Общие вопросы адвокатской тактики, техники и стиля

(Деханов С. А.) («Адвокат», 2012, N 9)

ОБЩИЕ ВОПРОСЫ АДВОКАТСКОЙ ТАКТИКИ, ТЕХНИКИ И СТИЛЯ

С. А. ДЕХАНОВ

Деханов Сергей Александрович, доктор юридических наук, профессор кафедры авторского права, смежных прав и частноправовых дисциплин Российской государственной академии интеллектуальной собственности, адвокат.

Статья С. А. Деханова посвящена исследованию вопросов адвокатской тактики, техники и стиля применительно к сущностным характеристикам современного института адвокатуры, проявляемых в условиях реализации принципа состязательности.

Ключевые слова: адвокатура; адвокатская деятельность; адвокатская тактика; адвокатская техника; адвокатский стиль.

General issues of lawyer’s tactic, technique and style S. A. Dekhanov

The article of the Doctor of Law, professor of the Department of Copyright, Related Rights and Private Law disciplines of the Russian State Academy of Intellectual Property, lawyer S. A. Dekhanov (e-mail: daad95@mail. ru) is devoted to the study of issues of lawyer’s tactic, technique and style in relation to the essential characteristics of the modern institution of advocacy, which are realized in terms of the principle of adversarial proceedings.

Key words: advocacy; lawyer activity; lawyer’s tactic; lawyer’s technique; lawyer’s style.

Более полутора столетий назад выдающийся английский адвокат Р. Гаррис писал о том, что в Англии нет школы адвокатуры, нет лекций об адвокатском искусстве; что после вступления в сословие молодому адвокату приходится выбираться на дорогу собственными силами ценой немалого ущерба для интересов своего клиента, что, никогда не учившись искусству защиты, начинающий адвокат мало подготовлен к тому, чтобы отстаивать права своих клиентов. Годы идут, а для российских адвокатов высказывание маститого англичанина остается актуальным и сегодня. Действительно, несмотря на внушительное количество работ, посвященных вопросам адвокатской деятельности и адвокатуры, они не в полной мере соответствуют целям и задачам адвокатуры — выявлению объективных законов успешной деятельности адвоката в судах различных инстанций. С одной стороны, это объясняется тем, что подавляющее большинство опытных адвокатов не считают для себя необходимым браться за перо и раскрывать секреты своего адвокатского мастерства, а с другой — тем, что в наших судах зачастую нарушается принцип гласности судебного разбирательства и отсутствует солидное издание по типу «судебных ведомостей», из которых, как из источника мудрости, можно было бы почерпнуть информацию о важнейших открытых судебных процессах при участии «звезд» российской адвокатуры. При таких условиях считается почти нормой мнение некоторых адвокатов, что вся необходимая для профессии информация содержится в кодексах или постановлениях пленумов судов. Несомненно, эти источники информации играют важную роль в работе адвоката. Однако помимо законов, кодексов и постановлений пленумов есть и нечто другое, на что мы опираемся в своей работе: адвокатская тактика, техника и стиль, которые в своей совокупности образуют понятие адвокатского искусства. Адвокатское искусство как единство его отдельных элементов является сущностной функцией современного института адвокатуры, чьи типологические характеристики являются универсальными для стран Европы и большинства стран мира. Так, признается, что: — адвокаты являются носителями публичного интереса, выраженного в приоритетной защите прав клиентов (граждан и их объединений) перед личной выгодой; — адвокаты имеют специфические обязанности, они служат правосудию, их миссия (цель) — оказывать юридическую помощь гражданам и их объединениям (субъектам права в широком смысле) по защите их прав и свобод; — адвокаты призваны поддерживать высокие этические стандарты при осуществлении профессиональной деятельности. Именно целями высшего порядка (сущностными признаками) и обусловлены тактические и технические приемы, применяемые адвокатами, в условиях реализации принципа состязательности. Судебное состязание есть не академический диспут, а борьба между противоположными сторонами. В серьезном деле всегда кипит вражда — это достойно порицания, но это так. Обычно все стадии процесса пронизаны тактикой противоборства. Это альфа и омега адвокатской деятельности. Именно под данным углом мы должны рассматривать любые процессуальные действия. Единственным ограничителем, регулятором поведения адвоката в процессе является адвокатская этика <1>. ——————————— <1> С. Л. Ария в книге «Жизнь адвоката» следующим образом изложил систему нравственных заповедей адвоката: «Порядочность; этичность в речах и методах ведения дел; добросовестность в ведении дел; стремление к вершинам профессионализма; скромность и самокритичность; принципиальность и настойчивость; соблюдение конфиденциальности; чувство ответственности; умеренность и щепетильность в гонорарных вопросах».

