Административно-правовая защита детей от неправомерной информации

(Васильев Ф. П., Иванова В. В.) («Административное право и процесс», 2012, N 5)

АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВАЯ ЗАЩИТА ДЕТЕЙ ОТ НЕПРАВОМЕРНОЙ ИНФОРМАЦИИ

Ф. П. ВАСИЛЬЕВ, В. В. ИВАНОВА

Васильев Федор Петрович, ведущий научный сотрудник Академии управления МВД России, доктор юридических наук, доцент.

Иванова Виктория Васильевна, ведущий оператор контактного центра компании «Банкс Софт Системс».

В статье авторами рассмотрены основные аспекты защиты детей от пагубной информации и регулирования защиты государством их законных интересов. Вопросы обеспечения информационной безопасности, а также их регулирования внутри страны действительно актуальны. Существенным является анализ с позиции авторов соответствующих нормативных правовых актов, регламентирующих деятельность федеральных органов исполнительной власти по защите детей в России.

Ключевые слова: государство, должностное лицо, защита, заключение, ответственность, информация, контроль, охрана, ответственность.

Legal regulation on the protection of children against unlawful information F. P. Vasilyev, V. V. Ivanova

The article authors considered substantive aspects of the protection of children from harmful information and regulation of State protection of their legitimate interests. Information security issues, as well as their management within the country really relevant. Significant is the sponsors position analysis of the relevant normative legal acts regulating the activities of federal bodies of executive power for the protection of children in Russia.

Key words: a State official, legal, lastly, responsibility, information, monitoring, security, liability.

В Указе Президента России «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года» от 12 мая 2009 г. N 537 закреплено, что угрозы информационной безопасности в ходе реализации Стратегии предотвращаются: за счет совершенствования безопасности функционирования информационных и телекоммуникационных систем критически важных объектов инфраструктуры и объектов повышенной опасности в России; повышения уровня защищенности корпоративных и индивидуальных информационных систем; создания единой системы информационно-телекоммуникационной поддержки нужд системы обеспечения национальной безопасности. Кроме того, в Федеральном законе от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» дается единое толкование некоторых терминов, что электронный документ — документированная информация, представленная в электронной форме, т. е. в виде, пригодном для восприятия человеком с использованием электронных вычислительных машин, а также для передачи по информационно-телекоммуникационным сетям или обработки в информационных системах. Данный Закон также закрепляет, что информация, содержащаяся в государственных информационных системах, а также иные имеющиеся в их распоряжении сведения и документы являются государственными информационными ресурсами <1>. ——————————— <1> Дополнительно см.: информационные технологии управления в органах внутренних дел: Учебник. М.: Академия МВД РФ, 1997. 647 с. (17 чел.).

В целях обеспечения в России национальной безопасности ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» от 29 декабря 2010 г. N 436-ФЗ в дальнейшем регулируются все вопросы по защите детей от разрушительной информации их сознания. Общество в целом нуждается в защите от аморальной информационной системы. В сознании граждан растет тревога по поводу агрессии информации и рекламы, наносящей вред детскому душевному и физическому здоровью. В итоге государство берет на себя миссию по разработке и реализации единой госполитики в сфере защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию, целевых программ, обеспечивающих их информационную безопасность, проведения экспертизы информационной продукции. Вместе с тем Закон регулирует только отношения, связанные с защитой детей от информации, причиняющей вред их здоровью (развитию). При этом не распространяется на отношения в сфере оборота информационной продукции, содержащей научную, научно-техническую, статистическую информацию, распространения информации, недопустимость ограничения доступа к которой установлена ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ и другими ФЗ, оборота информационной продукции, имеющей значительную историческую, художественную или иную культурную ценность для общества, и рекламы. Положительным фактором является то, что законодателем определены и полномочия федеральных органов исполнительной власти (далее — ФОИВ), органов госвласти субъектов РФ в сфере защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью (развитию). Так, к полномочиям госорганов в сфере защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью (развитию), относятся: разработка и реализация: единой в сфере защиты детей от информации; федеральных целевых программ обеспечения информационной безопасности детей, производства информационной продукции для детей и ее оборот; установление порядка проведения экспертизы информационной продукции; надзор и контроль за соблюдением законодательства РФ о защите детей от информации. Кроме того, к полномочиям органов госвласти субъектов РФ в сфере защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью (развитию), относятся разработка и реализация региональных программ обеспечения информационной их безопасности, производства информационной продукции для них и ее оборота. Так, к информации, запрещенной для распространения среди детей, относится информация: побуждающая детей к совершению действий, представляющих угрозу их жизни, в том числе к причинению вреда своему здоровью, самоубийству; способная вызвать у детей желание употребить наркотические средства, психотропные или одурманивающие вещества, табачные изделия, алкогольную и спиртосодержащую продукцию, пиво и напитки, изготавливаемые на его основе, принять участие в азартных играх, заниматься проституцией, бродяжничеством или попрошайничеством; обосновывающая или оправдывающая допустимость насилия или жестокости либо побуждающая осуществлять насильственные действия по отношению к людям или животным; отрицающая семейные ценности и формирующая неуважение к родителям или другим членам семьи, а также оправдывающая противоправное поведение и содержащая нецензурную брань; содержащая информацию порнографического характера. К информации, распространение которой среди детей определенных возрастных категорий ограничено, относится информация: представляемая в виде изображения или описания жестокости, физического или психического насилия, преступления или иного антиобщественного действия; вызывающая у детей страх, ужас или панику, в том числе представляемая в виде изображения или описания в унижающей человеческое достоинство форме ненасильственной смерти, заболевания, самоубийства, несчастного случая, аварии или катастрофы и их последствий; представляемая в виде изображения или описания половых отношений между мужчиной и женщиной; содержащая бранные слова и выражения, не относящиеся к нецензурной брани. Субъектам, обладающим правом производить, реализовывать, обладающим контрольно-надзорными функциями, а также потребителям следует знать установленные ФЗ классификации информационной продукции — классификация осуществляется ее производителями и распространителями самостоятельно, в том числе с участием эксперта, экспертов (экспертных организаций) до начала ее оборота на территории России. Классификация информационной продукции осуществляется по следующим категориям: информационной продукции для детей: не достигших возраста 6 лет; достигших возраста 6 лет; достигших возраста 12 лет; достигших возраста 16 лет; информационная продукция, запрещенная для детей (информационная продукция, содержащая информацию). К информационной продукции для детей, не достигших возраста 6 лет (ст. 7 ФЗ), может быть отнесена информационная продукция, содержащая информацию, не причиняющую вреда здоровью (развитию) детей, в том числе информационная продукция, содержащая оправданные ее жанром или сюжетом эпизодические ненатуралистические изображения или описание физического и психического насилия (за исключением сексуального насилия) при условии торжества добра над злом и выражения сострадания к жертве насилия или осуждения насилия. К допускаемой к обороту информационной продукции для детей, достигших возраста 6 лет, может быть отнесена информационная продукция, а также информационная продукция, содержащая оправданные ее жанром или сюжетом: кратковременные и ненатуралистические изображение или описание заболеваний человека (за исключением тяжелых заболеваний) или их последствий в форме, не унижающей человеческого достоинства; ненатуралистические изображение или описание несчастного случая, аварии, катастрофы либо ненасильственной смерти без демонстрации их последствий, которые могут вызывать у детей страх, ужас или панику; не побуждающие к совершению антиобщественных действий или преступлений эпизодические изображение или описание этих действий при условии, что не обосновывается и не оправдывается их допустимость и выражается отрицательное, осуждающее отношение к лицам, их совершающим. К допускаемой к обороту продукции для детей, достигших возраста 12 лет, может быть отнесена информационная продукция, а также информационная, содержащая оправданные ее жанром или сюжетом: эпизодические изображение или описание жестокости или насилия (за исключением сексуального насилия) без натуралистического показа процесса лишения жизни или нанесения увечий при условии, что выражается сострадание к жертве или отрицательное, осуждающее отношение к жестокости, насилию (за исключением насилия, применяемого в случаях защиты прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства); изображение или описание, не побуждающие к совершению антиобщественных действий (в том числе к потреблению алкогольной и спиртосодержащей продукции, пива и напитков, изготавливаемых на его основе, участию в азартных играх, занятию бродяжничеством или попрошайничеством), эпизодическое упоминание (без демонстрации) наркотических средств, психотропных (одурманивающих) веществ, табачных изделий при условии, что не обосновывается и не оправдывается допустимость антиобщественных действий, выражается отрицательное, осуждающее отношение к ним и содержится указание на опасность потребления указанных продукции, средств, веществ, изделий; не эксплуатирующие интереса к сексу и не носящие возбуждающего или оскорбительного характера эпизодические ненатуралистические изображение или описание половых отношений между мужчиной и женщиной, за исключением изображения или описания действий сексуального характера. К допускаемой к обороту для детей, достигших возраста 16 лет, может быть отнесена информационная продукция: изображение или описание несчастного случая, аварии, катастрофы, заболевания, смерти без натуралистического показа их последствий, которые могут вызывать у детей страх, ужас или панику; жестокости и насилия (за исключением сексуального насилия) без натуралистического показа процесса лишения жизни или нанесения увечий при условии, что выражается сострадание к жертве или отрицательное, осуждающее отношение к жестокости, насилию (за исключением насилия, применяемого в случаях защиты прав граждан и охраняемых законом их интересов); информация о наркотических средствах или о психотропных или об одурманивающих веществах (без их демонстрации), об опасных последствиях их потребления с демонстрацией таких случаев при условии, что выражается отрицательное или осуждающее отношение к потреблению таких средств или веществ и содержится указание на опасность их потребления; отдельные бранные слова и выражения, не относящиеся к нецензурной брани, а также не эксплуатирующие интереса к сексу и не носящие оскорбительного характера изображение или описание половых отношений между мужчиной и женщиной, за исключением изображения или описания действий сексуального характера. В целях обеспечения должного контроля законодатель также устанавливает знак информационной продукции. Ее категория определяется и обозначается знаком продукции, размещаемым с соблюдением требований соответствующих технических регламентов ее производителями или распространителями <2>. При этом производитель, распространитель размещают ее знак и текстовое предупреждение об ограничении ее распространения перед началом трансляции телепрограммы, телепередачи, демонстрации фильма при кино — и видеообслуживании. Знак демонстрируется в углу кадра, за исключением демонстрации фильма, осуществляемой в кинозале. Его размер должен составлять не менее чем 5% площади афиши или иного объявления о проведении соответствующего зрелищного мероприятия. ——————————— <2> Эти требования не распространяются на печатную продукцию, выпущенную в оборот до 1 сентября 2012 г.

Оборот информационной продукции, содержащей информацию, без знака информационной продукции не допускается, за исключением: учебников и учебных пособий, рекомендуемых или допускаемых к использованию в образовательном процессе в соответствии с законодательством РФ в области образования; телепрограмм, телепередач, транслируемых в эфире без предварительной записи; информационной продукции, распространяемой посредством радиовещания; информационной продукции, демонстрируемой посредством зрелищных мероприятий; периодических печатных изданий, специализирующихся на ее распространение общественно-политического или производственно-практического характера. В целях обеспечения защиты законных интересов детей законодатель также установил дополнительные требования к распространению указанной информационной продукции посредством теле — и радиовещания, в частности, она не подлежит распространению посредством теле — и радиовещания с 4 часов до 23 часов по местному времени, за исключением теле — и радиопрограмм, теле — и радиопередач, доступ к просмотру или прослушиванию которых осуществляется исключительно на платной основе с применением декодирующих технических устройств. А ограничительная не подлежит распространению посредством теле — и радиовещания с 7 часов до 21 часа по местному времени, за исключением теле — и радиопрограмм, теле — и радиопередач, доступ к просмотру или прослушиванию которых осуществляется исключительно на платной основе с применением декодирующих технических устройств. Необходимо учитывать также дополнительные требования, выступающих в виде ограничений, а именно: информационная продукция, запрещенная для детей, не допускается к распространению в предназначенных для детей образовательных организациях, детских медицинских, санаторно-курортных, физкультурно-спортивных организациях, организациях культуры, организациях отдыха и оздоровления детей или на расстоянии менее чем 100 метров от границ территорий указанных организаций; информационная продукция, запрещенная для детей, в виде печатной продукции допускается к распространению в местах, доступных для детей, только в запечатанных упаковках; первая и последняя полосы газеты, обложка экземпляра печатной продукции, иной полиграфической продукции, запрещенной для детей, при распространении для неопределенного круга лиц в местах, доступных для детей, не должны содержать информацию, причиняющую вред их здоровью (развитию). Следующим положительным фактором является то, что законодатель предписывает порядок проведения экспертиз информационной продукции. В качестве эксперта, экспертов для проведения экспертизы информационной продукции привлекаются лица, имеющие высшее профессиональное образование и обладающие специальными знаниями, в том числе в области педагогики, возрастной психологии, возрастной физиологии, детской психиатрии, за исключением лиц: имеющих или имевших судимость за совершение тяжких и особо тяжких преступлений против личности, преступлений против половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, умышленных преступлений против здоровья населения и общественной нравственности; являющихся производителями, распространителями информационной продукции, переданной на экспертизу, или их представителями. Срок проведения экспертизы информационной продукции не может превышать 90 дней с момента поступления обращения о ее проведении. Все расходы, связанные с проведением ее экспертизы, возмещаются. По окончании экспертизы дается экспертное заключение. В экспертном заключении указываются: дата, время и место проведения экспертизы информационной продукции; сведения об экспертной организации и эксперте (Ф. И.О., образование, специальность, стаж работы по специальности, наличие ученой степени, ученого звания, занимаемая должность, место работы); вопросы, поставленные перед экспертом, экспертами; объекты исследований и материалы, представленные для проведения экспертизы информационной продукции; содержание и результаты исследований с указанием методик; мотивированные ответы на поставленные перед экспертом, экспертами вопросы; выводы о наличии или об отсутствии в информационной продукции информации, причиняющей вред здоровью (развитию) детей, о соответствии или о несоответствии информационной продукции определенной категории информационной продукции, о соответствии или о несоответствии информационной продукции знаку информационной продукции. Экспертное заключение комиссионной экспертизы подписывается всеми экспертами, участвовавшими в проведении указанной экспертизы, если их мнения по поставленным вопросам совпадают. В случае возникновения разногласий каждый эксперт дает отдельное экспертное заключение по вопросам, вызвавшим разногласия. Каждый эксперт, участвовавший в проведении комплексной экспертизы, подписывает часть экспертного заключения, содержащую описание проведенных им исследований, и несет за нее ответственность. И в течение 5 дней после подписания экспертного заключения направляется в государственный орган. При этом в срок не позднее чем 15 дней со дня получения экспертного заключения государственный уполномоченный орган принимает решение: о несоответствии информационной продукции требованиям названного ФЗ и вынесении предписания об устранении выявленного нарушения, либо о несоответствии знака информационной продукции определенной категории информационной продукции; о соответствии информационной продукции требованиям ФЗ и об отказе в вынесении предписания. Безусловно, нарушение законодательства РФ о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью (развитию), влечет за собой юридическую ответственность. Например, в ст. 6.17 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение законодательства РФ о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию. Так, за нарушение установленных требований распространения среди детей информационной продукции, содержащей информацию, причиняющую вред их здоровью или развитию (за исключением случаев, предусмотренных ч. 2 ст. 13.21 КоАП РФ), если это действие не содержит уголовно наказуемого характера, то влечет наложение штрафа на граждан в размере от 2 до 3 тыс. руб. с конфискацией предмета административного правонарушения; на должностных лиц — от 5 до 10 тыс. руб.; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от 5 до 10 тыс. руб. с конфискацией предмета административного правонарушения или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток; на юридических лиц — от 20 до 50 тыс. руб. с конфискацией предмета административного правонарушения или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток. Или же за неприменение операторами связи, оказывающими телематические услуги связи в пунктах коллективного доступа к информации, распространяемой посредством информационно-телекоммуникационных сетей (в том числе сети Интернет), технических, программно-аппаратных средств защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью (развитию), то влечет наложение штрафа на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в размере от 5 тыс. до 10 тыс. руб.; на юридических лиц — от 20 тыс. до 50 тыс. руб. А также за размещение в информационной продукции для детей, включая информационную продукцию, размещаемую в информационно-телекоммуникационных сетях (в том числе в сети Интернет), объявления о привлечении детей к участию в создании информационной продукции, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию. По мнению авторов, в данном случае законодателю в отношении юридических лиц следовало бы рассматривать повышенную санкцию — приостановление деятельности, а в отношении должностных лиц дисквалификацию и увеличение штрафных санкций на порядок выше — от 5 до 10 тыс. руб. с конфискацией предметов.

——————————————————————