Повышение эффективности организации таможенного контроля лесоматериалов

(Полухин И. В.)

(«Таможенное дело», 2010, N 2)

Текст документа

ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ

ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ ЛЕСОМАТЕРИАЛОВ

И. В. ПОЛУХИН

Полухин И. В., заведующий кафедрой таможенного дела Сибирского государственного аэрокосмического университета имени академика М. Ф. Решетнева.

На сегодняшний день в России отсутствует действенный механизм урегулирования экспорта лесоматериалов. На наш взгляд, наиболее эффективным способом учета лесоматериалов является их поштучное электронное биркирование. В статье рассмотрены главные аспекты применения данного способа учета леса на примере Красноярской таможни.

Красноярский край является крупнейшим лесным регионом России, где сосредоточено 12% площади лесов [4]. В крае, как и в Сибири в целом, основное лесопользование связано с заготовкой древесины, а ее переработка сосредоточена в европейской части страны.

Наиболее распространенными древесными породами на территории Красноярского края являются пихта и сосна (см.: таблица N 1). Большая часть покрытой лесом площади края занята хвойными породами.

Таблица 1. Распределение покрытых лесом земель и запасов

насаждений по основным лесообразующим породам, 2000 г.

Порода Площадь Общий запас, млн. куб. м

тыс. га %

Сосна 9622,4 19,9 1666,25

Ель 5855,3 12,1 760,87

Лиственница 5746,8 11,9 1003,69

Кедр 6226,0 12,9 999,55

Пихта 8017,3 16,6 1555,42

Итого хвойные 35467,8 73,4 5985,78

Береза 10514,6 21,8 1002,91

Осина 2304,8 4,8 370,03

Итого 12843,6 26,6 1374,29

лиственные

Тополь 0,9 — 0,10

Ивы 23,3 — 1,25

древовидные

Источник: Природные ресурсы Красноярского края. URL: http://nature. krasn. ru/forest_t2.php.

Лесная отрасль является одной из основных в Красноярском крае.

В подавляющем большинстве предприятия лесопромышленного комплекса края экспортируют лесоматериалы, и по большей части круглый лес и пиломатериалы. Доля продукции лесопромышленного комплекса (далее — ЛПК) в общем объеме экспорта Сибирского федерального округа (далее — СФО) довольно высока, и в 2009 г. данная продукция была на 3-м месте по экспорту (рис. 1).

Удельный вес товаров в экспорте СФО, %

45

40 /////

///// /////

35 ///// /////

///// /////

30 ///// /////

///// /////

25 ///// /////

///// /////

20 ///// /////

///// /////

15 ///// /////

///// /////

10 ///// /////

///// ///// /////

5 ///// ///// ///// /////

///// ///// ///// /////

0 /////

Продовольственные… Минеральные Топливно-… Продукция Кожевенное Древесина

продукты хим. … сырье… и…

/// Удельный вес в товарной структуре экспорта…

Рис. 1. Удельный вес отдельных товарных групп продукции

в структуре экспорта СФО в 2009 г. (по материалам СТУ.

URL: http://stu. customs. ru/ru/)

Товарная структура экспорта леса отражает неблагоприятную ситуацию. За последние пять лет на 30% выросла деревообработка, край активно отказывается от экспорта «кругляка», обеспечивая 5% общероссийского экспорта переработанной древесины. Тем не менее основную часть экспорта традиционно составляют круглый лес и пиломатериалы, т. е. сырье и дерево, прошедшее первичную обработку.

Красноярская таможня занимает 2-е место по объему экспорта лесоматериалов в регионе деятельности Сибирского таможенного управления. Наибольшие объемы экспорта необработанных круглых лесоматериалов в регионе деятельности Красноярской таможни оформляются на Канском, Лесосибирском и Ачинском таможенных постах. Объем экспорта круглого леса в регионе деятельности Красноярской таможни в 2009 г. по сравнению с экспортом пиломатериалов уменьшился, однако он все еще значительно превышает экспорт пиломатериалов по объемам: в 2009 г. из Красноярского края экспортировано 2 186 856 куб. м круглого леса и 1 906 224 куб. м пиломатериалов (для сравнения в 2008 г. 2 594 740 куб. м и 1 661 936 куб. м соответственно) [3].