Прежде всего, на любой стадии процесса адвокат должен иметь правильный план действий и умело его реализовывать. По словам Сунь Цзы, «если план заранее не составлен и думают победить, надеясь на одну силу, победа еще не обязательна» <2>. ——————————— <2> Сунь Цзы. Трактаты о военном искусстве. М.: ООО АСТ; СПб.: Terra Fantastica, 2002. С. 142.

В самом общем виде план входит в понятие стратегии, а способ его реализации охватывается уже понятием тактики. Планирование есть мыслительный процесс, выраженный в письменной или графической форме. И как мыслительный процесс он не может не базироваться на определенной информации и стоящих перед субъектом конкретных процессуальных задачах. Для составления плана по судебному делу имеют значение базовые посылки, которые также являются его структурными элементами: определение конкретной цели, круг обстоятельств, подлежащих доказыванию, источники доказательств (средства доказывания) и т. д. Дополнительно к вышеуказанному можно выделить иные имеющие существенные для дела обстоятельства, как то: психологическая, интеллектуальная и иная характеристика оппонента, в том числе лица, его представляющего; предварительная оценка имеющихся по делу доказательств с точки зрения их «качества»; методика поиска дополнительных доказательств; судебные версии. Помимо этого существуют цели более низкого уровня («подцели»), касающиеся отдельных аспектов предмета судебного разбирательства. При разработке плана также целесообразно учитывать и экономическую сторону процесса. План дела не является застывшей схемой, который составляется до начала дела и не изменяется. В ходе рассмотрения дела в план необходимо вносить определенные изменения, связанные с изменениями в текущей обстановке. Способом реализации стратегических задач является адвокатская тактика, которая, в свою очередь, опирается на адвокатскую технику. Адвокатскую технику мы представляем как составную часть мастерства, которая подразумевает знание типовых ситуаций и структур. Необходимость знания типовых ситуаций и структур обусловлена прежде всего природой судебного спора, который включает в себя множество не поддающихся учету факторов. Исследований по общим вопросам адвокатской тактики практически нет. Какое-то время назад я был убежден, что это временное явление, обусловленное отсутствием принципа состязательности в советском и раннем российском процессуальном праве. Однако за последнее десятилетие произошло обновление процессуального законодательства, а ситуация коренным образом не изменилась. Между тем вопросы тактики хорошо разработаны в теории военного искусства, в шахматах, определенное внимание этому вопросу уделяется в классических трудах по адвокатуре, в которых деятельность адвоката в судебном процессе оценивается как «борьба, состязание, бой». Полагаю, что никто не может лучше описать природу состязания, чем лицо, которое непосредственно постоянно участвует в этом состязании (противоборстве). Макс Эйве, чемпион мира по шахматам, писал: «…Под стратегией мы подразумеваем составление плана, а под тактикой его выполнение. Высшим проявлением тактики является комбинация. Комбинацией мы создаем особый короткий этап, на котором форсированно достигается определенная цель. Ходы на этом этапе партии образуют логическую цепь и находятся в неразрывной связи друг с другом. Каждая комбинация, если к ней поближе присмотреться, состоит из трех частей: нахождение идеи комбинации, расчет ходов комбинации, оценка последствий комбинаций» <3>. ——————————— <3> Эйве М. Стратегия и тактика. Курс шахматных лекций. М.: Русский шахматный дом; Ростов н/Д: Феникс, 2002. С. 45.

Любая комбинация основывается на силе. Для осуществления принуждения необходим по меньшей мере, один объект, на который это принуждение направлено. Нужно заметить, что, хотя каждая сторона оказывает или должна оказывать на противника известное давление, в процессе комбинации это принуждение нарастает взрывоопасно и принимает крайне сильные формы. Отсюда следует, что комбинация не может быть направлена против любого объекта, но лишь против таких объектов, которые в данный момент не в состоянии противостоять внезапной атаке. На шахматном языке это означает, что комбинация может возникнуть только при наличии в лагере противника слабостей. Нащупав в лагере противника слабость, нужно стремиться ее использовать. Именно слабости противника создают исходный момент для наших комбинаций и в огромной степени определяют ее развитие. Поэтому классификация комбинаций должна основываться на различных типах слабостей. Если мы изучим эти типы слабостей один за другим, мы познакомимся с их особенностями, а это обострит наше чутье в отношении комбинационных возможностей и наши способности к комбинированию вообще» <4>. ——————————— <4> Эйве М. Указ. соч. С. 49.

В качестве примера элементарного комбинирования выступает система использования в судебном процессе одних доказательств против других. Свидетельские показания — свидетельские показания. Свидетельские показания — экспертиза. Свидетельские показания — вещественные доказательства. Свидетельские показания — письменные доказательства. Свидетельские показания — объяснения сторон и третьих лиц. Экспертиза — объяснения сторон и третьих лиц. Экспертиза — вещественные доказательства. Экспертиза — письменные доказательства. Экспертиза — экспертиза. Вещественные доказательства — письменные доказательства. Вещественные доказательства — объяснения сторон и третьих лиц. Вещественные доказательства — вещественные доказательства. Письменные доказательства — объяснения сторон и третьих лиц. Письменные доказательства — письменные доказательства. Объяснения сторон и третьих лиц — объяснения сторон и третьих лиц.

Вне всякого сомнения, для успешного ведения процесса необходима эффективная комбинация использования доказательств в зависимости от характера дела, участвующих лиц, поведения судьи и т. д. Если одно доказательство или система доказательств не достигли своей цели, не убедили суд, необходимо прибегать к использованию других комбинаций использования доказательств в судебном процессе. Знания простого комбинирования средств доказывания недостаточно, необходимо понимание и умелое использование основ сосредоточения доказательств. Принцип сосредоточения наиболее полно описан в военной литературе. При максимальном упрощении общих идей по военной тактике мы получаем следующие основные положения: «Не только один принцип, но и все принципы войны можно выразить одним словом — «сосредоточение». Но правильнее будет сказать несколько шире — сосредоточение силы против слабости. Подлинное сосредоточение сил — это результат предварительного их рассредоточения. Имейте в виду, что вашей цели вы можете достигнуть различными путями, но следите за тем, чтобы захват каждого промежуточного объекта приближал вас к намеченной цели. При выборе оцените возможность их захвата и то, в какой степени это скажется на достижении основной цели. Выбирайте для своих действий такое направление, откуда противник меньше всего ожидает удара. Поставьте себя на место противника и решите за него, какое направление он будет считать для себя менее опасным и поэтому не примет соответствующих предупредительных мер. Действуйте по линии наименьшего сопротивления, придерживайтесь такого направления до тех пор, пока сможете без лишних потерь продвигаться к намеченному объекту, захват которого приблизит вас к намеченной цели. Выбирайте направление, на котором может быть создана одновременная угроза нескольким объектам. Тем самым вы поставите противника перед дилеммой и, воспользовавшись этим, сможете захватить по крайней мере хотя бы один менее защищенный объект, а может и другие объекты. Наличие одновременной угрозы нескольким объектам создает благоприятные возможности для захвата одного из них. Если же вы наметите только один объект, в этом случае противник не окажется беспомощно слабым, и вы наверняка потерпите фиаско, поскольку противник будет знать направление вашего удара. Нет более распространенной ошибки, чем смешение понятий «выбор одного направления действий», что обычно является правильным, и «выбор одного объекта» для нанесения удара, что обычно не увенчивается успехом. Кроме того, в плане вы должны предусмотреть и разработать дальнейшие мероприятия на случай успеха, неудачи или частичного успеха. Не наносите удар всеми силами, пока противник начеку, т. е. когда он занимает выгодные позиции для отражения удара или уклонения от него. История учит, что, если противник не слишком слаб, невозможно нанести ему эффективный удар, пока не парализована сила его сопротивления или способность уклоняться от удара. Поэтому ни один командир не должен наносить удар противнику, закрепившемуся на позиции, до тех пор, пока не убедится в том, что противник парализован. Паралич противника достигается его дезорганизацией и ее моральным эквивалентом — деморализацией. Не возобновляйте наступления на том же направлении (или в той же группировке) после того, как оно потерпело неудачу. В дополнение к этим принципам для обеспечения успеха должны быть решены две основные задачи: нарушить устойчивость противника и развить успех. Первая задача выполняется до нанесения удара, вторая — после нанесения удара. Сам удар по сравнению с этими двумя задачами является довольно несложным актом. Вы не сможете нанести противнику эффективный удар, если сначала не создадите для этого благоприятные условия» <5>. ——————————— <5> Лиделл Гарт Б. Энциклопедия военного искусства. Стратегия непрямых действий. М., 1999. С. 385.

Раз дело дошло до суда, лучший путь к миру — этой бой <6>. В боевой ситуации у воина нет времени на рассуждение, обстановка меняется настолько быстро, что логический анализ действий противника может привести к поражению. Мысль слишком медленна. ——————————— <6> Гаррис Р. Школа адвокатуры / Пер. с англ. Тула: Автограф, 2001. С. 330.

Чистое незамутненное ненужными мыслями сознание подобно зеркалу отражает любое необходимое реагирование. И тут мы сталкиваемся с термином «спонтанность реагирования». Задачей любого адвоката является формирование правильного способа спонтанного реагирования на основе моделирования типических ситуаций (защита против софистических приемов, уловок, острых высказываний противника). При этом способ спонтанного реагирования как метод не подходит при высказывании своей позиции на заявленное письменное ходатайство процессуального противника. В этом случае важно не торопиться, преждевременно не высказывать своих мыслей. В любом случае за все эти направления отвечает адвокатская техника. Наибольший эффект от применения в судебном процессе принципов, лежащих в основе адвокатской тактики и техники, достигается путем формирования собственного адвокатского стиля ведения судебного процесса. Стиль (от греч. stylos, от лат. stylus) буквально означает заостренная палочка для письма. В наши дни под стилем понимается совокупность идейно-этических норм и характерных черт деятельности поведения, метода работы, образа жизни; совокупность признаков, черт, особенностей, присущих чему-либо, кому-либо. Выделяются разные виды стилей: стиль жизни, стиль руководства, стиль ведения процесса. И чем шире начинает толковаться это понятие, тем более усиливается его культурологический стиль. В шахматной литературе считается, что каждый молодой шахматист должен в начале пути пробовать играть в комбинационном стиле, остро и бескомпромиссно. Несмотря на опасность поражений, такая тактика приводит к наиболее быстрым результатам. Пройдет определенное время, и появится тяготение к одному из стилей ведения процесса, острее станет внутреннее зрение и фактическое положение основных процессуальных игроков. Но в каком бы стиле вы ни играли, он должен быть инициативным, направленным на победу. Я полностью солидарен с таким подходом. Крупнейшие международные юридические фирмы стараются набирать в свой штат сотрудников, окончивших ведущие юридические вузы мира. Объясняется это тем, что именно посланцы этих университетов символизирует собой признаки лучшего, наиболее эффективного юридического стиля, который при приобретении практики может трансформироваться в адвокатский стиль. Встает такой юрист, и уже никто не ошибется: кого он представляет, его никто не будет перебивать, грубить ему. Причиной как раз обратных проявлений в современной российской судебной практике является «бесхребетность», бесхарактерность определенной части наших коллег. Именно они своими действиями создают образ адвоката и стиль поведения адвоката, который тяготеет к лакейскому типу. Объяснением этого явления выступает в том числе профессиональная некомпетентность. Для устранения подобных негативных проявлений в адвокатуре и в целях изучения вопросов адвокатской тактики и техники должны создаваться адвокатские школы. Люди часто говорят, что адвокатское искусство есть природный дар; его нельзя создать по заказу. Верно, поскольку все ваши способности суть дары природы. Средняя пригодность к ведению судебных дел есть дар, но умение вести их сообразно правилам искусства — это плод тщательных наблюдений и работы над собой <7>. ——————————— <7> Гаррис Р. Указ. соч. С. 337.

Библиография

Ария С. Л. Жизнь адвоката. Тула: Автограф, 2003. Гаррис Р. Школа адвокатуры / Пер. с англ. Тула: Автограф, 2001. Иеринг Р. Борьба за право. М.: Феникс, 1991. Лиделл Гарт Б. Энциклопедия военного искусства. Стратегия непрямых действий. М., 1999. Сунь Цзы. Трактаты о военном искусстве. М.: ООО «Издательство АСТ»; СПб.: Terra Fantastica, 2002. Эйве М. Стратегия и тактика. Курс шахматных лекций. М.: Русский шахматный дом; Ростов н/Д: Феникс, 2002.

——————————————————————