Понятие электронного правосудия, его генезис и внедрение в правоприменительную практику зарубежных стран

(Романенкова С. В.) («Арбитражный и гражданский процесс», 2013, N 4)

ПОНЯТИЕ ЭЛЕКТРОННОГО ПРАВОСУДИЯ, ЕГО ГЕНЕЗИС И ВНЕДРЕНИЕ В ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНУЮ ПРАКТИКУ ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН <*>

С. В. РОМАНЕНКОВА

——————————— <*> Romanenkova S. V. The concept of electronic justice, the genesis and introduction into the law-application practice of foreign countries.

Романенкова Светлана Валерьевна, судья Арбитражного суда города Москвы.

Актуальность статьи обусловлена общей тенденцией мировой практики по введению в судопроизводство элементов электронного правосудия. В статье раскрывается содержание различных понятий электронного правосудия. Основное же содержание исследования состоит в анализе и сопоставлении зарубежного опыта внедрения системы электронного правосудия, так называемого e-justice, с российским. В заключение автором выделены элементы электронного правосудия, которые уже реализованы и которые могут быть реализованы в ближайшем будущем.

Ключевые слова: суд, документ, система, электронное правосудие.

The topicality of the article is conditioned by the general tendency in the world practice in regard to implementation of e-justice elements in legal proceedings. The article discloses the contents of different definitions of e-justice. The basic content of the research lies within the analysis and comparison of foreign experience of e-justice system implementation with that of Russia. In conclusion, the author distinguishes the e-justice elements that have already been and may be implemented in the nearest future.

Key words: court, a document, system, e-justice.

Актуальность исследования «электронного правосудия» (e-justice), определения его понятия и сущности, а также вопросов внедрения соответствующих технологий в процесс осуществления правосудия в современном мире обусловлена процессом информатизации общества, государства в целом и судебной системы как части государственного аппарата в частности. Следствием процессов информатизации государства и общества следует считать появление и употребление новых правовых понятий и институтов, которые еще только получают научное обоснование, а также законодательное закрепление и оформление. К таким понятиям, в частности, относятся электронное правительство/государство (e-government), электронное правосудие (e-justice) и электронный суд (e-court). Так, электронное государство, по мнению специалистов, представляет собой форму организации деятельности органов государственной власти в виртуальном пространстве, обеспечивающую за счет широкого использования информационно-коммуникационных технологий оптимизацию государственного управления, усиление открытости государства и реализацию конституционных прав и свобод граждан <1>. Электронное правосудие, в свою очередь, — это способ осуществления правосудия, основанный на использовании информационных технологий <2>. ——————————— <1> См.: Федосеева Н. Н., Чайковская М. А. Понятие и сущность концепции электронного государства // Российская юстиция. 2011. N 11. С. 6 — 10. <2> См., например: Дивин И. М. // URL: Sovadyg. ru/index. php? newsid=5184; Шараев С. Ю. // URL: www. garant. ru/action/regional/271319/.

Электронное правосудие — явление новое и сложное в содержательном плане. Поэтому нам представляется необходимым различать понятия «электронное правосудие» в широком и узком смыслах. Так, в широком смысле под электронным правосудием можно понимать совокупность различных автоматизированных информационных систем — сервисов, предоставляющих средства для публикации судебных актов, ведения «электронного дела» и доступа сторон к материалам «электронного дела». Вышеуказанные средства позволяют вывести на совершенно иной качественный уровень взаимодействие суда, участников процесса и иных заинтересованных лиц. В то же время все эти сервисы носят прикладной, вспомогательный характер, не изменяя способов ведения судебного процесса. В узком смысле «электронное правосудие» — это возможность суда и иных участников судебного процесса осуществлять предусмотренные нормативными правовыми актами действия, непосредственно влияющие на начало и ход судебного процесса (например, такие действия, как подача в суд документов в электронной форме или участие в судебном заседании посредством системы видеоконференцсвязи). Между электронным правосудием в широком и узком смыслах существует диалектическая взаимосвязь. Опыт зарубежных стран показывает, что информатизация судов приводит в конечном счете к внедрению элементов электронного правосудия в правоприменительную практику государства. Лорд Вулф еще в 1996 г. писал в своем докладе «Access to justice» («Доступ к правосудию»), что «информационные технологии будут не только помогать оптимизации и улучшению существующих систем и процесса; вероятно, со временем они сами станут катализатором для радикальных изменений… Информационные технологии в ближайшем будущем станут основой судебной системы и по этой причине уже сейчас заслуживают особого внимания на самом высоком уровне» <3>. ——————————— <3> Цит. по: Решетняк В. И. Электронное правосудие в гражданском процессе Сингапура // Российский юридический журнал. 2012. N 2. С. 75 — 80.

В современном мире одним из лидеров в использовании информационных технологий в судебной деятельности является Сингапур. Опыт применения электронного правосудия в гражданском процессе Сингапура хорошо показан в работах В. И. Решетняка <4>. ——————————— <4> См.: Там же.

В сингапурских судах применяется Electronic Filing System (электронная система подачи; EFS) с 1997 г. как экспериментальная программа для подачи и вручения документов в судебном процессе на добровольных для сторон началах, с 2000 г. как обязательная форма подачи документов в суд по всем категориям гражданских дел. С 2011 г. в судах Сингапура внедряется Integrated Electronic Litigation System (iELS, Интегрированная электронная судебная система). EFS разработана как система управления документами и оптимизации документооборота в суде. По сути, EFS является специализированной системой электронного документооборота. Так, электронный документ, поступивший в суд, автоматически проверяется на соответствие требованиям процессуального закона и направляется на соответствующий регистр для обработки. EFS автоматически определяет маршрут прохождения документа в суде и позволяет достигнуть значительной экономии времени рассмотрения поступившего документа, а также исключает ошибочное приобщение документа к другому делу и обеспечивает, по существу, ведение в суде «электронного дела». Внедрение электронного документооборота способствует существенному сокращению расходов на судопроизводство, при этом экономия достигается как за счет повышения производительности труда работников судов, так и за счет сокращения расходов на хранение документов (так как хранение электронных документов обходится дешевле, чем содержание архивов с бумажными документами). Одновременно создаются лучшие условия для статистической обработки результатов деятельности судов. Необходимо отметить, что главной особенностью электронного правосудия в гражданском процессе Сингапура является обязательность для сторон подачи документов в электронном виде. Именно это позволило автоматизировать процесс движения документов в судах и обеспечить ведение «электронных дел». Анализ зарубежной и отечественной практики создания системы электронного правосудия показал, что нельзя в полной мере использовать его потенциал, если для сторон процесса не установлена (и не обеспечена) юридическая обязанность использовать информационные технологии при совершении процессуальных действий. В условиях, когда отсутствует позитивное обязывание, одна из сторон процесса может пользоваться возможностями, предоставляемыми информационными технологиями, а другая нет. Таким образом, эффективность использования технологий электронного правосудия существенно снижается. В гражданском процессе Сингапура возможность возникновения такой ситуации устранена за счет установления правила об обязательности для сторон использования EFS. Кроме повышения эффективности работы судов информационные технологии существенно повышают и эффективность работы адвокатов и юридических фирм. Посредством предоставления сервиса Службы электронного извлечения документов (Electronic Extract Service) юридические фирмы могут производить поиск документов, поступивших в суд по гражданскому делу по их реквизитам, а также знакомиться с ними и с разрешения суда просматривать и распечатывать вынесенные судом акты по различным процессуальным вопросам, при этом система работает в многопользовательском режиме. Кроме этого, с помощью EFS также обеспечивается доступ к Электронной информационной службе (Electronic Information Service) и получение информации обо всех процессуальных действиях суда по делу в режиме реального времени. Доступ к EFS предоставляется только после регистрации (при регистрации судом выдается смарт-карта, содержащая цифровой сертификат), приобретения необходимого оборудования и соответствующего программного обеспечения. Таким образом, в EFS обеспечивается идентификация пользователей и обеспечение конфиденциальности информации. Для подтверждения подачи документа в суд используется автоматически сгенерированный системой EFS сертификат, который направляется пользователю. Лица, у которых отсутствует возможность самостоятельно воспользоваться системой EFS, могут обратиться в сервисные бюро (Service Bureau). При осуществлении судопроизводства по гражданским делам в Сингапуре активно используются системы видеоконференцсвязи, а залы судебных заседаний оборудованы цифровой техникой для предоставления сторонами доказательств на цифровых носителях и использования презентаций в выступлениях сторон и их представителей <5>. ——————————— <5> См.: Решетняк В. И. Указ. соч. С. 75 — 80.

Показателен также опыт США, которые, так же как и Сингапур, можно отнести к числу стран, которые одни из первых начали внедрять электронное правосудие <6>. В судебной системе США (State Unified Court System) под электронным правосудием понимается прежде всего возможность доступа к судам с помощью современных информационных технологий, получение информации о судебных делах, поиск документов в судебных делах, а также иной информации, связанной с процессом осуществления судопроизводства. ——————————— <6> См.: Электронное правосудие. Steptoe & Jonson, США. официально опубликован не был // URL: http://pravo. ru/interpravo/doc/view/105/?lang=1&page;=1.