При этом безусловным лидером по экспорту как круглого леса, так и пиломатериалов Красноярского края является Китай (в 2008 г. в Китай вывезено круглого леса и пиломатериалов объемом 2 708 330 куб. м, в 2009 г. — 2 425 514 куб. м (рис. 2)).

3 000 000

2 500 000 *

* *

2 000 000 * * * *

* * / * *

1 500 000 * / * / * * /

* / * / * * / /

1 000 000 * / * / * * / /

* / * / * * / /

500 000 * / * / * * / /

* / * / * * / /

0 / /

2008 2009 Китай Китай Другие Другие

2008 2009 страны страны

2008 2009

* Круглый лес, куб. м

/ Пиломатериалы, куб. м

Рис. 2. Объем круглого леса и пиломатериалов, оформленных

Красноярской таможней в 2008 — 2009 гг.

Основными проблемами в лесной отрасли на протяжении последних десятилетий являются:

— фактическое завышение запасов древесины на корню из-за использования устаревших данных масштабного таксационного исследования 80-х годов;

— контрабанда леса, в частности круглого. «Все знают, что российский лес воруют. Все знают, что его воруют много, но (опять же из-за недостаточной достоверности «бумажного» учета) никто не знает, сколько именно» [5].

Если за 9 месяцев 2008 г. таможнями Западной Сибири было возбуждено 246 уголовных дел, то в 2009 г. этот показатель вырос до 337 дел. При этом изменилась сама структура объектов преступлений. По 2009 г. наряду с традиционными товарами народного потребления (97 дел) лидирующие позиции в этом списке также принадлежат продукции лесопромышленного комплекса (94 дела). С нелегальным экспортом последней связано почти 30% уголовных дел, тогда как в 2008 г. — 7% [6].

Данные обстоятельства требуют решительных действий со стороны государственных органов по регулированию экспорта лесоматериалов, в частности круглого леса и пиловочника. Однако если во времена плановой экономики велся тотальный контроль за экспортом древесины, проверялась каждая товарная партия, то в настоящее время установлены партнерские отношения между участниками внешнеэкономической деятельности и таможенными органами в области государственного регулирования внешнеторговой деятельности и досмотр партий древесины производится выборочно. На сегодняшний день актуальной является проблема принятия таких мер государственного регулирования экспорта леса, которые бы обеспечили эффективность проведения таможенного контроля и при этом не ущемляли интересы участников внешнеэкономической деятельности. На наш взгляд, наиболее эффективной мерой является поштучное электронное биркирование лесоматериалов (круглого леса).

Для обобщения и распространения отечественного и зарубежного опыта маркировки и организации учета лесоматериалов по заказу Министерства экономики России был разработан и одобрен для применения документ РД 13-2-4-98 «Маркировка круглых лесоматериалов и пиломатериалов. Рекомендации».

Эффект от поставки маркированных лесоматериалов обусловлен:

— повышением конкурентоспособности лесоматериалов заготовителя и торговой фирмы;

— снижением потерь от рекламаций;

— снижением общих затрат на измерения, контроль качества, обработку результатов, оформление документов заготовителями в пунктах перегрузки и у потребителей;

— снижением складских и транспортных расходов;

— повышением эффективности торговли за счет оперативного предоставления заинтересованным сторонам полной и точной информации о лесоматериалах, прошедших маркировку.

РД 13-2-4-98 предусматривает процедуру и норматив для оценки точности учетной маркировки лесоматериалов по результатам выборочного контроля.

Поскольку согласно п. 4.3.2 ГОСТ 2292-88 «Лесоматериалы круглые. Маркировка, сортировка, транспортирование, методы измерения и приема» диаметры деловых сортиментов лесоматериалов измеряются без учета коры, то соответственно определяются и величины объемов круглых лесоматериалов, указываемые в грузовых таможенных декларациях.

Положения ст. 13 и 134 Таможенного кодекса Российской Федерации определяют круг лиц, которые по требованию таможенного органа обязаны произвести определение количества товаров. При этом акты результатов измерений, в том числе представляемые сюрвейерскими организациями, должны содержать необходимые для таможенных целей метрологические сведения, обоснованные в соответствии с действующими в Российской Федерации нормативными документами. Недопустимо использование этих документов в целях подмены каких-либо форм таможенного контроля товаров (круглых лесоматериалов или пиломатериалов).

Таким образом, целями внедрения системы электронного поштучного учета являются:

— обеспечение достоверного учета количественно-качественных характеристик отгруженных на экспорт лесоматериалов с применением современных средств автоматизации учетно-вычислительных операций;

— повышение качества таможенного контроля при снижении временных и ресурсных затрат;

— организация контроля сохранности лесоматериалов, перемещаемых по территории РФ.

Достижение указанных целей осуществляется на основе маркировки каждого бревна, находящегося на территории места отгрузки на экспорт. Внедрение электронной системы учета начинается прямо от лесосеки. Маркировка осуществляется посредством жесткой пластиковой бирки, прилепляемой к торцу бревна.

Маркировка бревна содержит уникальный штрих-код и идентичный ему цифровой код. Таким образом, код можно считать как с помощью сканирующего устройства, так и визуально путем записи номера бирки и размерно-качественных характеристик бревна и дальнейшего ввода данных в компьютер.

В электронную базу данных вводятся сведения о совершенно конкретном бревне, в котором указаны диаметр, длина и объем, порода дерева, сортность и другие необходимые данные.

Из этих данных формируется доступная таможенным, налоговым, правоохранительным и иным надзорным органам общая электронная база, в которой содержится полная информация обо всех бревнах, вырубленных на лесосеках, и отслеживается их передвижение. Идентификация лесоматериалов с использованием бирок позволит существенно снизить время, необходимое для осуществления любых видов государственного контроля.

Программное обеспечение автоматически производит необходимые подсчеты по объему в соответствии с выбранной методикой измерения. Собственник тем самым доказывает свою добросовестность в отношении действующего законодательства и защищает себя от высоких рисков, идентифицировав каждый товарный элемент. В данном случае существенно упрощается таможенный контроль над работой учетного состава ввиду его значительного уменьшения штата.

В 2004 г. администрация Иркутской области совместно с заинтересованными федеральными органами власти (Иркутская таможня, Управление Федеральной налоговой службы, Федеральная служба безопасности, ГУВД, прокуратура), Восточно-Сибирской железной дорогой и общественными объединениями лесопромышленников и лесоэкспортеров приняла решение об организации и внедрении системы электронного учета круглых лесоматериалов. Иркутская область — первый регион России, где была опробована система поштучного электронного учета круглого леса.

Цель принятия этих мер была обозначена как «выявление и пресечение правонарушений и преступлений в сфере оборота леса и лесоматериалов при экспорте за рубеж». Данная инициатива была направлена на наведение порядка в лесной отрасли и соответствует распоряжению Правительства РФ от 1 ноября 2002 г. N 1540-р «Основные направления развития лесной промышленности». Использование системы электронного учета леса позволяет в режиме реального времени отследить движение круглых лесоматериалов от места заготовки до конечного потребителя.

Красноярская таможня присоединилась к эксперименту по таможенному контролю необработанных лесоматериалов с применением системы электронного поштучного учета.

В Ачинском таможенном посту первая таможенная декларация на лесоматериалы, заготовленные с применением электронного биркирования, была подана ООО «Лес-экспорт» в IV квартале 2008 г. (табл. 2).

Табл. 2. Экспорт лесоматериалов с использованием системы

поштучного электронного биркирования в Красноярском крае

Период Количество Число т/с Количество Объем, Станция Страна

ГТД бирок куб. м отправления назначения

IV кв. 1 1 п/вагон 140 78 «Чунояр» Китай

2008 г.

2009 г. 4 4 п/вагон 564 312 «Чунояр» Китай

В течение 2008 — 2009 гг. на Ачинский таможенный пост подавалась одна таможенная декларация в квартал на оформление биркированных лесоматериалов.

Основное преимущество применения организацией системы электронного поштучного учета лесоматериалов — организация прозрачного учета лесоматериалов внутри предприятия, начиная со стадии его производства и заканчивая погрузкой на транспортное средство. По словам генерального директора ООО «Лес-экспорт» Александра Федорова, решение о проведении эксперимента по внедрению электронного поштучного учета лесоматериалов им рассматривается как положительный фактор для организации учета лесоматериалов внутри предприятия [7].

С намерением организовать электронный поштучный учет лесоматериалов в Красноярскую таможню вскоре обратились еще два участника внешнеэкономической деятельности.

Система электронного поштучного учета экспортируемых необработанных лесоматериалов имеет очень значимые достоинства как для таможенных органов, так и для участников внешнеэкономической деятельности.

Таким образом, можно в несколько раз ускорить таможенный контроль. Невозможно по объему вагона определить четкий объем лесоматериалов, находящихся в нем, так как в вагон можно загрузить немного меньше или немного больше.

Более того, можно скрыть или заменить в штабелях не указанные при декларировании лесоматериалы. Все это требует значительного времени при таможенном контроле.

Теперь же можно будет без проблем отследить количество перевозимых лесозаготовок — результаты проверки станут более точными и наглядными.

Бирка дает возможность установить лицо, которое осуществляло заготовку лесоматериалов, и получить точные данные по учету древесины, движению и контролю ее использования.

Таким образом, предлагается осуществлять электронное биркирование всех лесоматериалов. При этом они должны перевозиться штабелями и только в «рогатках» для повышения эффективности таможенного контроля за их экспортом.

Однако проводимые эксперименты у лесопромышленников и лесоэкспортеров особого энтузиазма не вызывают.

Это объясняется тем, что идея электронного маркирования была взята из европейского опыта лесопользования, но на данный момент культура и условия сибирского лесопользования заметно отличаются от европейского, поэтому к такому способу контроля лесоэкспортеры не готовы, ни технически, ни интеллектуально. Поэтому многие лесопромышленники, чтобы не участвовать в эксперименте, стали грузить лес в зонах деятельности других таможен — Красноярской, Забайкальской, Дальневосточной и даже Алтайской.

Участники внешнеэкономической деятельности выделяют ряд технических и экономических проблем, связанных с применением системы электронного поштучного учета экспортируемых круглых лесоматериалов и пиломатериалов. Участники эксперимента при обсуждении проблем в первую очередь говорят о стоимости оборудования и бирок. Например, сканер для организации электронного учета на предприятии обходится в 30 — 40 тыс. рублей, а одна бирка стоит 5 рублей. Однако организации, экспортирующие таким образом товар, получают преимущество — сокращение времени таможенного оформления груза. И если проанализировать суммы экспорта и импорта ЛПК края, то можно сделать вывод, что стоимость оборудования незначительна для данных предприятий и быстро окупаема. Стоимостный объем экспорта лесоматериалов в СФО традиционно остается очень высоким (рис. 3).

Рис. 3. Стоимость экспортированной древесины и

целлюлозно-бумажных изделий в СФО в 2005 — 2009 гг.

(по материалам СТУ. URL: http://stu. customs. ru/ru/)

4 000 000

3 500 000 \\

\\ **

3 000 000 \\ **

\\ ** ..

2 500 000 ++ \\ ** ..

++ \\ ** ..

2 000 000 // ++ \\ ** ..

// ++ \\ ** ..

1 500 000 // ++ \\ ** ..

// ++ \\ ** ..

1 000 000 // ++ \\ ** ..

// ++ \\ ** ..

500 000 // ++ \\ ** ..

// ++ \\ ** ..

0

2005 2006 2007 2008 2009

/ 2005 + 2006 \ 2007

* 2008 . 2009

Другой вопрос: что делать, если бирка со штрих-кодом оторвется или будет повреждена? Задерживать весь груз или сгружать отдельное бревно без бирки (для этого нужно погрузочное оборудование)?

На самом деле используемое оборудование очень прочно крепит бирку, и повреждение бирки проявляется не чаще других форс-мажорных обстоятельств.

Участники эксперимента выявили также и другую проблему: оборудование, в обычных условиях работающее исправно, в условиях сибирской зимы начинает давать сбои. Даже при -20°C реакция сканера может замедляться, а кнопки западать. Что уж говорить о более низкой температуре, которая не является редкостью, например, в Иркутской области в разгар лесозаготовительного сезона. Впрочем, эту проблему поставщики оборудования пообещали решить.

На основании вышеизложенного можно сделать вывод, что метод поштучного электронного биркирования лесоматериалов — это:

— средство контроля доставки каждого бревна от деляны;

— основа мониторинга заготовленных объемов в местах рубок;

— инструмент учета количественных и качественных характеристик лесоматериалов;

— признак наличия системы менеджмента качества на предприятии;

— использование упрощенной системы декларирования при экспорте круглых лесоматериалов;

— персональный критерий доверия качеству поставляемых лесоматериалов со стороны потребителей.

Биркирование лесоматериалов необходимо производить уже на нижнем складе. При этом лесоматериалы, перевозимые железнодорожным транспортом, должны перемещаться только в «рогатках», чтобы была возможность определить соответствие бревен в транспортном средстве заявленным в документах сведениям.

Применение организацией электронного поштучного учета лесоматериалов является показателем повышения уровня доверия к деятельности участника ВЭД со стороны таможенных органов, ускорение производства таможенного оформления и контроля за счет использования передовых технологий.

Введение поштучного электронного биркирования экспортируемых круглых лесоматериалов и пиломатериалов является наиболее эффективной мерой для государственного регулирования экспорта леса, поскольку дальнейшее повышение пошлин для ограничения вывоза лесоматериалов не представляется возможным. «С 2008 года рост пошлин вызвал претензии Швеции и Финляндии, угрожавших из-за пошлин запустить процедуру отзыва согласия ЕС на вступление России в ВТО» [8]. Рост пошлин налагает дополнительное финансовое бремя на экспортера лесоматериала, вполне возможно, неоправданное. Если лесной экспортер действует согласно законодательству, не занимается контрабандой леса, то ему будет только выгодно использовать систему поштучного электронного биркирования необработанных лесоматериалов по изложенным выше причинам. Более того, введение данной системы никак не скажется на партнерских отношениях таможенных органов и экспортеров леса, так как не связано с запретами и ограничениями, а лишь с регулированием вывоза необработанных лесоматериалов за пределы таможенной территории РФ. Государство должно поощрять деятельность в рамках закона, именно поэтому предлагается также включить надлежащее использование данной системы как одно из условий оказания государственной поддержки предприятиям ЛПК.

В настоящее время документы о применении описанной в статье системы носят рекомендательный характер и таможенные органы не вправе требовать использования данной системы лесоэкспортерами, поскольку деятельность таможни ограничивается законодательными актами и должна осуществляться в законодательных рамках, в соответствии с установленными принципами.

Таким образом, не предусмотрено соответствующих обязательных требований для экспортеров леса. Отсутствуют какие-либо преимущества в таможенном оформлении леса, имеющего соответствующие бирки.

Для того чтобы система электронного поштучного учета экспортируемых необработанных лесоматериалов и пиломатериалов была действенной, необходимо разработать и принять единый нормативно-правовой документ, посвященный электронному поштучному учету лесоматериалов. Только в этом случае биркирование станет обязательным и наиболее эффективным инструментом государственного регулирования экспорта лесоматериалов.

Литература

1. Распоряжение Правительства РФ от 1 ноября 2002 г. N 1540-р «Основные направления развития лесной промышленности».

2. Письмо ФНС РФ от 21 августа 2009 г. N ШС-23-3/656@ «О направлении материалов «Исследование рынка заготовки, производства и реализации лесоматериалов (необработанный лес, пиловочник, пиломатериалы, древесные плиты) в РФ».

3. Письмо Красноярской таможни от 25 марта 2010 г. N 22-13/04736 «О таможенном оформлении».

4. Леса Красноярского края. Библиотека краеведческих материалов «Родное Красноярье». URL: http://library. cross-ipk. ru/RK/t-les. htm.

5. Кузнецов Г. Электронная метка // Восточно-Сибирская правда. 2005. 1 нояб. URL: http://www. vsp. ru/economic/2005/11/01/429981.

6. На 35% увеличилось число уголовных дел, возбужденных таможнями Западной Сибири // ФТС России. 2009. 28 окт. URL: http:// mastertest. customs. ru/ ru/ press/ news_stu/ index. php? id286=28356.

7. В Красноярске начато биркирование леса // Новости СТУ. 2008. 18 авг. URL: http:// stu. customs. ru/ ru/ reviews/ printable. php? id695=21143&print;=1.

8. Дайджест газеты «Коммерсант» (часть II). 2009. 20 марта. URL: http:// www. akm. ru/ rus/ news/ 2009/ march/ 20/ ns_2612360.htm.

——————————————————————

Название документа