Конституционно-правовое регулирование участия средств массовой информации в зарубежных странах в предвыборной агитации

(Андрианова М. А.) («Административное и муниципальное право», 2011, N 8) Текст документа

КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ УЧАСТИЯ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ В ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ В ПРЕДВЫБОРНОЙ АГИТАЦИИ

М. А. АНДРИАНОВА

Андрианова Мария Александровна — аспирантка Ставропольского государственного университета.

В статье рассмотрены вопросы правового регулирования участия средств массовой информации в избирательном процессе. Проанализированы международно-правовые акты, а также конституционно-правовые акты США и Германии, посвященные регулированию свободы массовой информации, предвыборной агитации и информированию в ходе выборов. Значительное внимание уделено вопросам распределения эфирного времени и печатной площади между участниками предвыборной агитации.

Ключевые слова: выборы, агитация, информирование, СМИ, кандидат, партия, дебаты, США, Германия, праймериз.

Constitutional law regulation of participation of mass media in election campaign of foreign states M. A. Andrianova

The article views the issues of legal regulation of mass media participation in election process. The author of the article analyzes USA and German acts of international law and constitutional law devoted to regulation of the freedom of the media, election campaign and information distribution during elections. Considerable attention is paid at the questions of distribution of airtime and publishing among participants of the election campaign.

Key words: elections, campaign, information distribution, mass media, candidate, party, debates, USA, Germany, primaries.

Демократические стандарты, гарантирующие право иметь и выражать политические и иные убеждения и передавать их другим, свободу доступа к информации и средствам массовой информации, свободу объединений, собраний в ходе избирательных кампаний, нашли свое закрепление в ряде международных правовых актов. Например, в положениях ст. 19 Международного пакта о гражданских и политических правах сказано: «1. Каждый человек имеет право беспрепятственно придерживаться своих мнений. 2. Каждый человек имеет право на свободное выражение своего мнения, это право включает свободу искать, получать и распространять всякого рода информацию и идеи независимо от государственных границ устно, письменно или посредством печати или художественных форм выражения или иными способами по своему выбору. 3. Пользование предусмотренными в п. 2 настоящей статьи правами налагает особые обязанности и особую ответственность. Оно может быть, следовательно, сопряжено с некоторыми ограничениями, которые, однако, должны быть установлены законом и являются необходимыми: а) для уважения прав и репутации других лиц; б) для охраны государственной безопасности, общественного порядка, здоровья и нравственности населения» <1>. ——————————— <1> См.: Вешняков А. А. Избирательные стандарты в международном праве и их реализация в законодательстве Российской Федерации. М., 1997. С. 124.

В Декларации о критериях свободных и справедливых выборов, принятой 26 марта 1994 г., закреплено положение о том, что: «В любом государстве полнота власти может проистекать только из волеизъявления народа, выраженного на подлинных свободных и справедливых выборах, организуемых через регулярные периоды на основе всеобщего равного и тайного голосования» (ст. 1) <2>. ——————————— <2> См.: Там же. С. 148.

Право избирать и быть избранным, а также право на свободу массовой информации в российской правовой науке рассматриваются как политические права, при помощи которых гражданин может законным образом влиять на принимаемые в государстве управленческие решения, участвовать в управлении делами государства. Политический характер упомянутых прав и свобод человека и гражданина накладывает определенный отпечаток на конституционно-правовое закрепление и правовую регламентацию участия средств массовой информации в избирательном процессе как в Российской Федерации, так и в зарубежных странах. Причем качество правового регулирования свободы массовой информации и избирательных прав граждан является важным показателем уровня демократического развития государства. По этому поводу П. С. Чудов, в частности, пишет: «Степень развития избирательной системы, правовая регламентация выборов в национальных правовых системах являются своего рода индикатором, показывающим, как в той или иной стране функционируют институты правового государства и гражданского общества, в том числе как на практике реализуются гражданские и политические права. Соответствующий вывод можно сделать, проанализировав международные демократические стандарты выборов и сопоставив их с гарантиями осуществления права на свободные и справедливые выборы в отдельных государствах» <3>. ——————————— <3> См.: Чудов П. С. Конституционно-правовое регулирование предвыборной агитации на примере субъектов Российской Федерации, находящихся на территории Южного федерального округа: Дис. … канд. юрид. наук. Ставрополь, 2005. С. 72.

Для анализа правового регулирования участия средств массовой информации в избирательном процессе нами были выбраны Германия и Соединенные Штаты Америки. Причины выбора указанных государств кроются в следующем. Как отмечает В. И. Лафитский, в конституциях большинства европейских государств закреплен довольно широкий круг политических прав и свобод. Это комплексное право участвовать в управлении обществом и государством (а в ряде случаев оказывать решающее влияние на политику); это — право избирать и избираться (то есть активное и пассивное избирательное право), а также право участвовать в процедурах непосредственной демократии; право занимать государственные должности и выполнять публичные функции; право создавать общественные объединения, ассоциации и, главное, политические партии; свобода собраний, митингов, манифестаций; право на информацию, или свобода информации, включающее в себя целый ряд прав и свобод, в том числе право на получение информации, имеющей общественное значение; право петиций; право критики публичных учреждений и должностных лиц <4>. ——————————— <4> См.: Конституционное право государств Европы / Под ред. Д. А. Ковачева. М., 2005.

Кроме того, государства, чье законодательство было избрано нами для исследования, отличаются относительной стабильностью государственного и политического строя, известными демократическими традициями, высоким уровнем гарантирования и защиты прав и свобод своих граждан. К тому же Соединенные Штаты Америки и Германия являются федеративными государствами. Изучение накопленного ими опыта в области политических прав граждан, особенно в реализации права на свободу массовой информации и избирательных прав граждан, несомненно, позволит сформулировать предложения по совершенствованию законодательства РФ. Исходными, с точки зрения исследования участия средств массовой информации в избирательном процессе, являются нормы, регулирующие отношения по поводу распространения информации, организации и деятельности средств массовой информации. Мы согласны с мнением П. С. Чудова, который в своем диссертационном исследовании пишет: «Зарубежный опыт показывает, что в период предвыборной кампании свобода слова и свобода массовой информации определенным образом встраиваются в общую структуру института выборов, создавая необходимое для осознанного волеизъявления политическое информационное пространство. Отсюда следует, что наиболее тесно свобода массовой информации соприкасается с правом на предвыборную агитацию» <5>. ——————————— <5> См.: Чудов. Указ. соч. С. 76.

В п. 7 Документа Копенгагенского совещания Конференции по человеческому измерению СБСЕ сказано, что закон и государственная политика должны обеспечивать проведение выборов в атмосфере свободы и честности, беспрепятственного доступа к средствам массовой информации всех политических группировок и отдельных лиц, участвующих в избирательном процессе <6>. ——————————— <6> См.: Вешняков А. А. Избирательные стандарты в международном праве и их реализация в законодательстве Российской Федерации. М., 1997. С. 146.

Как отмечает М. С. Трофимов, «свободе прессы нередко отводится центральное место в блоке конституционных гарантий, относящихся к свободе выражения мнений. За рубежом термин «свобода прессы» используется применительно к печатным средствам массовой информации, но иногда употребляется в более широком смысле как свобода всех средств массовой информации» <7>. ——————————— <7> См.: Трофимов М. С. Реализация права на свободу массовой информации в субъектах Российской Федерации, находящихся в пределах Южного федерального округа: Дис. … канд. юрид. наук. Ставрополь, 2005. С. 61.

В Соединенных Штатах Америки основная норма, относящаяся к свободе массовой информации, закреплена в ст. 1 Билля о правах <8>, в которой сказано: «Конгресс не должен издавать никакого закона, относящегося к установлению религии или запрещающего свободное исповедание оной либо ограничивающего свободу слова или печати либо право народа мирно собираться и обращаться к правительству с петициями о рассмотрении и удовлетворении жалоб». В силу специфичности построения норм Конституции США с точки зрения юридической техники, можно смело утверждать — все законодательство Соединенных Штатов о свободе слова и свободе печати строится на приведенной выше фразе. ——————————— <8> См.: Конституции зарубежных государств / Сост. проф. В. В. Маклаков. 3-е изд., перераб. и доп. М., 2002. С. 359.

Что касается специального закона о средствах массовой информации, то США не имеют никакого отдельного закона о печати и практически не имеют законов, которые применяются исключительно к прессе. В США основные законы, воздействующие на СМИ, включая законы о клевете и вмешательстве в частную жизнь, — законы субъектов федерации <9>. ——————————— <9> См.: Власть и СМИ (обзор правовых норм зарубежных стран) // Комиссия по правам человека при Президенте РФ: http://www. h-rights. ru.

К базовым федеральным законам, в определенной мере регулирующим деятельность СМИ в США, можно отнести Закон о свободе информации (The Freedom of Information Act <10>), впервые принятый Конгрессом в 1967 г. и существенно дополненный в 1986 г., а также Правительство при солнечном свете» (Government in the Sunshine Act <11>), который, несмотря на критику содержащихся в нем отдельных ограничений, обеспечил достаточную прозрачность деятельности исполнительной власти <12>. ——————————— <10> См.: Закон США о свободе информации // «Законодательство и практика средств массовой информации». Выпуск 3 (19), март 1996. <11> См.: Government in the Sunshine Act // http://wikipedia. openfun. org. <12> Фонд развития информационной политики // http:// www. frip. ru/ new/ lib/ book/ jorn_ russian_ usa_ sociolg.

Указанные законодательные акты, действующие в сфере распространения информации, а также нормативные акты о выборах составляют правовую основу участия СМИ в избирательном процессе, как в США, так и в других зарубежных странах. В Соединенных Штатах Америки, как и в Российской Федерации, избирательное законодательство представлено на федеральном и региональном уровнях, а также дополняется актами местного самоуправления. В общем виде избирательные права граждан, порядок формирования выборных органов государственной власти урегулированы Конституцией США. Конституционные положения о выборах развиваются в Акте о федеральных избирательных кампаниях 1971 г., а также в многочисленных актах об избирательном праве (1957, 1960, 1964, 1965, 1968, 1970 гг.). Частично источниками избирательного права служат и иные федеральные законы, например Акт о гражданских правах 1957 года. Однако большая часть норм избирательного права, в том числе касающихся выборов в федеральные органы государственной власти, традиционно содержится в законодательстве штатов. В некоторых из них действуют избирательные кодексы <13>. ——————————— <13> См.: Конституционное (государственное) право зарубежных стран. Особенная часть / Отв. ред. Б. А. Страшун. М., 2006. С. 65.

Предвыборная агитация и информирование избирателей через средства массовой информации являются одним из центральных мест правового регулирования избирательного процесса в США. При этом, как отмечает И. А. Алебастрова, «в отличие от многих других стран декларируемый принцип равноправия в получении эфирного времени действует в США не в отношении политических партий, а в отношении самих кандидатов. Содержание же данного принципа имеет весьма и весьма усеченный характер: поскольку в США нет государственных электронных СМИ, все эфирное время предоставляется только на платной основе. При этом, в соответствии с Актом о коммуникациях 1934 г., «если держатель лицензии на вещание позволит какому-либо лицу, являющемуся кандидатом на выборную должность, воспользоваться вещательной станцией, то он должен предоставить равные возможности всем таким кандидатам», то есть он не вправе им отказать, завысить таксу, по своей инициативе ограничить время вещания, предоставить его в менее благоприятное время суток и т. п. В свою очередь, Акт о федеральных избирательных кампаниях 1971 г. содержит требование о недопустимости взимания с кандидатов разной оплаты за использование одинаковой газетной и журнальной площади» <14>. ——————————— <14> См.: Алебастрова И. А. Общая характеристика основ избирательного законодательства Соединенных Штатов Америки / Центр мониторинга демократических процессов «Кворум» // http:// www. cmdp-kvorum. org/ democratic-process/63.

В соответствии с законами, регулирующими производство и распространение информации через средства массовой информации, установлено, что каждый гражданин имеет право на получение и распространение информации, а СМИ могут самостоятельно определять объем печатной площади (эфирного времени), предоставляемого кандидатам. Соответственно, большие возможности в условиях подобного правового регулирования предвыборной агитации через средства массовой информации имеют те кандидаты, которые располагают наибольшими избирательными фондами. Речь о равноправии кандидатов в рамках агитации через СМИ в Соединенных Штатах Америки не идет. В европейских государствах правовое регулирование предвыборной агитации через средства массовой информации несколько отличается от практики США. Так, еще в 1986 г. Европейский суд по правам человека в решении по делу «Лингенс против Австрии» отметил, что «свобода политических дебатов является ядром концепции демократического общества» <15>, а такая свобода невозможна без гарантированно равного права на доступ кандидатов и политических партий к средствам массовой информации при обеспечении некоторого бесплатного эфирного времени или печатной площади. ——————————— <15> См.: судебный процесс, состоявшийся 8 июля 1986 г.: «Лингенс против Австрии». Серия А N 103. Пункт 42 // Бондарь Н. С. Предвыборная агитация: теория и практика. М., 2004. С. 40.

Соглашаясь с тем, что «реальная демократия и свобода слова являются одним целым и свобода слова дает возможность каждому индивидууму выработать его или ее собственное независимое мнение при принятии решений, что жизненно необходимо в любом демократическом государстве» <16>, рассмотрим прежде всего конституционно-правовые нормы Германии о свободе слова и информации. ——————————— <16> См.: «Зевеяи против Центральной избирательной комиссии на выборах в Кнессет 13 созыва», «Ассоциация по гражданским правам в Израиле против Департамента радиовещания Израиля». НС 869/92 и 931/92; 46(2) Пискей Дин, 692 // Бондарь Н. С. Предвыборная агитация: теория и практика. М., 2004. С. 41.

В соответствии с Конституцией Германии <17> от 23 мая 1949 г. право на свободу слова является основным конституционным правом, гарантированным в ст. 5 германской Федеральной Конституции. ——————————— <17> Тексты законов и правовых норм о печати Федеративной Республики Германии // http://mediasprut. boom. ru/info/hamburg. html.

Статья 5.1 о свободе слова гласит: «Каждый имеет право выражать и распространять свое мнение в виде высказываний, в письменном виде и в форме иллюстраций и беспрепятственно получать информацию из общедоступных источников. Гарантируется свобода прессы и доведение информации с помощью вещания и фильмов (цензура не будет иметь места)». Свобода печати согласно Конституции Германии может быть ограничена предписаниями общих законов, законодательных положений об охране молодежи (ст. 5.2); правом на честь личности (ст. 5.2); законами о военной и заменяющей ее службе для лиц, имеющих отношение к военной или ее заменяющей службе (ст. 17-а); в случае использования свободы слова и печати для борьбы против основ демократического строя (ст. 18). Помимо конституционных ограничений, а также развивая их, свобода прессы в Германии может быть ограничена следующими общими законами: Уголовным кодексом, Законом «О защите юношества», Законом «О защите нравственности», Законом «О защите личного достоинства и репутации», Законом «О национальной безопасности», Законом «Об уважении государственных институтов», Законом «О защите авторских прав в искусстве и фотографии». Положения указанных выше законов распространяются и на сообщения агитационного характера в средствах массовой информации, распространяемые в рамках избирательного процесса. Специфика правового регулирования свободы слова и информации, а также деятельности средств массовой информации в Германии заключается в том, что в этой стране нет единого федерального законодательного акта, посвященного средствам массовой информации. По этой причине основное регулирование сферы свободы массовой информации происходит на уровне земель Республики Германия. Типичным примером законотворчества Германии в области регулирования положения СМИ является закон о печати земли Гамбург <18>, принятый земельным парламентом в 1965 г. Свобода печати — первый и важнейший постулат закона. При этом указывается, что печать не просто свободна: она должна служить свободному демократическому правопорядку. Свобода печати может быть ограничена лишь в той мере, в которой это допускается Конституцией Федеративной Республики Германия и — в ее рамках — настоящим законом. ——————————— <18> Тексты законов и правовых норм о печати Федеративной Республики Германия // http://mediasprut. boom. ru/info/hamburg. html.

Указывается, что чрезвычайные меры любого типа, которые могли бы нанести ущерб свободе печати, запрещены. Профессиональные ассоциации печати с обязательным членством, равно как и специальное судопроизводство для органов прессы, обладающее такими же полномочиями, как и общегосударственная система судопроизводства, не допускаются. В параграфе 4-м Закона говорится, что государственные учреждения обязаны давать информацию представителям печати и радио (телевидения), если таковая служит целям выполнения печатью ее общественных задач. При этом в информации может быть отказано, если: а) тем самым может быть затруднено или поставлено под угрозу срыва проведение текущего судебного процесса; б) процесса по взиманию штрафа или дисциплинарного процесса; в) имеют место предписания о содержании в тайне данной темы или о неразглашении служебных дел; г) тем самым может быть нанесен ущерб прочим общественным или частным интересам, претендующим на защиту государства. Особо отмечается, что распоряжения общего типа, запрещающие государственному учреждению давать информацию СМИ, недопустимы. Издатель периодического печатного издания может потребовать от государственных учреждений, чтобы их официальные заявления доставлялись ему не позже, чем его конкурентам. Закон четко формулирует требования, предъявляемые государством к средствам массовой информации. Перед тем как распространять полученные новости, СМИ обязаны проверять материал на предмет его правдивости, содержания и происхождения, соблюдая при этом тщательность, соответствующую обстоятельствам <19>. ——————————— <19> См.: Трофимов М. С. Реализация права на свободу массовой информации в субъектах Российской Федерации, находящихся в пределах Южного федерального округа: Дис. … канд. юрид. наук. Ставрополь, 2005. С. 58.

