Особенности административно-правового института декларирования

(Василенко П. Н.)

(«Административное и муниципальное право», 2012, N 4)

Текст документа

ОСОБЕННОСТИ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОГО

ИНСТИТУТА ДЕКЛАРИРОВАНИЯ

П. Н. ВАСИЛЕНКО

Василенко Глеб Николаевич, кандидат юридических наук, доцент кафедры административного права Московского университета МВД России.

В статье обосновывается точка зрения о формировании самостоятельного административно-правового института декларирования. Автором обозначаются основные признаки института, предлагаются авторское определение института декларирования, система профильных источников, подчеркивается уникальность метода правового регулирования, определяется субъектный состав рассматриваемого института. Автор обращает особое внимание на многообразие видов декларирования.

Ключевые слова: управление, декларирование, государство, институт, субъект, источник, элемент, система, право, контроль.

Peculiarities of Administrative Institution of Declaring

G. N. Vasilenko

The article proves the author’s point of view regarding establishment of an independent administrative legal institution of declaring. The author describes the main features of such an institution, suggests his own definition of the institution of declaring, describes the system of specialized sources and underlines the unique nature of the method of legal regulation as well as defies the subjective composition of the institution. The author also pays attention at the variety of forms of declaration.

Key words: management, declaring, state, institution, subject, source, element, system, law, control.

В теории административного права термин «институт» означает совокупность административно-правовых норм, регулирующих однородные общественные отношения, которые образуют самостоятельную обособленную группу, пронизаны внутренним единством и охватывают все существенные моменты регулирования соответствующей сферы государственного управления. Главная функция любого правового института состоит в обеспечении целостного эффективного регулирования общественных отношений.

Административно-правовой институт декларирования — это совокупность административно-правовых норм, регулирующих общественные отношения, возникающие в связи с уведомлением в нормативно установленном порядке физическими и юридическими лицами уполномоченных органов государственной власти о своих доходах, доходах третьих лиц, о соответствии принадлежащих им денежных средств, вещей, иных материальных объектов или производимых ими товаров, работ или оказываемых услуг нормативно допустимым качественным и (или) количественным показателям в целях осуществления внутрихозяйственного и государственного контроля (надзора) в определенных административным законодательством сферах деятельности.

Декларирование отражает проявление множества управленческих отношений и связей, которые необходимо урегулировать при помощи норм государственно-властного характера. Это комплекс управленческих отношений, который включает в себя отношения, связанные с процессом организации и функционирования аппарата декларирования; отношения, возникающие между субъектами декларирования (декларант, декларационный орган) в самых различных сферах жизни общества и государства: налоговой, таможенной, обеспечения безопасности, подтверждения соответствия качества, энергетики, промышленности, торговли и многих других. Эти отношения регулируются в правовой форме, так как вся управленческая деятельность государства должна выражаться именно в правовой форме.

В нормах института декларирования проявляются особенности административно-правового регулирования соответствующих управленческих отношений, которые выражаются в том числе в методах правового регулирования рассматриваемой сферы.

Административно-правовые методы декларирования отличаются определенной спецификой и направлены прежде всего на хозяйствующие субъекты. Специфика заключается в том, что сами эти субъекты в нынешних условиях могут использовать законодательно предусмотренные методы декларирования для оценки состояния производимых ими товаров, оказываемых услуг или для определения уровня безопасности на используемых ими объектах производства и т. д.

Форма осуществления декларационных мероприятий в рамках определенного административно-правового режима носит зачастую уведомительный характер. Такая модель регулирования общественных отношений позволяет государству переносить часть ответственности за ненадлежащее исполнение требований законодательства с чиновника на декларанта, при этом декларирование осуществляется самим хозяйствующим субъектом или гражданином. Таким образом, государство стимулирует развитие механизмов внутрихозяйственного контроля, создавая предпосылки развития конкуренции на основе стремления хозяйствующих субъектов к повышению качества своих товаров, работ и услуг.

Важно отметить, что декларирование как административно-правовой институт в России формировалось последовательно на протяжении длительного времени, однако получило свое новое качественное развитие относительно недавно. На сегодня можно с уверенностью говорить о том, что либерализация административного законодательства позволила декларированию окончательно выйти за пределы привычного для многих специалистов межотраслевого института налогового или таможенного права и приобрести качества и признаки, характеризующие его как самостоятельный комплексный административно-правовой институт.

Функционирование механизмов декларирования возможно при условии применения административно-правовых методов правового регулирования, направленных на установление определенного порядка декларационных действий; предоставление декларанту возможности выбора одного из установленных законом вариантов поведения для достижения цели достоверности при декларировании; предоставление декларанту возможности выбрать модель декларирования по своему усмотрению, не нарушая при этом закон.

Состояние профильного законодательства и практики правоприменения показывает, что методы административно-правового регулирования, применяемые в сфере декларирования, характеризуются меньшей степенью императивности, нежели методы, задействованные в других институтах административного права, например институте государственной службы или лицензирования: они менее затратны с точки зрения используемых финансовых и трудовых ресурсов, но при этом весьма эффективны.

Декларирование необходимо рассматривать также в контексте декларационных полномочий субъектов административного права.

Среди федеральных органов исполнительной власти указанными полномочиями обладают:

— Федеральная налоговая служба России;

— Федеральная таможенная служба России;

— Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии России;

— Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий;

— Министерство связи и массовых коммуникаций РФ;

— Министерство сельского хозяйства РФ;

— Министерство транспорта РФ;

— Федеральное космическое агентство России;

— Министерство промышленности и торговли РФ;

— Министерство энергетики РФ;

— Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору России и др.

Деятельность субъектов декларирования опосредуется материальными и процессуальными административно-правовыми нормами. Материальные нормы в институте декларирования определяют основные положения, обусловливающие характерные черты этого правового института. К материальным нормам относятся: понятие, принципы декларирования; права и обязанности субъектов декларирования; способы декларирования; сроки декларирования; контроль и надзор в сфере декларирования.

Процессуальные нормы регулируют отношения относительно реального выполнения положений, содержащихся в материальных правовых нормах. Причем в каждом конкретном субинституте, который входит в институт административно-правового декларирования (таможенное, налоговое, энергетическое, лесное, подтверждения соответствия и других), содержатся конкретные процессуальные положения и процедуры. К ним следует отнести порядок подготовки, подачи и рассмотрения декларации и т. д.

Обязательным элементом институционального построения в рамках отрасли права является система профильных источников. Декларирование соответствует данной парадигме в полном объеме. Правовые источники института декларирования располагаются практически на всех уровнях нормативно-правового регулирования. На сегодняшний день ключевыми источниками рассматриваемого административно-правового института являются:

— Налоговый кодекс РФ;

— Таможенный кодекс Таможенного союза;

— Лесной кодекс РФ;

— Федеральный закон от 7 июля 2003 г. «О связи»;

— Федеральные законы, определяющие различные технические регламенты (о требованиях пожарной безопасности, на молоко и молочную продукцию, соковую продукцию из фруктов и овощей, табачную продукцию, продукцию в области генно-инженерной деятельности, масложировую продукцию);

— Федеральный закон от 16 июля 1998 г. «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения»;

— Федеральный закон от 10 января 2003 г. «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации»;

— Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. «О безопасности дорожного движения»;

— Закон РФ от 20 августа 1993 г. «О космической деятельности»;

— Федеральный закон от 21 июля 1997 г. «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»;

— Федеральный закон от 21 июля 1997 г. «О безопасности гидротехнических сооружений» и многие другие.

Современный административно-правовой институт декларирования — это система правовых норм, которая регулирует отношения, формирующиеся в процессе организации государственной системы декларирования, определения статуса субъектов декларирования, гарантий и процедур его реализации, а также механизмов контроля (надзора) в сфере декларирования.

Библиографический список

1. Атаманчук Г. В. Теория государственного управления. М., 1997.

2. Алехин А. П., Козлов Ю. М. Административное право Российской Федерации. М., 1994.

3. Бельский К. С. О функциях исполнительной власти // Государство и право. 1997. N 3.

4. Блунчли И. К. Общее государственное право. М., 1865.

5. Градовский А. Д. Начала русского государственного права. СПб., 1883.

6. Глазунова Н. И. Система государственного управления: Учебник для вузов. М., 2002.

7. Коренев А. П. Административное право России. М., 2000.

8. Костенников М. В., Куракин А. В. Актуальные проблемы административно-правового регулирования. М., 2011.

9. Костенников М. В., Куракин А. В. Актуальные проблемы науки административного права. М., 2011.

10. Нерсесянц В. С. Общая теория права и государства. М., 1999.

11. Халфина О. Р. Общее учение о правоотношении. М., 1974.

References (transliteration)

1. Atamanchuk G. V. Teoriya gosudarstvennogo upravleniya. M., 1997.

2. Alekhin A. P., Kozlov Yu. M. Administrativnoe pravo Rossiyskoy Federatsii. M., 1994.

3. Bel’skiy K. S. O funktsiyakh ispolnitel’noy vlasti // Gosudarstvo i pravo. 1997. N 3.

4. Blunchli I. K. Obshchee gosudarstvennoe pravo. M., 1865.

5. Gradovskiy A. D. Nachala russkogo gosudarstvennogo prava. SPb., 1883.

6. Glazunova N. I. Sistema gosudarstvennogo upravleniya: Uchebnik dlya vuzov. M., 2002.

7. Korenev A. P. Administrativnoe pravo Rossii. M., 2000.

8. Kostennikov M. V., Kurakin A. V. Aktual’nye problemy administrativno-pravovogo regulirovaniya. M., 2011.

9. Kostennikov M. V., Kurakin A. V. Aktual’nye problemy nauki administrativnogo prava. M., 2011.

10. Nersesyants V. S. Obshchaya teoriya prava i gosudarstva. M., 1999.

11. Khalfina O. R. Obshchee uchenie o pravootnoshenii. M., 1974.

——————————————————————

Название документа

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *