«Серый» рынок труда — реальность рыночных отношений?

(Мачинский В.)

(«Законность», 2006, N 1)

«СЕРЫЙ» РЫНОК ТРУДА —

РЕАЛЬНОСТЬ РЫНОЧНЫХ ОТНОШЕНИЙ?

В. МАЧИНСКИЙ

В. Мачинский, прокурор Курганской области, кандидат юридических наук.

В первом номере журнала «Законность» за 2005 г. опубликована статья начальника отдела по надзору за исполнением налогового, таможенного и финансового законодательства Прокуратуры Республики Татарстан И. Яруллина «Серый» рынок труда». Проблемы, поднятые в ней, есть и у нас, да и, пожалуй, по всей России, причем в масштабах ничуть не меньших, чем в Татарстане.

Теневой рынок труда оперативно реагирует на потребности бизнеса в той или иной специальности, устанавливает цену на труд (причем явно заниженную), занимается перемещением трудовых ресурсов, в том числе незаконных мигрантов, в случаях, если такая необходимость возникает. «Хозяева» этого рынка отладили и выстроили схему «деловых», как они считают, взаимоотношений с представителями контролирующих органов, призванных пресекать допускаемые многочисленные нарушения трудового, налогового и иного законодательства.

У проблемы «серого» рынка труда есть, на наш взгляд, две составляющие — социальная и тесно связанная с ней — правовая. На них остановимся более подробно.

По состоянию на 1 января 2005 г. на территории Курганской области было зарегистрировано более 16 тыс. юридических лиц, из них около 7 тыс. не представили отчетность или показали нулевой баланс своей деятельности. Только 8 тыс. предприятий уплатили налог на доходы физических лиц. Почти 14 тыс. человек осуществляли деятельность как индивидуальные предприниматели. Из них лишь чуть больше 10% были агентами по налогу на доходы физических лиц. Остальные, видимо, не используют наемную рабочую силу, что маловероятно.

Из-за «серого» рынка труда бюджет области ежегодно недополучает миллионы рублей в виде налога на доходы физических лиц. Кроме того, отдельные предприниматели создают ситуацию, при которой лица, задействованные в их производствах по «серым» схемам, лишаются достойной медицинской помощи в случае потери здоровья. Проблемы возникают и при их дальнейшем пенсионном обеспечении. На сегодняшний день высока доля работников, которые, достигая пенсионного возраста, получают минимальную трудовую пенсию, что обрекает их на крайне низкий уровень жизни. Все это формирует еще и неконкурентную среду, где нарушающий законы предприниматель оказывается зачастую в более выгодных условиях, чем законопослушный.

Так же остро стоит вопрос получения вознаграждения за труд, причем без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, как это закреплено в ст. 37 Конституции РФ. Практика показывает, что именно здесь чаще всего нарушаются права граждан. И защитить их порой бывает очень сложно, поскольку предприниматели используют «конвертные» схемы оплаты труда.

Применение «серых» схем при оплате труда наемных работников и незаключение с ними трудовых договоров существенно искажают реальную картину безработицы в области. Нередко встречаются случаи, когда граждане со статусом безработных получают соответствующие пособия и при этом занимаются трудовой деятельностью без заключения трудовых договоров.

Выведение работников и работодателей из «тени» может существенно снизить уровень безработицы и потери бюджетов от необоснованных выплат пособий по безработице.

Изучив с выездом в командировку наработки коллег из Татарстана и опыт работы региональных прокуратур, освещаемый журналом «Законность», мы четко уяснили, что и как надо делать, чтобы, используя арсенал предоставленных полномочий, попытаться подорвать основу криминогенной ситуации в сфере экономических взаимоотношений субъектов предпринимательства — так называемую теневую экономику и неконтролируемые государством денежные потоки.

Основной целью этой сферы надзора был определен вывод неофициальной заработной платы в легальное русло путем организации проверок и принятия в соответствии с действующим законодательством мер по легализации «серого» рынка труда.

Для надлежащей организации работы в марте прошлого года прокуратурой области проведено межведомственное совещание с участием межрайгорпрокуроров, руководителей органов государственной власти, правоохранительных и контролирующих органов. По результатам его работы выработаны единое решение и план совместных мероприятий. На места направлены методические рекомендации о проведении проверочных мероприятий.

В апреле прокуратурой области совместно с сотрудниками специализированного подразделения УВД, специалистами налоговых органов, Роспотребнадзора, государственной инспекции труда проведены рейды в областном центре, выявившие многочисленные нарушения трудового законодательства в сфере малого бизнеса, характерные для нелегального рынка труда. Аналогичные проверки проведены районными прокурорами на местах. Их обязали организовать эту работу на системной основе, принять весь комплекс мер реагирования, а при необходимости давать уголовно-правовую оценку действиям нарушителей трудового законодательства.

В результате проверок выявляются такие нарушения, как неоформление трудовых отношений с наемными работниками, расчеты с ними через «черную» кассу, осуществление предпринимательской деятельности без соответствующей регистрации и т. д.

Прежде всего дается уголовно-правовая оценка действий руководителей предприятий. Так, в г. Кургане при проверке деятельности 000 «СУ ТЭЦ», ООО «Теплострой — Б» и 000 «ТПК Энергокапитал» установлены факты сокрытия от налогообложения получаемой работниками заработной платы. Суммы неуплаченных налогов в каждом случае превышали 1 млн. руб. В отношении руководителей указанных предприятий возбуждены уголовные дела по признакам состава преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 199 УК РФ.

Многочисленны случаи неисполнения требований ст. 67 Трудового кодекса РФ (форма трудового договора). Так, индивидуальный предприниматель К. допустил к работе Д. и К. с 1 января 2005 г., однако договоры с ними в течение 4-х месяцев, до вмешательства органов прокуратуры, оформлены не были. Прокурором района по этому факту возбуждено дело об административном правонарушении по ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ.

Распространены факты установления в трудовых договорах заработной платы ниже предусмотренного действующим законодательством минимального размера оплаты труда. Так, прокурор Лебяжьевского района пресек массовые нарушения ст. 133 ТК, возбудив в отношении работодателей 18 дел об административных правонарушениях.

Повсеместно не начисляются и не выплачиваются надбавки за работу в особых климатических условиях.

Райгорпрокурорами привлечены к административной ответственности частные предприниматели, которые в нарушение ст. 303 ТК не регистрировали трудовые договоры в органах местного самоуправления.

Выявлены также случаи осуществления предпринимательской деятельности без государственной регистрации, за что нарушители привлекаются к административной ответственности по ч. 1 ст. 14.1 КоАП. Кроме того, зачастую не выполняются требования правил привлечения и использования иностранной рабочей силы.

В результате проверок прокуроры возбудили 245 дел об административных правонарушениях за те или иные нарушения законодательства о труде. Возбуждено 10 уголовных дел по ст. 159 УК по фактам незаконного получения пособий по безработице лицами, фактически участвующими в трудовой деятельности.

Промежуточные итоги работы были подведены на коллегии прокуратуры области, а также на координационном совещании. Разработаны конкретные мероприятия, позволившие скорректировать работу всех заинтересованных ведомств.

В ходе их реализации, особенно на местах, прокуратура столкнулась если не с открытым, то с тихим саботажем сотрудников контролирующих органов (налоговых, органов контроля в сфере труда) и милиции по выявлению и пресечению нарушений. Особенно это наглядно проявилось при проведении проверок на предприятиях лесоперерабатывающего комплекса. В области после больших пожаров, в мае — июне 2004 г., когда выгорело более 80 тыс. га леса, началась массовая заготовка и переработка горельника. Под видом этого вырубалась и драгоценная древесина. В лесах промышляли сотни «диких» бригад. В деревнях работали нелегальные лесопилки. В этом полукриминальном бизнесе были задействованы сотни людей, завезенных из других регионов, в том числе из Казахстана, Узбекистана. Ущерб лесному хозяйству только в прошлом году от подобного промысла составил более 40 млн. руб. Тревогу забили журналисты, общественность, экологи. Казалось, при всей очевидности происходящих нарушений, есть где развернуться различным контролирующим органам. Однако доклады их руководителей оказались обескураживающими: ничего существенного не выявлено. Пришлось прокуратуре «развернуть» горе-проверяющих еще раз в лес и установить дополнительный срок проверки. Оценка их работе будет дана по результатам окончания совместной проверки.