Указанные федеральные и региональные правовые положения о деятельности СМИ в Германии необходимо проанализировать на фоне избирательного законодательства в части проведения предвыборной агитации. В Германии, как и в США, а также в других странах мира, наиболее принципиально стоит вопрос о предоставлении кандидатам бесплатного эфирного времени (печатной площади). Это отмечает и О. Лобанов: «Одним из неоднозначных моментов, связанных с предвыборной агитацией, является вопрос: должны ли кандидаты получать бесплатный эфир для общения с потенциальными избирателями? Аргументы против бесплатного эфира получили наибольшую поддержку в США. В частности, там доминирует мнение о том, что требование бесплатного времени ограничивает независимость СМИ. Однако данное утверждение не нашло широкого понимания в Европе, где существует практика распределения бесплатного эфира независимыми регулирующими структурами. Таким образом, к примеру, в Германии политические партии получают бесплатное время на каналах общественного телевидения. Вопросом распределения эфира занимаются комиссии по телевещанию в каждой из земель. Партии также имеют право покупать эфир у коммерческих вещателей. Однако время эфира для политической рекламы на общественном и коммерческом телевидении строго лимитировано» <20>. ——————————— <20> См.: Лобанов О. Принципы регулирования предвыборной агитации на телевидении Европы и США // Законодательство и практика масс-медиа. 2002. N 7.

Так как большая часть правового регулирования участия средств массовой информации в избирательном процессе в Германии регулируется законодательством земель, вполне логично процесс непосредственно предвыборной агитации в СМИ находится под контролем органов государственной власти земель, а также специально образуемых в период выборов органов власти. Так, в Германии в период подготовки к выборам в Бундестаг в 2002 г., Конференция директоров Управлений земель по делам СМИ опубликовала документ, в котором содержатся правовые нормы относительно важных принципов, регламентирующих предвыборные передачи политических партий на национальном коммерческом телевидении <21>. ——————————— <21> Правовые нормы Конференции директоров Управлений земель по делам СМИ относительно вещательного времени, выделяемого политическим партиям национальными коммерческими вещателями, 27 мая 2002 г. // http:// www. alm. de/ bibliothek/ anlage_ beschluss1002_ rechtl_ hinweise_ wahlwerbung. doc.

В соответствии со ст. 42.2 Государственного договора о вещании, действующего в Германии, политическим партиям, принимающим участие в выборах, при соблюдении определенных условий выделяется разумное количество эфирного времени. Принимая во внимание соответствующую литературу и сложившуюся судебную практику, документ предоставляет в распоряжение вещателей нормы, призванные обеспечить равные права кандидатов в отношении начала, объема, количества и расписания партийных предвыборных передач, их допустимого содержания и по вопросам, касающимся возмещения расходов и связанных с ними процессуальных действий. Согласно нормам Государственного договора о вещании, партии и кандидаты получают бесплатное эфирное время для проведения предвыборной агитации, но по его истечении не могут требовать дополнительного времени. При этом партии получают бесплатное эфирное время не в равных пропорциях, а в соответствии с результатами, показанными на предыдущих выборах. На политическую партию (кандидата) возлагается ответственность за содержание информации предвыборной агитации, соответственно, средство массовой информации, предоставившее эфирное время, ответственность за содержание агитационных сообщений не несет и не должно их проверять. При этом вещатель может отказаться от трансляции партийных предвыборных передач только в том случае, если они в явной форме нарушают общие законы, в особенности уголовное законодательство, либо если агитационные материалы в явной форме посягают на достоинство человека <22>. ——————————— <22> См.: Чудов П. С. Конституционно-правовое регулирование предвыборной агитации на примере субъектов Российской Федерации, находящихся на территории Южного федерального округа: Дис. … канд. юрид. наук. Ставрополь, 2005. С. 85.

Согласно ст. 42.3 Государственного договора вещания, обязанность предоставлять эфирное время для партийных предвыборных передач возлагается только на национальных коммерческих вещателей. Региональные каналы руководствуются аналогичными положениями соответствующих законов земель о средствах массовой информации, таких как, например, ст. 24 Закона Баварии о СМИ. Во многих федеральных землях вопросы показа партийных предвыборных передач и выделения эфирного времени на региональных каналах отданы на усмотрение вещателей. Если вещатели решат предоставить эфирное время для этих целей, но не обязаны делать это по ст. 42 Государственного договора вещания или по другим региональным законам о предоставлении эфирного времени для партийных предвыборных передач, они также должны соблюдать закрепленные в законодательстве принципы (например, ст. 24.3 Закона Баварии о СМИ предусматривает, что «если вещатель в ходе предвыборной кампании предлагает эфирное время партии или группе избирателей, он должен по требованию предоставить всем другим партиям или группам избирателей, которые соблюдают условия, регулирующие партийные предвыборные передачи в ходе предвыборной кампании, разумное количество эфирного времени в зависимости от степени их влияния») <23>. ——————————— <23> Правовые нормы Конференции директоров Управлений земель по делам СМИ относительно вещательного времени, выделяемого политическим партиям национальными коммерческими вещателями, 27 мая 2002 г. // http:// www. alm. de/ bibliothek/ anlage_ beschluss1002_ rechtl_ hinweise_ wahlwerbung. doc.

Таким образом, законодательство Соединенных Штатов Америки и Германии соответствует общим демократическим принципам проведения предвыборной агитации в средствах массовой информации. При этом принцип равного доступа кандидатов и политических партий к бесплатным эфирному времени и печатной площади не в полной мере реализуется в Германии, а в США и вовсе не является принципом избирательного процесса.

Библиографический список

1. Алебастрова И. А. Общая характеристика основ избирательного законодательства Соединенных Штатов Америки // Центр мониторинга демократических процессов «Кворум» // http:// www. cmdp-kvorum. org/ democratic-process/63. 2. Вешняков А. А. Избирательные стандарты в международном праве и их реализация в законодательстве Российской Федерации. М.: Весь Мир, 1997. 3. Власть и СМИ (обзор правовых норм зарубежных стран) // Комиссия по правам человека при Президенте РФ http://www. h-rights. ru. 4. «Зевеяи против Центральной избирательной комиссии на выборах в Кнессет 13 созыва», «Ассоциация по гражданским правам в Израиле против Департамента радиовещания Израиля», НС 869/92 и 931/92; 46(2) Пискей Дин, 692 // Бондарь Н. С. Предвыборная агитация: теория и практика. М., 2004. 5. Конституции зарубежных государств: Учебное пособие / Сост. проф. В. В. Маклаков. 3-е изд., перераб. и доп. М.: БЕК, 2002. 6. Конституционное (государственное) право зарубежных стран. Особенная часть / Рук. авт. кол. и отв. ред. д. ю.н., проф. Б. А. Страшун. 2-е изд., обновл. и дораб. М.: Норма, 2006. 7. Конституционное право государств Европы / Под ред. Д. А. Ковачева. М.: Волтерс Клувер, 2005. 8. Судебный процесс, состоявшийся 8 июля 1986 г.: «Лингенс против Австрии». Серия А N 103. Пункт 42 // Бондарь Н. С. Предвыборная агитация: теория и практика. М., 2004. 9. Лобанов О. Принципы регулирования предвыборной агитации на телевидении Европы и США // Законодательство и практика масс-медиа. 2002. N 7. 10. Правовые нормы Конференции директоров Управлений земель по делам СМИ относительно вещательного времени, выделяемого политическим партиям национальными коммерческими вещателями, 27 мая 2002 г. // http:// www. alm. de/ bibliothek/ anlage_ beschluss1002_ rechtl_ hinweise_ wahlwerbung. doc. 11. Трофимов М. С. Реализация права на свободу массовой информации в субъектах Российской Федерации, находящихся в пределах Южного федерального округа: Дис. … канд. юрид. наук. Ставрополь, 2005. 12. Фонд развития информационной политики // http:// www. frip. ru/ new/ lib/ book/ jorn_ russian_ usa_ sociolg (07.02.2011). 13. Чудов П. С. Конституционно-правовое регулирование предвыборной агитации на примере субъектов Российской Федерации, находящихся на территории Южного федерального округа: Дис. … канд. юрид. наук. Ставрополь, 2005.

References (transliteration)

1. Government in the Sunshine Act // http://wikipedia. openfun. org (15.04.2011). 2. Alebastrova I. A. Obshchaya kharakteristika osnov izbiratel’nogo zakonodatel’stva Soedinennykh Shtatov Ameriki / Tsentr monitoringa demokraticheskiy protsessov «Kvorum» [Tekst] // Rezhim dostupa: http:// www. cmdp-kvorum. org/ democratic-process/ 63 (11.05.2011). 3. Veshnyakov A. A. Izbiratel’nye standarty v mezhdunarodnom prave i ikh realizatsiya v zakonodatel’stve Rossiyskoy Federatsii. M.: Ves’ Mir, 1997. 4. Vlast’ i SMI (obzor pravovykh norm zarubezhnykh stran) // Komissiya po pravam cheloveka pri Prezidente RF // Rezhim dostupa: http://www. h-rights. ru (26.11.2010) 5. Zakon SShA o svobode informatsii // «Zakonodatel’stvo i praktika sredstv massovoy informatsii» Vypusk 3 (19), mart 1996. 6. Zeveyai protiv Tsentral’noy izbiratel’noy komissii na vyborakh v Knesset 13 sozyva, a takzhe Assotsiatsiya po grazhdanskim pravam v Izraile protiv Departamenta radioveshchaniya Izrailya, N S 869/92 i 931/92; 46(2) Piskey Din, 692 / Sm. Bondar’ N. S. Predvybornaya agitatsiya: teoriya i praktika. M., 2004. 7. Konstitutsii zarubezhnykh gosudarstv: Uchebnoe posobie / Sost. prof. V. V. Maklakov. 3-e izd., pereab. i dop. M.: Izdatel’stvo BEK, 2002. 8. Konstitutsionnoe (gosudarstvennoe) pravo zarubezhnykh stran. Osobennaya chast’ / Ruk. avt. koll. i otv. red. d. yu. n., prof. B. A. Strashun. 2-e izd., obnovl. i dorab. M.: Norma, 2006. 9. Konstitutsionnoe pravo gosudarstv Evropy / Pod red. D. A. Kovacheva. M.: Volters Kluver, 2005 g. 10. Lingens protiv Avstrii, sudebnyy protsess, sostoyavshiysya 8 iyulya 1986 g., Seriya A N 103, punkt 42 / Sm. Bondar’ N. S. Predvybornaya agitatsiya: teoriya i praktika. M., 2004. 11. Lobanov O. Printsipy regulirovaniya predvybornoy agitatsii na televidenii Evropy i SShA // Zakonodatel’stvo i praktika mass-media. 2002. N 7. 12. Pravovye normy Konferentsii direktorov Upravleniy zemel’ po delam SMI otnositel’no veshchatel’nogo vremeni, vydelyaemogo politicheskim partiyam natsional’nymi kommercheskimi veshchatelyami, 27 maya 2002 g. [Tekst] // Rezhim dostupa: http:// www. alm. de/ bibliothek/ anlage_ beschluss1002_ rechtl_ hinweise_ wahlwerbung. doc (18.04.2011). 13. Teksty zakonov i pravovykh norm o pechati Federativnoy Respubliki Germanii. // Rezhim dostupa: http://mediasprut. boom. ru/info/hamburg. html (05.03.2003). 14. Trofimov M. S. Realizatsiya prava na svobodu massovoy informatsii v sub’ektakh Rossiyskoy Federatsii, nakhodyashchikhsya v predelakh Yuzhnogo federal’nogo okruga: Dis. … kand. yurid. nauk. Stavropol’, 2005. 15. Fond razvitiya informatsionnoy politiki // Rezhim dostupa: http:// www. frip. ru/ new/ lib/ book/ jorn_ russian_ usa_ sociolg (07.02.2011) 16. Chudov P. S. Konstitutsionno-pravovoe regulirovanie predvybornoy agitatsii na primere sub’ektov Rossiyskoy Federatsii, nakhodyashchikhsya na territorii Yuzhnogo federal’nogo okruga: Dis. … kand. yurid. nauk. Stavropol’, 2005.

——————————————————————

Название документа