Аккредитация журналистов во взаимодействии ОВД со СМИ в сфере противодействия экстремизму (по материалам Кыргызской Республики)

(Тагаева А. М.) («Международное публичное и частное право», 2011, N 6) Текст документа

АККРЕДИТАЦИЯ ЖУРНАЛИСТОВ ВО ВЗАИМОДЕЙСТВИИ ОВД СО СМИ В СФЕРЕ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ЭКСТРЕМИЗМУ (ПО МАТЕРИАЛАМ КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ) <*>

А. М. ТАГАЕВА

——————————— <*> Tagaeva A. M. Accreditation of journalists in inernation of departament of internal affairs and mass media in the sphere of counteraction of extremism (on materials of the Ky’rgy’z Republic).

Тагаева Асель Манаповна, адъюнкт кафедры теории и социологии управления в органах внутренних дел Академии управления МВД России.

В статье рассматривается аккредитация журналистов как метод взаимодействия органов внутренних дел Кыргызской Республики и средств массовой информации, а также преимущества, которые облегчают осуществление профессиональной деятельности аккредитованных журналистов, и необходимость разработки Правил аккредитации журналистов.

Ключевые слова: аккредитация, взаимодействие, журналист, Кыргызская Республика, органы внутренних дел, средства массовой информации.

The article considers accreditation of journalists as a method of interaction of agencies of internal affairs and mass media and also the advantages which simplifies the effectuation of professional activity of accredited journalists and necessity of working out of the Rules of Accreditation of Journalists.

Key words: accreditation, interaction, journalist, Ky’rgy’z Republic, agencies of internal affairs, mass media.

В Концепции национальной безопасности отмечается, что основными угрозами национальной безопасности Кыргызской Республики (КР) являются: — расширение масштабов экстремизма и международного терроризма, возможность проникновения на территорию республики международных бандформирований; — расширение зон вооруженных конфликтов; — рост масштабов организованной преступности; наркобизнеса и незаконной торговли оружием; — обострение проблем мигрантов, беженцев и переселенцев; — распространение оружия массового поражения <1>. ——————————— <1> Концепция Национальной безопасности, утверждена Указом Президента Кыргызской Республики от 13 июля 2001 г. УП N 221.

По нашему мнению, основной целью политики государства в сфере противодействия экстремизму должно стать понижение уровня угрозы деструктивного воздействия экстремизма на развитие общества. Учитывая широкомасштабный характер этой проблемы, данная цель не может быть достигнута лишь действиями государственных органов КР. Главный инструмент власти в противодействии распространению в массовом сознании радикальных идей — это большая информационная и идеологическая работа. При этом главная роль отводится средствам массовой информации (СМИ), как эффективному средству предупреждения и противодействия террористическим и экстремистским угрозам <2>. По нашему мнению, одним из методов взаимодействия органов внутренних дел (ОВД) со СМИ в сфере противодействия экстремизму является аккредитация журналистов. ——————————— <2> Борисов Н. Угроза терроризма в Казахстане маловероятна // Мегаполис. 2005. N 5 (248).

Аккредитация, аккредитование (от латинского accredere — оказывать доверие) — в международном праве процесс наделения лица полномочиями представлять одно государство в другом, возглавляя дипломатическое представительство (или в международной организации), и принятие этих полномочий. Включает акт вручения соответствующему органу или лицу принимающего государства (международной организации), документа, удостоверяющего наличие таких полномочий. В национальном праве — процедура признания (подтверждения) государственными органами особых полномочий различного рода субъектов (образовательных учреждений, научных организаций, медицинских учреждений, коммерческих банков и т. д.). Например, аккредитация образовательного учреждения — это процедура установления (подтверждения) его государственного статуса (типа и вида) <3>. Термин «аккредитование» используется также в отношении журналистов, освещающих те или иные международные конференции, встречи глав государств, а также в отношении представителей иностранных фирм, работающих в другом государстве. ——————————— <3> Большой юридический словарь. URL: http:// advokatura02.ru/ load/ programmy_ dlja_ juristov/ ehlektronnye_ juridicheskie.

Ни Положение об Управлении информации и общественных связей МВД КР <4> (Управление), ни Типовое положение о Службе (группе) информации и общественных связей подразделений МВД КР <5> (Служба) не рассматривают такой важный для взаимодействия ОВД со СМИ институт, как аккредитация. Ни Управление, ни Служба не наделены правом аккредитации журналистов. Хотя ранее таким правом наделялась Пресс-служба МВД Кыргызской Республики <6>. ——————————— <4> Положение об Управлении информации и общественных связей МВД Кыргызской Республики. Утверждено Приказом МВД Кыргызской Республики от 17 февраля 2010 г. N 112. Приложение N 1. <5> Типовое Положение о Службе (группе) информации и общественных связей отраслевых и территориальных подразделений МВД Кыргызской Республики. Утверждено Приказом МВД Кыргызской Республики N 112 от 17 февраля 2010 г. Приложение N 2. <6> Положение о Пресс-службе МВД Кыргызской Республики от 16 ноября 2007 г.

Как отмечает А. Н. Калюжный, аккредитация журналистов представляет собой процедуру признания прав корреспондентов зарубежных СМИ, а также установления льготного режима для реализации профессиональных прав журналистов при сборе информации в конкретном государственном органе или организации. Сущность аккредитации состоит в предоставлении журналистам более благоприятных по сравнению с гарантированными законом условий для реализации права по сбору информации <7>. ——————————— <7> Калюжный А. Н. Административно-правовые основы взаимодействия органов внутренних дел со средствами массовой информации: Дис. … канд. юрид. наук. М., 2005. С. 105 — 106.

Аккредитация применяется для регулирования работы журналистов в рамках какого-либо государственного органа, общественного объединения, учреждения, организации, предприятия. Право искать, получать и распространять информацию, а также право быть принятым должностным лицом в связи с осуществлением профессиональных журналистских обязанностей, закрепленное законом <8>, никак не связано с наличием или отсутствием у журналиста аккредитации, а значит, распространяется на всех лиц, имеющих данный статус. Аккредитация просто предоставляет журналистам большие удобства по сравнению с иными, не аккредитованными корреспондентами СМИ, так как органы, при которых аккредитован журналист, обязаны предварительно извещать его о заседаниях, совещаниях и иных мероприятиях, обеспечивать документами и материалами и т. д. ——————————— <8> Статья 20 Закона Кыргызской Республики «О средствах массовой информации» (в редакции Закона КР от 8 мая 1993 г. N 1228-XII). Введен в действие Постановлением Верховного Совета Республики Кыргызстан от 2 июля 1992 г. N 939-XII // Свободные горы. 1992. N 99. 4 августа.

Однако некоторые исследователи полагают, что институт аккредитации не только не способствует работе журналиста, но и даже наоборот — является серьезным препятствием для ее осуществления <9>. А также может быть использована для ограничения доступа журналистов к информации и деления их на «угодных» и «неугодных» <10>. ——————————— <9> См.: Пантелеев Б. Правовые основания доступа к информации в боевых условиях и некоторые особенности взаимодействия журналистов с силовыми ведомствами. Справочник для журналистов, работающих в районах военных действий. URL: http:// www. library. cjes. ru/ online/?a=con&b;_id=30. <10> См.: Кандыбина Е. Взаимодействие независимых средств массовой информации с правительственными институтами // СМИ и право. Выпуск N 3 (декабрь 2000 г.). URL: http://www. Iibrar/.qes. пJ/ onIine/?bJd=47.

По нашему мнению, аккредитация во взаимодействии ОВД и СМИ дает ряд преимуществ обеим сторонам. Например, ОВД будут иметь дружественные СМИ в лице аккредитованных журналистов, с помощью которых они могут выходить на большие аудитории с целью формирования общественного мнения и общественного настроения в интересах охраны правопорядка, профилактики правонарушений <11>. Аккредитованные журналисты же помимо тех правомочий, которые закреплены Законом КР «О средствах массовой информации» <12>, Законом КР «О защите профессиональной деятельности журналиста» <13>, приобретают дополнительные права, которые облегчают осуществление профессиональной деятельности. К их числу могут быть отнесены возможности: ——————————— <11> Кулиев И. О. Организация взаимодействия ОВД и СМИ в условиях межнациональных конфликтов: Дис. …канд. юрид. наук. М., 1996. С. 75. <12> Статья 20 Закона Кыргызской Республики «О средствах массовой информации» (в редакции Закона КР от 8 мая 1993 г. N 1228-XII). Введен в действие Постановлением Верховного Совета Республики Кыргызстан от 2 июля 1992 г. N 939-XII // Свободные горы. 1992. N 99. 4 августа. <13> Статья 10 Закона Кыргызской Республики от 5 декабря 1997 г. N 88 «О защите профессиональной деятельности журналиста».

— заблаговременно получать информацию о предстоящих заседаниях, совещаниях и других мероприятиях; — присутствовать на проводимых мероприятиях, работать во время проведения открытых мероприятий в залах заседаний или специально оборудованных помещениях пресс-службы; — получать оперативную официальную информацию; — получать официальные документы, стенограммы заседаний, тексты заявлений, пресс-релизы и другие документы; — знакомится с предназначенными для публикации справочными материалами; — получать дополнительную информацию (комментарии или разъяснения); — посещать пресс-конференции, брифинги и иные мероприятия, предназначенные специально для прессы; — использовать в установленном порядке материалы архива; — пользоваться содействием пресс-служб в проведении встреч и бесед с руководителями и сотрудниками организации; — по аккредитационному удостоверению свободно проходить в учреждение, при котором аккредитован журналист. Ввиду отсутствия Типовых правил и единых норм аккредитации ОВД вправе самостоятельно разрабатывать собственные Правила и условия аккредитации. При этом часть вопросов может быть регламентирована устоявшимися традициями, здравым смыслом, внутренней культурой, уровнем правосознания и нравственными правилами и стандартами. По нашему мнению, для повышения эффективности взаимодействия ОВД со СМИ необходимо разработать Правила аккредитации журналистов, которые должны включать в себя такие общие положения, как: — указание лиц, имеющих право на аккредитацию; — срок, на который оформляется аккредитация; — виды аккредитации; — квотирование мест, выделенных для прессы; — указание должностного лица, принимающего решение об аккредитации; — права аккредитованных журналистов; — обязанности аккредитованных журналистов; — основания для приостановления, лишения, отказа в аккредитации; — порядок лишения или отказа в аккредитации <14>. ——————————— <14> Журналист в поисках информации / Отв. ред. А. К. Симонов. М., 2001. С. 26 — 27.

Автор считает, что игнорирование такого действенного инструмента, как аккредитация, заметно снижает эффективность взаимодействия ОВД со СМИ, так как правильно составленные Правила об аккредитации и строгое их соблюдение сторонами могут помочь избежать конфликтных ситуаций и необходимости обращения в судебные органы по информационным спорам.

——————————————————————

Название документа

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *