Договор оказания театрально-зрелищных услуг

(Матвеев И. В.) («Культура: управление, экономика, право», 2013, N 4) Текст документа

ДОГОВОР ОКАЗАНИЯ ТЕАТРАЛЬНО-ЗРЕЛИЩНЫХ УСЛУГ

И. В. МАТВЕЕВ

Матвеев Игорь Валентинович, заведующий кафедрой гражданского права и процесса ФГБОУ ВПО «Государственный университет управления», кандидат юридических наук, доцент.

Статья посвящена исследованию правовых аспектов оказания театрально-зрелищных услуг, а также вопросов защиты прав зрителей как потребителей рассматриваемых услуг.

Ключевые слова: театрально-зрелищная услуга, театр, зритель.

Contract of rendering theatre-entertaining services I. V. Matveev

This article is devoted to research of legal aspects of rendering performance services and also questions of protection of the rights of spectators as consumers of such services.

Key words: performance service, theatre, the spectator.

Театрально-зрелищные услуги представляют собой живое сценическое действие, исполнителю которого, а в определенных случаях и зрителю, заранее известен их результат. С учетом особенностей правового регулирования данного вида зрелищных услуг следует в широком смысле под театрально-зрелищными услугами понимать не только услуги собственно театров, но и концертные услуги, услуги цирков. Действующее законодательство не содержит понятия договора об оказании театрально-зрелищных услуг, однако оно существует в правовой доктрине. Так, договор об оказании театрально-зрелищных услуг — это «соглашение, в силу которого театр обязуется продемонстрировать зрителю определенный спектакль в установленный срок, а зритель внести плату за удовлетворение своих потребностей в сценическом искусстве» <1>. ——————————— <1> Малеина М. Н. Договор об оказании театральных услуг // Законодательство. 2006. N 8.

Сторонами рассматриваемого договора являются исполнитель театрально-зрелищной услуги — театр и зритель. В соответствии с п. 3 Положения о театре в Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 марта 1999 г. N 329 (в редакции от 23 декабря 2002 г.) «О государственной поддержке театрального искусства в Российской Федерации» (далее — Положение о театре) <2> под театром понимается организация, основной деятельностью которой является подготовка и показ спектаклей, других публичных представлений и предоставление сопутствующих этому услуг в целях формирования и удовлетворения потребностей населения в сценическом искусстве. При этом в п. п. 7 — 8 Положения о театре определено, что театр является некоммерческой организацией, учредителем (учредителями) театра могут быть федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, а также граждане и юридические лица, в том числе иностранные, и лица без гражданства. ——————————— <2> Собрание законодательства Российской Федерации. 1999. N 22. Ст. 2322.

Действующим источником, устанавливающим виды театров, является распоряжение Правительства Российской Федерации от 3 июля 1996 г. N 1063-р (в ред. распоряжений Правительства Российской Федерации от 14 июля 2001 г. N 942-р, от 13 июля 2007 г. N 923-р) «Об утверждении социальных нормативов и норм» <3>, где названы театры драматические, театры юного зрителя, театры кукол, музыкально-драматические театры, театры оперы и балета, прочие театры. Также здесь упоминаются концертные залы, филармонии и цирки. ——————————— <3> Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. N 29. Ст. 3504.

В качестве зрителя в договоре об оказании театрально-зрелищных услуг выступает физическое лицо, которое вправе заключать подобный договор сообразно правилам ст. ст. 26 и 28 ГК РФ. Как справедливо замечает М. Н. Малеина, «в деловой практике каждого театра введены возрастные ограничения на посещение спектаклей» <4>. Так, например, в Большой театр дети до 5 лет не допускаются, начиная с 5 лет дети могут посещать только дневные спектакли, а с 10 лет — вечерние спектакли. Московский театр «Ленком» разрешает посещение спектаклей с 10 лет, Московский театр драмы и комедии на Таганке — с 16 лет. В этой связи представляется более эффективным указание соответствующего возрастного ограничения не применительно к театру вообще либо с учетом посещения дневного или вечернего спектакля, а в связи с содержанием предлагаемой театральной постановки. ——————————— <4> Малеина М. Н. Договор об оказании театральных услуг // Законодательство. 2006. N 8.

Договор об оказании театрально-зрелищных услуг считается заключенным с момента продажи билета. При этом до продажи билета у зрителя должна иметься возможность ознакомиться с репертуаром театра (как правило, на определенный месяц), утвержденным уполномоченным лицом исполнителя услуги, и предложением по ценам на билеты и имеющимся в продаже местам в зрительном зале. Форма билета, знаменующего собой заключение договора об оказании театрально-зрелищных услуг, установлена Приказом Министерства культуры Российской Федерации от 17 декабря 2008 г. N 257 «Об утверждении бланков строгой отчетности» (далее — Приказ Министерства культуры Российской Федерации N 257) <5>. Согласно приложению 1 к Приказу Министерства культуры Российской Федерации N 257 билет состоит из двух отделяемых при его продаже частей: основной части, или собственно билета, и корешка билета. На корешке билета и его основной части обязательно указываются наименование организации — исполнителя услуг, серия и номер билета, его цена. Данной информации недостаточно для того, чтобы идентифицировать театрально-зрелищную услугу, которая будет предоставляться заказчику. В свою очередь, следует согласиться с мнением М. Н. Малеиной о том, что «билет должен содержать следующую информацию: наименование театра, место проведения спектакля, название спектакля, дату и время начала, место в зале, возрастные ограничения, цену и номер серии билета» <6>. При этом указание на название спектакля, время его начала и цену необходимо, поскольку это относится к существенным условиям договора. В перечень существенных условий, которые обязательно должны быть указаны в билете, также следует добавить время окончания спектакля либо его продолжительность, что обычно театры указывают на программке, когда зритель уже пересек линию билетного контроля и в определенных случаях, возможно, не сможет досмотреть спектакль до конца. Также представляется необходимым указание в билете того, за какой период до начала спектакля зритель может пройти в театр и непосредственно в зрительный зал. Подобная практика существует в Московском детском музыкальном театре им. Н. И. Сац, на билетах которого значится, что «двери театра открываются за 45 минут до начала спектакля». ——————————— <5> Российская газета. 2009. 20 февраля. <6> Малеина М. Н. Договор об оказании театральных услуг // Законодательство. 2006. N 8.

С учетом того что у многих театров есть филиалы и малые сцены, расположенные по другому адресу, чем основная сцена, а также в связи с тем, что существует практика, когда одни театры могут в силу тех или иных причин показывать свои спектакли на сценических площадках других театров, указание на точный адрес здания, в котором будет оказываться театрально-зрелищная услуга, обязательно. Права и обязанности сторон договора об оказании театрально-зрелищных услуг можно подразделить на общие, содержащиеся в действующем законодательстве для всех видов возмездного оказания услуг, и специальные, закрепленные в правилах посещения соответствующих зрелищных организаций, являющиеся по своей природе договорными. К данному виду услуг применяются нормы главы 39 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ) о возмездном оказании услуг и глав I и III Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» от 7 февраля 1992 г. N 2300-1 (с последующими изменениями и дополнениями) <7>, согласно которым исполнитель обязан предоставить информацию об услуге, оказать услугу лично, если иное не предусмотрено договором, и качественно, а заказчик (в данном случае зритель) — оплатить услугу. ——————————— <7> Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. N 3. Ст. 140.

