Технология защиты

(Чурилов Ю.)

(«ЭЖ-Юрист», 2013, N 10)

Текст документа

ТЕХНОЛОГИЯ ЗАЩИТЫ

Ю. ЧУРИЛОВ

Юрий Чурилов, адвокат Сеймской коллегии адвокатов г. Курска.

В отличие от врачей у адвокатов нет общеобязательных стандартов оказания правовой помощи. Случается, что адвокат осуществляет так называемую пассивную защиту, когда он не вникает в материалы дела, не требует соблюдения в отношении своего клиента всех процессуальных прав, не заявляет каких-либо ходатайств и отводов, не обжалует решений. Но есть и другая крайность — бессистемная защита. Как же правильно организовать защиту?

Стратегия и тактика

Защита немыслима без стратегии и тактики действий. Стратегия адвоката — это его позиция по делу, перспектива и план работы, а тактика подразумевает выбор конкретных, наиболее эффективных средств по воплощению плана. Основной проблемой и начинающих, и давно практикующих адвокатов является неумение вовремя просчитать ходы противника, отсутствие навыков прогнозирования возможных (альтернативных) ситуаций. Защитник должен владеть стратегией и тактикой так же, как и шахматист, который не просто делает ход, а продумывает комбинацию своих ходов и ходов соперника, которая, по его мнению, должна привести к победе. При этом никогда не следует возлагать безусловные надежды на то, что следователь, судья применят закон точно в соответствии с его смыслом и сложившейся практикой.

Стратегия и тактика необходимы не только при ведении дел, но и в консультировании, составлении исковых заявлений. Например, обращается клиент с просьбой составить исковое заявление о расторжении брака. Казалось бы, чего проще, в судах даже вывешены образцы указанного иска. Однако нужно предвидеть, что инициирование развода может в дальнейшем привести к спору о детях, разделе имущества, прекращении жилищных прав бывшего супруга и пр. Дата прекращения семейных отношений, которая обычно указывается в иске, при разводе может не играть роли, а при последующем разделе имущества имеет значение существенное, поскольку влияет на объем имущества, подлежащего разделу.

Чтобы правильно определять стратегию и тактику защиты, нужно чувствовать процесс, вживаться в дело, как актер вживается в свою роль. Для этого необходимо собирать информацию о деле из максимально возможных и разнообразных источников и систематизировать ее в зависимости от соотношения в ней объективных и субъективных составляющих. Если постоянно представлять картину дела в собственном воображении, думать о нем даже после того, как оно прошло, тогда постепенно начинает вырабатываться профессиональная интуиция, которая помогает принимать верные решения.

Консультация — алгоритм к действию

Консультирование — это самый распространенный вид юридической помощи, оказываемой адвокатами. Когда люди приходят на консультацию, они часто не способны отделить информацию, имеющую отношение к делу, от информации общего характера (о жизни и работе, о взаимоотношениях с другими людьми и пр.), поэтому их рассказ иногда превращается в пространное повествование. Лучше выслушать клиента от начала до конца. Но есть и другой вариант — прямо спросить клиента: какую помощь он хочет получить от адвоката? А затем — общение в форме «вопрос-ответ». Если консультирование связано с последующим составлением исков и жалоб, а также с ведением дела, то целесообразно предложить клиенту изложить в письменном виде всю информацию о деле. Можно также прибегнуть к помощи диктофона, чтобы иметь возможность при необходимости воспроизвести рассказ клиента.

Когда люди приходят на консультацию к адвокату, они обычно преследуют одну из двух целей: либо решить возникшую правовую проблему (предупредить ее появление), в том числе с последующим наймом адвоката для ведения дела, либо выговориться, получить психологическую поддержку, особенно если ситуация, в которую попал клиент, трудноразрешима с правовой точки зрения. Одним клиентам, неуверенным и сомневающимся, достаточно толчка извне для того, чтобы они приняли решение, а другим — не нужно решение проблем в принципе, они быстрее согласятся с адвокатом, что проблема неразрешима или трудноразрешима. Но в любом случае нужно постараться помочь людям.

В конце любой консультации рекомендуем озвучить клиенту простой вывод, понятный алгоритм конкретных действий с учетом закона, практики его применения, а также конкретной обстановки.

Консультирование может быть устным и письменным. К письменным консультациям адвокаты прибегают крайне редко. Но, исходя из нашей практики, они иногда давали большой положительный эффект, так как чиновники и граждане, ознакомившись с разъяснением закона, порой прекращали нарушение прав клиентов без помощи суда.

Бумаги деловые и не очень…

Цель составляемых адвокатом документов — не просто поставить в известность о собственном мнении, а убедить в собственной правоте, поэтому эти документы должны отвечать определенным требованиям.

Во-первых, деловые бумаги должны составляться грамотно, ибо неграмотность документа — показатель некомпетентности автора. Богатый словарный запас поможет сделать текст лаконичным и избавит от повторений, разжевывания мысли, которую нужно выражать как можно меньшим числом слов. Стиль и тон изложения должны быть спокойными, без эмоциональных всплесков и нравоучений: нужно отражать лишь то, что имеет юридическое значение по делу.

Во-вторых, составляемые документы должны иметь определенную логическую структуру. Каждую мысль целесообразно начинать с нового абзаца. Все вопросы, освещаемые в документах, должны находиться в логической связи и излагаться в определенной последовательности.

В-третьих, такие документы должны быть обоснованы материалами дела (со ссылкой на листы дела), нормами права и судебной практикой, научными источниками. При изложении доводов на первом месте должны быть самые важные обстоятельства, для того чтобы они сразу же бросались в глаза и привлекали внимание к остальной части текста.

Если не следовать этим простым правилам, то составленные документы наведут читателя на скуку или раздражение. Независимо от процессуальной важности составляемого документа, предполагаемой его перспективы нужно помнить, что он может повлиять на репутацию адвоката.

Для того чтобы процесс составления деловых бумаг сделать менее рутинным, можно использовать рыбу, то есть сначала сделать заготовку будущего документа (например, шапку и просительную часть для искового заявления, а затем можно поработать над его основным текстом). Деловые бумаги следует составлять не от руки, а с помощью компьютерной техники, иной подход будет свидетельствовать о небрежном отношении адвоката к своим профессиональным обязанностям.

Слово адвокату

Есть мнение, что главная роль защиты не в прениях, а в судебном следствии. Именно поэтому некоторые клиенты, приходящие в коллегию, проводят разницу между адвокатами и юристами: «Нам нужен юрист, а не адвокат». И именно поэтому клиенты нередко с большим вниманием выслушивают речь прокурора, а не адвоката, полагаясь на то, что тот даст оценку работы адвоката на следствии. Но на самом деле прокурор обычно поддерживает первоначальное обвинение, и лишь речь адвоката содержит критическое осмысление материалов дела.

Поскольку обычно перед выступлением в прениях прокурор общается с судьей и они согласовывают общую позицию по квалификации и наказанию, а защита выступает в конце, когда эти вопросы формально уже решены, иногда очень важно бывает воспользоваться защитнику вступительным словом в начале судебного следствия, для того чтобы определить перед судом свою позицию. Обязательно это следует сделать в том случае, если клиент отказывается от дачи показаний вообще либо согласен их давать после исследования доказательств обвинения. Делать это следует осторожно, чтобы заранее не раскрыть все карты и не дать возможности суду и прокурору сгладить слабые стороны обвинения.

Простые правила для непростого дела

В ходе практики с учетом многочисленных пособий по судебной риторике нами выработано несколько простых правил речи. Итак, речь адвоката должна:

1. Быть подготовленной, каким бы простым ни было дело. Нужно помнить, что зачастую мнение об адвокате, его профессионализме складывается именно по его выступлению в прениях. Для того чтобы речь была удачной, нужно как можно больше писать, шлифуя язык и стиль речи. Чтобы произнести успешную речь, нужно в повседневной жизни тренировать голосовой аппарат, прислушиваться к своей речи со стороны. Также нужно быть готовым к возражениям на реплики прокурора. Многие адвокаты не любят отвечать на реплики, однако последнее слово защитник должен оставлять всегда за собой, к тому же в ответе на реплику можно незаметно коснуться каких-то упущенных и очень важных для защиты моментов.

2. Быть индивидуальной. Если адвокат как по накатанной колее из процесса в процесс произносит одну и ту же заготовку, то его не просто не слушают, над ним могут откровенно смеяться. Такая реакция, например, может возникнуть после безмерно скучной фразы «Уважаемый суд! Мы наконец-то закончили рассматривать дело…». Для того чтобы преодолеть шаблонность речи, нужно много думать о деле, вникать в него не только при изучении документов, но и по пути с работы, за поздним ужином. Это тем более актуально при рассмотрении дела в особом порядке, когда вина не оспаривается, личность подсудимого выглядит крайне посредственно, а совершенное им преступление банально и незамысловато.

3. Иметь определенную логическую структуру и выразительность.

Вступительная часть речи настраивает аудиторию на нужный лад. В начале речи нельзя пересказывать обвинительное заключение, которое уже всем известно. Вступление должно заинтересовать слушателей, в нем нужно лаконично сконцентрировать главную мысль своего выступления, основной тезис, объяснение того, что по версии защиты произошло. Возбудить интерес к речи, обратить на нее внимание возможно какой-то интересной историей, притчей, пословицей, образом, которые должны быть свежи, оригинальны и не уводить слушателя от основной темы. Судебная речь вообще и ее вступление в частности не могут быть скучными, сухими и наукообразными, а должны очаровывать, завораживать.

Мотивировочная часть речи не должна быть пустой в юридическом плане. Молодые адвокаты, готовясь к прениям, иногда ориентируются на речи дореволюционных и советских адвокатов, характерными особенностями которых были яркие и красочные выражения, пафос, приподнятый тон изложения, всевозможные риторические нагромождения, удлиняющие речь и скрывающие методический анализ фактов. Но не следует забывать, что адвокаты дореволюционной России работали на публику: присяжных, аристократию, которая находила в процессах развлечение, а в советские времена принято было в каждой речи подчеркивать общественно-политическое значение судебного процесса. Адвокат не может себе позволить удовольствие произносить красивые, пустые фразы, а должен защищать своего доверителя, сделать все, чтобы отстоять права человека, которого он представляет. Поэтому речь адвоката в условиях современного судопроизводства в большей степени должна быть обращена к разуму, а не к чувствам, ориентироваться на анализ доказательств, представлять судье проект судебного акта, который должен быть вынесен, по мнению защиты. Чаще всего судьи не имеют возможности досконально изучать дела, судебную практику, законодательство, а иногда они к этому и не стремятся, поэтому, работая над содержанием речи, нужно исходить из возможной некомпетентности судей в тех или иных вопросах, в том числе в тех, которые кажутся очевидными и понятными. Для наглядности речи целесообразно пользоваться схемами, графиками, фотографиями и пр. Например, при допросе свидетелей можно к заранее заготовленной схеме прикладывать целлофан, на котором они должны указать местоположение участников событий, а затем путем наложения их на схему показывать противоречие или соответствие показаний.

Заключительная часть речи — последний аккорд в сознании слушателей. В заключении формулируется главная просьба, обращенная к суду. Применительно к защите подсудимого недопустима альтернативная просьба типа: «Прошу оправдать или дать условно». Нужно убедительно, но не навязчиво мотивировать основания для оправданий при характеристике подсудимого, описании условий жизни его семьи, поведения потерпевшего. При защите потерпевшего адвокат не должен просить о конкретном наказании, а лишь может соглашаться либо не соглашаться с предложением прокурора (потерпевшего). Но помимо этого в заключении должно быть эмоциональное окончание, например рассуждение о том, к чему может привести необоснованное осуждение либо оправдание, напутствие суду.

По объему речь должна быть лаконичной и выдержанной во времени, поскольку говорить можно и нужно до тех пор, пока тебя слушают, а затянувшаяся речь может раздражать слушателей и навредить подзащитному. Особенно это замечание актуально при рассмотрении дела во второй инстанции.

4. Быть произнесена, а не прочитана, независимо от того, как она подготовлена, написана целиком или тезисно, поскольку убедить кого-то, глядя на листок бумаги, невозможно. Речь нужно превратить в доверительную беседу между судом и защитником, говорить очень спокойным, тихим голосом, пользуясь такими приемами, как паузы, повышение (понижение) тона речи, которые полезны для самостоятельного осмысления слушателями получаемой информации. Нельзя произносить речь легковесно, каждая фраза должна быть сказана осмысленно, с таким расчетом, что слушатели смогут вдуматься в ее значение. Этому можно учиться у актеров, читающих стихи, прозу, выступающих на телевидении или в театре.

5. Быть выверена в стратегическом плане. По общему правилу речь в письменном виде необходимо приобщить к материалам дела для того, чтобы судья не упустил все моменты, о которых говорил защитник. Но в некоторых случаях не стоит говорить и писать лишнего, что может помочь суду первой инстанции скрыть недостатки расследования, сфальсифицировать документы. Кроме того, в речи нельзя критиковать виктимные действия потерпевшего, а если это и делать, то крайне аккуратно, чтобы не получить ответного удара в форме жалоб на мягкость приговора.

Бывает непросто избежать волнений в процессе, особенно при произнесении речи в прениях в присутствии коллег, в зале, набитом публикой. Известная американская певица Джесика Норман говорила: для того чтобы избежать волнений на сцене, нужно перед выходом несколько раз сделать глубокий вдох и выдох. Совет, который можно дать адвокатам, клиентам, свидетелям, дающим показания, такой: представить, что в зале суда нет никого либо что это последнее выступление в жизни, но ни в коем случае не углубляться в мысли о речи непосредственно перед ее произнесением.

——————————————————————

Название документа

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *