Разрешение проблем корпоративной безопасности силами и средствами конкурентной разведки

(Зникин В. К.)

(«Конкурентное право», 2011, N 2)

РАЗРЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМ КОРПОРАТИВНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ СИЛАМИ

И СРЕДСТВАМИ КОНКУРЕНТНОЙ РАЗВЕДКИ

В. К. ЗНИКИН

Зникин Валерий Колоссович, руководитель консультативно-исследовательского центра «Конкурентная разведка и аудит безопасности (КРАБ)», председатель попечительского совета НП «Ассоциация российских детективов», председатель комитета по безопасности предпринимательской деятельности Кузбасской ТПП, профессор кафедры уголовного процесса и криминалистики Кемеровского государственного университета, доктор юридических наук, профессор.

Находиться в безопасности — значит находиться в таких условиях, которые хозяйствующий субъект в состоянии контролировать в процессе своей деятельности, в процессе своей самореализации. Поэтому конкурентная разведка становится потребностью любой компании. Основные успехи обеспечения безопасности заложены в работе конспиративного характера, а не в физической охране или технической защите. Охрана лишь последнее звено в длинной цепи мероприятий по безопасности.

Ключевые слова: корпорация, конкуренция, информация, безопасность, разведка.

Troubleshooting corporate security forces and means of competitive intelligence

V. K. Znikin

Abstract: be safe — it means to be in such conditions that the entity in control in their work, during its realization. Therefore, competitive intelligence becomes a necessity for any company. Major advances security laid down in the conspiratorial nature, and not in the physical protection and technical protection. Protecting only the latest in a long line of safety measures.

Key words: corporation, competition, information security, intelligence.

В экономике России сегодня имеются признаки того, что бизнес начинает оживать. Последствиями прошедшего кризиса явились не только финансовые потери у многих из нас, но и приобретенный бесценный опыт выживания в сложившихся непростых условиях, понимание того, что свои законные интересы надо уметь оберегать и защищать профессионально.

Наряду с макроэкономическими причинами, оказавшими негативное влияние на уровень нашей жизни и нашего бизнеса, свою лепту вносят и иные причины «местного уровня», прямо или косвенно мешающие нормальному развитию предпринимательской деятельности. Знание этих причин, условий, их порождающих, способов их выявления, анализа, диагностирования и прогнозирования последствий позволяет любому участнику рынка выживать и развиваться в непростых современных условиях.

В процессе своей самореализации хозяйствующие субъекты могут находиться под потенциальным или реальным воздействием угроз из внешней и внутренней среды, в противодействии которым участвуют не только сотрудники субъекта бизнеса, но и специалисты, руководители и эксперты различных организаций. Для объединения их усилий работу по обеспечению безопасности целесообразно строить на основе единого подхода к противодействию угрозам, что может быть достигнуто только при наличии четко разработанной концепции безопасности хозяйствующего субъекта.

Однако теория и практика концептуального подхода еще не сложились, и происходит это, скорее всего, из-за недостаточной методологической и теоретической проработки содержания такой деятельности.

За корпоративную безопасность в фирме должен отвечать весь персонал. При этом каждый сверчок должен знать свой шесток, т. е. отвечать за свое, которое прописано в его должностной инструкции. В противном случае возлагать ответственность за защиту собственности и информации только на специалистов службы корпоративной безопасности безответственно и бесполезно. Служба безопасности должна координировать, обучать и направлять. С этим бы справиться.

Отсюда каждый сотрудник фирмы должен знать и понимать свой маневр в вопросах охранения корпоративных интересов. Без специальных знаний сделать это затруднительно.

Систематическое обучение персонала специалистами от безопасности всегда принесет свои плоды, если это обучение не формальное. Знание признаков и механизмов внутри корпоративных и внешних угроз интересам компании является реальным средством получения упреждающей информации, позволяющей собственнику и менеджменту принять оптимальное управленческое решение по профилактике, предотвращению и пресечению негативных последствий.

«Учение подобно гребле против течения. Как только перестаешь грести, тебя относит назад». Так сказал Бенджамин Бриттен (1913 — 1976 гг.), композитор из небольшого английского городка Олдборо, автор опер «Питер Граймс», «Альберт Херринг», «Поворот винта», «Сон в летнюю ночь», а также сочинений о детях и для детей.