Практика прокурорского надзора по этой проблематике обобщается ежеквартально.

В ходе проводимых мероприятий обозначилась еще одна немаловажная проблема — сокрытие фактов производственного травматизма со смертельным исходом и иными тяжкими последствиями. Материалы проверок свидетельствуют о том, что граждане привлекаются к различного рода работам с грубыми нарушениями правил охраны труда и техники безопасности. Вместе с тем, несмотря на постоянный рост производственного травматизма со смертельным исходом и иными тяжкими последствиями, число уголовных дел, возбуждаемых по ст. 143 УК, по сравнению с 2004 г. в области сократилось в два раза. Одна из причин такого положения — неоформление надлежащим образом трудовых отношений между работодателем и наемным рабочим, не позволяющее привлекать виновных к уголовной ответственности, поскольку в соответствии со ст. 143 УК за нарушение правил охраны труда могут быть привлечены только лица, на которых возложена обязанность по соблюдению правил техники безопасности и охраны труда. Только наличие трудовых отношений между наемным работником и работодателем позволяет усмотреть в действиях виновного признаки состава преступления, предусмотренного ст. 143 УК. О наличии трудовых отношений в первую очередь свидетельствует заключение трудового договора между наемным работником и работодателем.

Вместе с тем незаключение трудовых договоров требует от правоохранительных органов тщательного выяснения обстоятельств фактического допущения к работе, что может расцениваться как возникновение трудовых отношений между работником и работодателем.

В соответствии со ст. ст. 15 и 16 ТК одним из оснований возникновения трудовых отношений между работником и работодателем является фактическое допущение к работе с ведома или по поручению работодателя или его представителя независимо от того, был ли трудовой договор надлежащим образом оформлен.

Исходя из требований ст. 227 ТК и п. 28 Положения об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях, утвержденного Постановлением Министерства труда и социального развития РФ от 24 октября 2002 г., если в ходе расследования несчастного случая, происшедшего с лицом, выполнявшим работы на основании договора гражданско-правового характера, были получены сведения, дающие достаточные основания считать, что указанным договором фактически регулировались трудовые отношения пострадавшего с работодателем, то характер этих правоотношений сторон устанавливает суд.

О фактическом допущении к работе может свидетельствовать также периодическая выплата работникам заработной платы за порученную работу и другие подобные факты.

Полагаем, что при таких обстоятельствах принимать решение об отсутствии в действиях работодателя состава преступления, предусмотренного ст. 143 УК, органам прокуратуры следует лишь при наличии в материалах проверки решения суда о том, что между работодателем и наемным рабочим не было трудовых отношений и гражданин выполнял работы гражданско-правового характера.

Не способно повлиять на ситуацию и наличие ст. 216 УК, предусматривающей уголовную ответственность за нарушение правил безопасности при ведении горных, строительных или иных работ, повлекшее смертельный исход и иные тяжкие последствия. Несмотря на то, что в соответствии с этой нормой закона ответственности подлежит любое физическое лицо, правоохранительные органы ограничены в ее применении. Исходя из существующей следственно-судебной практики, по этой статье к уголовной ответственности привлекают только тех работодателей, которые использовали труд наемных рабочих при выполнении специфического рода работ, урегулированных специальными правилами, что требует внесения изменений в уголовное законодательство.

Координирующая роль прокуратуры в работе структур, способных повлиять на «серый» рынок труда, в конечном итоге позволит значительно снизить число граждан, задействованных на нелегальном рынке труда, вывести из тени их доходы. Граждане смогут реально ощутить преимущества в полной мере получаемых социальных, медицинских и пенсионных гарантий. Легализация «серого» рынка труда также позволит значительно снизить уровень безработицы в области, обеспечить увеличение поступления налогов в бюджет.

Тема «серого» рынка труда, поднятая журналом, новая, но весьма актуальная. Каких-либо устоявшихся подходов при проведении прокурорских проверок здесь не выработано. Мы изложили свое видение проблемы и с благодарностью бы выслушали коллег из других регионов.

——————————————————————