов рабочих, крестьянских, красноармейских и казачьих депутатов 10 июля 1918 г.

Ныне действующая Конституция РФ от 12 декабря 1993 г <4>. также закрепляет право каждого на образование с учетом гарантий, установленных нормами международного права. Статьей 43 Конституции России установлено, что каждый имеет право на образование. При этом гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях. Относительно высшего образования закреплен тот факт, что каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии. ——————————— <4> Принята всенародным голосованием 12.12.1993. Официальный текст Конституции РФ с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, опубликован в СЗ РФ. 26.01.2009. N 4. Ст. 445.

Следует отметить, что данная норма полностью коррелирует с принципами и положениями, закрепленными в Международном пакте «Об экономических, социальных и культурных правах» <5>, во Всеобщей декларации прав человека <6>, в Конвенции о борьбе с дискриминацией в области образования <7> и в Конвенции о правах ребенка <8>. Так, ст. 13 Международного пакта «Об экономических, социальных и культурных правах» закреплено, что образование должно быть направлено на полное развитие личности и осознание ее достоинства, оно должно укреплять уважение к правам человека и основным свободам, способствовать взаимопониманию, терпимости и дружбе между всеми нациями и всеми расовыми, этническими и религиозными группами <9>. ——————————— <5> Бюллетень Верховного Суда РФ. 1994. N 12. <6> РГ. N 67. 1995. <7> Ведомости ВС СССР. 1962. N 44. Ст. 452. <8> Сборник международных договоров СССР. Выпуск XLVI. 1993. <9> См.: Международное публичное право: Сб. док. М., 1996. Т. 1. С. 464 — 470.

Всеобщая декларация прав человека (ст. 26) закрепила обязательность, общедоступность, бесплатность начального образования, обозначив цель образования в мировом масштабе: «Образование должно быть направлено к полному развитию человеческой личности и к увеличению уважения к правам человека и основным свободам. Образование должно содействовать взаимопониманию, терпимости и дружбе между народами, расовыми и религиозными группами» <10>. ——————————— <10> Позднее международное сообщество подтвердило это стремление в Декларации принципов толерантности, принятой Генеральной конференцией ЮНЕСКО 16 ноября 1995 г. Кроме того, Всеобщая декларация прав человека закрепила приоритетное право родителей в выборе вида образования для своих малолетних детей.

Важным является тот факт, что признание права на образование в России произошло гораздо раньше, нежели международным сообществом, которое все-таки оказало значительное влияние на образовательное законодательство РФ. При этом стоит согласиться с Н. В. Третьяк, которая считает, что в настоящий момент в обществе существует ряд объективных социальных потребностей. Во-первых, возрастает значение образования как важнейшего общественного блага, доступ к которому обеспечивает всестороннее развитие личности, высокое социальное положение и материальную состоятельность граждан, а признание и гарантирование права на образование открывает реальную возможность для пользования им. Вместе с тем удовлетворение правовых притязаний человека во многом зависит от уровня организации системы образования, которая реформируется на протяжении длительного периода времени и нуждается в теоретических обобщениях и оценке. Кроме того, образование признано одним из приоритетных национальных проектов, что означает активизацию организационной, нормотворческой и финансовой деятельности государства в направлении усовершенствования условий получения образования. Во-вторых, интеграция российской системы образования в международное образовательное пространство открывает для граждан широкие возможности в получении и продолжении образования не только внутри страны, но и за ее пределами. Эти процессы порождают проблемы интегрирования норм международного права, регулирующих сферу образования, в российскую национальную правовую систему, которые должны быть решены путем обеспечения соответствия законодательства об образовании положениям международных договоров РФ. В-третьих, в последнее время произошло значительное обновление образовательного законодательства, что также требует научного осмысления <11>. ——————————— <11> См.: Третьяк Н. В. Конституционное право на образование в Российской Федерации: Автореф. дис. … канд. юрид. наук. М., 2011. С. 5.

Важной составляющей права на образование являются принципы, на которых основывается политика государства в сфере образования. Так, Председатель Конституционного Суда РФ В. Д. Зорькин выделяет следующие принципы: уважение к правам и свободам человека; единство федерального образовательного пространства (отсюда и федеральные стандарты) при условии учета региональных национальных традиций и особенностей (федеральные стандарты могут быть дополнены региональным компонентом) и при учете особенностей специализации определенного ВУЗа (в ВУЗах возможен вузовский компонент); общедоступность образования; адаптивность (приспособленность) системы образования к особенностям развития и подготовки обучающихся и воспитанников (например, в дошкольном образовании); светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях (в России есть и религиозные образовательные учреждения, которые вправе выдавать свои официальные документы, признаваемые государством, а в государственных и муниципальных учреждениях могут преподаваться различные дисциплины религиоведения факультативно); свобода и плюрализм образования (речь идет прежде всего об академической свободе и ознакомлении обучающихся с различными научными взглядами); демократический, государственно-общественный характер управления образованием и автономность образовательных учреждений <12>. ——————————— <12> См.: Комментарий к Конституции РФ / Под ред. д. ю.н., профессора, Председателя Конституционного Суда РФ В. Д. Зорькина. М., 2011. С. 125.

На основе анализа положений Конституции РФ Н. В. Третьяк выделяет следующую систему конституционных принципов, определяющих содержание, значение и реализацию конституционного права на образование: общеправовые принципы, общие принципы правового статуса личности и специальные принципы права на образование. К общеправовым принципам, на которых непосредственно основано право на образование, относятся принципы высшей ценности прав и свобод личности; правового государства; социального государства; светского государства; идеологического многообразия; гражданства; верховенства Конституции и законов; высшей юридической силы и прямого действия Конституции; приоритета договорных норм международного права. Определяющее значение для осуществления права на образование имеют также принципы народовластия; федеративного устройства; местного самоуправления; разделения властей и конституционные принципы экономики. Специальными принципами конституционного права на образование являются принципы общей доступности начального и среднего образования; одинаковой доступности высшего образования на основе способностей каждого; общей доступности профессионального образования; бесплатности начального и среднего образования; бесплатности профессионального среднего образования; бесплатности высшего образования на конкурсной основе; обязательности общего среднего образования; многообразия форм образования и самообразования; направленности образования на развитие личности и преемственности образования <13>. ——————————— <13> См.: Третьяк Н. В. Указ. соч.

Следует отметить, что в России действуют несколько типов образовательных учреждений: дошкольные; общеобразовательные (начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования); учреждения начального профессионального, среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования. По завершении каждой ступени или уровня образования выдаются документы государственного образца. Образовательные учреждения могут быть государственными, муниципальными и частными. В негосударственных ВУЗах в России учится приблизительно пятая часть студентов (в Бразилии — 71%, в Индии — 75%, в Японии — 76%, но в государственных и муниципальных вузах России значительная часть студентов учится на платной основе, поэтому в 2010 г. в ВУЗах было создано около 500 тыс. бюджетных мест, а общее число выпускников в этом году составило 822 тыс. человек) <14>. ——————————— <14> См.: URL: http://www. ucheba. ru/vuz-news/11331.html (последнее посещение — 20 марта 2013 г.).

Нельзя не отметить законодательных инициатив и преобразований в сфере науки и образования, которые стали предметом многочисленных дискуссий их сторонников и противников. Наиболее важным, ключевым моментом в развитии науки и образования стало принятие нового, кардинально переработанного Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ, который вступит в силу с 1 сентября 2013 г. <15>. ——————————— <15> В соответствии со ст. 111 Закон вступает в силу с 1 сентября 2013 г., за исключением ч. 6 ст. 108, вступившей в силу со дня официального опубликования, и ряда других положений, вступающих в силу в более поздние сроки.

Названный Закон сменит действующий с 1992 г. Закон РФ «Об образовании» от 10 июля 1992 г. N 3266-1 <16>, который в последнее время подвергался сильной критике со стороны общества и государственных структур, занимающихся проблемами образования и науки в России. ——————————— <16> РГ. N 172. 1992.

