Прокуратуры городов и районов — ключевое звено системы органов прокуратуры России. Авторский материал ректора Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации О. С. Капинус

(Капинус О. С.)

(«Прокурор», 2014, N 1)

Текст документа

ПРОКУРАТУРЫ ГОРОДОВ И РАЙОНОВ — КЛЮЧЕВОЕ ЗВЕНО СИСТЕМЫ

ОРГАНОВ ПРОКУРАТУРЫ РОССИИ

АВТОРСКИЙ МАТЕРИАЛ РЕКТОРА АКАДЕМИИ ГЕНЕРАЛЬНОЙ ПРОКУРАТУРЫ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О. С. КАПИНУС

О. С. КАПИНУС

Организация работы — это краеугольный камень деятельности прокурорской системы в целом и важное слагаемое работы всех прокуратур городского звена в частности. Известно, что городское население в России составляет большую часть (около 73%) населения страны. В городах сосредоточены практически все производственные, социальные, финансовые, управленческие и политические ресурсы. Подобная концентрация общественной и экономической жизни предъявляет повышенные требования к обеспечению законности, защите прав и свобод личности. В этих условиях прокуратуры городов и районов выступают ключевым, «стратегическим» звеном системы органов прокуратуры Российской Федерации.

На прокуратуры городов и районов приходится значительный, превосходящий по масштабам нагрузку прокуратур вышестоящих уровней объем надзорной деятельности, участия в рассмотрении судами уголовных и гражданских дел. Результаты их работы имеют основополагающее значение в формировании отношения общества к прокуратуре, характеризуют реальную роль органов прокуратуры в укреплении законности и правопорядка, защите интересов личности, общества и государства. Любой промах моментально оказывается в центре общественного внимания и зачастую расценивается как недостаток всей системы.

Но как результаты работы всей прокурорской системы России во многом зависят от слаженности и профессионализма этого самого многочисленного, основного ее звена, так и работа прокуратур городов находится в прямой зависимости от ее правильной и эффективной организации.

Организация работы конкретной городской прокуратуры зависит от множества фактов: от штатной численности, объема работы, территориально-экономической характеристики города и его районов, состояния и структуры правонарушений, в том числе преступлений. Но в наибольшей степени грамотное построение работы зависит от одного человека — прокурора города. Комплексное и системное решение задач совершенствования организации прокурорской деятельности возможно только при его умелом управлении отношениями в коллективе, как по горизонтали, так и по вертикали (между руководителями, между подчиненными, с подчиненными), распределении обязанностей, своевременной постановке задач, заинтересованном и деятельном участии в их решении, и наконец, степени его организационной свободы и возможностях защиты от некомпетентного вмешательства извне.

Не случайно именно для прокуроров городов и районов Приказом Генерального прокурора Российской Федерации в 2010 году впервые была утверждена Квалификационная характеристика должности прокурора города, района и приравненного к ним прокурора, организована в Академии профессиональная переподготовка прокуроров, включенных в резерв кадров для выдвижения на эти должности.

В свою очередь, при освоении слушателями программ профессиональной переподготовки более трети учебного времени отводится вопросам организации руководства прокуратурой, анализу и прогнозированию состояния законности на поднадзорной территории, определению приоритетных задач, взаимодействию с правоохранительными органами, органами государственной власти и местного самоуправления, общественными организациями, принятию и реализации управленческих решений, контролю и проверке их исполнения, а также иным вопросам, необходимым каждому прокурору-руководителю.

Вместе с тем анализ поступивших из прокуратур в Академию обращений свидетельствует о потребности во внедрении дополнительных форм обучения руководителей прокуратур. Также в них отмечается неспособность многих впервые назначенных руководителей эффективно справляться с поставленными задачами. Так, прокурор Челябинской области указывает, что из 55 прокуроров городов и районов не проходили обучение в Академии 19, а еще 8 обучались по другим должностям более 10 лет назад. Таким образом, актуально дальнейшее совершенствование работы по повышению качества профессиональной и психологической подготовки лиц, назначаемых или назначенных на руководящие должности в органах прокуратуры, в частности увеличение количества лиц, обучаемых по программам профессиональной переподготовки и повышения квалификации в Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации.

Необходимость знаний и навыков по перечисленным элементам организационно-управленческой деятельности прокуроров, так же как и особые требования к психологическим и коммуникативным качествам прокуроров, обусловлены хотя бы тем, что ученые в настоящее время выделяют десятки направлений работы органов прокуратуры. Как в таких условиях «оку государеву» охватить их и эффективно реализовать свои полномочия? Кадровый штат органов прокуратуры периодически увеличивается, но, как известно, экстенсивный путь развития системы тупиковый и не должен превалировать над интенсивным путем.

Наиболее передовая, творческая часть прокурорского корпуса пробует разные пути повышения эффективности своей деятельности. Положительные результаты дает, например, внедрение компьютерных технологий, новых методов информационно-аналитической деятельности, совершенствования алгоритмов организации работы. Однако это делается не везде, носит разобщенный характер и не решает проблему в целом.

Полнота и своевременность информации являются настоятельной необходимостью для любого прокурора города. В настоящее время огромные массивы информации уже доступны для практически мгновенного использования, но для подавляющего большинства прокуратур городов скорость доступа к информации все еще определяется скоростью работы почты России и добросовестностью органа, в который направлен письменный запрос. Поэтому в ряде случаев прокурор зависим от этих двух слагаемых, с чем вряд ли стоит мириться.

Что, по нашему мнению, можно и нужно сделать:

1) обеспечить своевременность и достоверность поступления информации о состоянии законности в прокуратуру города;

2) оптимизировать временные затраты на осуществление первичного учета и формирование статистической отчетности;

3) внедрить программно-технические средства;

4) сделать доступными результаты смелых новаторских решений от дельных прокуроров для всей системы органов прокуратуры страны. Иными словами, наладить обмен опытом.

Каковы механизмы их решения? В первую очередь требуется построение закрытой корпоративной сети передачи данных, обеспечение ее подключения к локальным сетям организаций и учреждений, информационных центров МВД России. Все это надо снабдить соответствующими программными продуктами.

Внедрение подобных технологий позволит прокурорам уменьшить затраты сил и средств на истребование необходимой информации, освободит время для других направлений работы. Кроме того, будет исключено дублирование документооборота в бумажном и электронном виде, возникнут условия для оперативного получения любой статистической информации как в разрезе районов, так и по субъекту в целом.

Несмотря на различия прокуратур городов в зависимости от их уровня (город без или с районным делением, город федерального значения), существуют сходные проблемы организации деятельности таких прокуратур. В их числе большая загруженность прокурорских работников, связанная с увеличением направлений деятельности прокуратуры, количеством заданий и поручений, поступающих из вышестоящих прокуратур, что влечет снижение качества актов прокурорского реагирования при увеличении их количества, вопросы кадрового обеспечения, оценки эффективности работы и т. д.

Надо заметить, что эти проблемы характерны для всех звеньев системы органов прокуратуры и требуют комплексного подхода к их разрешению. При организации работы прокуратур необходимо определять объекты, где без участия и вмешательства прокурора устранение нарушений действительно невозможно, выделить приоритеты надзорной деятельности как на ближайшую, так и на долговременную перспективу, определив их в организационно-распорядительных документах Генерального прокурора Российской Федерации.

Вместе с тем для прокуратур городов характерна своя специфика, которая отражается в проблемах организации работы и способах их преодоления. Во многом наличие недостатков в работе прокуратур городов обусловлено тем, что их пришлось создавать заново после ликвидации в 2003 г. Нарушилась преемственность, был утерян значительный опыт организации работы. Остановимся на некоторых актуальных вопросах организации работы прокуратуры города.

1. Осложняет работу городских прокуроров несовпадение юрисдикции и административно-территориальной структуры органов прокуратуры и других правоохранительных и контрольно-надзорных органов. К примеру, отсутствие в структуре ряда контролирующих органов подразделений городского звена лишает городские прокуратуры возможности получать информацию о состоянии законности на поднадзорной территории, внести акты прокурорского реагирования по выявленным нарушениям закона. В этом случае прокуроры или нарушают субординацию, направляя запросы и акты прокурорского реагирования в неподнадзорный орган, или действуют через прокуратуру субъекта Российской Федерации, что снижает своевременность получения информации и принятия мер прокурорского реагирования. В этих условиях необходимо принятие прокурорами субъектов организационно-распорядительных документов, регламентирующих порядок взаимодействия органов прокуратуры при организации проверок в условиях несовпадения административно-территориальной юрисдикции.

Несовпадение структуры правоохранительных органов со структурой органов прокуратуры не позволяет эффективно осуществлять и координацию деятельности по борьбе с преступностью. Нередко в городе отсутствуют самостоятельные подразделения правоохранительных органов, что исключает возможность проведения координационных совещаний с такими органами на уровне города. При наличии самостоятельного подразделения правоохранительного органа в городе с районным делением прокурор города, прокуроры районов нередко в нарушение рекомендаций Генеральной прокуратуры Российской Федерации требуют обеспечить участие его руководителя во всех координационных совещаниях с прокурором города и прокурорами районов, что приводит к формализму при планировании и реализации координационных мероприятий.

Требуется более четкое законодательное определение порядка осуществления координационной деятельности в новых условиях, унификация форм координационного взаимодействия правоохранительных органов по борьбе с преступностью.

2. Нуждается в упорядочении взаимодействие прокуратур городов с органами государственного контроля. До настоящего времени не решена проблема привлечения к прокурорским проверкам специалистов. Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» не регламентирует такой порядок. Проблемой становится и оплата услуг специалистов за счет средств бюджета, если для дачи заключения требуется проведение глубокого исследования.

В то же время прокуроры зачастую злоупотребляют полномочием по истребованию информации, привлечению специалистов. Практика показывает, что случаи подмены прокурором органов государственного контроля, а также проведения проверок по вопросам, не входящим в компетенцию прокуратуры, не единичны. Так, в одном из субъектов Российской Федерации в течение года в межрегиональное управление федерального органа исполнительной власти (который не поднадзорен ни городским, районным прокуратурам данного субъекта, ни самой прокуратуре субъекта Российской Федерации) было направлено из органов прокуратуры за год более 500 различных запросов, в том числе порядка 20% о выделении специалистов. В среднем таких запросов поступало по 2 в один рабочий день и по 12 в месяц с просьбой выделить специалиста.

Этот вопрос требует дополнительного изучения и, возможно, соответствующего законодательного регулирования.

3. Для прокуратур городов с районным делением и подчиненных им районных прокуратур актуальными остаются проблемы разграничения их компетенции, исключения дублирования организационных и контрольных полномочий со стороны прокуратур субъекта Российской Федерации и города в отношении прокуратур районов города.

Прокуратурам городов с районным делением, а также прокурорам административных округов г. Москвы прокурорами субъектов Российской Федерации предоставлено право проводить проверки нижестоящих прокуратур. Наряду с этим проверки работы районных прокуратур осуществляются также работниками прокуратур субъектов Российской Федерации, что приводит к многочисленным проверкам одних и тех же прокуратур районов. В других случаях, напротив, прокуратуры городов устраняются от контрольной деятельности или контроль сводится исключительно к выездам в нижестоящие прокуратуры.

Представляется, что указанные проблемы могут быть решены путем конкретизации компетенции прокуратур городов и районов в организационно-распорядительных документах прокуратур субъектов Российской Федерации. Например, прокурором Иркутской области издан Приказ от 23 сентября 2013 г. N 69 «Об организации деятельности прокуратуры города Иркутска и разграничении компетенции городской и районных прокуратур города Иркутска», который четко регламентировал предметы ведения прокуратуры г. Иркутска и прокуратур районов города.

4. Надлежащая организация работы прокуратуры города во многом зависит от рационального планирования. Как показали результаты проведенного в 2013 г. в Академии исследования, в регламентах некоторых прокуратур субъектов отсутствует лимит максимального числа заданий, направляемых в нижестоящие прокуратуры в течение отчетного периода. Значительный объем заданий из прокуратур субъекта, дублирующих задания управления Генеральной прокуратуры в федеральном округе, центрального аппарата Генеральной прокуратуры, нарушает баланс интересов городской прокуратуры и подчиненных ей районных прокуратур, затрудняет планирование в прокуратуре города своих мероприятий.

Нередко из прокуратур субъектов Российской Федерации в прокуратуры городов направляются поручения о проведении проверок исполнения законов на объектах, которые отсутствуют на поднадзорной территории. Необходим дифференцированный подход к постановке задач, в том числе по адресному распределению заданий, поступающих в прокуратуру города из Генеральной прокуратуры Российской Федерации и прокуратуры субъекта.

Нередко в планы работы прокуратур с районным делением и прокуратур административных округов г. Москвы включается большое число заданий, к исполнению которых предполагается привлечь нижестоящие прокуратуры. Учитывая, что эти прокуратуры привлекаются также к исполнению планов работы прокуратур субъектов, нагрузка на их работников становится значительной.

Таким образом, в настоящее время как в теории, так и на практике не выработано единого подхода к методике планирования и формирования плановых мероприятий. В целях решения данной проблемы имеется необходимость в четкой формулировке основных принципов и методов планирования прокурорами соответствующих мероприятий в организационно-распорядительных документах Генеральной прокуратуры Российской Федерации.

5. Недостатки при организации работы городских прокуратур нередко связаны и с ненадлежащим качеством принимаемых в них организационно-распорядительных документов, следствием чего является неэффективное исполнение работниками своих служебных обязанностей, а в отдельных случаях — дезорганизация работы. Нередко форма издаваемых прокурорами городов документов не соответствует требованиям Инструкции по делопроизводству в органах и учреждениях прокуратуры Российской Федерации, утвержденной Приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 29 декабря 2011 г. N 450.

Кроме того, прокурорами городов, районов, городов с районным делением зачастую издаются приказы по направлениям деятельности, хотя это не входит в их компетенцию. По вопросам организации работы, в том числе о распределении обязанностей, указанным прокурорам необходимо издавать распоряжения в соответствии с рекомендациями Генеральной прокуратуры Российской Федерации. Тем не менее может быть поставлен вопрос о наделении прокуроров городов с районным делением полномочиями по изданию приказов по отдельным направлениям деятельности.

6. Множество задач, стоящих перед прокуратурой города, требует соответствующего кадрового обеспечения. Большое количество направлений надзорной деятельности у одного помощника прокурора, отсутствие специализации по направлениям деятельности в прокуратурах с небольшой штатной численностью, несомненно, снижают эффективность их работы. Другой причиной перегруженности прокурорских работников в некоторых городских прокуратурах является нехватка кадров, обусловленная неблагоприятными социально-экономическими, природными, бытовыми условиями работы и жизни.

Требуют дополнительных кадровых решений и увеличивающиеся обязанности прокуроров. Так, после введения с 1 января 2013 г. полномасштабного апелляционного производства по уголовным делам значительно увеличилась нагрузка на прокуроров. В некоторых регионах в отдельные дни на одного прокурора уголовно-судебного управления (отдела) прокуратуры субъекта приходится по 18 — 20 апелляционных дел. Из-за недостаточной штатной численности во многих прокуратурах субъектов сложилась вынужденная практика временного прикомандирования сотрудников городских прокуратур для поддержания государственного обвинения в суде апелляционной инстанции. В итоге работники городских прокуратур отвлекаются от исполнения своих непосредственных обязанностей.

Для решения проблем кадрового обеспечения необходимы тщательная подготовка и подбор кадров, их обучение и переподготовка, стимулирование эффективных работников, более рациональное планирование работы конкретной прокуратуры города на основе всестороннего и глубокого анализа состояния законности, уменьшение объема обеспечительных видов выполняемой прокурорами работы.

Насущной задачей является постоянное повышение квалификации прокурорских работников, освоение ими различных направлений деятельности прокуратуры. Поэтому целесообразно, чтобы прокурорский работник, руководитель рос постепенно, пройдя универсальную школу малосоставной прокуратуры, через прокуратуру города до прокуратуры субъекта Российской Федерации, после чего назначался бы уже на должность прокурора, заместителя прокурора города (района).

7. Учитывая разнообразие направлений прокурорской деятельности, особое значение приобретает аналитическое обеспечение деятельности прокуратур городов. Вместе с тем, как показывает изучение прокурорской практики, аналитическая работа в прокуратурах городов ведется зачастую бессистемно. Нередко подготовленные аналитические материалы не содержат выводов и предложений и ограничиваются констатацией фактов нарушений законов. В результате не удается обеспечить объективность, достичь целостной оценки состояния законности и работы прокуратуры города.

Прокуроры используют различные средства повышения эффективности аналитической деятельности. Так, при прокуратуре г. Новосибирска создаются Советы по вопросам надзора за соблюдением федерального законодательства и надзора за процессуальной деятельностью органов дознания и предварительного следствия. Цель их деятельности — поиск новых форм работы, мониторинг и распространение положительного опыта, в том числе посредством направления информационных писем. Данный опыт представляет интерес, тем не менее более целесообразной представляется специализация некоторых работников прокуратур городов с районным делением на аналитической работе.

В заключение хочу остановиться на остром для прокуроров вопросе о достоверности прокурорской статистики и справедливости оценок работы органов прокуратуры. В Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации проводятся исследования проблемы оценки работы органов прокуратуры. Представляется, что работу прокуратуры необходимо оценивать комплексно на основе данных статистики, оценки населением работы органов прокуратуры и данных самооценки качества проводимой работы экспертами. Разработана методика экспертного опроса, которую мы проверили на 10 прокуратурах субъектов Российской Федерации. Для примера можно привести результаты сравнения работы прокуратуры средней по населению области и прокуратуры крупного, густонаселенного субъекта Российской Федерации.

Из множества учитываемых в статистических отчетах органов прокуратуры показателей с использованием математических методов мы выделили 69 наиболее информативных относительных показателей. К этим показателям относятся, например, удельный вес удовлетворенных протестов из числа рассмотренных, количество актов прокурорского реагирования в расчете на одного работника и т. п. Потом эти данные были подвергнуты компьютерной обработке при помощи программы статистического анализа. В результате хотя общие показатели работы первой прокуратуры были ниже, чем показатели работы второй прокуратуры, однако с учетом относительных показателей и количества работников интегрированные показатели работы первой прокуратуры оказались выше, чем у второй прокуратуры. В цифровом виде — это индексы 0,48 и 0,32 соответственно.

Для оценки населением работы органов прокуратуры использовались результаты опроса, который был проведен с учетом состава и численности населения субъекта Российской Федерации с соблюдением принципа репрезентативности по заранее разработанной анкете. Полученные ответы были обобщены и сгруппированы в две группы, в каждой из которых был выведен относительный показатель положительных и отрицательных ответов. С учетом соотношения положительных и отрицательных ответов был выведен один интегральный показатель оценки населением работы органов прокуратуры. При этом оценка работы первой прокуратуры оказалась выше, чем у второй прокуратуры. В цифровом виде соответственно 0,54 и 0,20.

Расчетный сводный показатель при максимальном значении — 1, а при минимальном — 0 по этим двум критериям для первой прокуратуры составляет 0,49, а для второй — 0,30. Результаты исследования свидетельствуют о большей эффективности работы первой прокуратуры. Представляется, что эта методика позволит выйти на новый уровень понимания организации работы.

Таким образом, проблемы организации работы прокуратуры города остаются актуальными как для теории прокурорской деятельности, так и для практики управления в органах прокуратуры, где совершенствование организации и управления выступает одним из главных условий повышения эффективности работы.

——————————————————————

Название документа

Интервью: Леса Сибири — легкие России (интервью с прокурором Иркутской области И. А. Мельниковым)

(«Прокурор», 2014, N 1)

Текст документа

ЛЕСА СИБИРИ — ЛЕГКИЕ РОССИИ

ИНТЕРВЬЮ С ПРОКУРОРОМ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ И. А. МЕЛЬНИКОВЫМ

А. М. СЕМЕНОВ

В Иркутской области занятая лесами площадь превышает 70 млн. га, а запас древесины составляет 8 млрд. кубических метров. На протяжении многих лет регион является лидером среди субъектов Российской Федерации по объемам заготовки древесины. Лесная отрасль не только важнейшая составляющая экономики области, но и достаточно криминогенна. О работе по предупреждению и пресечению правонарушений в сфере лесопользования, состоянии законности и мерах по усилению прокурорского надзора за исполнением законов в сфере обеспечения сохранности лесов в интервью журналу «Прокурор» рассказал прокурор Иркутской области И. А. Мельников.

— Игорь Анатольевич, почему в последние годы органами прокуратуры области надзору за исполнением лесного законодательства уделяется такое внимание?

— Исполнение законодательства о лесопользовании, об охране лесов от пожаров, защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций действительно находятся в зоне особого, я бы сказал, повышенного, внимания прокуроров. Ведь ежегодно в регионе заключаются сотни договоров аренды лесных участков и тысячи договоров купли-продажи леса на корню. А учитывая высокую доходность от заготовки древесины, этим бизнесом в сибирских селах занимается зачастую почти все работоспособное население. Но как говорится, в лесу рубят, а в мир щепки летят.

Надо откровенно признать, зачастую доходы от леса предприниматели и население получают по так называемым серым и черным схемам, в обход положенных по закону бюджетных отчислений.

Использование лесного фонда мы рассматриваем с двух сторон. Первая — экономическая. Здесь принимается во внимание то обстоятельство, что удовлетворение потребностей общества и государства в древесине должно быть обеспечено исключительно законным способом. Вторая сторона — экологическая. Лес — это место обитания животного и растительного мира, источник чистого воздуха и воды, и от его сохранности напрямую зависят здоровье и благополучие человека.

Исходя из этих предпосылок, мы требуем от региональной власти соблюдения установленных законом принципов: рационального использования богатых природных ресурсов и одновременно бережного отношения к окружающей среде.

— В прокуратуре области есть межведомственная рабочая группа, осуществляющая взаимодействие в работе по предупреждению, выявлению и устранению нарушений лесного законодательства. Что вы можете сказать о результатах ее деятельности?

— Добавлю, что подобные рабочие группы действуют практически во всех районах и городах. И эта координирующая работа приносит весомые плоды. Так, был принят ряд законов области, направленных на улучшение правового регулирования в этой сфере. Разработаны методики, в соответствии с которыми систематически проводятся межведомственные проверки лесопользователей, пунктов приема-отгрузки древесины.

Усовершенствована практика уголовного преследования, активизировано выявление преступлений о незаконных рубках, наработана практика привлечения к ответственности организаторов рубок, лиц, уклоняющихся от уплаты налогов, коррупционеров.

Полученная в ходе проверок информация о реальном состоянии дел позволила органам власти улучшить материально-техническую базу Агентства лесного хозяйства, укрепить кадровый состав лесхозов, что, в свою очередь, вывело работу по тушению лесных пожаров на более качественный уровень.

Кроме того, в результате совместной работы нам удалось выявить и пресечь несколько незаконных схем получения лесных ресурсов. Так, например, федеральным законом предусмотрены исключительные случаи, при которых возможна рубка леса на льготных условиях. Законами субъекта установлены эти случаи: для обеспечения муниципальных нужд, для нужд сельхозтоваропроизводителей, а также для населения.

Однако анализ состояния законности показал, что в области получила распространение схема заключения фиктивных муниципальных контрактов между муниципалитетами и хозяйствующими субъектами. Эти контракты противоречили закону, а их условия не предусматривали оплату работ за счет бюджета. Единственной целью предпринимателей было желание подобраться к участию в лесных аукционах на льготных условиях. А муниципальная власть решала вопросы местного значения за счет завышения реальной потребности в древесине для муниципальных нужд.

Мы оспорили эти контракты, и арбитражный суд признал их не заключенными. После чего в суд были направлены иски о признании недействительными договоров купли-продажи лесных насаждений, заключенных на основании липовых муниципальных контрактов. В результате 128 договоров были признаны недействительными, 9 материалов направлено в органы полиции для дачи уголовно-правовой оценки.

По факту заключения нескольких договоров купли-продажи леса со ссылкой на один и тот же муниципальный контракт в отношении начальника одного из лесничеств возбуждено и расследуется уголовное дело. Другому начальнику лесничества, который за денежное вознаграждение предоставил деляну в рубку и подписал договор купли-продажи, вынесен обвинительный приговор по ст. 286 УК РФ — превышение должностных полномочий.

Одна из схем получения леса на льготных условиях была прикрыта поддержкой сельхозтоваропроизводителей. Предприниматели регистрировались как крестьянско-фермерские хозяйства с единственной целью — получить лес за бесценок.

Прокурорские проверки выявили здесь вопиющие нарушения. Например, один из предпринимателей заявил, что ему требуется 3 тыс. кубометров лиственницы на отопление сторожки. Другой на те же цели потребовал свыше 9 тыс. кубометров леса. Такой же объем древесины заявил в программу господдержки сельхозтоваропроизводителей еще один предприниматель на строительство летнего прогулочного дворика для свиней. Поясню: из 9 тыс. кубических метров древесины можно построить целый квартал из 70 одноэтажных домов.

Прокурорская проверка позволила не допустить разбазаривание государственного лесного фонда. По результатам рассмотрения дел об административных правонарушениях, возбужденных прокурорами, за нарушения правил предоставления лесов 12 должностных лиц лесничеств были привлечены к административной ответственности.

— Игорь Анатольевич, но ведь есть органы исполнительной власти, которые должны были отслеживать ситуацию и принимать адекватные меры?

— Совершенно верно. Поэтому следующим закономерным этапом проводимой работы стала проверка самих органов власти. Установлено, что, несмотря на требования региональных законов, мониторинг целевого использования древесины, заготовленной по договорам купли-продажи, ни министерством лесного комплекса, ни министерством сельского хозяйства области не проводился. Потребность в заявленных фермерами и муниципалитетами объемах древесины не проверялась. В целом государственный лесной надзор в области был ослаблен. Здоровая конкуренция за право заключения с лесничествами договоров купли-продажи леса полностью отсутствовала. Имела место договоренность по покупке леса на корню конкретным лицом на конкретном лесном участке. Соответственно, бюджет области недополучал немалые суммы.

По результатам прокурорского вмешательства 6 директоров лесхозов и 2 начальника лесничеств были уволены. К дисциплинарной ответственности привлечены заместитель министра лесного комплекса и 17 должностных лиц лесничеств и лесхозов. Результаты этой работы стали предметом обсуждения на расширенной коллегии прокуратуры области с участием первого заместителя губернатора области, депутатов Законодательного собрания, соответствующих министров. Сделан вывод о необходимости пересмотра системы работы министерств лесного комплекса и сельского хозяйства и изменения региональной нормативно-правовой базы.

И самое главное — до принятия новых законов заготовка древесины на льготных условиях прекращена.

— Широкий резонанс в обществе в свое время получила практика заготовки леса под видом санитарных рубок. Какие меры были предприняты органами прокуратуры для того, чтобы уберечь леса от новой напасти?

— Мы установили, что в регионе под видом санитарных рубок лесных насаждений фактически происходит их заготовка в промышленных масштабах. Вместо поврежденных пожарами и зараженных насекомыми деревьев в рубку были отданы здоровые леса. Как правило, такие рубки велись в лесных массивах вблизи населенных пунктов, где есть транспортная доступность. Вместо освоения эксплуатационных лесов в глубокой тайге варварски истреблялись защитные леса, в том числе в водоохранных зонах рек и водохранилищ.

Лесничествами к санитарным рубкам без проведения аукционов допускаются многочисленные коммерческие организации, которые никаких обязанностей по охране и защите леса не несут. Фактически поврежденные леса в оборот не вовлекались, зачастую вырубались только здоровые деревья. Объем санитарных рубок только в 2012 году превысил 2 млн. кубометров древесины.

По искам прокурора решениями арбитражного суда более сотни договоров на выполнение санитарных рубок были признаны недействительными. По возбужденным прокурорами делам руководители 17 лесничеств антимонопольным органом привлечены к административной ответственности.

Результаты прокурорских проверок легли в основу принятия правительством области решения о проведении санитарных рубок только на основании госзаданий специализированными областными учреждениями — лесхозами. Одновременно сокращены площади и соответственно объемы санитарных рубок — более чем на 1 млн. кубометров.

— Позволила ли система госзаданий обеспечить прозрачность проводимых санитарно-оздоровительных мероприятий, использование федеральных денег на эти цели?

— Позволила, и довольно скоро стали высвечиваться правонарушения, допускаемые исполнителями при выполнении государственных заданий. Некоторые лесхозы, действуя по принципу «Как не порадеть родному человеку», несмотря на обязанность выполнять работы собственными силами, стали привлекать субподрядчиков.

Так, прокурором города Усолье-Сибирское был установлен факт передачи лесхозом своих обязанностей по государственному заданию аффилированной организации, в которой работали исключительно родственники должностных лиц и лесхоза, и лесничества. По этой самой причине со стороны территориального лесничества контроль за исполнением задания отсутствовал. Более того, как оказалось, лесопатологические документы лесничеством были подделаны. Незаконной рубкой защитных лесов причинен ущерб в особо крупном размере. В отношении руководителя лесничества возбуждено и расследуется уголовное дело по ч. 5 ст. 33, ч. 3 ст. 260 УК РФ (пособничество в незаконной порубке деревьев и кустарников), ч. 1 ст. 286 УК РФ (превышение должностных полномочий). Ему избрана мера пресечения — содержание под стражей.

В настоящее время по требованию прокурора санитарные рубки в Усольском районе прекращены, необоснованно назначенные в рубку леса из госзадания исключены. Руководители лесхоза и лесничества уволены. В арбитражный суд предъявлен иск о признании недействительным заключенного с аффилированной организацией договора.

— Еще одним приоритетом в надзоре за исполнением лесного законодательства является наведение порядка в деятельности пунктов приема и отгрузки древесины. Что делают прокуроры на этом направлении?

— Мы просто не могли оставить без внимания пункты приема и отгрузки древесины по одной причине — ежедневно на 2600 таких пунктах перерабатываются сотни и тысячи кубометров леса. В первую очередь для экспорта в Китай.

Отсутствие единой стратегии, программы действий в лесной сфере сказывалось и на состоянии законности в деятельности пунктов приема и отгрузки древесины. Целью их создания была переработка исключительно легально заготовленной древесины, установление прозрачной системы контроля за реализацией и переработкой леса. Однако эти цели не достигались.

Кроме того, территории многих пунктов приема и отгрузки древесины захламлялись отходами леса и нефтепродуктов, нарушались правила пожарной безопасности, что создавало угрозу возникновения лесных пожаров. По нашей инициативе были приняты два закона области. Один регулирует деятельность пунктов, вторым предусмотрена ответственность за его нарушения. Следует отметить, что оба наших закона выдержали проверку в Верховном Суде Российской Федерации. Дело в том, что одна коммерческая организация пыталась признать их противоречащими федеральному законодательству.

За прошедший период органами прокуратуры выявлены сотни нарушений обоих законов. Руководителям пунктов приема и отгрузки древесины внесены представления, должностные лица привлечены к дисциплинарной ответственности.

Судами удовлетворены наши иски об учете древесины; о признании деятельности без него незаконной; о приостановлении деятельности пунктов до устранения нарушений; об освобождении незаконно занятых земельных участков.

По возбужденным прокурорами делам 200 правонарушителей привлечены к административной ответственности. Сумма взысканных с нарушителей штрафов — 5 млн. рублей.

— Настоящим бедствием в Сибири стали лесные пожары. Как осуществляется надзор за исполнением законодательства об охране лесов от пожаров?

— Скажу откровенно, с приближением весны у всех сибирских прокуроров повышается градус тревоги. И это напряжение не оставляет нас до самого окончания пожароопасного периода.

Анализ ежегодной лесопожарной обстановки на территории области свидетельствует о грубых нарушениях законодательства об охране лесов и населенных пунктов от пожаров, допускаемых органами лесного хозяйства, местного самоуправления, лесопользователями.

И зачастую нарушения законов устраняются исключительно мерами прокурорского реагирования, что, в свою очередь, свидетельствует о бездействии уполномоченных органов, законом призванных обеспечивать охрану леса, защиту населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Результаты проведенных проверок свидетельствуют об ослаблении федерального государственного пожарного надзора в лесах, нарушениях лесного, административного законодательства, непринятии комплекса мер к понуждению арендаторов лесных участков выполнить все ранее запланированные противопожарные мероприятия.

Так, прокурорами установлено, что арендаторами не выполнены запланированные профилактические противопожарные мероприятия. Не построены и не реконструированы 175 км дорог противопожарного назначения, не устроено 290 км противопожарных барьеров и минерализованных полос. За имевшимися полосами и системами противопожарных барьеров общей протяженностью свыше 130 км не было ухода.

Принимаемые Агентством лесного хозяйства и лесничествами меры к понуждению арендаторов лесных участков не обеспечили исполнение возложенных обязательств в полном объеме. Органы лесного хозяйства полагали начисление неустоек достаточным средством понуждения лесопользователей к проведению противопожарных мероприятий. Меры административного характера, досрочное расторжение договоров аренды не применялись, предписания не вносились.

Лесничествами допускались грубые нарушения административного законодательства. При наличии к тому оснований правонарушители не привлекались к административной ответственности, контрольные мероприятия в лесах проводились ненадлежащим образом и с нарушением установленного законом срока их проведения.

Так, в ходе прокурорской проверки было установлено, что инспектору Усольского лесничества «удалось» единовременно проверить 9 лесных делян, расположенных в разных концах поднадзорной территории. Изучение же карты лесничества показало, что деляны расположены на значительном отдалении друг от друга и реальное проведение осмотра всех лесных участков в один день и в одно и то же время невозможно.

В этом же лесничестве пользователи безнаказанно оставляли порубочные остатки в лесу на протяжении всего пожароопасного сезона либо сжигали их в самый пожароопасный период.

— Остановитесь еще на одной актуальной проблеме — пресечении фактов нецелевого использования земель лесного фонда.

— Начну с того, что площадь земель лесного фонда в Иркутской области превышает 60 тысяч га. Однако на кадастровый учет из них поставлена ничтожно малая часть — всего лишь 4 процента. Поскольку право собственности Российской Федерации на такие земли в установленном порядке не зарегистрировано, они отчуждаются под видом земель других категорий. С этой практикой мы боремся не один десяток лет, особенно за земли лесного фонда вокруг областного центра, вдоль дороги на Байкал, весьма привлекательные для строительства поселков и размещения садоводств. Только за последние два года в собственность государства были возвращены 150 га защитных лесов вдоль Байкальского тракта.

По нашему предложению губернатором перед Рослесхозом инициирована постановка части земель лесного фонда на кадастровый учет. В настоящее время за счет средств федерального бюджета проводятся кадастровые работы по Усть-Кутскому и самому проблемному — Иркутскому лесничеству.

— Каковы результаты расследования уголовных дел по выявленным фактам незаконной рубки леса и других преступлений в сфере лесопользования?

— Проведенная работа позволила прокуратуре области принять дополнительные меры к активизации работы правоохранительных органов в сфере лесопользования. Усиление надзора на данном направлении способствовало тому, что в 2013 году сотрудниками полиции пресечена деятельность трех организованных преступных групп, совершавших незаконные рубки на территории области.

Так, правоохранительными органами пресечена деятельность преступной группы, в отношении участников которой возбуждено семь уголовных дел, соединенных затем в одно производство, с общим ущербом, причиненным лесному фонду, более 14 млн. рублей. Преступления совершались на территории Чунского и Нижнеудинского районов. В ходе расследования изъяты техника, орудия преступления, круглый лес и пиломатериал в значительном объеме, 12,5 млн. рублей, незарегистрированное оружие и боеприпасы. Производство по уголовному делу окончено и направлено в суд.

Также в результате совместных мероприятий органов полиции выявлена группа лиц, которая организовала схему контрабандного перемещения лесоматериалов в крупном размере через таможенные переходы в Китай. В рамках возбужденного по данному факту уголовного дела арестовано 4 руководителя предприятий, 2 из них — граждане КНР.

Анализ судебной практики по уголовным делам в сфере лесопользования позволил нам выйти еще на одну проблему, требующую решения. Социальный статус подавляющего большинства осужденных и лиц, дела в отношении которых прекращены, — безработные. Они не имеют постоянного источника дохода, но имеют семьи и малолетних детей. И в то же время такие обвиняемые и подсудимые погашают причиненный лесному фонду ущерб, составляющий десятки тысяч рублей.

Так, например, приговором Боханского суда за незаконную рубку был осужден безработный гражданин, имеющий на иждивении троих несовершеннолетних детей. Семья находится в тяжелом материальном положении, однако он возмещает причиненный ущерб в 86 тыс. рублей до вынесения приговора в полном объеме.

Другой малоимущий гражданин незамедлительно возместил ущерб в 180 тыс. рублей. Вывод очевиден: ущерб оплачен лицами, нанявшими таких граждан для рубки леса. При этом «доброхоты» не установлены и ответственность за организацию преступлений не понесли.

Этот пример я привел для того, чтобы подчеркнуть: во взаимодействии с органами государственной власти, правоохранительными органами нам предстоит еще немало сделать для наведения порядка в лесной сфере.

Жизнь не стоит на месте. Она ставит перед нами новые все более сложные задачи, заставляет разрабатывать и принимать дополнительные меры по активизации и обеспечению системности прокурорского надзора за исполнением законодательства при использовании, охране лесов и обороте древесины.

Интервью подготовлено

старшим помощником прокурора

Иркутской области по взаимодействию со СМИ

А. М.Семеновым

——————————————————————

Название документа

Интервью: «Прокуроры тщательно разбираются с обращениями каждого пострадавшего от наводнения» (интервью с заместителем Генерального прокурора Российской Федерации Ю. А. Гулягиным)

(«Прокурор», 2014, N 1)

Текст документа

«ПРОКУРОРЫ ТЩАТЕЛЬНО РАЗБИРАЮТСЯ С ОБРАЩЕНИЯМИ

КАЖДОГО ПОСТРАДАВШЕГО ОТ НАВОДНЕНИЯ»

ИНТЕРВЬЮ С ЗАМЕСТИТЕЛЕМ ГЕНЕРАЛЬНОГО ПРОКУРОРА

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Ю. А. ГУЛЯГИНЫМ

В прошлом году Дальний Восток пережил сильнейшее наводнение. Особенно тяжелое положение складывалось в Хабаровском крае, где затоплению подверглись города Хабаровск и Комсомольск-на-Амуре. Только по предварительным данным, общий размер ущерба, причиненного Дальнему Востоку, превышает 45 млрд. рублей.

О том, какие меры принимали прокуроры по защите прав граждан в этот непростой период, в интервью журналу «Прокурор» рассказал заместитель Генерального прокурора Российской Федерации в Дальневосточном федеральном округе Ю. А. Гулягин.

— Юрий Александрович, как работали органы прокуратуры на Дальнем Востоке в условиях чрезвычайной ситуации?

— С самого начала работа органов прокуратуры в округе была сосредоточена на оказании правовой помощи пострадавшим гражданам.

Прокуроры проводили постоянный мониторинг обстановки, осуществляли взаимодействие с органами государственной власти, местного самоуправления, контролирующими и правоохранительными органами, координировали деятельность различных служб для оперативного разрешения возникающих проблем. Работали созданные по инициативе прокуроров межведомственные и мобильные группы. Были организованы дежурства, выезды прокуроров в подтопленные районы, пункты временного размещения граждан, проводились и до настоящего времени проводятся приемы пострадавших от паводка лиц, им оказывается правовая помощь, проводится разъяснительная работа, в том числе в средствах массовой информации.

— На сайте Генпрокуратуры России сообщалось о работе Временных приемных Генерального прокурора Российской Федерации, созданных в период наводнения. Какова их эффективность?

— Действительно, в связи со сложной паводковой ситуацией, сложившейся на территории ряда субъектов округа, Генеральный прокурор Российской Федерации Ю. Я. Чайка подписал распоряжение о создании дополнительных Временных приемных Генерального прокурора Российской Федерации. Сегодня они продолжают действовать в столицах шести субъектов РФ: в Якутске, Владивостоке, Хабаровске, Магадане, Благовещенске и Биробиджане. В целях оказания пострадавшим гражданам необходимой правовой помощи прием ведется как работниками управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации в Дальневосточном федеральном округе, так и сотрудниками прокуратур названных субъектов Российской Федерации.

Их работа полностью себя оправдала. Прокуроры оказывают людям не только консультативную, но и практическую помощь.

За это время во Временных приемных Генерального прокурора Российской Федерации принято 506 граждан по вопросам защиты прав пострадавших, необоснованного отказа в выплате компенсаций причиненного вреда, ненадлежащего обследования затопленного жилья и имущества, несогласия с результатами его обследования. 337 гражданам даны разъяснения, требования 81 жалобы удовлетворены, остальные находятся на рассмотрении. Хочу отметить, что прокуроры тщательно разбирались с обращениями каждого заявителя.

— Подводя итоги в целом, можете сказать, сколько людей обратилось в органы прокуратуры в связи с этим бедствием?

— Всего в органы прокуратуры в округе по вопросам ликвидации последствий паводка поступило более 5,6 тысячи обращений, более 15% из них принято в пунктах временного размещения граждан и на личном приеме прокуроров субъектов Российской Федерации. Примерно 55% разрешенных прокурорами обращений признаны обоснованными и удовлетворены, в целях устранения нарушений, восстановления прав граждан внесено 2,4 тысячи актов прокурорского реагирования, в том числе в суды направлено 2,2 тысячи заявлений.

В сентябре 2013 г. Генеральный прокурор Российской Федерации Ю. Я. Чайка, будучи с рабочей поездкой на Дальнем Востоке, провел прием граждан, находившихся в пунктах временного размещения. Граждане обращались к нему по различным вопросам, но в основном о признании жилья, пострадавшего от наводнения, непригодным для дальнейшего проживания и предоставлении взамен него другого помещения. Их интересовали выплата материальной помощи за причиненный стихией ущерб, получение заработной платы в связи с удаленностью от места работы и другие вопросы.

Например, находящиеся в пункте длительного пребывания жители села Владимировка Амурской области, наиболее пострадавшего от наводнения, пожаловались на отсутствие тепловых пушек для просушки жилых помещений и ГСМ для обеспечения их работы. Генеральный прокурор Российской Федерации поручил прокурору области проверить указанные факты, от губернатора области и главы администрации Благовещенского района потребовал обеспечить граждан необходимым количеством такого оборудования.

В связи с тем что глава Благовещенского района не принял меры к обеспечению населения в достаточном количестве тепловыми пушками, имеющимися на складах материального резерва, прокуратура внесла ему представление. В результате в поселок дополнительно доставлены генераторы, которые обслуживают сотрудники МЧС (осуществляют заправку дизельным топливом, транспортировку к жилым домам).

— Получается, что заставить нерадивых чиновников четко выполнять свои обязанности может только Генеральный прокурор?

— Я бы так ответил: закон определяет четкую компетенцию прокуроров на каждом уровне, начиная с районного звена и заканчивая Генеральной прокуратурой Российской Федерации. Закрепленный в Законе «О прокуратуре Российской Федерации» принцип единой системы выражается в том, что действия каждого прокурора рассматриваются как действия прокуратуры в целом.

В этой связи Генеральным прокурором Российской Федерации используется такая форма организации работы, как «временная приемная». Это позволяет более оперативно реагировать на имеющиеся проблемы в той или иной области.

— С какими трудностями столкнулись органы прокуратуры в указанный период?

— Как вы уже знаете, такое по масштабам наводнение не регистрировалось более чем 100 лет. Проведенный управлением Генеральной прокуратуры Российской Федерации в округе мониторинг выявил факты неполной готовности органов власти, органов местного самоуправления к последствиям чрезвычайной ситуации.

В 2012 году жители Крымского района Краснодарского края также пережили крупномасштабное наводнение. Когда аналогичное бедствие случилось у нас, по распоряжению Генерального прокурора Российской Федерации на Дальний Восток для практической и методической помощи были направлены опытные сотрудники прокуратуры Краснодарского края, которые оказали нам большую помощь в организации работы. За это им отдельное спасибо.

— Многие из пострадавших не смогли получить компенсации, поскольку официально не зарегистрированы по месту жительства. Как прокуроры отреагировали на ситуацию?

— Проблема защиты прав граждан, фактически проживающих на затопленных территориях без регистрации, стояла очень остро. В такой ситуации путь единственный — судебный. В связи с этим прокурорами проводилась работа по защите интересов граждан путем обращения в суд с подобными заявлениями. По ходатайству прокуроров суды организовали выездные заседания. Всего за прошедшее время более чем двум тысячам жителей была оказана юридическая помощь в установлении факта проживания в зоне подтопления при отсутствии регистрации, включении их в списки на получение мер государственной поддержки, проведение обследований домов.

К примеру, по результатам проверки обращения С. А. Буровой, принятого 17 сентября 2013 года Генеральным прокурором Российской Федерации Ю. Я. Чайкой в г. Хабаровске, в судебном порядке установлен факт проживания заявителя и ее несовершеннолетней дочери в полностью затопленном наводнением пос. Уссурийский. Вынесенное судом решение исполнено. Заявитель на себя и несовершеннолетнюю дочь получила единовременную материальную помощь и компенсацию за утраченное имущество на общую сумму 220 тысяч рублей.

Сейчас имеются другие проблемы.

К примеру, в Хабаровском крае прокуратурой г. Комсомольска-на-Амуре выявлены факты неправомерного отказа должностных лиц в приеме заявлений на выплату единовременной материальной помощи от граждан, проживающих в попавших в зону затопления многоквартирных жилых домах выше первого этажа. По результатам рассмотрения представления, внесенного прокурором города главе администрации, в списки пострадавших включены 2,1 тысячи человек, из которых 1,8 тысячи единовременную материальную помощь уже получили.

Также органы местного самоуправления допускают необоснованную волокиту при проведении обследования жилых помещений на предмет их пригодности для дальнейшего проживания. Это, в свою очередь, препятствует оперативному восстановлению прав пострадавших граждан на обеспечение жилыми помещениями, получение компенсаций.

В Еврейской автономной области прокурору Ленинского района в интересах пострадавших пришлось обратиться в суд с заявлениями о признании незаконным бездействия главы сельского поселения и возложении на него обязанности обследовать жилые дома.

В Приморском крае в декабре 2013 года Спасским районным судом удовлетворены пять заявлений прокурора района о включении граждан в списки пострадавших на получение финансовой помощи из федерального бюджета.

Есть и другие примеры.

— В СМИ прошел сюжет об объявленном Вами предостережении представителю Хабаровской мэрии. Как Вы считаете, такие меры пугают чиновников? Есть ли у прокуратуры более жесткие рычаги?

— Да, официальное предостережение мною объявлено вице-мэру г. Хабаровска, председателю комитета по управлению Южным округом администрации города. Поводом для этого послужило обращение к Генеральному прокурору Российской Федерации женщины, которая находилась в пункте временного размещения. Она пожаловалась на требования представителей местной администрации подтвердить факт затопления ее дома для рассмотрения вопроса о выплате предусмотренных законодательством компенсаций. Чтобы не допустить нарушений прав граждан, оказавшихся в такой ситуации, я публично предостерег должностное лицо о возможной ответственности.

Я полагаю, что такая мера носит превентивный характер. Но прокуратура обладает и другими полномочиями. Закон предоставляет прокурору право возбудить дело о любом административном правонарушении. При наличии соответствующих оснований мы можем направить материалы в следственные органы для решения вопроса об уголовном преследовании.

Приведу пример. В Еврейской автономной области в октябре 2013 года по постановлению заместителя прокурора области следственными органами возбуждено уголовное дело по ч. 4 ст. 159 УК РФ по факту хищения денежных средств в размере 1,76 млн. рублей. Деньги были выделены на капитальный ремонт гидротехнического сооружения «Николаевская защитная дамба Смидовичского района». По предварительным данным, хищение совершили неустановленные лица из числа работников администрации муниципального образования «Николаевское городское поселение» и МУП г. Хабаровска «Дорожник», которые в 2012 году использовали при строительстве материал, не предусмотренный проектом и имеющий более низкую стоимость. Ведется следствие.

— Сейчас ситуация, можно сказать, нормализовалась, однако еще не все проблемы решены. Вы продолжаете посещать пострадавшие от паводка регионы. Что волнует людей, пострадавших от наводнения, в первую очередь?

— Сейчас в округе действует 38 пунктов длительного пребывания (или ПДП), в которых размещено более 1,8 тысячи граждан. Я неоднократно посещал эти пункты в Хабаровском крае, Амурской, Еврейской автономной областях, лично знакомился с организацией быта, медицинского обеспечения и питания эвакуированных граждан, беседовал с ними на интересующие их вопросы. Жители ПДП преимущественно поднимали вопросы о несогласии с заключениями межведомственной комиссии о признании жилых помещений пригодными (непригодными) для проживания, о недостаточном информировании по порядку оспаривания указанных заключений, о невыплате денежных средств на капитальный ремонт жилья, пострадавшего от наводнения. Единичные обращения касались качества проживания в пунктах длительного проживания.

В этой связи прокуроры усилили внимание к проблемам жизнеобеспечения пострадавших граждан, размещенных в пунктах длительного проживания, к обследованию жилого фонда, определению его пригодности для дальнейшего проживания, организации проведения капитального ремонта пострадавшего жилья, строительства новых жилых домов.

— Какое, по Вашему мнению, главное направление в работе органов прокуратуры в данный период?

— Приоритетом для органов прокуратуры в округе по-прежнему остается неукоснительное соблюдение прав граждан, в особенности лиц, особо нуждающихся в помощи, испытывающих трудности с самостоятельной защитой нарушенных стихией прав (ветеранов войны, инвалидов, пожилых людей, беременных женщин, семей с малолетними детьми), выплата им всех причитающихся денежных средств.

Кроме этого, на текущем этапе необходимо обеспечить законность при проведении аварийно-восстановительных работ, строительстве и капитальном ремонте жилья, предупреждении, выявлении и пресечении фактов нецелевого расходования и хищения бюджетных средств, выделенных на выплату компенсаций, соблюдении законности расходования средств, поступивших в качестве гуманитарной помощи пострадавшим.

——————————————————————

Название документа

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *