Прокурорский надзор за исполнением законодательства на объектах метрополитена

(Русецкий А. Е., Ефремова А. В.)

(«Прокурор», 2014, N 1)

Текст документа

ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

НА ОБЪЕКТАХ МЕТРОПОЛИТЕНА

А. Е. РУСЕЦКИЙ, А. В. ЕФРЕМОВА

Русецкий А. Е., начальник отдела по надзору за исполнением законов о промышленной и дорожной безопасности управления по надзору за исполнением законов о защите интересов государства и общества Главного управления по надзору за исполнением федерального законодательства Генеральной прокуратуры Российской Федерации.

Ефремова А. В., прокурор отдела.

В современных мегаполисах для органов власти все большую актуальность приобретают вопросы развития транспортной системы. Одной из основных задач на этом направлении является перераспределение нагрузки на городские пассажирские перевозки. В первую очередь это связано с возрастанием числа автомобилей, исчерпанием пропускной способности городских уличных магистралей, нехваткой мест для стоянки автомашин.

При интенсивном увеличении плотности населения городов объем пассажирских перевозок становится настолько значительным, что существующая сеть наземных линий городского пассажирского транспорта (трамвай, троллейбус, автобус), в среднем обеспечивающая перевозку от 3 до 10 тысяч пассажиров в час в одном направлении, уже не справляется с возросшими транспортными потоками.

В последние годы наблюдается тенденция изменения структуры пассажиропотока, все большее число граждан выбирают метрополитен и другие виды скоростного внеуличного транспорта в качестве основных.

В настоящее время метрополитены эксплуатируются в семи городах России: Москве, Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде, Новосибирске, Самаре, Екатеринбурге и Казани. В Волгограде по нормам метростроения построены линии скоростного трамвая.

Ежегодно в России указанные виды транспорта перевозят около 4 млрд. пассажиров. Вместе с тем плотность линий Московского, наиболее протяженного, метрополитена России в 2 раза меньше, чем в Нью-Йорке, в 4 раза — чем в Лондоне, и в 10 раз — чем в Париже. При этом интенсивность эксплуатации Московского метрополитена — одна из самых высоких в мире.

Таким образом, развитие метрополитенов и других видов скоростного внеуличного транспорта является важнейшей государственной задачей, решение которой позволит обеспечить высокое качество транспортного обслуживания населения, снизит транспортную нагрузку на улично-дорожную сеть и обеспечит высокую мобильность трудоспособного населения.

Метрополитен — транспортное предприятие, связанное с повышенной опасностью. Однако основной его задачей является предоставление пассажирам безопасных услуг. Обеспечение безопасности пассажирских перевозок метрополитеном напрямую зависит от исполнения установленных законодательством требований при его строительстве, эксплуатации и обслуживании. Именно соблюдение законодательства в данной сфере должно быть предметом постоянного и системного надзора со стороны органов прокуратуры.

В связи с пожарами и иными инцидентами, повлекшими причинение вреда жизни и здоровью граждан, Генеральной прокуратурой Российской Федерации постоянно организуются проверки исполнения законодательства при обслуживании населения метрополитеном.

Надзор свидетельствует, что игнорирование предприятиями метрополитена требований законодательства о транспортной, промышленной и пожарной безопасности, социальной защите инвалидов и санитарно-эпидемиологического законодательства ставит под угрозу жизнь и здоровье граждан.

Одной из причин происшествий на объектах метрополитена является поставка заводами-изготовителями оборудования ненадлежащего качества, несоблюдение организациями технологии ремонта подвижного состава, а также его изношенность.

Например, в ГУП «Петербургский метрополитен» срок службы больше половины эксплуатируемых вагонов превысил нормативный. В связи с этим прокуратура Санкт-Петербурга проинформировала органы власти города о необходимости увеличения финансирования на закупку новых вагонов.

На объектах Московского метрополитена в сентябре 2013 года несколько раз перерывалось движение поездов. Как показали результаты расследований, причинами происшествий явились технические неисправности вагонов, возникшие по вине организации, не соблюдавшей технологию их ремонта, а также нарушения подрядной организацией порядка проведения монтажных работ на объектах Московского метрополитена.

Особое внимание должно уделяться качеству поставляемого предприятиям метрополитена оборудования и изделий. Так, в 2013 году был выявлен факт поставки Московскому метрополитену некачественных рельсов, в результате чего произошел поперечный излом на одной из линий метро.

Другая причина происшествий — нарушение работниками предприятий требований локальных актов, регулирующих порядок и сроки осуществления регламентных работ, и ненадлежащий контроль со стороны ответственных должностных лиц за исполнением подчиненными своих обязанностей. Зачастую некачественное проведение работ по ремонту электрооборудования является причиной пожаров, задымлений и как следствие — остановки движения поездов.

Прокурорами совместно со специалистами органов Роспотребнадзора на всех метрополитенах страны выявлены нарушения максимально допустимого уровня шума на перронах, санитарно-гигиенических требований к качеству воздуха по микробиологическим показателям, уровня искусственной освещенности на станциях, предельно допустимой концентрации содержания пыли в воздухе.

Много случаев отсутствия на рассматриваемых объектах систем противопожарной сигнализации, нахождения средств противопожарной защиты в нерабочем состоянии. Подобные нарушения влияют на безопасность пассажирских перевозок. Поэтому усилия прокуроров должны быть направлены не только на оперативное устранение неисполнения требований закона, но и на их предупреждение. Помимо привлечения предприятий метрополитена к административной ответственности необходимо добиваться создания эффективной системы безопасности при организации пассажирских перевозок. С учетом того что объекты метро в России построены в прошлом веке, следует добываться от органов власти регионов и транспортных предприятий выделения финансирования не только на текущий ремонт, но и на закупку нового подвижного состава, модернизацию инженерной инфраструктуры метро. Такая работа должна вестись системно, в рамках региональных целевых программ.

В настоящее время органы власти субъектов Российской Федерации выделяют значительные средства на строительство и развитие метро, что требует от прокуроров системного подхода при организации надзора за исполнением градостроительного и бюджетного законодательства при строительстве метро.

Например, прокуратурой Москвы выявлены факты строительства без соответствующих разрешений, ненадлежащего контроля и надзора, несоблюдения требований миграционного и природоохранного законодательства.

Не теряет актуальности надзор за исполнением законодательства о транспортной безопасности. Наличие террористических угроз требует усилий по повышению эффективности системы безопасности населения, прежде всего — объектов транспорта, мест массового пребывания людей.

Прокурорские проверки показали, что на объектах метрополитена повсеместно игнорируются требования этого законодательства. Не во всех регионах проведена оценка уязвимости данных объектов транспортной инфраструктуры от актов террора. Например, прокуратурами Волгоградской области и Республики Татарстан выявлено отсутствие планов обеспечения транспортной безопасности на объектах метрополитенов.

Прокуратурой Москвы установлено, что уборка станций метрополитена осуществлялась по договорам, заключенным предприятием с пятью клининговыми компаниями, из которых только одна самостоятельно выполняла условия договора, имея в штате работников для уборки помещений. Другие организации обязанности по договору исполняли не сами, а привлекали для этого субподрядные организации.

Как следствие — контроль со стороны ГУП «Московский метрополитен» за работниками организаций, привлеченных к уборке станций и помещений, не осуществлялся. Бесконтрольный допуск к инженерной инфраструктуре посторонних лиц, в частности мигрантов, негативно влиял на состояние антитеррористической защищенности.

Анализ состояния практики прокурорского надзора свидетельствует о необходимости разработки и принятия федерального закона, регулирующего соответствующие правоотношения. Эти вопросы сейчас решаются субъектами Российской Федерации по своему усмотрению и нуждаются в унификации. Такой закон должен определить понятия «метрополитен», «скоростной внеуличный транспорт» и комплексно установить правовые основы функционирования транспорта.

По инициативе Генеральной прокуратуры Российской Федерации Минтрансом России разработан законопроект о метрополитене и других видах внеуличного скоростного транспорта.

Далее следует определить контролирующий орган по надзору за соблюдением норм технической безопасности при осуществлении перевозки пассажиров метро, при эксплуатации подвижного состава.

Устойчивое и безопасное функционирование транспортного комплекса, защита интересов личности, общества и государства в указанной сфере — важные задачи прокурорского надзора. При планировании надзорных мероприятий следует использовать предоставленные законом полномочия и привлекать к проверкам специалистов территориальных органов Роспотребнадзора, Ростехнадзора и Ространснадзора. Необходимо занимать активную позицию, каждому факту нарушений закона на объектах метрополитена давать принципиальную оценку, использовать весь комплекс мер прокурорского реагирования, направленных не только на устранение выявленных нарушений закона, но и на их предупреждение в целях обеспечения безопасности жизни и здоровья граждан.

——————————————————————

Название документа