Прокуратура должна стать органом президентской власти

(Кулагин П.)

(«Законность», N 1, 2001)

ПРОКУРАТУРА ДОЛЖНА СТАТЬ

ОРГАНОМ ПРЕЗИДЕНТСКОЙ ВЛАСТИ

П. КУЛАГИН

П. Кулагин, помощник прокурора Аркадакского района Саратовской области.

В последнее время необходимость реформирования органов прокуратуры очень активно обсуждается общественностью, находит свое понимание и в среде прокурорских работников.

В статье А. Мыцыкова говорится, что «сейчас прокуратура во многих сферах не в силах добиться заметных изменений в обеспечении требований законов, но нередко вынуждена отвечать за нерешенные обществом и государством проблемы укрепления правопорядка». В обществе возникло недовольство работой органов прокуратуры и, следовательно, государства в целом.

Чтобы этого не происходило, считаю необходимым реформировать органы прокуратуры таким образом, чтобы без потери основных функций по надзору за точным и единообразным исполнением законов изменились место и роль прокуратуры в системе органов государственной власти.

В соответствии с принципом разделения властей, закрепленным в ст. 10 Конституции РФ, государственная власть осуществляется на основе разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную.

К какой из этих властей относится прокуратура? Ответ на этот вопрос до сих пор остается открытым и не нашел своего однозначного решения.

Считаю, что органы прокуратуры должны занять свое место «под крылом президента», стать органом президентской власти.

Единственное предназначение органов прокуратуры — надзор за точным и единообразным исполнением законов. Функции прокуратуры в этом плане очень близки функциям президента. Согласно ч. 2 ст. 80 Конституции Президент РФ является ее гарантом, а также прав и свобод человека и гражданина. В установленном порядке он принимает меры по охране суверенитета РФ и государственной целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти. В связи с этим полномочия прокуратуры должны в большей мере помогать президенту страны реализовывать свои права.

В Конституции (ст. 129) сказано лишь, что прокуратура составляет единую централизованную систему с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору. При этом не предусматривается, кому подчиняется Генеральный прокурор. Все это может регулироваться федеральным законом, для чего не требуется изменения Конституции.

Близость к президенту будет оправдана и исторически, поскольку прокуратура и создавалась изначально как «око государево», лишь впоследствии обрела свою самостоятельность.

Такая самостоятельность в условиях правового государства пагубно сказывается на работе всего государственного механизма, поскольку, обладая большими полномочиями, прокуратура за исполнение законов фактически не отвечает. Бездействие органов прокуратуры тенью падает на деятельность всего государства, а в конечном итоге спрос будет все равно с президента. Не лучше ли в этом случае прокуратуру сделать президентским органом, расставив все по своим местам?

В этом случае президент получит себе в помощь корпус хорошо подготовленных специалистов, ему будет проще реализовывать государственную политику, оперативней и качественней контролировать исполнение законов и подзаконных актов. Генеральный прокурор может быть одновременно и председателем Совета Безопасности РФ, выполняя в том числе функции координации деятельности по борьбе с преступностью.

Такой орган, как прокуратура, с большими общенадзорными полномочиями, все равно будет нужен государству. Изменение статуса прокуратуры повысит эффективность ее деятельности, положительно скажется на работе президента по реализации своих полномочий, подкрепит доверие и авторитет государственной власти.

Конечно, данный вопрос сложный и нуждается в проработке, однако считаю, что в изменении статуса прокуратуры больше плюсов, чем минусов.

——————————————————————