Полномочия Росреестра в сфере государственной кадастровой оценки

(Штейников А. В.)

(«Имущественные отношения в Российской Федерации», 2012, N 7)

Текст документа

ПОЛНОМОЧИЯ РОСРЕЕСТРА В СФЕРЕ

ГОСУДАРСТВЕННОЙ КАДАСТРОВОЙ ОЦЕНКИ

А. В. ШТЕЙНИКОВ

Штейников Алексей Васильевич, начальник Управления оценки объектов недвижимости Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (г. Москва).

Автор рассматривает вопросы, связанные с реализацией полномочий Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) в сфере государственной кадастровой оценки недвижимости в связи с изменением законодательства Российской Федерации. Совершает краткий экскурс в историю проведения кадастровой оценки в Российской Федерации. Анализирует новый состав полномочий службы в сравнении с ранее действовавшим порядком, указывает задачи, которые в связи с этим стоят перед Росреестром.

Ключевые слова: Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии, Росреестр, государственная кадастровая оценка недвижимости, кадастровая стоимость, налог на недвижимость, мониторинг рынка недвижимости, оспаривание результатов определения кадастровой стоимости.

Authority of Federal Service for State Registration, Cadastre, and Cartography in the state cadastral valuation

A. V. Shteynikov

The author examines issues related to the implementation of the powers of the Federal Service for State Registration, Cadastre, and Cartography in the state cadastral valuation of property due to changes in the legislation of the Russian Federation. Commits a brief history of the land evaluation in the Russian Federation. Analyzes the powers of the new service in comparison with the previous order, indicating the problem, which therefore face the Federal Service for State Registration, Cadastre, and Cartography.

Key words: Federal Service for State Registration, Cadastre, and Cartography, state cadastral valuation of real estate cadastre value, property taxes, and monitoring real estate market, challenging the results of determining the value of the land.

Государственная кадастровая оценка — одно из важнейших направлений деятельности Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (далее — Росреестр) на современном этапе развития системы имущественных отношений в Российской Федерации.

Целью проведения государственной кадастровой оценки объектов недвижимости (земельные участки и объекты капитального строительства) является определение их кадастровой стоимости для целей налогообложения (в отношении объектов капитального строительства — после введения налога на недвижимость). Кроме того, в отдельных случаях кадастровая стоимость применяется для установления арендной платы, а также определения цены выкупа земельных участков, находящихся в государственной собственности.

Кадастровая стоимость в соответствии с законодательством Российской Федерации — это рыночная стоимость объекта недвижимости, установленная на определенную календарную дату на основе принятых методик с использованием технологий массовой оценки [1]. Таким образом, кадастровая стоимость отражает уровень цен на рынке недвижимости на определенную дату. В этом смысле она является объективной. Следовательно, налог, опирающийся на рыночную базу, является справедливым, а налогообложение — адвалорным (в соответствии со стоимостью).

Работы по государственной кадастровой оценке впервые были начаты в Российской Федерации в 1999 году. Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 августа 1999 года N 945 «О государственной кадастровой оценке земель» определена цель кадастровой оценки — внедрение экономических методов управления земельными ресурсами и повышение на этой основе эффективности использования земель.

В октябре 2001 года вступил в силу Земельный кодекс Российской Федерации, которым определено, что порядок проведения кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации.

В целях обеспечения организации и выполнения работ по государственной кадастровой оценке земель на территории Российской Федерации Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 апреля 2000 года N 316 были утверждены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель, которыми устанавливались периодичность проведения оценки и основные принципы определения кадастровой стоимости земель в зависимости от их целевого назначения и использования. Кроме того, были определены полномочия органов государственной власти в указанной сфере.

Первый тур государственной кадастровой оценки (далее — ГКО) земель был проведен на территории всех субъектов Российской Федерации в 2000 — 2005 годах. По результатам указанных работ с 1 января 2006 года на территории Российской Федерации изменен порядок налогообложения земельных участков — введен в действие земельный налог на основе кадастровой стоимости земельных участков.

В соответствии с подпрограммой «Создание системы кадастра недвижимости (2006 — 2012 годы)» Федеральной целевой программы «Создание автоматизированной системы ведения государственного земельного кадастра и государственного учета объектов недвижимости (2002 — 2008 годы)», утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 сентября 2005 года N 560, проводилась актуализация результатов ГКО земель — второй тур государственной кадастровой оценки земель, который завершился в 2010 году.

В сентябре 2007 года внесены изменения в Постановление Правительства Российской Федерации N 316, в соответствии с которыми для проведения оценочных работ привлекаются оценщики или юридические лица, имеющие право на заключение договора об оценке в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом от 21 июля 2005 года N 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд». Если первый тур оценки выполнялся организациями, подведомственными федеральному органу власти, осуществляющему функции по организации государственной кадастровой оценки земель, то к выполнению работ во втором туре привлекались оценщики, соответствующие требованиям, установленным Федеральным законом от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее — Закон об оценке).

Следует отметить, что с 2007 года в соответствии с Административным регламентом по исполнению государственной функции «Организация проведения государственной кадастровой оценки земель», утвержденным Приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 28 июня 2007 года N 215, Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости (а после его реорганизации в 2008 году — Росреестром) осуществлялась проверка отчетов об определении кадастровой стоимости земельных участков на соответствие методическим указаниям.

Значимым событием для профессионального сообщества оценщиков стало принятие Федерального закона от 22 июля 2010 года N 167-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации». Законом определена принципиально новая концепция кадастровой оценки, можно сказать, что произошла ее коренная модернизация. Теперь ГКО проводится по решению исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или, в случаях, установленных законодательством субъекта Российской Федерации, по решению органа местного самоуправления. Вместе с тем до 1 января 2013 года указанные полномочия также сохранены за Росреестром.

Кроме того, в соответствии с внесенными изменениями в Закон об оценке Росреестр уже не осуществляет проверку отчетов об определении кадастровой стоимости. Указанные полномочия реализуются саморегулируемыми организациями оценщиков в рамках проведения экспертизы отчетов об оценке.

В соответствии с положениями Закона об оценке сегодня Росреестр наделен следующими полномочиями:

— проведение государственной кадастровой оценки объектов недвижимости (до 1 января 2013 года);

— формирование перечня объектов недвижимости для целей государственной кадастровой оценки;

— создание на территории субъектов Российской Федерации комиссий по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости;

— ведение фонда данных ГКО.

Ключевым в 2010 году стало решение о подготовке к введению в Российской Федерации налога на недвижимость. В Бюджетном послании Президентом Российской Федерации эта задача сформулирована следующим образом: «следует ускорить подготовку введения налога на недвижимость, а также разработать систему, позволяющую взимать данный налог исходя из рыночной стоимости облагаемого имущества» [10].

В целях введения налога на недвижимость в соответствии с поручением Правительства Российской Федерации от 20 мая 2010 года N КА-П13-3318 до конца 2012 года должна быть проведена оценка всех объектов недвижимости в субъектах Российской Федерации. В связи с этим Росреестром с 2010 года организованы работы по ГКО объектов капитального строительства в субъектах Российской Федерации. Кроме того, реализованы подготовительные мероприятия, необходимые для определения кадастровой стоимости объектов капитального строительства на территориях 71 субъекта Российской Федерации.

Необходимо отметить, что определение кадастровой стоимости тесно связано с наполнением государственного кадастра недвижимости сведениями об объектах капитального строительства. В связи с этим параллельно с работами по оценке организуются работы по переносу сведений об объектах капитального строительства, содержащихся в органах технической инвентаризации, в государственный кадастр недвижимости.

Еще одной ключевой задачей Росреестра является информационное обеспечение кадастровой оценки. Росреестру необходимо сформировать фонд данных государственной кадастровой оценки (см. рис. 1), в который должны быть включены исходные сведения и результаты государственной кадастровой оценки. Помимо этого, в рамках ведения фонда данных государственной кадастровой оценки Росреестр проводит мониторинг рынка недвижимости. Для этого нужно создать прозрачную, доступную для общества и четко работающую информационную систему, которая станет одним из составных элементов единого федерального информационного ресурса, включающего сведения об объектах недвижимости. Электронные услуги остро востребованы обществом, поэтому фонд данных государственной кадастровой оценки планируется создать в виде автоматизированной информационной системы, функционирующей как подсистема портала государственных услуг, оказываемых Росреестром в электронном виде. Таким образом, налогоплательщики через Интернет получат доступ не только к результатам кадастровой оценки, но и к порядку ее расчета. Порядок ведения фонда данных ГКО и предоставления сведений из него утвержден Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 21 февраля 2011 года N 53.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

от 29.07.1998 N 135-ФЗ

«Об оценочной деятельности

в Российской Федерации»

\/

ВЕДЕНИЕ ФОНДА ДАННЫХ ГОСУДАРСТВЕННОЙ

КАДАСТРОВОЙ ОЦЕНКИ

Порядок ведения фонда данных государственной

кадастровой оценки и предоставления

сведений из этого фонда

(Приказ Минэкономразвития России

от 21.02.2011 N 53)

Фонд данных Сведения фонда Сведения фонда данных

ведется на данных открыты предоставляются

электронных и общедоступны посредством сайта

носителях Росреестра

\ / \ / \ /

ФОНД ДАННЫХ ГОСУДАРСТВЕННОЙ КАДАСТРОВОЙ ОЦЕНКИ

Сбор исходных данных Сбор результатов Проведение

государственной государственной мониторинга рынка

кадастровой оценки кадастровой оценки недвижимости

Рис. 1. Нормативная база фонда данных

государственной кадастровой оценки

Росреестром уже разработана и введена в промышленную эксплуатацию автоматизированная информационная система «Мониторинг рынка недвижимости» (далее — АИС МРН), являющаяся одним из составных элементов фонда данных кадастровой оценки. АИС МРН позволяет осуществлять:

— верификацию и нормализацию сведений об объектах недвижимости, содержащихся в существующих информационных системах Росреестра, предоставление в систематизированном виде таких сведений для проведения анализа рынка недвижимости;

— просмотр сведений о ценах объектов недвижимости на публичной кадастровой карте;

— формирование выборки объектов недвижимости по параметрам, установленным пользователем, и выгрузку в файлы общедоступных форматов (рис. 2).

СУБЪЕКТ РФ ВНЕШНИЕ ИСТОЧНИКИ

ИНФОРМАЦИИ

Единый Государственный (профессиональные

государственный кадастр объединения, администрации

реестр прав недвижимости МО, государственные органы

и организации)

Сведения Сведения

о цене об

\ сделки / \ объектах / Рыночная Цены Стоимость

\ / \ / стоимость спроса реализации

\ / \ / объектов и пред — государ —

\ / \ / из отче — ложения ственного

\ / \ / тов об имущества

\/ \/ оценке

ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЙ \ / \ /\ /

ИНФОРМАЦИОННЫЙ РЕСУРС \ / \ / \ /

РОСРЕЕСТРА (ТИР) \ / \ / \ /

\ / \ / \ /

\ / \/ \ /

Сведения о сделках \/ \/

и объектах

\ недвижимости /

\ /

\ /

\ /

\ /

\ /

\ /

\ /

\ /

\ /

\ /

\ /

АИС «Мониторинг рынка недвижимости»

МО — муниципальное образование

Рис. 2. Мониторинг рынка недвижимости

Следует отметить, что с 31 мая 2012 года АИС МРН размещена на сайте Росреестра в сети Интернет в открытом доступе.

Кроме того, сегодня первоочередной задачей центрального аппарата Росреестра является создание и организация работы комиссий по урегулированию споров по кадастровой оценке при его территориальных органах, поскольку применение досудебных процедур будет широко использоваться налогоплательщиками.

После принятия Министерством экономического развития Российской Федерации соответствующего подзаконного акта (Приказ от 22 февраля 2011 года N 69 «Об утверждении Типовых требований к порядку создания и работы комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости») в 2011 году Росреестром в установленном порядке были организованы работы по созданию специальных комиссий по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при подведомственных территориальных органах. В состав комиссии входят по одному представителю органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа, осуществляющего функции по государственной кадастровой оценке, органа кадастрового учета, Национального совета по оценочной деятельности.

Основаниями для оспаривания кадастровой стоимости могут являться:

— недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости;

— установление кадастровой стоимости в отношении объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости.

Решения, принятые комиссией, и протоколы заседаний размещаются на сайтах Росреестра и его территориальных органов.

В настоящее время такие комиссии созданы уже в 26 субъектах Российской Федерации: Республиках Башкортостан, Татарстан, Коми, Адыгея и Марий Эл, Чувашской Республике, Краснодарском, Красноярском и Пермском краях, Воронежской, Владимирской, Оренбургской, Рязанской, Смоленской, Омской, Липецкой, Тверской, Тамбовской, Самарской, Ростовской, Нижегородской, Кемеровской, Калужской, Калининградской, Иркутской и Ульяновской областях. По мере поступления информации об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости на территории Российской Федерации в 2012 году будет продолжено проведение мероприятий по созданию комиссий по досудебному урегулированию споров по кадастровой оценке.

В заключение следует отметить, что изменения, внесенные в существующее законодательство в сфере регулирования оценочной деятельности, направлены на повышение качества оказываемых оценочных услуг. Названные усовершенствования кадастровой оценки наилучшим образом отразятся на ее результатах, а также позволят установить справедливый и экономически обоснованный налог на объекты недвижимости.

Литература и информационные источники

1. Приказ Министерства экономического развития Российской Федерации от 22 октября 2010 года N 508 «Об утверждении федерального стандарта оценки «определение кадастровой стоимости (ФСО N 4)».

2. Постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 1999 года N 945 «О государственной кадастровой оценке земель».

3. Федеральный закон от 25 октября 2001 года N 136-ФЗ «Земельный кодекс Российской Федерации».

4. Постановление Правительства Российской Федерации от 8 апреля 2000 года N 316 «Об утверждении Правил проведения государственной кадастровой оценки земель».

5. Постановление Правительства Российской Федерации от 13 сентября 2005 года N 560 «Об утверждении подпрограммы «Создание системы кадастра недвижимости (2006 — 2012 годы)» Федеральной целевой программы «Создание автоматизированной Системы ведения государственного земельного кадастра и государственного учета объектов Недвижимости (2002 — 2008 годы)».

6. Федеральный закон от 21 июля 2005 года N 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».

7. Федеральный закон от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».

8. Приказ Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 28 июня 2007 года N 215 «Об утверждении Административного регламента по исполнению государственной функции «Организация проведения государственной кадастровой оценки земель».

9. Федеральный закон от 22 июля 2010 года N 167-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

10. URL: пир://президент. рф.

11. Поручение Правительства Российской Федерации от 20 мая 2010 года N КА-П13-3318.

12. Приказ Министерства экономического развития Российской Федерации от 21 февраля 2011 года N 53 «Об утверждении порядка ведения фонда данных государственной кадастровой оценки и предоставления сведений из этого фонда».

13. Приказ Министерства экономического развития Российской Федерации от 22 февраля 2011 года N 69 «Об утверждении Типовых требований к порядку создания и работы комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости».

——————————————————————

Название документа