В США существует система «Управление делами/Электронный Архив дел» (CaseManagement/ElectronicCaseFiles (далее — CM/ECF)). Как следует из названия, указанная система является, по существу, специализированной системой электронного документооборота, обеспечивающей движение электронных документов в суде и их хранение. В целях предоставления доступа к материалам судебных дел в США существует система «Открытый электронный доступ к судебным материалам» (PublicAccesstoCourtElectronicRecords (далее — PACER)). Таким образом, CM/ECF обслуживает поступление и хранение документов в электронном виде, а PACER обеспечивает предоставление публичного доступа к документам из CM/ECF. Эксперименты по созданию электронных баз данных судебных актов начались в федеральных судах США еще в 1988 г. <7>. Введение элементов электронного правосудия в США осуществлялось поэтапно. ——————————— <7> Там же.

Система CM/ECF была разработана Административным офисом федеральных судов США и введена в 1996 г. в нескольких окружных судах, далее она стала использоваться в окружных судах по банкротству. С 1998 г. эта система стала основой для внедрения электронного хранения документов во всех федеральных судах США. Таким образом, реализация CM/ECF позволила сократить расходы на хранение бумажных документов и создала основу для облегчения доступа к материалам судебных дел. Это имело большое значение, принимая во внимание особенности правовой системы США, где судебный прецедент используется как источник права. Надо отметить, что предоставление документов системой PACER осуществляется на платной основе. Плата взимается в размере 0,08 доллара США за одну страницу, вне зависимости от того, была ли она просмотрена, загружена или распечатана, при этом плата за предоставление доступа к одному документу не может превышать 2,40 доллара США. При этом пользование системой является бесплатным для пользователя до тех пор, пока в течение одного календарного года он не совершит платные действия по пользованию системой на сумму свыше 10 долларов США. Если за период с 1 января по 31 декабря счет пользователя не превышает 10 долларов США, то счет подлежит обнулению. Особенностью системы PACER является также то, что ее база данных поддерживается соответствующим федеральным судом в отношении сведений по делам в пределах своей юрисдикции. При этом, несмотря на то что форма запроса данных пользователем во всех случаях одна и та же, формат предоставления данных может отличаться. Кроме публичной системы PACER часть предоставляемой информации доступна в платных частных базах данных, таких как Weslaw и Lexis-Nexis. Система электронной подачи документов в суд посредством CM/ECF стала применяться в США с 2001 г. При этом надо отметить, что управление системой децентрализовано, каждый федеральный суд управляет своим сервером самостоятельно. По общему правилу стороны обязаны подавать документы в суд в электронном виде посредством CM/ECF, однако в виде исключения допускается подача документов в бумажном виде после подачи заявления «О несоблюдении обязательства подачи документа в электронной форме». Электронные документы должны предоставлять в формате pdf. Для удостоверения подписи лица, подавшего исковое заявление или иной документ в суд, достаточно использования таким лицом логина и пароля CM/ECF. Таким образом, в США реализованы в полной мере такие элементы электронного правосудия, как ведение электронного дела, подача документов в суд посредством сети Интернет и публикация информации о судебных делах посредством сети Интернет. В судебной системе Канады также широко используются возможности электронного правосудия <8>. При этом для Канады характерны следующие особенности. ——————————— <8> См.: Electronic Legal Proceedings In Canada. Prepared for Legal Education Society by L. Mason, C. Pearce, B. Younggren, M. Dixon. Официально текст опубликован не был. На русском языке см.: http://pravo. ru/interpravo/practice/view/15951/.

Несмотря на то что электронная подача документов получила широкое распространение, она используется не во всех юрисдикциях. Под электронной подачей документов (e-filing) в Канаде понимается передача данных (процессуальных состязательных документов сторон) в формате, определяемом судом, по электронной почте или посредством сети Интернет через защищенный сайт. При этом в некоторых юрисдикциях допускается предоставление в суд электронных документов посредством предоставления в суд цифрового носителя информации (компакт-диск). По сути, в Канаде каждый суд в пределах своей юрисдикции определяет требования к подаче документов в электронном виде, и в зависимости от юрисдикции эти требования могут существенно отличаться, в части как формата электронного документа, так и способа его подачи в суд. В 2002 г. Верховный суд Канады и Федеральный суд Канады занялись вопросом введения системы электронной подачи документов. В рамках специального исследования (ElectronicFilingStudy) был проведен опрос членов канадского юридического сообщества о необходимости введения такой системы. После проведения исследования суды в различных юрисдикциях (включая Верховный суд Канады, Федеральный суд Канады, суды провинций Онтарио, Британская Колумбия, Альберта, Ньюфаундленд, Нова Скотия и Острова Принца Эдварда) представили свои варианты электронной системы. Верховным судом Канады в декабре 2008 г. выпущены практические пояснения, согласно которым стороны процесса обязаны подавать заявления об апелляции, изложения обстоятельств дела, материалы судебного дела и документы, подтверждающие полномочия заявителя, в электронном формате <9>. При этом сохранилось требование подачи документов в печатном виде, хотя перечень требуемых документов был сокращен. ——————————— <9> Там же.

Следует отметить, что система электронной подачи документов, применяемая в Федеральном суде Канады, создана по образу и подобию аналогичных систем Сингапура и США. Федеральный суд Канады использует в качестве сервиса для подачи документов в суд в формате pdf систему, разработанную Lexis-Nexis Canada. В некоторых юрисдикциях суды обязывают стороны процесса подавать документы в электронном виде, в то время как в других это требование не является обязательным для исполнения. Также в Канаде на бесплатной основе предоставляется публичный доступ к судебным актам, находящимся в базе судов. В ряде юрисдикций доступна информация по делам посредством сети Интернет (Верховный суд Канады, Федеральный суд Канады, а также в суды провинций Британская Колумбия и Манитоба). Типовая система доступа к документам судебных дел определена в Модельной политике <10>. ——————————— <10> См.: Model Policy for Access to Court Records in Canada (Judges Technology Advisory Committee: September, 2005). Canadian Judicial Council // URL: http:ciaj-icaj. ca/english/publications/ModelPolicyAccess_CjC_Septe. pdf>at1.

Следует отметить, что в результате технических ограничений и в связи с требованиями защиты личных прав стороны процесса в Канаде не имеют доступа к судебным материалам своего дела посредством сети Интернет. Таким образом, можно констатировать, что электронное правосудие в судебной системе Канады находится в стадии становления. Интересен также опыт внедрение информационных технологий в гражданский процесс Германии <11>. ——————————— <11> См.: Брановицкий К. Л. Информационные технологии в гражданском процессе Германии (сравнительно-правовой анализ). М.: Волтерс Клувер, 2010.

Безусловно, важным этапом становления электронного правосудия является создание системы электронного документооборота между судами и участниками споров. В германской научной литературе под системой электронного правового документооборота принято понимать надежный, действительный с правовой точки зрения обмен электронными документами между адвокатами, гражданами, государственными учреждениями и судами <12>. ——————————— <12> Брановицкий К. Л. Указ. соч. С. 5.

Если рассматривать данное определение с позиции его соотношения с понятием электронного правосудия, то следует отметить, что такой документооборот должен включать в себя систему электронной подачи документов в суд, публикации судебных документов посредством сети Интернет и раскрытия сторонами своих доказательств с помощью предоставления их другой стороне в электронной форме. Правовая основа использования электронных документов в гражданском процессе Германии была заложена Законом от 1 апреля 2005 г. «Об использовании электронных форм коммуникации в судопроизводстве» (Justizmodernisierungsgesetz). В качестве основной цели его принятия было названо введение полностью электронной коммуникации и системы документооборота между участниками судопроизводства <13>. ——————————— <13> Брановицкий К. Л. Указ. соч. С. 6.

Упомянутый Закон обеспечил необходимое правовое регулирование в сфере электронного правового документооборота для подачи электронных документов в суд, их обработки внутри суда (включая возможность ведения дела в электронной форме), а также для вынесения решения в электронной форме и его последующей доставки. Особенностью системы электронной подачи документов в Германии является требование об использовании электронной подписи на таких документах. Для подачи документов в электронной форме используются обычно два способа: загрузка на электронный почтовый ящик суда или отправка по электронной почте. При этом в разных судах может использоваться тот или иной способ. Завершая приведенный обзор и обобщение опыта внедрения электронного правосудия в зарубежных странах, отметим, что введение элементов электронного правосудия в судопроизводство является общей тенденцией мировой практики. На основании ее обобщения и анализа можно выделить следующие элементы электронного правосудия, которые уже реализованы, а другие могут быть реализованы в ближайшем будущем: — внедрение системы электронной подачи документов, позволяющей сторонам направлять документы в суд, а судам обеспечить надлежащее прохождение поданных документов в суде и создание электронного дела; — введение системы управления электронным делом, создающей возможность управлять содержащейся в деле информацией и предоставлять доступ к информации, как публичный, так и ограниченному кругу лиц (сторонам спора), если информация носит конфиденциальный характер; — внедрение системы публикации всех судебных актов; — внедрение фиксации событий судебных заседаний путем аудио-, видеозаписей; — широкое использование видеоконференцсвязи для исключения необходимости непосредственной явки сторон в зал суда, а также для обеспечения публичности процесса; — широкое использование оборудования, позволяющего исследовать доказательства, предоставленные в электронной форме. Представляется, что рассмотрение электронного правосудия под этим углом зрения — как сложного в содержательном и структурном отношении явления — создает необходимые методологические предпосылки для правильного определения содержания и пределов научного понятийно-категориального аппарата, отражающего данный правовой феномен, а также позволяет определить основные направления и приоритеты государственной деятельности, нацеленной на создание системы электронного правосудия в Российской Федерации.

——————————————————————