Предметом договора об оказании театрально-зрелищных услуг являются действия исполнителя по оказанию соответствующей зрелищной услуги, которая выражается в показе живого действия (спектакля, концерта, циркового представления, иной сценической постановки). Подобно кино-зрелищной услуге, театрально-зрелищная услуга также может рассматриваться в качестве комплексной, поскольку зрителям предоставляется посадочное место, либо в случаях, когда на концертах современной музыки предусмотрен так называемый стоячий партер, предоставляется возможность нахождения во время зрелищного мероприятия в границах соответствующей части зрительного зала. Также при посещении театров, концертных залов и цирковых представлений исполнитель предоставляет зрителю услуги по хранению верхней одежды в гардеробе, что также входит в стоимость театрально-зрелищного обслуживания. Следует заметить, что, если драматический спектакль идет на иностранном языке, театр предоставляет услуги синхронного перевода, для чего на время спектакля в безвозмездное пользование передается специальная аппаратура, причем ее возврат обеспечивается нахождением у исполнителя услуг верхней одежды зрителя либо определенных денежных средств, что при внешней схожести с залогом представляет прямо не установленный в главе 23 ГК РФ способ обеспечения исполнения обязательств. Услуги синхронного перевода спектакля также входят в комплексную театрально-зрелищную услугу, т. к. неотделимы от показа спектакля и отдельно не оплачиваются. Помимо этого зрелищная организация предоставляет уже за отдельную плату возможность приобретения зрителем программок, буклетов и своей сувенирной продукции, посещения театрального буфета, а также проката биноклей, что является дополнительными (сопутствующими) услугами применительно к рассматриваемой основной. Из соответствующих обязанностей исполнителя театрально-зрелищной услуги вытекает право его контрагента — зрителя требовать предоставления полной и достоверной информации об услуге и надлежащего исполнения обязательств, связанных с ее оказанием, включая вопросы ее качества. Исполнитель зрелищной услуги имеет право требовать от зрителя ее оплаты. Предоставление исполнителем услуги информации зрителю о спектакле означает помещение в афише данных об авторе пьесы и музыки, ее названии, режиссере-постановщике, составах исполнителей, времени начала спектакля, его продолжительности или окончании. Вопросы качества театральной услуги едва ли не самые спорные. В отсутствие цензуры со стороны государства в настоящее время существует механизм сдачи-приема спектакля художественному совету театра, который окончательно решает вопрос: быть или не быть данному спектаклю. Однако в антрепризных труппах такого органа, как правило, не существует, в связи с чем качество спектакля может быть оценено только после его выхода на широкую публику зрителем и критиками. В этой связи вызывает одобрение попытка определения критериев качества спектакля как зрелищной услуги, предпринятая в отечественной юридической науке, а именно: «а) спектакль должен соответствовать авторскому тексту драматурга и воплощать идеи режиссера, постановщика и других творческих работников, занятых в спектакле; б) исполнители обязаны иметь соответствующее образование и обладать профессиональным мастерством; в) содержание сценического действия не может нарушать требования закона и морали» <8>. ——————————— <8> Малеина М. Н. Договор об оказании театральных услуг // Законодательство. 2006. N 8.

К вышеперечисленному можно добавить и то, что содержание сценического действия должно быть понятно зрителю без специальной подготовки; музыка и шумовые эффекты, звучащие во время спектакля, не должны быть слишком громкими, а живая речь актеров должна быть слышна зрителю с нормальным слухом. Вышерассмотренные права и обязанности не в полной мере охватывают все возможные права и обязанности сторон рассматриваемого соглашения. При этом на сегодняшний день не существует ни одного специального нормативного правового акта, в котором непосредственно прописывались бы права и обязанности субъектов договора об оказании театрально-зрелищных услуг. Сложившуюся ситуацию можно квалифицировать как пробел в законодательстве, выход из которой видится в применении к театрально-зрелищным услугам норм о правовом положении исполнителя и зрителя, содержащихся в Постановлении Правительства Российской Федерации от 17 ноября 1994 г. N 1264 «Об утверждении правил по киновидеообслуживанию населения» <9> по аналогии закона согласно п. 1 ст. 6 ГК РФ, в части, не противоречащей сути театрально-зрелищных услуг. Подобное имело место в практике разрешения споров, возникших из договора об оказании театрально-зрелищных услуг. Согласно Определению Мосгорсуда от 14 июля 2011 г. по делу N 33-21693 <10> судебная коллегия нашла правомерным применение Постановления Правительства Российской Федерации от 17 ноября 1994 г. N 1264 «Об утверждении Правил по киновидеообслуживанию населения» к сложившимся отношениям между зрителем и театральным центром. ——————————— <9> Собрание законодательства Российской Федерации. 1994. N 31. Ст. 3282. <10> Определение Мосгорсуда от 14 июля 2011 г. по делу N 33-21693 // СПС «КонсультантПлюс».