Вряд ли можно сказать убедительнее и понятнее детского композитора. Учеба через всю жизнь — это аксиома, которая не требует доказательств. Потому что «способность, которая не усиливается каждый день, с каждым днем убывает» (китайская пословица). Поэтому «тот, кто прекращает учиться, стар. И не важно, сколько ему лет — двадцать или восемьдесят» (Генри Форд, амер. промышленник, производитель автомобилей, 1863 — 1947 гг.). Несомненно, получение знаний потребует серьезных финансовых затрат, но «что такое деньги? Они круглые и катятся в разные стороны, а вот образование остается» (Генрих Гейне, нем. поэт и публицист, 1797 — 1856 гг.). Отсюда становится понятным, что «вложения в знания дают самую большую прибыль» (Бенджамин Франклин, амер. писатель и политик, 1706 — 1790 гг.). Она выражается простой формулой: «Ученье — свет, а не учение — чуть свет и на работу!» (Автор).

Итак, повышение квалификации, как одна из форм дополнительного образования взрослых. Ключевое слово в этом выражении — квалификация. То есть мы заранее закладываем условие, что будем обучать человека, который имеет специальные познания в той или иной сфере деятельности, т. е. квалификацию. В нашем случае это сфера безопасности бизнеса.

Кто такой руководитель службы безопасности хозяйствующего субъекта и что входит в его функциональные обязанности?

Безусловно, что это хозяин безопасности, который играет важную роль в формировании устойчивой работы предприятия или фирмы путем своевременного предотвращения неправомерных посягательств и событий криминального и техногенного характера. Его деятельность характеризуется значительным спектром общения, доверительностью, специальными знаниями и навыками и существенно отличается от других услуг по обеспечению безопасности.

Из этого следует, что на этом месте должна быть личность, которая уже обладает навыками, умениями, достаточным опытом и талантом специалиста человеческой дипломатии. И этой личности необходимо предоставить такой объем знаний, который обогатит ее в своей профессиональной деятельности. К сожалению, действующие программы обучения не отличаются особой изысканностью.

Попытаемся изложить свои взгляды на указанную проблему посредством конкретных предложений по существу.

Начинать надо с понятийного ряда основ корпоративной безопасности. Важно осознать, что совокупность условий существования хозяйствующего субъекта, которыми он овладел (постиг, усвоил, создал) в процессе его самореализации и которые он, таким образом, в состоянии контролировать, есть безопасность субъекта, безопасность его деятельности.

Отсюда следует важный вывод: безопасность не есть состояние защищенности интересов субъекта, безопасность вообще не есть чье бы то ни было состояние. Безопасность есть условия существования хозяйствующего субъекта, контролируемые им.

Переходя в категорию экономической деятельности, можно говорить о важнейших условиях существования субъекта безопасности, это — ресурсы, требующиеся для удовлетворения потребности в самореализации субъекта (в выживании, существовании и развитии), и другие субъекты безопасности (т. е. для рыночных условий — конкуренты).

Учитывая, что ресурсы являются ограниченными, а потребности растут в связи с развитием и самореализацией экономического субъекта, то полное удовлетворение этих потребностей оказывается невозможным.

Наличие другого хозяйствующего субъекта, имеющего свои собственные жизненно важные интересы и соответствующие им свои потребности, усложняет картину из-за стремления этого субъекта также воспользоваться ресурсами и их контролировать.

При наличии сторонних ресурсов потребности двух и более хозяйствующих субъектов пересекаются в процессе их экономической деятельности, и возникает конфликт в отношении ресурсов — конкуренция.

Таким образом, безопасность одного хозяйствующего субъекта зависит от безопасности другого субъекта.

Если рассматривать субъекты безопасности не только в виде равнозначных по категориям, например, «компания — компания» или «государство — государство», а в виде «компания — личность», «государство — компания», то можно вполне ясно представить себе, что конфликты интересов имеют место и здесь, усложняя общую картину взаимодействий.

Таким образом, можно заключить, что угрозы возникают из-за конфликта интересов по поводу обладания или контроля над ресурсами.

То есть, для того чтобы обеспечить собственную безопасность, необходимо ясное понимание конкурентов (в широком смысле) — источников угроз, их интересов, потребностей в ресурсах, а также наличия, количества и качества ресурсов, уже контролируемых конкурентом или имеющихся на рынке в том или ином виде.

Из этой идеи и вытекает роль информации как инструмента придания такого характера прямым и обратным связям между хозяйствующими субъектами непосредственного и ближнего окружения, при котором влияние одного субъекта на другой не вызывает в последнем опасного изменения его свойств и (или) состояния.

Отсюда изучение, уяснение и оценка обстановки на объекте обслуживания и в его окружении становятся безусловным правилом руководителя службы безопасности. Оно складывается из каждодневного изучения, уяснения и оценки своих сил и средств, сил и средств вероятных конкурентов, партнеров, рейдеров, криминальных структур в конкретной складывающейся ситуации на охраняемом объекте и в его окружении, а также элементов среды, в которой осуществляется контакт с перечисленными субъектами.

Проблемы корпоративной безопасности для бизнеса известны:

— неосознание сущностного содержания и понятия «корпоративная безопасность»;

— информационная слепота и глухота в вопросах самообразования по проблемам КБ;

— отсутствие структуры КБ и конкурентной разведки;

— малобюджетная конкурентная разведка;

— неумение получать упреждающую информацию для принятия оптимального управленческого решения;

— нежелание пользоваться консультационными услугами;

— философия оправдания крысятничества.

Синонимы конкурентной разведки — «деловая разведка», «бизнес-разведка», «экономическая разведка». При этом все они рассматриваются как инструмент и средство корпоративной безопасности. Но разведка определяется как средство проникновения в круг интересов партнера в бизнесе, а контрразведка как средство защиты от подобного проникновения. И то и другое действие сложны по применению.

В мире бизнеса ни для кого уже не секрет, что конкурентная разведка является важнейшим условием устойчивого развития компаний и рынков. Способность почувствовать и разглядеть надвигающуюся проблему за горизонтом — это высший пилотаж в конкурентной разведке, но этого мало. Назовем основные цели и задачи, которые ставятся перед конкурентной разведкой для обеспечения информационной поддержки принятия решений:

— сбор и своевременное предоставление потребителям самой разноплановой информации, имеющей отношение к бизнесу;

— выявление рисков и угроз, которые могут помешать нормальному развитию бизнеса;

— нахождение информации, способствующей получению конкурентных преимуществ;

— прогнозирование влияния конкурентной среды на бизнес.

При этом можно выделить два направления конкурентной разведки — это отслеживание деятельности конкурентов, что чаще всего корреспондируется с вопросами безопасности, и анализ состояния рынков. Вторая задача относится к области маркетинговых исследований.

Сегодня во многих крупных компаниях идет процесс формирования служб конкурентной разведки из специалистов, ранее занимавшихся информационными технологиями и маркетингом. Но это не догма. Полагаем, что специалисты по работе с кадровым потенциалом окажутся не менее востребованными. Территория считается занятой, когда на нее ступила нога солдата. Без непосредственного соприкосновения с объектом заинтересованности достаточно легко оказаться в зоне заблуждения и дезинформации.

В зависимости от средств, которые вкладывает компания, подходы к конкурентной разведке можно условно разделить на три основные категории: малую, среднюю и полную. Эти категории определяются тремя основными факторами: штатом конкурентной разведки, научно-техническим и финансовым обеспечением. При этом вроде бы понятно, что для малого, среднего и крупного бизнеса затраты будут несовместимые. Всегда ли это верно? Наверное, нет, так как должны зависеть от окружающей обстановки и ее элементов. Скупой платит дважды. Но иногда второго раза просто не понадобится.

Что же, по сути, представляет собой разведывательный процесс в компании?

Это — постоянный и непрерывный процесс сбора, накопления, структурирования, анализа данных о внутренней и внешней среде компании и выдачи высшему менеджменту упреждающей информации, позволяющей ему предвидеть изменения в этой среде и принимать своевременные оптимальные решения по управлению рисками, внедрению изменений в систему охраны и принятию соответствующих мер, направленных на удовлетворение будущих запросов потребителей и поддержание прибыльности компании.

Это — постоянный контроль за состоянием круга интересов и условий существования субъектов конкуренции, партнерства, рейдерских компаний и криминальных группировок.

Это — приобретение добровольных, заинтересованных или зависимых источников информации на охраняемом объекте и в его окружении (местных, внутренних, обращенных, обреченных, возвращенных источников).

Это — внедрение элементов интеллектуальной охраны, предусматривающей профессиональное прикрытие, которое незаметно для окружения, наличие специальных познаний по получению (собиранию и добыванию) упреждающей информации об угрозах для объекта охраны и незамедлительная ее реализация по заранее отработанной схеме.

Это — применение ситуационного подхода в охранной деятельности, предусматривающего возможные варианты ситуаций на охраняемом объекте.

Это — использование элементов системного подхода в корпоративной безопасности и конкурентной разведке, который означает, что система есть средство решения проблемной ситуации.

Это — предупреждение недобросовестной конкуренции посредством сил и средств деловой разведки, когда предупреждение в зависимости от момента формирования негативного умысла классифицируется на профилактику, предостережение и пресечение.

Это — идентификация и оценка рисков при организации защиты, которая выполняется по этапам:

— определение защищаемых объектов;

— определение критичности;

— определение угроз;

— определение возможности нападения;

— определение видов нападения;

— определение опасности нападения;

— определение уязвимости объекта;

— определение финансовых ограничений;

— определение требований защиты.

Это — контроль за неукоснительным соблюдением основ личной безопасности для всего персонала компании. При этом понятие экстремальной ситуации формулируется как лично особо значимая ситуация, в результате возникновения которой происходит забывание либо рассогласование ранее приобретенных приемов и навыков по обеспечению личной безопасности.

Алгоритм личной безопасности воспринимается следующим образом:

действию или бездействию предшествует мыслительный процесс;

провокация партнера по экстремальной ситуации недопустима;

не следует наращивать составляющую личной безопасности. необходимо делать безопасной саму деятельность.

Это — моделирование корпоративной безопасности хозяйствующего субъекта.

Бизнесу в современных условиях прожить в идеальном спокойствии, когда все ладится и спорится, невозможно. Законы рынка и конкуренция этого не позволят. Значит, надо быть готовым к любым неожиданностям.

Модель корпоративной безопасности любой фирмы схематически выражается просто. Элементы факторов риска проявляются всегда в двух сферах, и обнаружить их можно, как правило, за пределами компании и в ней самой. Попытаемся спрогнозировать эти возможные угрозы.

Случается, и нередко, что интересам фирмы противодействуют извне. Но эти ситуации просчитываются, и довольно успешно. Достаточно разложить пасьянс с этими субъектами: партнерами, конкурентами, властью, правоохранительными органами, криминалом — и уровень корпоративной безопасности налицо. Потому что корпоративная безопасность — это условия существования любого представителя бизнеса, контролируемые им. Отсюда находиться в безопасности — значит находиться в таких условиях, которые контролируются в процессе деятельности фирмы, в процессе ее самореализации. Действия обозначенных выше субъектов не оригинальны, давно изучены и предсказуемы. А значит, выработка противоядия — дело наживное. Риск в этих случаях всегда управляем и предсказуем. Но при этом нужно помнить главное — если вас атакуют, значит, имеют правильную ориентировку об условиях вашей безопасности. Делать подобное «вслепую» глупо и непродуктивно. Отсюда следует, что в вашем коллективе есть информационные позиции нападающих субъектов. Назовем этих субъектов «доброжелателями». Данные позиции могут приобретаться вашими «доброжелателями» путем привлечения к информационному сотрудничеству на возмездной основе либо на основе зависимости отдельных представителей вашего персонала. Могут информационные позиции инициативно создаваться самими сотрудниками фирмы и продаваться «доброжелателю» как услуга.

Значит, угроза корпоративной безопасности все-таки происходит изнутри. Это очень важное открытие для собственника. Иначе и не бывает.

Факты воровства, мошенничества, разглашения коммерческой тайны и другой информации, склоки, сплетни, свары, подсиживание и другие умышленные действия персонала наносят ощутимый ущерб интересам бизнеса.

Фирменные пакостники и «шалуны». Что это за разновидность обитателей в корпоративных сообществах российской действительности? Что составляет основу и сущность творимых ими шалостей и пакостей? Существует ли реальный эффективный механизм противодействия подобной заразе и в чем его содержание? Стоит ли сразу бить тревогу и обращаться в правоохранительные органы или решить данную проблему как-то иначе? Для первого раза вопросов достаточно.

Попытаемся ответить на первый из них. Безусловно, это Ваши сотрудники. Ответ не устраивает? Конечно, информации маловато! Но, заметьте, сведения точны на сто процентов. Ведь в число сотрудников попадают: сам собственник, топ-менеджеры, менеджеры, обслуживающий персонал, водители, охранники и т. д. Среди них можно выделить таких партнеров по ситуации, как родственники, друзья, соучредители, враги, завистники, обиженные и наказанные, ранее привлекавшиеся к уголовной ответственности, потенциальные нарушители трудовой дисциплины, страдающие от безденежья или неразделенной любви, желающие начать свой бизнес за ваш счет и др.

Второй вопрос требует лаконичного ответа. Это барство, расточительность, корысть, зависть, месть, разгильдяйство, долги, азарт, пьянство, наркозависимость и другие пороки, наличие которых в конечном итоге наносит ущерб интересам компании.

Ответ на третий вопрос требует рассуждений. Реальный эффективный механизм противодействия подобной заразе не прост, как может показаться на первый взгляд. Он требует ежедневного контроля за обстановкой на объекте бизнеса и в его окружении.

Если компания располагает штатными сотрудниками корпоративной безопасности, то вопросы отслеживания обстановки на объекте бизнеса и в его окружении, обучения персонала навыкам и приемам защиты от негативных проявлений «доброжелателей» и их последствий осуществляется системно. Все это находит свое отражение в реальном документе о пропускном, внутриобъектовом режимах и защите информации в компании. Это является аксиомой в вопросах обеспечения корпоративной безопасности и у нормальных собственников не подлежит обсуждению.

Несоблюдение положений данного документа приводит к типичным видам злоупотреблений и правонарушений со стороны персонала фирмы:

— нерациональное использование рабочего времени;

— использование корпоративного имущества в личных целях;

— кража инвентаря, расходных материалов, ГСМ и т. д.;

— сговор с поставщиками, покупателями и клиентами в вопросах ценообразования;

— предоставление выгодных условий за вознаграждение («откаты»);

— искажение отчетности и присвоение;

— продажа имущества компании без должного указания;

— оплата труда подставным лицам и другие махинации с денежными средствами;

— кражи личной собственности у сотрудников, в том числе посторонними лицами.

Написанию и утверждению данного документа предшествует кропотливая работа по изучению, уяснению и оценке сил и средств корпоративной безопасности фирмы; изучению, уяснению и оценке сил и средств «доброжелателей»; изучению, уяснению и оценке состояния внешней среды обитания для указанных партнеров.

Положения пропускного, внутриобъектового режимов и режима защиты обязательны для неукоснительного исполнения всеми членами коллектива фирмы, включая собственника и топ-менеджеров. В противном случае этот документ практически будет ничтожен. Принцип «Делай как я!» в вопросах корпоративной безопасности — святое правило. Собственник в деле корпоративной безопасности — «главный крысолов». Если он не будет «ловить мышей», то не будет ловить никто, только будет видимость корпоративной защиты. Но этого тоже недостаточно.

В современной конкурентной борьбе важным моментом становится знание намерений конкурентов, изучение основных тенденций деловой и политической жизни, анализ предпринимательских рисков и других факторов, влияющих на предпринимательскую деятельность. В то же время конкурентная разведка, в отличие от промышленного шпионажа, осуществляется в рамках нормативно-правового поля и свои результаты получает благодаря аналитической обработке огромного количества разнообразных открытых информационных материалов.

Возрастание роли таких исследований в современных условиях определяют следующие факторы: быстрый рост темпов деловой жизни, информационная перегрузка, возрастающая глобальная конкуренция, усиление агрессивности конкурентов, угрозы недружественного поглощения (рейдерского захвата), сильное влияние политических изменений. Основной целью конкурентной разведки в таких условиях становится информационно-аналитическая поддержка принятия оптимального управленческого решения, обеспечивающего достижение конкурентного превосходства над другими участниками рынка. Поэтому главными задачами становятся:

— непрерывный мониторинг и сбор открытой информации о конкурентной среде;

— аналитическая обработка данных, полученных из всех возможных информационных источников;

— представление руководству результатов анализа для принятия управленческих решений;

— хранение и распространение результатов.

Аналитические заключения представителей конкурентной разведки могут использоваться как для принятия тактических решений, так и для выработки стратегических направлений развития компании в целом.

Сегодня среди участников рынка имеются представители практически всех видов и направлений частного бизнеса, в том числе и такого, как конкурентная разведка и аудит безопасности. Предмет изучения данных профессионалов — информация, и результат консультативно-исследовательского труда — информация, которая позволяет своевременно выявлять существующие угрозы для бизнеса и принимать адекватные меры защиты от этих самых угроз. Потому что находиться в безопасности можно только тогда, когда находишься в контролируемых условиях. Особенно это актуально для тех предпринимателей, которые в силу разных причин на настоящий момент не имеют своих специалистов по данному направлению деятельности.

Вашим надежным партнером и штурманом в неспокойном океане бизнеса может стать член Кузбасской ТПП — консультативно-исследовательский центр «Конкурентная разведка и аудит безопасности (КРАБ)». На сайте www. znikin. ru вы найдете о нем подробную информацию.

Консультационно-исследовательский центр «Конкурентная разведка и аудит безопасности (КРАБ)» основан в марте 2010 г. В его команде работают профессиональные специалисты в области права, корпоративной безопасности, профессионального сыска, мониторинга наркоситуации, психофизиологии, лингвистики и противодействия информационным войнам.

Возможности КИЦ «КРАБ» позволяют:

— осуществлять адаптацию сотрудников силовых структур и правоохранительных органов в гражданской среде после увольнения со службы;

— совершенствовать профессиональные знания в области конкурентного взаимодействия частных лиц, агентств и корпоративной безопасности специалистов организаций, а также научно-методического обеспечения повышения их квалификации и профессиональной переподготовки;

— разрабатывать новые технологии корпоративной безопасности, производить научные исследования и экспертные оценки, предоставлять консультативные услуги в сфере частного бизнеса по вопросам коммерческой деятельности и управления.

Услуги КИЦ «КРАБ» в области обеспечения безопасности бизнеса конкретны и реальны:

— консультирование по вопросам выявления и предупреждения негативных устремлений к объектам бизнеса;

— консультирование по различным видам профессиональной сыскной деятельности: ОРД, ЧД и ОД, коллекторской, страховой, адвокатской, журналистской и другим формам поисково-познавательной деятельности и интеллектуальной охраны;

— проведение семинаров по вопросам корпоративной безопасности и конкурентной разведки;

— аудит безопасности субъекта предпринимательской деятельности, создание концепции и модели системы его безопасности, ее внедрение и мониторинг, составление карты рисков, разработка документов;

— исследование ЮЛ;

— исследование ФЛ;

— предоставление экспертов по вопросам корпоративной безопасности для изучения проблемных ситуаций у заказчика, в том числе для участия в переговорах и встречах в составе делегации;

— абонентское обслуживание субъектов предпринимательской деятельности по вопросам корпоративной безопасности.

Консультативно-исследовательские услуги выполняются специалистами КИЦ «КРАБ» на основе эксклюзивных методик, позволяющих изучить, уяснить и оценить проблемную ситуацию заказчика. Диагностирование и прогнозирование состояния исследуемого объекта корпоративной безопасности позволяют определить вектор его дальнейшего развития.

Часто происходит так, что любым неожиданностям в бизнесе предшествуют ранние сигналы, но проблема заключается в том, что субъективизм собственника или топ-менеджера не позволяет объективно воспринимать выявленную реальность. Поэтому полученные сведения так же часто отвергаются ими, как и обнаруживаются профи от конкурентной разведки.

Практика проводимых нами исследований показывает, что в ситуациях противостояния реальной действительности и личных убеждений капитанов бизнеса побеждают личные убеждения последних.

Серьезной проблемой для бизнеса является и отраслевой диссонанс, выражающийся в риске того, что отрасль меняется, а компания нет.

К сожалению, глухота и слепота руководителей в бизнесе — вещь достаточно распространенная! Сущность системы раннего предупреждения нежелательных последствий в бизнесе состоит в осуществлении системной консолидации стратегического планирования, разведки и оптимального управленческого решения-действия. Аудит безопасности по предложенной ниже модели позволяет определить конкретные и реальные соотношения и взаимосвязи между капитанами бизнеса и командой.

Модель исследования партнера по конкурентному соотношению

и взаимосвязи

I

/ \

/ \

/ \

/ \

/ \

/ \

/ . . . . . \

/ . .\

/.1 2\

/. .\

/. .\

/ . . \

/ . . \

/ . . \

/ . . \

/ . 4 3. \

/ . . \

/ . . . . . . \

III II

«Треугольник проблем»:

I. Что происходит? II. Как развиваются события? III. Кто участвует?

«Круг интересов»: Проникнуть в чужие или защитить свои интересы (Р — КР)?

«Квадрат персон»: Кто и Как проявляется или взаимодействует между собой?

1. Собственник. 2. Топ-менеджер. 3. Хозяин безопасности. 4. Неприкасаемые.

Неприкасаемые представляют собой конкретных персон, которые по должностным обязанностям не отвечают и не обязаны отвечать за принятие каких-либо управленческих решений, но фактически всегда влияют на сущностное их содержание. Это — родственники, друзья детства, однокашники, партнеры по романтическим отношениям, бывшие сослуживцы, однополчане и т. д. Выявление данных персон — важнейшая задача аудита безопасности.

Предлагаемый нами подход не единственный. Достаточно успешным в анализе конкурентной среды и определении места компании на рынке, по мнению многих специалистов, является метод профессора Гарвардского университета Майкла Портера, убежденного в том, что любой компании необходима хорошая конкурентная разведка — информация о конкурентной среде и конкурентах. В его концепции используется модель «пяти сил», управляющих конкуренцией:

— угроза со стороны существующих конкурентов;

— угроза появления товаров-заменителей или услуг-заменителей, конкурентоспособных с точки зрения цены;

— угроза появления новых или потенциальных конкурентов;

— угроза со стороны поставщиков сырья и комплектующих;

— угроза со стороны потребителей товаров и услуг;

Знание этих источников конкурентного давления позволяет:

— разработать стратегический план развития компании;

— выявить сильные и слабые стороны своей компании и основных конкурентов;

— обосновать позицию компании на рынке;

— определить сегменты рынка, в которых стратегические изменения дадут наивысший положительный эффе кт;

— определить потенциальные возможности и факторы угроз для компании в конкретной отрасли.

Майкл Портер не без основания считает, что цель корпоративной стратегии фирмы — найти и занять позицию на рынке товаров и услуг, где фирма будет лучше всего защищена от влияния этих сил или сможет со своей стороны оказывать влияние на них.

Правда, для российского бизнеса смело и совершенно уверенно можно добавить как минимум еще две силы. Это власть и криминал. Не секрет, что коррупционные схемы в нашем бизнесе не редкость, а скорее мрачная действительность. Попытки определить социально терпимый уровень преступности через своевременную и адекватную реакцию власти на криминальные проявления, чтобы не допустить противоречия между реальным состоянием преступности и противодействием ей сил правопорядка, пока ведутся на стадии разговоров и обсуждений, заканчивающихся декриминализацией многих преступных проявлений.

В заключение можно констатировать, что значение конкурентной разведки постоянно растет. С одной стороны, это связано с рыночными процессами и ростом конкуренции во всех областях бизнеса, а с другой — с бурным развитием информационных технологий. Кроме того, законодательные акты многих стран мира все более адаптируются к проблемам свободы доступа и использования любой информации, в том числе и коммерческой.

Как правило, ограничения в законодательствах развитых стран касаются лишь материалов, имеющих отношение к обороне, документов правоохранительных органов, личных и финансовых документов.

Именно для решения данной проблемы предлагаются системы управления и порталы знаний, представляющие среду для эффективного поиска и обмена знаниями. В настоящее время даже малобюджетные варианты конкурентной разведки в сети Интернет обеспечивают доступность, огромный охват информации и высокую оперативность. Но такой подход не может заменить другие виды и инструментальные средства разведки. Для принятия серьезных решений необходимо использование комплексных систем, которые разрешают компоновать и обобщать информацию об объекте исследований, полученную из разных источников с применением разных технологий.

Модель «Пять сил Майкла Портера»

Новички рынка

Угроза

выхода на

рынок новых

конкурентов

\/

Рыночная Компании — Рыночная

Поставщики власть > конкуренты < власть Покупатели

поставщиков в отрасли покупателей

\ /\

Интенсивность

конкурентности

/\

Угроза

появления

товаров —

субститутов

Товары-субституты

Конкурентная разведка как одна из форм поисково-познавательной деятельности входит в сферу интересов профессиональной сыскной деятельности и, по сути, сама является таковой.

И это положение нужно как можно быстрее узаконить. Схематично это должно происходить в три этапа. Первый этап — должен быть принят закон о частной детективной деятельности, второй — закон о негосударственной сыскной деятельности (в котором должны быть регламентированы все иные виды сыска). И третий этап — главный для всех сыщиков закон — о профессиональной сыскной деятельности в Российской Федерации. В новом законе должно быть четкое разграничение на государственную и негосударственную профессиональную сыскную деятельность. Только тогда работа конкурентного разведчика получит надлежащий официальный статус.

——————————————————————