Наследованию подлежит!

(Жукова Т.)

(«ЭЖ-Юрист», 2011, N 15)

НАСЛЕДОВАНИЮ ПОДЛЕЖИТ!

Т. ЖУКОВА

Татьяна Жукова, газета «ЭЖ-Юрист».

Правомерно ли отказано в наследовании единовременной денежной выплаты для ветерана на приобретение жилья посредством отзыва органом власти денежных средств со специального счета? Ветераном было дано письменное согласие на обеспечение жильем в виде денежной выплаты, получено решение о выделении ЕДВ и свидетельство о том, что ветеран является получателем конкретной денежной суммы (деньги были перечислены на его лицевой целевой блокированный счет до его смерти).

Н. Вавилова, Вологодская область

Порядок наследования регулируется ч. 3 ГК РФ, Основами законодательства РФ о нотариате, а также иными нормативно-правовыми актами. Кроме того, при разрешении наследственных споров применяются нормы СК РФ, ГПК РФ и ч. ч. 1, 2 ГК РФ и учитываются разъяснения высших судов и принятые судебные акты.

Основной вопрос в данной ситуации, определяющий дальнейшие правовые последствия, — включается ли полученная ветераном единовременная денежная выплата на приобретение жилья в наследственную массу.

ГК РФ определяет наследство как принадлежащие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности (ст. 1112 ГК РФ). Также данной статьей установлено, что не входят в состав наследства права и обязанности, неразрывно связанные с личностью наследодателя. При этом состав наследственной массы уточняет ст. 1183 ГК РФ, согласно которой закреплено право наследников на получение денежных сумм, предоставленных в качестве средств к существованию и подлежавших выплате наследодателю, но не полученных им при жизни.

С одной стороны, юристы и нотариусы считают, что у ветерана при жизни возникло имущественное право и следует применять нормы наследственного права — ст. ст. 1112, 1183 ГК РФ. С другой стороны, органы власти занимают противоположную позицию и отзывают денежные средства с лицевых целевых блокированных счетов ветеранов.

Позицию власти поддерживают и некоторые судебные инстанции (Кассационное определение Ульяновского областного суда от 01.03.2011 N 33-762/2011), обосновывая выносимые решения следующим.

Предоставление жилья ветеранам является мерой социальной поддержки. Согласно ст. 21 Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ «О ветеранах» меры социальной поддержки предоставляются как обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем при необходимости улучшения жилищных условий. В соответствии с Порядком предоставления социальной поддержки (разрабатываемым соответствующим субъектом РФ) право на получение социальной выплаты удостоверяется свидетельством о предоставлении социальной выплаты, которое расценивается органами власти как именное и не может переходить от одного лица к другому и, следовательно, не включается в наследственную массу.

Однако, на наш взгляд, в данном случае имеет место подмена понятий. Действительно, право на улучшение жилищных условий неразрывно связано с личностью ветерана. Однако с того момента, как им лично подано заявление на улучшение жилищных условий, выражено письменное согласие на обеспечение жильем в виде денежной выплаты и получено свидетельство, то есть соблюден определенный процессуальный порядок, представляется, что дальнейшая привязка к реализации права (распоряжению денежными средствами) неправомерна. То есть факт предоставления социальной выплаты на приобретение жилья не должен ставиться в зависимость от фактического приобретения жилья, подтверждаемого свидетельством о государственной регистрации права собственности.

Эта позиция обосновывается следующим.

Вернемся к ст. 1112 ГК РФ, определяющей состав наследства и исключение из него. Буквальное прочтение указанной нормы определяет общие рамки для применения, однако не позволяет полно, однозначно и бесспорно определить наследственную массу. Поэтому разрешение данного момента невозможно без обращения к ст. 1183 ГК РФ, которая гласит: «Право на получение подлежавших выплате наследодателю, но не полученных им при жизни по какой-либо причине сумм заработной платы и приравненных к ней платежей, пенсий, стипендий, пособий по социальному страхованию, возмещения вреда, причиненного жизни или здоровью, алиментов и иных денежных сумм, предоставленных гражданину в качестве средств к существованию, принадлежит проживавшим совместно с умершим членам его семьи, а также его нетрудоспособным иждивенцам независимо от того, проживали они совместно с умершим или не проживали».

То есть данной статьей ГК РФ устанавливает особый единый порядок перехода прав на получение невыплаченных наследодателю сумм, предоставленных ему в качестве средств для существования. При этом причины, по которым наследодатель при жизни не получил соответствующие суммы, значения не имеют.

Кроме того, необходимо отметить и соответствующую данному мнению правовую позицию судов, которую считаем возможной для применения по аналогии.

Так, в Определении КС РФ от 19.05.2009 N 532-О-О, в котором решается вопрос наследования пенсии, поясняется, что неразрывно связанным с личностью конкретного гражданина является право на получение данным лицом того или иного вида социальной поддержки.

Права наследников производны от прав наследодателя только в части получения денежных средств, полагающихся ему к выплате, но не полученных им при жизни.

Таким образом, после того как за ветераном признано право на получение жилья, оно является его имущественным правом и подлежит наследованию.

Также можно учитывать сложившуюся судебную практику в вопросах наследования жилья при неоконченной наследодателем приватизации.

Так, ВС РФ в п. 8 Постановления Пленума от 24.08.1993 N 8 (ред. от 02.07.2009) разъяснил, что если гражданин, подавший заявление о приватизации и необходимые для этого документы, умер до оформления договора на передачу жилого помещения в собственность или до государственной регистрации права собственности, то в случае возникновения спора по поводу включения этого жилого помещения или его части в наследственную массу необходимо иметь в виду, что указанное обстоятельство само по себе не может служить основанием к отказу в удовлетворении требования наследника, если наследодатель, выразив при жизни волю на приватизацию занимаемого жилого помещения, не отозвал свое заявление, поскольку по независящим от него причинам был лишен возможности соблюсти все правила оформления документов на приватизацию, в которой ему не могло быть отказано.

Определяя порядок наследования денежных средств, выплачиваемых гражданину по социальному обеспечению, законодатель, учитывая общее предназначение выплаты, которая предоставляется ветерану как источник средств к существованию, в целях материальной поддержки членов его семьи и нетрудоспособных иждивенцев установил условия получения указанными лицами сумм пенсий, причитавшихся к выплате наследодателю-пенсионеру, но не полученных им при жизни, а также включения этих сумм в состав наследства.

Кроме того, в судебных актах КС РФ неоднократно отмечалось, что право наследования, закрепленное ч. 4 ст. 35 Конституции РФ, обеспечивает гарантированный государством переход имущества, принадлежащего умершему (наследодателю), к другим лицам (наследникам) и включает в себя как право наследодателя распорядиться своим имуществом на случай смерти, так и право наследников на его получение. При этом основания возникновения таких прав определяются законом, каковым в настоящее время является ГК РФ (раздел 5 «Наследственное право»), который регламентирует в том числе наследование отдельных видов имущества.

Реализация гарантированного ст. 39 Конституции РФ права предполагает возможность для лица — субъекта конкретных правоотношений по социальному обеспечению требовать от иных участников соблюдения его прав и совершения в его интересах соответствующих действий, а также возможность обращаться за судебной защитой своих прав в случае их нарушения.

Итак, наследство переходит к наследникам в неизменном виде, то есть таким, каким оно являлось на момент открытия наследства.

——————————————————————