В деловой практике театров, концертных залов и цирков чаще всего права исполнителя и обязанности зрителя по договору об оказании театрально-зрелищных услуг прописываются в правилах посещения театра, а также полностью или частично воспроизводятся на оборотной стороне основной части билета. При этом театры в большей степени уделяют внимание обязанностям зрителей и запретам, которые последние обязаны соблюдать. Так, например, на билетах концертного зала «Крокус Сити Холл» указано, что зрители обязаны: занимать места, указанные в билете, сохранять билет до конца мероприятия и предъявлять по требованию администрации и сотрудников службы охраны, соблюдать правила поведения в общественных местах, сдавать верхнюю одежду в гардероб, а крупногабаритные предметы — в камеру хранения; отключать во время проведения мероприятий средства мобильной связи. Практически во всех театрах установлен запрет на вход зрителей в партер после третьего звонка. В частности, в правилах посещения Большого театра указано: «Правило третьего звонка. Это очень важное правило — после третьего звонка вход в зрительный зал воспрещен. Рассчитывайте время, необходимое вам для того, чтобы добраться в театр. Иначе может получиться так, что, являясь счастливым обладателем билетов в партер, вы проведете первый акт на верхнем ярусе» <11>. Также на театральных билетах указываются запреты на аудиозапись, фото — и видеосъемку, а также на проход в зрительный зал с напитками и едой. ——————————— <11> Правила посещения Большого театра. URL: http://www. bolshoi. ru/visit/sbory/ (дата обращения: 11.03.2013).

Среди прав зрителей следует указать право исключительно в цирках провести с собой без приобретения отдельного билета на представление ребенка. Так, например, Правилами посещения Большого Московского цирка <12> установлена возможность бесплатного посещения цирковых представлений детьми до 3 лет, если они не занимают отдельного места. Кроме того, на билетах всех зрелищных организаций принято указывать права зрителей в случае отмены или замены спектакля, что будет специально рассмотрено в разделе, посвященном изменению или расторжению договора театрально-зрелищных услуг. ——————————— <12> Правила посещения Большого Московского цирка. URL: http://www. bigcirc. ru/main/rules (дата обращения: 01.03.2013).

Помимо вышерассмотренных обязанностей исполнителя театрально-зрелищной услуги, свойственных для любых правоотношений по возмездному оказанию услуг, следует выделить и такие, как обязанность предоставить зрителю указанное в билете место в зрительном зале, своевременно начать и закончить представление, обеспечить безопасность зрителей. Уточняя особенности обязанности исполнителя театрально-зрелищной услуги, следует обратить внимание на то, что в практике драматических и музыкальных театров уже в течение многих лет принято начинать спектакль на 5 минут позже указанного времени на билете, что делается исключительно в интересах зрителей, зашедших в театр непосредственно к началу спектакля, которым предоставляется дополнительное время, чтобы дойти до зрительного зала и спокойно занять свое место. Обязанность обеспечения безопасности зрителей, пришедших на спектакль, выражается как в защите их от актов терроризма, так и от событий, явившихся следствием нарушения исполнителем пожарной, технической, экологической и иной безопасности. Исполняя обязанность по обеспечению безопасности зрителей, Большой театр в своих правилах указывает: «Знайте, что о вашей безопасности в театре позаботятся профессионалы. Комплексное видеонаблюдение, присутствие в зале и фойе сотрудников охраны, обязательная для всех работников и зрителей театра процедура прохода через металлодетектор — лишь видимая часть специальных мер, гарантирующих безопасность нашей публики» <13>. Следует заметить, что именно после событий октября 2002 г., связанных с захватом заложников в театральном центре на Дубровке, металлоконтроль зрителей на входе в театры, концертные залы и цирки стал обязательным. ——————————— <13> Правила посещения Большого театра. URL: http://www. bolshoi. ru/visit/sbory/ (дата обращения: 11.03.2013).

Помимо этого, театрально-зрелищная организация обязана в зрительном зале, учитывая большое скопление зрителей, создавать надлежащий микроклимат, обеспечивая проветривание указанного помещения, а также поддержание в нем соответствующего сезону температурного режима. Нарушение театрами правил пожарной, технической, экологической и иной безопасности нередко являлось основанием для исков о закрытии сценических площадок. Среди специальных прав театра как исполнителя театрально-зрелищной услуги следует назвать право театра на замену исполнителя и право на замену спектакля. Если первое не связано с изменением договора, то второе как раз знаменует собой право театрально-зрелищной организации на изменение договора. Право на замену исполнителя в спектакле, которым обладает в силу договора театр, не может трактоваться как изменение договора, поскольку сценическая постановка является симбиозом авторского текста и музыки, режиссерской мысли и исполнительского мастерства актера, и в этом смысле замена одного актера на другого не изменяет содержания указанной в билете зрелищной услуги. Театр, цирк, организатор концерта отвечают перед зрителем как исполнитель соответствующего вида зрелищной услуги за нарушение своих обязательств. Гражданско-правовая ответственность исполнителя театрально-зрелищной услуги должна строиться по принципу вины (п. п. 1 — 2 ст. 401 ГК РФ). Аргументами в пользу данной позиции являются риски исполнителя, во-первых, связанные с проведением массового мероприятия, а во-вторых, связанные с воспроизведением на сцене живого сценического действия. Мерами ответственности исполнителя театрально-зрелищных услуг, в частности, являются: возмещение зрителю убытков, компенсация морального вреда, запрет на осуществление деятельности. Специфика заключения договора об оказании театрально-зрелищных услуг не предполагает ответственности зрителя за неоплату услуг, поскольку получить билет на театральное представление можно только после его оплаты. В числе нарушений, допускаемых зрителями, можно назвать опоздание в театр и зрительный зал, пронос в зрительный зал неразрешенных предметов и вещей, причинение вреда имуществу театра, нарушение общественного порядка в театре, несанкционированное использование во время спектакля фото — и видеоаппаратуры, а также осуществление аудиозаписи спектакля. При опоздании в театр и зрительный зал согласно правилам сложившейся практики зритель лишается права просмотра акта, на который он опоздал, в партере и может при наличии свободных мест занять место на балконе или другом верхнем ярусе. При отсутствии свободных мест там ему придется смотреть спектакль стоя. В случае попытки проноса в зрительный зал больших сумок, продуктов питания либо иных запрещенных предметов, зритель предупреждается о недопустимости подобных действий и обязан сдать их в гардероб или камеру хранения. При виновном причинении вреда имуществу театра зритель обязан его возместить по правилам гл. 59 ГК РФ. Что же касается несанкционированного использования фото-, видео — и звукозаписывающей аппаратуры, то данные нарушения являются нарушением авторских и смежных прав исполнителя, за которые зрители могут быть привлечены к ответственности в соответствии со ст. ст. 1301 и 1311 ГК РФ. При этом исполнитель театрально-зрелищной услуги может по своему выбору требовать от зрителя либо возмещения убытков, либо денежной компенсации в размере от десяти тысяч рублей до пяти миллионов рублей, определяемом по усмотрению суда. Кроме того, за подобные действия зритель может быть привлечен и к уголовной ответственности на основании п. 2 ст. 146 Уголовного кодекса Российской Федерации. Итак, в отсутствие единого нормативно-правового акта, в котором были бы установлены хотя бы в общем виде права, обязанности и ответственность сторон договора об оказании театрально-зрелищных услуг, представляется целесообразным возврат к разработке проекта Федерального закона «О театре и театральной деятельности в Российской Федерации».

Литература

1. Малеина М. Н. Договор об оказании театральных услуг // Законодательство. 2006. N 8. 2. Определение Мосгорсуда от 14 июля 2011 г. по делу N 33-21693 // СПС «КонсультантПлюс». 3. Правила посещения Большого театра. URL: http://www. bolshoi. ru/visit/sbory/ (дата обращения: 11.03.2013). 4. Правила посещения Большого Московского цирка. URL: http://www. bigcirc. ru/main/rules (дата обращения: 01.03.2013). 5. Российская газета. 2009. 20 февраля. 6. Собрание законодательства Российской Федерации. 1994. N 31. Ст. 3282. 7. Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. N 3. Ст. 140. 8. Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. N 29. Ст. 3504. 9. Собрание законодательства Российской Федерации. 1999. N 22. Ст. 2322.

——————————————————————

Название документа

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *