Упрощенный таможенный процесс: вопросы правоприменения в условиях интеграции

(Матвиенко Г. В.) ("Таможенное дело", 2013, N 1) Текст документа

УПРОЩЕННЫЙ ТАМОЖЕННЫЙ ПРОЦЕСС: ВОПРОСЫ ПРАВОПРИМЕНЕНИЯ В УСЛОВИЯХ ИНТЕГРАЦИИ <*>

Г. В. МАТВИЕНКО

-------------------------------- <*> Matvienko G. V. Simplified customs procedure: issues of law-application in conditions of integration.

Матвиенко Галина Владимировна, профессор кафедры финансового права Российской академии правосудия, кандидат юридических наук, доцент (г. Москва).

Интеграция в рамках Таможенного союза и вступление России в ВТО оказали влияние на порядок взаимодействия декларантов - физических лиц и таможни в части таможенного оформления, обложения и контроля. В статье рассматриваются основные проблемы упрощенного таможенного процесса: применение оценочных категорий и их толкование, определение таможенной стоимости товаров, исчисление таможенных платежей, проблемы взимания утилизационного сбора и соблюдения мер технического регулирования.

Ключевые слова: упрощенный таможенный процесс, процедуры таможенной очистки, товар для личного пользования, автомобиль, таможенная стоимость, таможенные платежи, утилизационный сбор.

Integration of the Customs Union and Russia's accession to the WTO had an impact on the order of interaction of individuals, declarants and customs in terms of "customs clearance", taxation and control. The paper discusses the main problems of simplified customs processes: application of valuation categories and their interpretation, the definition of customs value, calculation of customs payments, the problems of utilization of charging collection and compliance with measures of technical regulation.

Key words: simplified customs procedures, customs clearance, the goods for personal use, the car, the customs value, the customs fees, salvage fee.

Упрощение таможенных формальностей является одним из основных условий эффективной интеграции в мировую экономику, развития туризма. В этой связи в науке и практике особое внимание уделяется проблемам совершенствования юридических процедур взаимодействия декларанта и таможни (процедур таможенной очистки) и таможенных процедур, образующих в совокупности таможенный процесс. Ввиду дифференцированного подхода к существу и порядку таможенного оформления, обложения, контроля в зависимости от категории субъектов, осуществляющих перемещение товаров, а также назначения последних (для личного потребления либо в коммерческих целях) анализ законодательства позволяет выделить три типа таможенного процесса: таможенный процесс, обслуживающий перемещение коммерческих партий (обычный, традиционный таможенный процесс) <1>; таможенный процесс с элементами упрощения <2> и упрощенный таможенный процесс. -------------------------------- <1> В данном случае речь идет о деятельности таможенной администрации по разрешению индивидуально-конкретного дела по существу (правоприменительном процессе), с одной стороны, и фактической реализации законных прав декларанта путем использования преимуществ таможенной процедуры (правореализующем процессе) - с другой. <2> Особой разновидностью традиционного процесса, обслуживающего перемещение товаров для коммерческих целей, является таможенный процесс с элементами упрощения административных процедур взаимодействия декларанта и таможни, которые влекут за собой и сокращение издержек, связанных с таможенным оформлением: выпуск товара до подачи таможенной декларации, подача неполной, периодической, временной декларации и т. п. Отдельные участники ВЭД пользуются комплексом упрощений, получая статус уполномоченного экономического оператора.

Упрощенный таможенный процесс, отражающий специфику взаимодействия физических лиц, перемещающих товары для личного потребления, с таможенным органом, а также последующее использование таких товаров. Прозрачны и просты процедуры оформления, обложения и контроля. Поскольку товар перемещается для личных целей, таможенный закон не предусматривает такого разнообразия избираемых декларантов таможенных процедур, как при коммерческом перемещении. Например, ввозимые физическими лицами товары помещаются под таможенные процедуры выпуска для внутреннего потребления либо временного ввоза. Образование Таможенного союза повлекло изменение отдельных процедур таможенной очистки <3>. К сожалению, некоторые из них далеки от совершенства, а в совокупности с организационными ошибками это приводит к массовым нарушениям прав декларанта. -------------------------------- <3> См., например: гл. 49 Таможенного кодекса Таможенного союза от 27 ноября 2009 г. (в ред. от 16 апреля 2010 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2010. N 50. Ст. 6615 (далее - ТК ТС): О порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу таможенного союза и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском: Соглашение между Правительством Республики Беларусь, Правительством Республики Казахстан и Правительством Российской Федерации от 18 июня 2010 г.: в ред. от 19 октября 2011 г. // Собрание законодательства Российской Федерации. 2012. N 36. Ст. 4866.

Например, Соглашение от 18 июня 2010 г., касающееся каждого путешественника и подлежащее применению с момента вступления в силу ТК ТС вплоть до ратификации, долгое время нигде не было опубликовано. Это повлекло массовое нарушение прав физических лиц, что удостоверил через полтора года и Конституционный Суд Российской Федерации <4>. -------------------------------- <4> По делу о проверке конституционности пункта 1 статьи 23 Федерального закона "О международных договорах Российской Федерации" в связи с жалобой гражданина И. Д. Ушакова: Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 27 марта 2012 г. N 8-П // Собрание законодательства Российской Федерации. 2012. N 15. Ст. 1810.

Поскольку в основе любой юридической процедуры находятся статусные нормы, нормы-дефиниции и собственно процедурные нормы процесса, их комплексная реализация нередко дает "сбои". Отдельные нормы-дефиниции, по своей сути являясь оценочными, определены расплывчато. Учитывая, что ряд из них имеет "сквозной" характер и применяется в контексте всех процедур взаимодействия таможни и декларанта, их реализация, основанная на свободе усмотрения чиновника, рождает произвол. Так, понятие "товар для личного пользования" - оценочная дефиниция, имеющая значение как для административных формальностей, так и для исчисления таможенных платежей. Критерии оценки весьма размыты: принадлежность предметов к рассматриваемой категории определяет таможня, исходя из заявления физического лица, характера и количества товара, а также частоты перемещения. Последняя нормативно не определена. В таком случае мы имеем дело с безграничностью оценочной нормы, что затрудняет ее реализацию <5> и способствует бескрайней свободе усмотрения таможенника. Вызывает недоумение установление разных стоимостных ограничений для перемещения товаров различными видами транспорта <6>. Вероятно, новая редакция данной нормы не подвергалась антикоррупционной экспертизе и нам следует ожидать решений высших судебных инстанций по данному поводу. Итак, от наличия четких критериев оценки зависит обязанность лица декларировать товар и уплачивать таможенные платежи. -------------------------------- <5> Юридическая техника: Учеб. пособие / Под ред. чл.-кор. Т. Я. Хабриевой, проф. Н. А. Власенко. М.: Эксмо, 2010. С. 69. <6> Так, при перемещении товаров любым видом транспорта, кроме воздушного, предельная их стоимость для беспошлинного ввоза не должна превышать 1,5 тыс. евро, а воздушным - 10 тыс. евро. Предельный порог веса при выборе всех указанных способов перемещения не должен превышать 50 кг. См.: приложение 5 Соглашения от 18 июня 2010 г.: в ред. от 19 октября 2011 г.

В целом административные процедуры взаимодействия декларанта и таможни довольно просты: подача таможенной декларации, осмотр товаров и транспортных средств, при необходимости - их досмотр, проверка сопроводительных документов и выпуск товара таможней. Если обязанности по уплате таможенных платежей и (или) декларированию не возникают, административные процедуры взаимодействия сведены к устному опросу и пересечению таможенной границы по зеленому коридору. Больше вопросов вызывают финансовые процедуры, способствующие реализации обязанности уплатить таможенные платежи. И здесь, помимо количественных и стоимостных критериев оценки товаров для личного пользования, важное значение имеет таможенная стоимость, определяемая фиском в порядке ст. 361 ТК ТС. В отличие от сложной системы расчета, применяемой при перемещении коммерческих партий, таможенная стоимость товаров для личного пользования определяется на основании заявленной стоимости таких товаров, подтвержденной оригиналами документов, содержащих сведения о стоимости товаров для личного пользования. Несмотря на относительно простой способ ее исчисления, относительно доступные для восприятия признаки, данный термин также является оценочным. Почему? Потому что у таможни часто возникают сомнения в достоверности заявленной информации, а мерки оценки, применяемые таможней в таких случаях, размыты - ценовая информация и аналогичный товар. Из Кодекса не следует, какой информацией воспользуется таможня в случае отсутствия соответствующих каталогов. Под аналогичным товаром предложено понимать товар, который имеет характеристики, близкие к характеристикам ввозимого товара, т. е. сопоставим с ввозимым товаром по своему назначению, применению, качественным, техническим и иным характеристикам. Понятно, что перечень последних является открытым. Физическое лицо наделено правом доказать достоверность заявленной стоимости, однако не всякое доказательство убедит чиновника. Причина здесь проста: исчерпывающий перечень подтверждающих документов нормативно не приведен. Понятно, что физические лица приобретают товары в магазинах. И подтверждающим документом станет чек. К сожалению, ни Кодекс, ни Соглашение от 18 июня 2010 г. не учли сложившуюся мировую практику возмещения НДС на территории иностранного государства (tax free). Очевидно, эту ошибку следует исправить. В идеале критерии оценки таможенной стоимости, определяемой в целях исчисления таможенных платежей, уплачиваемых физическими лицами, должны быть прозрачными. Наиболее спорными являются вопросы таможенного оформления и обложения автомобилей физических лиц, в том числе выпущенных в свободное обращение в странах Союза и перемещаемых впоследствии в Россию. Казалось бы, с появлением единого таможенного пространства проблем по данному поводу возникать не должно. Однако на практике не все так гладко. Например, выпущенный в свободное обращение в Республиках Беларусь и Казахстан автомобиль, наделенный статусом товара Таможенного союза, перемещаемый в нашу страну, должен отвечать требованиям российского Технического регламента безопасности колесных транспортных средств (т. н. экостандарт Евро-4) <7>. Интересно, что аналогичный регламент Таможенного союза вступит в силу только с 1 января 2015 г. До этого момента мы должны признавать результаты контроля соответствия, проводимые таможней Белоруссии и Казахстана <8>. На деле все иначе: наличие документов о соответствии автомобиля отечественному регламенту предшествует уплате утилизационного сбора и таможенных платежей, а также выдаче таможней паспорта транспортного средства на автомобиль. Правила уплаты утилизационного сбора <9> содержат перечень предъявляемых документов в целях его исчисления. Однако нормы названного акта не предусматривают, что товаросопроводительные документы, например выдаваемые производителем автомобиля, могут приниматься вместо одобрения типа транспортного средства и свидетельства о безопасности транспортного средства (документы соответствия) либо заключений экспертизы. Нет в правилах и указания для таможни учитывать факт выпуска автомобиля в любой стране Союза и признавать результаты таможенного контроля на предмет соответствия автомобиля регламенту иного государства Союза, что приводит к двойному контролю. В отсутствие документов о соответствии физическое лицо вынуждено оплачивать дорогостоящую экспертизу автомобиля. Издержки физического лица увеличиваются кратно. -------------------------------- <7> Об утверждении Технического регламента о безопасности колесных транспортных средств: Постановление Правительства Российской Федерации от 10 сентября 2009 г. N 720: в ред. от 6 октября 2011 г. // Собрание законодательства Российской Федерации. 2009. N 38. Ст. 4475; 2011. N 42. Ст. 5922. <8> О принятии Технического регламента Таможенного союза "О безопасности колесных транспортных средств": решение Комиссии Таможенного союза от 9 декабря 2011 г. N 877. С. 3.2 (вместе с "ТР ТС 018/2011. Технический регламент Таможенного союза. О безопасности колесных транспортных средств") // СПС "КонсультантПлюс". <9> Об утилизационном сборе в отношении колесных транспортных средств: Постановление Правительства Российской Федерации от 30 августа 2012 г. N 870, п. 8 // Собрание законодательства Российской Федерации. 2012. N 36. Ст. 4919.

Поскольку автомобиль подлежит постановке на учет в российской ГИБДД, без ПТС, выданного нашей таможней, легализация выпущенного в свободное обращение автомобиля в другом государстве Союза на отечественном пространстве невозможна. В идеале с обретением статуса товара Таможенного союза автомобили не должны подвергаться дополнительному таможенному и экологическому контролю и обложению. На многочисленные запросы ФТС России дала разъяснения: от уплаты утилизационного сбора освобождены автомобили, выпущенные в свободное обращение в странах Союза и указанные в решении Евразийской экономической комиссии <10>. Между тем в названном международном акте <11> дается ссылка на категории автомобилей, поименованные в Едином таможенном тарифе, применяемом в целях обложения товаров, перемещаемых коммерсантами. Получается, физическим лицам, автомобили которых облагаются по ставкам единого таможенного платежа, указанным в Соглашении от 18 июня 2010 г., а не по Единому таможенному тарифу, вменяется обязанность уплачивать утилизационный сбор. Вероятно, это касается старых иномарок, в отношении которых коммерсанты платить утилизационный сбор не будут. На предмет уплаты сбора в отношении идентичных категорий автомобилей, принадлежащих физическим лицам, ясности нет. -------------------------------- <10> О разъяснении условий, при которых не взимается утилизационный сбор: телетайпограмма ФТС России от 5 сентября 2012 г. ТФ-975 // СПС "КонсультантПлюс". <11> Например, автомобили, с момента выпуска которых прошло более 7 лет, а также соответствующие экологическому классу 4 и выше и другие. См.: О применении Республикой Беларусь и Республикой Казахстан ставок ввозных таможенных пошлин, отличных от ставок Единого таможенного тарифа Таможенного союза, в отношении отдельных категорий товаров: решение Совета Евразийской экономической комиссии от 16 июля 2012 г. N 55 // СПС "КонсультантПлюс".

Еще интереснее обстоят дела с ввозом кузовных частей автомобиля без двигателя. На практике уже возникает вопрос: кто вправе взимать утилизационный сбор при сборке автомобиля в России из запчастей, ввозимых отдельно? Таможня зачастую задерживает такие предметы в зоне таможенного контроля, направляет запросы производителям в целях выяснения типа двигателя и, по сути, за несуществующий автомобиль (по надуманным основаниям) требует уплачивать названный сбор. Конечно, совсем отказаться от утилизационного сбора невозможно, поскольку Россия обязана соблюдать требования мировых стандартов в части экологического контроля. Это также своеобразная плата за вступление России в ВТО <12>: снижение ставок таможенного тарифа больно ударило по бюджету нашей страны <13>. Введение утилизационного сбора позволит заполнить брешь, к сожалению, в ущерб унификации таможенных операций в Союзе и карману физических лиц. -------------------------------- <12> По оценкам ФТС России, потери бюджета в результате снижения уровня таможенного обложения ввиду вступления в ВТО в 2013 г. составят 216 млрд., а в 2014 г. - 315 млрд. руб. Из выступления Н. М. Блинова на конференции, прошедшей 19 октября 2012 г. в Российской таможенной академии, на тему: "Актуальные проблемы совершенствования теории и практики таможенного дела в условиях вступления России во Всемирную торговую организацию". <13> Минэкономразвития приводит иные данные: "Прямые бюджетные убытки от присоединения России к ВТО могут составить 188 млрд. руб. в 2013 году и еще 257 млрд. руб. в 2014 году. При этом реальные потери должны быть меньше на фоне роста объемов внешней торговли. Эксперты считают, что указанные цифры для бюджета значимы, но рассчитывают на увеличение объема собираемых налогов". См.: Геворкян А. 450 миллиардов для ВТО // Новые известия. 2012. 11 июля.

В целях упрощения формальностей полагаем необходимым: 1) ввести в действие союзный регламент колесных транспортных средств уже в этом году; 2) перечень таможенных платежей дополнить утилизационным сбором и предусмотреть возможность его уплаты в любом государстве Таможенного союза; 3) предусмотреть освобождение от уплаты утилизационного сбора на автомобили физических лиц, аналогичные тем, что поименованы в решении Совета ЕЭК от 16 июля 2012 г. N 55; 4) закрепить общий порядок выдачи ПТС и право его получения в любом государстве Таможенного союза, в зависимости от места производства, таможенного оформления автомобиля. Очевидно, что упрощение формальностей для физических лиц, осуществляющих перемещение товаров для личного потребления и автомобилей, не должно оборачиваться произволом чиновников, и предлагаемые изменения в законодательство поспособствуют прозрачности процедур таможенной очистки.

------------------------------------------------------------------

Название документа