В новом Законе «Об образовании в Российской Федерации» в ст. 2 под образованием понимается единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов. Данное определение является более полным и подробным относительно ранее действующего понятия. Названная статья также закрепляет важное положение относительно определения понятия отношения в сфере образования. Данные отношения представляют собой совокупность общественных отношений по реализации права граждан на образование, целью которых является освоение обучающимися содержания образовательных программ (образовательные отношения), и общественных отношений, которые связаны с образовательными отношениями и целью которых является создание условий для реализации прав граждан на образование. Кроме того, новый Закон об образовании закрепляет ряд важных принципов. К таким следует отнести прежде всего обеспечение права каждого человека на образование, недопустимость дискриминации в сфере образования и обеспечение права на образование в течение всей жизни в соответствии с потребностями личности, адаптивность системы образования к уровню подготовки, особенностям развития, способностям и интересам человека. Развитием положений ст. 43 Конституции РФ является ст. 5 нового Закона об образовании в Российской Федерации, которая закрепляет недискриминационный доступ каждого к образованию, в том числе и бесплатному. Кроме того, законодатель установил, что в целях реализации права каждого человека на образование федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления: 1) создаются необходимые условия для получения без дискриминации качественного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, для коррекции нарушений развития и социальной адаптации, оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных педагогических подходов и наиболее подходящих для этих лиц языков, методов и способов общения и условия, в максимальной степени способствующие получению образования определенного уровня и определенной направленности, а также социальному развитию этих лиц, в том числе посредством организации инклюзивного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья; 2) оказывается содействие лицам, которые проявили выдающиеся способности и к которым относятся обучающиеся, показавшие высокий уровень интеллектуального развития и творческих способностей в определенной сфере учебной и научно-исследовательской деятельности, в научно-техническом и художественном творчестве, в физической культуре и спорте; 3) осуществляется полностью или частично финансовое обеспечение содержания лиц, нуждающихся в социальной поддержке в соответствии с законодательством РФ, в период получения ими образования. Из многообразия законодательных норм в сфере образования стоит отметить Постановление Правительства РФ N 61 от 07.02.2011 «О федеральной целевой программе развития образования на 2011 — 2015 годы» <17>. Реализация указанной Программы способствует внедрению и эффективному использованию новых информационных сервисов, систем и технологий обучения, электронных образовательных ресурсов нового поколения. Кроме того, документом предусматривается поддержка региональных комплексных программ развития профессионального образования, направленных на достижение стратегических целей инновационного развития и стимулирование взаимодействия организаций науки, высшего, среднего и начального профессионального образования, российских и зарубежных компаний в рамках общих проектов и программ развития. ——————————— <17> СЗ РФ. 2011. N 10. Ст. 1377.

В соответствии с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 г., утвержденной распоряжением Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. N 1662-р <18>, стратегической целью является достижение уровня экономического и социального развития, соответствующего статусу России как ведущей мировой державы XXI в., занимающей передовые позиции в глобальной экономической конкуренции и надежно обеспечивающей национальную безопасность и реализацию конституционных прав граждан. При этом стратегической целью государственной политики в области образования является повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина. ——————————— <18> СЗ РФ. 2008. N 47. Ст. 5489.

Стоит отметить, что мы живем в период коренных изменений правовой системы, при этом данный процесс не завершен до настоящего момента. Интенсивное обновление законодательства, особенно в сфере образования и науки, только набирает обороты, но уже можно предположить, что, какие бы изменения или новшества не были разработаны и приняты в данной сфере, избежать споров о реализации норм такого законодательства не удастся. Таким образом, все это может привести к судебным тяжбам и разбирательствам. Способы защиты конституционного права на образование, по мнению М. В. Смирновой, могут быть условно разделены на две категории: внесудебные (самозащита, привлечение общественности, административные способы защиты) и судебные способы защиты <19>. ——————————— <19> См.: Смирнова М. В. Гарантии защиты конституционного права на образование в случае его реализации в НОУ // URL: http://www. superinf. ru/view_helpstud. php? id=1244 (последнее посещение — 15 марта 2013 г.).

Закон от 27 апреля 1993 г. N 4866-1 «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» <20> устанавливает возможность обжалования в суд действий и решений учреждений, предприятий и их объединений, наряду с возможностью обжаловать подобные деяния должностных лиц государственных органов власти. ——————————— <20> Ведомости СНД и ВС РФ. 1993. N 19. Ст. 685.

Кроме того, законодательством РФ предусматривается возможность обжаловать коллегиальные и единоличные действия (решения), в результате которых нарушены права и свободы гражданина, созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод, незаконно на гражданина возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к какой-либо ответственности. Указанные обстоятельства распространены в основном в негосударственных общеобразовательных учреждениях. В перечень подобных действий и решений входит, например, несоблюдение учреждением лицензионных требований и условий, предъявляемых к образовательному процессу, необоснованное воспрепятствование свободному доступу к образованию или неправомерное отчисление. Очевидным является и тот факт, что обучающиеся в государственном или муниципальном общеобразовательном учреждении для защиты своих прав пользуются нормами указанного Закона. При этом обучающиеся в негосударственном общеобразовательном учреждении могут использовать гражданско-правовые средства защиты. Кроме того, процессуальное законодательство РФ сформулировано таким образом, что права и законные интересы несовершеннолетних представляют и защищают их родители (законные представители). То же самое происходит и с учениками негосударственных общеобразовательных учреждений. К средствам защиты интересов ребенка стоит отнести обращение в органы управления образованием и надзорные органы, в органы опеки и попечительства, в прокуратуру, с иском в суд. Большинство споров в сфере негосударственного образования возникает в связи с неисполнением своих обязательств, сторонами договора возмездного оказания образовательных услуг. Эти споры подлежат рассмотрению судом общей юрисдикции по правилам искового производства. В указанной сфере до недавнего времени актуальным оставался вопрос о возможности применения к правоотношениям, возникшим из договоров возмездного оказания образовательных услуг, законодательства РФ о защите прав потребителей. Судебная практика склоняется к тому, что применение к указанным правоотношениям положений законодательства о защите прав потребителей допустимо, но с некоторыми оговорками. Так, Верховный Суд РФ в Обзоре судебной практики Верховного Суда РФ за I квартал 2002 г. делает вывод о том, что на отношения, возникающие между гражданами и образовательными учреждениями, связанные с предоставлением услуг по обучению, распространяется действие Закона РФ от 7 февраля 1992 г. N 2300-1 «О защите прав потребителей» <21>, поскольку договор об оказании платных образовательных услуг — это возмездный договор, в силу которого образовательное учреждение оказывает услугу гражданину (обучающемуся) в приобретении навыков и знаний. Однако здесь же приводится и существенная оговорка, которая фактически опровергает попытки контролирующих органов навязать определенные правила поведения свободным участникам гражданского оборота. ——————————— <21> СЗ РФ. 1996. N 3. Ст. 140.

Таким образом, Верховный Суд РФ поставил точку в споре о безусловном применении законодательства о защите прав потребителей к правоотношениям в области получения образования на возмездной основе. Еще одним способом обеспечения законности в сфере образования и защиты права на образование можно назвать государственный контроль и надзор в указанной области. Предметом надзорной деятельности в таком случае выступает соблюдение органами исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющими управление в сфере образования, образовательными учреждениями и научными организациями, их руководителями и иными должностными лицами требований, установленных законодательством РФ в области образования. Государственный контроль качества образования заключается в проверке соответствия содержания и качества подготовки обучающихся и выпускников организаций требованиям федеральных государственных образовательных стандартов или федеральным государственным требованиям <22>. ——————————— <22> Постановление Правительства РФ от 11.03.2011 N 164 «Об осуществлении государственного контроля (надзора) в сфере образования» / СЗ РФ. 2011. N 12. Ст. 1641.

Новый Закон об образовании также закрепил понятия федерального государственного контроля и федерального государственного надзора. Первый, согласно ст. 93 данного Закона, представляет собой деятельность по оценке соответствия образовательной деятельности и подготовки обучающихся в организации, осуществляющей образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам, требованиям федеральных государственных образовательных стандартов посредством организации и проведения проверок качества образования и принятия предусмотренных законодательством РФ мер по пресечению и устранению выявленных нарушений требований федеральных государственных образовательных стандартов. Тогда как надзорной деятельностью признается деятельность, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушения органами государственной власти субъектов РФ, осуществляющими государственное управление в сфере образования, и органами местного самоуправления, осуществляющими управление в сфере образования, и организациями, осуществляющими образовательную деятельность, требований законодательства об образовании посредством организации и проведения проверок органов и организаций, принятия предусмотренных законодательством РФ мер по пресечению и устранению последствий выявленных нарушений таких требований. Анализ законодательных актов, регулирующих вопросы образования, позволяет выявить некоторые общие черты государственного контроля и надзора в данной области. Во-первых, осуществление этой деятельности специально образованными в этих целях органами исполнительной власти. Во-вторых, надзорные полномочия в области образования по своей направленности являются выражением общей цели, поставленной перед исполнительной властью, а именно оказания упорядочивающего воздействия на развитие общественных отношений. В-третьих, контроль и надзор в области образования представляют собой процесс последовательно осуществляемых этапов. В-четвертых, специфика данного вида деятельности в области образования проявляется в наборе используемых форм и методов деятельности, таких как: лицензирование, аттестация, государственная аккредитация. Осуществлением государственного контроля и надзора в сфере образования занимается Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки. Основными направлениями деятельности указанной службы являются: государственный надзор за соблюдением законодательства РФ в области образования образовательными учреждениями; лицензирование образовательной деятельности; надзор за нормативно-правовым регулированием в сфере образования; государственный контроль качества образования в образовательных учреждениях; научно-методическое обеспечение контроля качества подготовки обучающихся и выпускников и другие. В 2012 г. государственный контроль в области образования осуществлен в отношении 232 образовательных учреждений, расположенных на территории 40 субъектов РФ. Одними из наиболее распространенных являются нарушения порядка приема граждан в образовательные учреждения высшего профессионального образования. По результатам проверок 159 образовательных учреждений (из них 12 проверено на основании поступивших обращений граждан), включавших вопросы соблюдения порядка приема, в 85% от общего количества образовательных учреждений, в которых был осуществлен надзор за соблюдением законодательства в области образования, выявлены те или иные нарушения. К числу распространенных нарушений также следует отнести нарушения правил оказания платных образовательных услуг. По результатам проведенных проверок в 2012 г. в отношении 32 юридических лиц и 34 должностных лиц образовательных учреждений возбуждены дела об административных правонарушениях по ч. 1 ст. 19.30 Кодекса РФ об административных правонарушениях. Постановлениями судебных органов в 2012 г. 8 юридических лиц и 9 должностных лиц подвергнуты административным наказаниям в виде штрафов на общую сумму в 1160 тыс. руб. В 2012 г. 11 юридическим и должностным лицам объявлены устные замечания, что значительно превышает показатели предыдущего года <23>. ——————————— <23> Доклад Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки об осуществлении государственного контроля (надзора) в области образования и об эффективности такого контроля (надзора) в 2012 г. // URL: http://www. obrnadzor. gov. ru/ru/activity/main_directions/rezultat/ (последнее посещение — 30 марта 2012 г.).

Вместе с тем очевидным является необходимость дальнейшего совершенствования существующего контрольно-надзорного механизма, в частности представляется полезным дополнить контроль со стороны государства контролем различных общественных и профессиональных объединений. На установление такого контроля направлены нормы вновь принятого Закона об образовании, закрепившего такие процедуры, как: независимая оценка качества образования; общественная аккредитация организаций, осуществляющих образовательную деятельность; профессионально-общественная аккредитация образовательных программ. Данные процедуры в будущем должны повысить эффективность проводимого контроля и надзора в рассматриваемой сфере. Остается надеяться, что предусмотренные способы защиты права на образование и обеспечения его реализации в итоге приведут к успешному функционированию всей образовательной системы в Российской Федерации, снижению совершаемых нарушений в этой области и совершенствованию российского образования.

Библиография:

1. Белгородский В. С. Модернизация управления системой высшего профессионального образования в Российской Федерации: теоретико-прикладной анализ: Автореф. дис. … д-ра социол. наук. М., 2007. 2. Карпенков С. Х. Концепции современного естествознания: Учебник для вузов. М.: Академический Проект; Фонд «Мир», 2005. 9-е изд., испр. и доп. 3. Комментарий к Конституции РФ / Под ред. д. ю.н., профессора, Председателя Конституционного Суда РФ В. Д. Зорькина. М., 2011. 4. Международное публичное право: Сб. док. М., 1996. Т. 1. 5. Смирнова М. В. Гарантии защиты конституционного права на образование в случае его реализации в НОУ // URL: http://www. superinf. ru/view_helpstud. php? id=1244 (последнее посещение — 15 марта 2013 г.). 6. Третьяк Н. В. Конституционное право на образование в Российской Федерации: Автореф. дис. … канд. юрид. наук. М., 2011.

References (transliteration):

1. Belgorodskiy V. S. Modernizatsiya upravleniya sistemoy vysshego professional’no obrazovaniya v Rossiyskoy Federatsii: teoretiko-prikladnoy analiz: Avtoref. dis. … d-ra sotsiol. nauk. M., 2007. 2. Karpenkov S. Kh. Kontseptsii sovremennogo estestvoznaniya: Uchebnik dlya vuzov. M.: Akademicheskiy Proekt; Fond «Mir», 2005. 9-e izd., ispr. i dop. 3. Kommentariy k Konstitutsii Rossiyskoy Federatsii / Pod red. d. yu. n., professora, Predsedatelya Konstitutsionnogo Suda RF V. D. Zor’kina. M., 2011. 4. Mezhdunarodnoe publichnoe pravo: Sb. dok. M., 1996. T. 1. 5. Smirnova M. V. Garantii zashchity konstitutsionnogo prava na obrazovanie v sluchae ego realizatsii v NOU / URL: http://www. superinf. ru/view_helpstud. php? id=1244 (poslednee poseshchenie — 15 marta 2013 g.). 6. Tret’yak N. V. Konstitutsionnoe pravo na obrazovanie v Rossiyskoy Federatsii: Avtoref. dis. … kand. yurid. nauk. M., 2011. S. 5.

——————————————————————

Название документа

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *