Надзор за исполнением законов в экологической сфере

(Курилова Е. В.)

(«Законность», 2012, N 12)

Текст документа

НАДЗОР ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ЗАКОНОВ

В ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ СФЕРЕ

Е. В. КУРИЛОВА

Курилова Екатерина Владимировна, старший помощник прокурора Заводского района г. Орла Орловской области.

Статья посвящена практике прокурорского надзора за исполнением природоохранного законодательства на территории Орловской области на примере деятельности Орловской природоохранной межрайонной прокуратуры.

Ключевые слова: прокуратура, надзор, отходы, недра, незаконная рубка леса.

Supervision over implementation of laws in the sphere of environment

E. V. Kurilova

The article focuses on a practice of public prosecutor’s supervision of performance in the ecological law in the Oryol region on an example of activity of the Oryol nature protection interdistrict prosecutor’s office.

Key words: public prosecution service, supervision, scrap, depths, illegal logging.

Как указывается в Стратегии социально-экономического развития Центрального федерального округа до 2020 г., утвержденной распоряжением Правительства РФ от 6 сентября 2011 г. N 1540-р, территория Орловской области составляет 24,7 тыс. кв. километров, численность населения — 785,8 тыс. человек (из них 35,6 процента — сельское), административный центр — г. Орел с населением 320 тыс. человек.

Орловщина — область аграрная, здесь большая площадь земель сельскохозяйственного назначения (2111,9 тыс. гектаров).

Земельные и водные ресурсы имеют большие резервы для развития Орловской области, лесные ресурсы минимальны.

С учетом специфики региона, а также задач, возложенных на органы прокуратуры, к числу важнейших направлений деятельности органов прокуратуры Орловской области по праву можно отнести надзор за исполнением законов об охране окружающей среды и природопользования, соблюдением экологических прав граждан.

В Орловской области создана и действует Орловская природоохранная межрайонная прокуратура, которая обеспечивает реализацию принципа неотвратимости наказания за незаконные рубки леса, взыскание в гражданско-правовом порядке ущерба, уголовное преследование за совершение экологических преступлений.

Органы прокуратуры на постоянной основе осуществляют надзор за целевым использованием земель, за законностью перевода земель из одной категории в другую (это и земли населенных пунктов, земли сельскохозяйственного назначения, земли особо охраняемых природных территорий, таких как национальный парк «Орловское полесье»).

Также в число приоритетных направлений органов прокуратуры входит надзор за соблюдением законодательства в сфере лесного хозяйства. Несмотря на то что леса занимают порядка 8% территории области, тем важнее сберечь их от незаконных порубок, пожаров.

На регулярной основе проводятся проверки в указанной сфере, прокуроры разъясняют населению законодательство. Итог работы — на протяжении последних трех лет отмечается стойкая тенденция к снижению преступных посягательств на леса как природный объект. Лесных пожаров в 2011 г. на территории области не зарегистрировано.

В число приоритетных направлений деятельности Орловской природоохранной межрайонной прокуратуры входит надзор за исполнением законов об охране атмосферного воздуха. В настоящее время в области 1080 промышленных объектов, негативно воздействующих на атмосферу. Общими усилиями удалось снизить объемы выбросов загрязняющих веществ, в первую очередь за счет оснащения производств установками, улавливающими пыль и газ, а также постоянного и жесткого контроля за качеством выбросов. В результате проделанной работы фактов высокого загрязнения атмосферного воздуха на территории области не отмечалось, чрезвычайные ситуации в этой сфере не регистрировались.

Надзор за исполнением законодательства о недрах при использовании подземных вод осуществляется прокуратурой по таким направлениям, как соблюдение законодательства юридическими лицами, которым право пользования недрами предоставлено на основании лицензий; соблюдение законодательства органами местного самоуправления при реализации полномочий по организации питьевого водоснабжения населения; выявление и пресечение самовольного пользования недрами.

В частности, в деятельности органов местного самоуправления выявлены нарушения, связанные с самовольной эксплуатацией скважин для водоснабжения населения. Орловская природоохранная межрайонная прокуратура в 2011 г. направила в суд 18 исковых заявлений о понуждении муниципалитетов к организации водоснабжения в соответствии с законодательством, внесла 18 представлений, по которым 28 лиц привлечены к дисциплинарной ответственности.

Мерами прокурорского реагирования обеспечивается соблюдение недропользователями, осуществляющими легитимную добычу подземных вод на территории области, требований законодательства и лицензионных условий. Так, по итогам проверки ЗАО «АПК Юность» и ООО «Юнмарт» по результатам рассмотрения постановлений Орловского природоохранного межрайонного прокурора были привлечены к административной ответственности в виде штрафа в размере 50000 руб. за нарушение лицензионных условий пользования недрами и неисполнение обязанностей по охране недр при добыче подземных вод для своих нужд. По иску прокурора на эти организации в судебном порядке возложены обязанности по устранению выявленных нарушений.

Большое внимание уделяется соблюдению законодательства в сфере обращения с отходами. Загрязнение окружающей среды отходами — одна из самых серьезных экологических проблем.

Так, при проверке на основании поступившей информации Орловской природоохранной межрайонной прокуратурой установлено, что на территории ЗАО «Мценский завод вторцветмет» располагался особо опасный объект — пункт временного хранения источников сильного излучения (радиоактивных отходов, поступающих в составе металлолома). Ранее на нем требования безопасности соблюдались, но в связи с банкротством и остановкой производственной деятельности пункт временного хранения остался фактически без охраны и обслуживания. Существовала угроза хищения и, следовательно, возникновения чрезвычайной ситуации регионального масштаба. На вывоз и утилизацию отходов требовалось около миллиона рублей, однако у завода, находящегося в стадии банкротства, не было таких денежных средств. Для скорейшего решения вопроса прокуратура установила контакт с руководителями предприятий, которые прежде поставляли лом, а также контакт с бывшим директором закрытого акционерного общества. Благодаря принятым мерам удалось исполнить взаимные обязательства предприятий по оплате утилизации радиоактивных отходов. В результате ежедневного, постоянного надзора сотрудников прокуратуры в короткий срок была полностью произведена оплата услуг фирмы «Радий» по вывозу и изоляции радиоактивных отходов.

К числу полномочий Орловской природоохранной межрайонной прокуратуры отнесено обеспечение надзора за соблюдением законодательства о защите прав субъектов предпринимательской деятельности, в том числе за законностью осуществления природоохранными органами государственного контроля, в число которых на территории Орловской области входят региональные управления Роспотребнадзора, Росприроднадзора, Россельхознадзора, управление ветеринарии, управление лесами, управление Орелоблэкоконтроля. Организован мониторинг в сфере соблюдения прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности и информационное взаимодействие с контролирующими органами. В рамках осуществления прокурорского надзора Орловской природоохранной межрайонной прокуратурой в 2010 — 2011 гг. проведено 32 проверки, по результатам которых выявлялись нарушения установленного порядка и сроков проведения проверок, факты проведения внеплановых выездных проверок без согласования с органами прокуратуры, организации проверок при отсутствии законных для этого оснований, факты несоблюдения гарантированных прав проверяемых юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

В 2012 г. Орловской природоохранной межрайонной прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов. Практически во всех охотничьих хозяйствах выявлены нарушения, связанные с неправильным оформлением и выдачей разрешений на охоту, введением неправомерных ограничений по срокам охоты, невыполнением обязанностей по охране объектов животного мира и среды их обитания.

Так, при проверке «ОО «Корсаковское районное общество охотников и рыболовов» установлено, что вопреки требованиям действующего законодательства в разрешениях на добычу охотничьих ресурсов не указывались сведения о добываемых животных, их количестве и сроках охоты. Кроме того, в нарушение требований Федерального закона от 24 апреля 1995 г. «О животном мире» приказами общества неправомерно вводились дополнительные ограничения по срокам охоты в охотничьих угодьях. Однако введение ограничений на охоту на определенных территориях или акваториях, а также ограничения сроков охоты относится к исключительной компетенции правительства Орловской области и не может предусматриваться внутренними решениями охотничьего хозяйства.

Аналогичные нарушения выявлены в деятельности охотничьих хозяйств ООО «База отдыха Строитель», ООО «Евроспецстрой», ООО «Заимка», «ОО Краснозоренское районное общество охотников и рыболовов», ООО «Мегком», ООО «Охотрыбхозяйство «МТС-Змиевка», МП «Охотник» ООО «Ремессройпроект в Дмитровске», местной общественной организации охотников и рыболовов Покровского района Орловской области «Столбецкое», ООО «Стройтрансгаз», ЗАО «ЭльФ-А», ООО «Володино», ООО «Золотой Орел».

По фактам нарушений Орловский природоохранный межрайонный прокурор в отношении руководителей этих охотничьих хозяйств возбудил 14 дел об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 8.37 КоАП РФ (нарушение правил пользования объектами животного мира). В результате все они привлечены к ответственности в виде штрафа.

Необходимо также отметить, что Орловской природоохранной межрайонной прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства об охране окружающей среды в отношении предприятий, расположенных на водосборных площадях реки Оки в городе Орле.

В ходе проверки установлено, что ОАО «Орел — Легмаш» осуществляло свою производственную деятельность на промышленной площадке, которая располагалась на водосборе реки Оки в границах водоохраной зоны водного объекта.

Несмотря на наличие угрозы разлива реки Оки в паводковый период и вопреки требованиям Федеральных законов от 10 января 2002 г. «Об охране окружающей среды» и от 24 июня 1998 г. «Об отходах производства и потребления», ОАО «Орел — Легмаш» не произвело очистку территории промплощадки, расположенной на водосборе реки Оки, от отходов производства и потребления и не обеспечило своевременный вывоз таких отходов на объекты утилизации.

Отмеченные нарушения в период разлива реки Оки могли повлечь загрязнение и засорение водного объекта отходами с территории промышленной площадки ОАО «Орел — Легмаш», причинить экологический вред поверхностным водам, животному и растительному миру.

Аналогичные нарушения закона выявлены при проведении проверки ОАО «Автосельмаш».

В целях устранения нарушений закона Орловская природоохранная межрайонная прокуратура в адрес руководителей ОАО «Орел — Легмаш» и ОАО «Автосельмаш» внесла представления, по результатам рассмотрения которых 3 должностных лица привлечены к дисциплинарной ответственности.

Подводя итог изложенному, необходимо отметить, что мерами прокурорского реагирования сотрудники прокуратуры добивались реального устранения выявленных нарушений закона, прав и законных интересов субъектов предпринимательства, привлечения виновных лиц к ответственности.

——————————————————————

Название документа