Применение норм о договоре присоединения к отношениям в сфере туристического обслуживания

(Кудреватых А. С.) («Туризм: право и экономика», 2013, N 4) Текст документа

ПРИМЕНЕНИЕ НОРМ О ДОГОВОРЕ ПРИСОЕДИНЕНИЯ К ОТНОШЕНИЯМ В СФЕРЕ ТУРИСТИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ

А. С. КУДРЕВАТЫХ

Кудреватых Александр Сергеевич, магистр юриспруденции.

В настоящее время для оптимизации договорной работы субъектами деятельности в сфере туризма часто используются стандартные формы (бланки, формы, формуляры) договоров. В связи с этим исследуется возможность применения норм о договоре присоединения к отношениям в сфере туристического обслуживания, включая реализацию туристского продукта. Рассматривая стандартную форму в широком и узком смысле, автор делает вывод о том, что к договору о реализации туристского продукта положения о договоре присоединения не применяются. Предлагается использовать нормы о договоре присоединения к иным договорам на оказание услуг по туристическому обслуживанию (например, к договору на экскурсионное обслуживание).

Ключевые слова: стандартные формы, формуляры, договор присоединения, туристическое обслуживание, договор о реализации туристского продукта.

Application of norms on the contract of accession to the relations in the sphere of tourist services A. S. Kudrevaty’kh

Kudrevaty’kh Aleksandr Sergeevich, Master of Laws.

At present the standard forms (letterheads, forms, official lists) of contracts arefrequently used for optimization of work by subjects of activities in the sphere of tourism. In this connection the author studies the possibility of application of norms of the contract of accession to relations in the sphere of tourist activities including realization of the tourist product. On considering the standard form in a broad and narrow meanings the article makes a conclusion that the provisions on the contract of accession shall not apply to the contract on realization of tourist product. The author proposes to use the norms of the contract of accession to other contracts of rendering services in the sphere of tourism (for example, the contract on excursion services).

Key words: standard forms, official lists, contract of accession, tourist services, contract of realization of tourist product.

Договорная работа субъектов деятельности в сфере туризма строится на необходимости оперативного заключения с заказчиками договоров на сходных либо одинаковых условиях, в связи с чем часто используются стандартные формы. Применение подобных форм, формуляров подразумевает, что обратившееся за оказанием услуг лицо, подписывая предлагаемые формы, формуляры, «присоединяется» к содержащимся в них договорным условиям. В связи с этим возникает вопрос о возможности применения норм о договоре присоединения к отношениям в сфере туристического обслуживания. 1. В соответствии с п. 1 ст. 428 ГК РФ [1] договором присоединения признается договор, условия которого определены одной из сторон в формулярах или иных стандартных формах и могли быть приняты другой стороной не иначе как путем присоединения к предложенному договору в целом. Е. А. Суханов указывает, что договор присоединения является особой разновидностью договора с точки зрения порядка заключения и формирования содержания [2, с. 132]. По мнению М. И. Брагинского, норму п. 1 ст. 428 ГК РФ не следует рассматривать просто в качестве разрешения использовать формуляр или иные нормы стандартов [3, с. 264]. Одна из основных сфер применения договоров присоединения — отношения с теми, кто занимает монопольное положение в области продажи определенных товаров, выполнения определенных работ или оказания определенных услуг. Имея в качестве контрагента монополиста, участник оборота вынужден в связи с этим обстоятельством — отсутствием конкуренции — согласиться на содержащиеся в формуляре условия… и далее… в договоре оказались условия, «явно обременительные» для присоединившейся стороны… и далее… имеется в виду, что речь идет об обременении, «ясном для всех и каждого», «о лишении стороны прав, «обычно предоставляемых по договорам такого вида» [3, с. 262, 264 — 265]. Согласно п. 4 ст. 421 ГК РФ условия договора по общему правилу определяются по усмотрению сторон. Статья 428 ГК РФ отходит от этого правила: в выработке условий принимает участие только одна сторона (путем издания формуляров, стандартных форм и т. п.), другая сторона соглашается с существующими условиями в целом. Договор присоединения не следует воспринимать как понуждение к заключению договора (ст. 428 ГК РФ не содержит обязанности лица принимать условия и «присоединяться к договору»). В то же время у стороны, не участвовавшей в согласовании условий, есть право потребовать расторжения или изменения договора, если договор присоединения хотя и не противоречит закону и иным правовым актам, но лишает эту сторону прав, обычно предоставляемых по договорам такого вида, исключает или ограничивает ответственность другой стороны за нарушение обязательств либо содержит другие явно обременительные для присоединившейся стороны условия, которые она, исходя из своих разумно понимаемых интересов, не приняла бы при наличии у нее возможности участвовать в определении условий договора (п. 2 ст. 428 ГК РФ). В соответствии с положениями ст. 432 ГК РФ договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора. Согласно п. 1 ст. 430 ГК РФ договор признается заключенным в момент получения лицом, направившим оферту, ее акцепта. Учитывая ст. 428 ГК РФ, можно сделать следующий вывод: договор присоединения считается заключенным в момент получения согласия (изъявления желания) от стороны на заключение договора на разработанных другой стороной условиях. Законодательством Российской Федерации не установлены требования к стандартным формам, используемым при заключении договора присоединения, в связи с чем их содержание определяется субъектами самостоятельно. ГК РФ не определяет виды договоров, которые можно заключать путем присоединения, запрет на заключение определенных видов договоров в порядке ст. 428 также не установлен. Соответственно, допускается заключение любых не противоречащих законодательству Российской Федерации договоров, включая оказание услуг по туристическому обслуживанию. Н. В. Сирик отмечает, что предоставление туристу туристских услуг в путешествии оформляется системой договоров. Основным, первоначальным в договорных связях организаций, осуществляющих туристскую деятельность, следует считать договор оказания туристских услуг, т. к. именно обязательства, возникающие из этого договора, объективно побуждают их вступать в различные договорные отношения с другими лицами, обеспечивающими выполнение обязанностей по оказанию туристских услуг потребителю [4]. Ю. А. Чененов предлагает оформлять отношения по туристскому обслуживанию граждан между турфирмой и заказчиком только договором возмездного оказания туристских услуг [5]. В соответствии со ст. 779 ГК РФ [6] в отношении договоров на туристическое обслуживание применяются положения о возмездном оказании услуг. ГК РФ не раскрывает понятие «туристическое обслуживание», не приводит разновидностей, специальных положений о таких договорах. Соответственно, в своих взаимоотношениях сторонам надлежит руководствоваться общими положениями и главой 39 ГК РФ [6]. Спорным представляется позиция Ю. В. Никоноровой о нецелесообразности включения договора на туристическое обслуживание в перечень п. 2 ст. 779 ГК РФ. По ее мнению, договор на туристическое обслуживание является непоименованным договором, который носит организационный характер [7]. М. И. Брагинский полагает, что договор на туристическое обслуживание подчиняется требованиям главы 39 ГК РФ и, соответственно, относится к поименованным ГК РФ договорам [3, с. 411]. Представляется, что договор возмездного оказания услуг можно считать договором на туристическое обслуживание при наличии двух условий: — договор связан с оказанием услуг субъектами деятельности в сфере туризма (в соответствии со ст. 1 Закона о туристской деятельности [8] туризм — временные выезды (путешествия) граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства с постоянного места жительства в лечебно-оздоровительных, рекреационных, познавательных, физкультурно-спортивных, профессионально-деловых, религиозных и иных целях без занятия деятельностью, связанной с получением дохода от источников в стране (месте) временного пребывания), например, лицами, осуществляющими туристскую деятельность; — договор не подпадает под исключения, предусмотренные п. 2 ст. 778 ГК РФ (в частности, услуги по перевозке регулируются соответствующими положениями ГК РФ). 2. Среди договоров возмездного оказания услуг по туристическому обслуживанию особое место занимает договор о реализации туристского продукта. По мнению А. Бычкова, определение туристского продукта как совокупности услуг дает основание считать договор на его реализацию договором возмездного оказания услуг, поскольку предметом и договора на реализацию туристского продукта, и договора возмездного оказания услуг являются услуги [9]. В соответствии со ст. 10 Закона о туристской деятельности договор о реализации туристского продукта заключается между туроператором (турагентом) и туристом (иным заказчиком туристского продукта). Договор считается заключенным, если согласованы все существенные условия. В ст. 10 Закона о туристской деятельности к существенным условиям договора о реализации туристского продукта относятся: — полное и сокращенное наименования, адрес (место нахождения), почтовый адрес и реестровый номер туроператора; — размер финансового обеспечения, номер, дата и срок действия договора страхования ответственности туроператора или банковской гарантии, наименование, адрес (место нахождения) и почтовый адрес организации, предоставившей финансовое обеспечение; — сведения о туристе, а также об ином заказчике и его полномочиях (если турист не является заказчиком) в объеме, необходимом для реализации туристского продукта; — общая цена туристского продукта в рублях; — информация о потребительских свойствах туристского продукта — о программе пребывания, маршруте и об условиях путешествия, включая информацию о средствах размещения, об условиях проживания (месте нахождения средства размещения, его категории) и питания, услугах по перевозке туриста в стране (месте) временного пребывания, о наличии экскурсовода (гида), гида-переводчика, инструктора-проводника, а также о дополнительных услугах; — права, обязанности и ответственность сторон; — условия изменения и расторжения договора; — сведения о порядке и сроках предъявления туристом и (или) иным заказчиком претензий к туроператору в случае нарушения туроператором условий договора; — сведения о порядке и сроках предъявления туристом и (или) иным заказчиком требований о выплате страхового возмещения по договору страхования ответственности туроператора либо требований об уплате денежной суммы по банковской гарантии, а также информация об основаниях для осуществления таких выплат по договору страхования ответственности туроператора и по банковской гарантии. В случае заключения договора о реализации туристского продукта между турагентом и туристом (иным заказчиком туристского продукта) к существенным условиям также относятся: — полное и сокращенное наименование, адрес (место нахождения) и почтовый адрес турагента; — информация о том, что лицом (исполнителем), оказывающим туристу и (или) иному заказчику услуги по договору о реализации туристского продукта, является туроператор; — информация о возможности туриста обратиться с письменным требованием о выплате страхового возмещения по договору страхования ответственности туроператора или об уплате денежной суммы по банковской гарантии непосредственно к организации, предоставившей туроператору финансовое обеспечение (ст. 11 Закона о туристской деятельности). Соответственно, положения о договоре присоединения применяются только в отношении тех стандартных форм, которые содержат как минимум все существенные условия договора соответствующего вида (в противном случае договор считается незаключенным). Обратимся к понятию стандартной формы, которое может быть рассмотрено в узком и широком смысле. Стандартная форма «в узком смысле» представляет собой непосредственно сам бланк, формуляр, содержащий условия договора и применяемый в отношениях с заказчиками услуг по туристическому обслуживанию. Стандартная форма «в широком смысле» есть совокупность как самого бланка (формуляра) договора, так и всех необходимых внутренних документов субъекта туристской индустрии, позволяющих точно определить все существенные условия договора (в частности, сведения о цене, потребительских свойствах туристского продукта для договора о реализации туристского продукта). Независимо от указанных подходов стандартная форма договора о реализации туристского продукта не может рассматриваться в рамках ст. 428 ГК РФ [1]: как минимум одно существенное условие — сведения о туристе, об ином заказчике и его полномочиях в объеме, необходимом для реализации туристского продукта, — не может быть заранее определено в стандартной форме. Соответственно, при заключении договора турист (иной заказчик) принимает участие в согласовании существенных условий договора. В этой связи интересна позиция Е. В. Ахтямовой, предложившей в рамках возмездного оказания туристских услуг выделять два вида договоров, один из которых — договор по поводу сформированного тура (стандартный тур) — относить к договору присоединения, поскольку он включает все существенные условия договора и признается публичной офертой [10] <1>. ——————————— <1> Необходимо отметить, что позиция изложена в 2007 г. с учетом законодательства Российской Федерации, действовавшего на тот момент.

3. Вместе с тем помимо договора о реализации туристского продукта можно выделить другие договоры возмездного оказания услуг по туристическому обслуживанию, в частности договор на экскурсионное обслуживание. В рамках данных отношений также возможно применение стандартных форм. Законодательство Российской Федерации не содержит специальных требований к существенным условиям подобных договоров. В науке предлагается относить к существенным условиям договора предмет, срок, а иные условия — по соглашению сторон [4]. Соответственно, можно предположить, что применение стандартных форм (в случае если они содержат существенные условия договора возмездного оказания услуг) ведет к заключению договора в рамках ст. 428 ГК РФ. Как уже отмечалось, положения ст. 428 ГК РФ применимы, если лицо вынуждено заключить договор на условиях стандартной формы (договор с монополистом). В отношении оказания услуг по туристическому обслуживанию у заказчика есть выбор контрагента-исполнителя и, соответственно, договорных условий. С учетом изложенного только в случае, когда лицо вынуждено заключить договор на туристическое обслуживание (например, с организацией-монополистом) на условиях стандартной формы, такой договор можно признать договором присоединения.

Литература

1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30 ноября 1994 г. N 51-ФЗ (в ред. от 2 ноября 2013 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. 1994. N 32. Ст. 3301. 2. Гражданское право. В 2 т. Т. 2, полутом 1 / Под ред. Е. А. Суханова. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Волтерс Клувер, 2004 — 2005. 590 с. —————————————————————— КонсультантПлюс: примечание. Монография М. И. Брагинского, В. В. Витрянского «Договорное право. Общие положения» (книга 1) включена в информационный банк согласно публикации — Статут, 2001 (3-е издание, стереотипное). —————————————————————— 3. Брагинский М. И., Витрянский В. В. Договорное право. Книга 1: Общие положения. 3-е изд., стер. М.: Статут, 2009. 847 с. 4. Сирик Н. В. Договор оказания туристских услуг в гражданском праве России: Автореф. дис. … канд. юрид. наук. М., 2001 [Электронный ресурс]. URL: http://www. dissercat. com/content/dogovor-okazaniya-turistskikh-uslug-v-grazhdanskom-prave-rossii/ (дата обращения: 20.11.2013). 5. Чененов Ю. А. Гражданско-правовое регулирование туристской деятельности: Автореф. дис. … канд. юрид. наук. М., 2003 [Электронный ресурс]. URL: http://www. dissercat. com/content/grazhdansko-pravovoe-regulirovanie-turistskoi-deyatelnosti/ (дата обращения: 20.11.2013). 6. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26 января 1996 г. N 14-ФЗ (в ред. от 23 июля 2013 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. N 5. Ст. 410. 7. Никонорова Ю. В. Гражданско-правовое регулирование договора на туристическое обслуживание в Российской Федерации: Автореф. дис. … канд. юрид. наук. М., 2007 [Электронный ресурс]. URL: http://www. dissercat. com/content/grazhdansko-pravovoe-regulirovanie-dogovora-na-turisticheskoe-obsluzhivanie-v-rossiiskoi-fed/ (дата обращения: 20.11.2013). 8. Федеральный закон от 24 ноября 1996 г. N 132-ФЗ (в ред. от 3 мая 2012 г.) «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. N 49. Ст. 5491. 9. Бычков А. Особенности договора о реализации туристского продукта [Электронный ресурс]. URL: http://www. lexandbusiness. ru/view-article. php? id=266 (дата обращения: 20.11.2013). 10. Ахтямова Е. В. Гражданско-правовое регулирование туристской деятельности в Российской Федерации: Автореф. дис. … канд. юрид. наук. М., 2007 [Электронный ресурс]. URL: http://www. dissercat. com/content/grazhdansko-pravovoe-regulirovanie-turistskoi-deyatelnosti-v-rossiiskoi-federatsii-0/ (дата обращения: 20.11.2013).

——————————————————————

Название документа

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *