О государственном регулировании форм безналичных расчетов в России

(Тимакова Т. Г.) («Банковское право», 2013, N 6) Текст документа

О ГОСУДАРСТВЕННОМ РЕГУЛИРОВАНИИ ФОРМ БЕЗНАЛИЧНЫХ РАСЧЕТОВ В РОССИИ

Т. Г. ТИМАКОВА

Тимакова Татьяна Геннадьевна, доцент кафедры финансового, банковского и таможенного права ФГБОУ ВПО «Саратовская государственная юридическая академия», кандидат юридических наук.

В статье освещаются правовые проблемы, связанные с государственным регулированием безналичных расчетов в России, в том числе вопросы, возникающие при применении различных форм безналичных расчетов. Отмечены меры, которые необходимо предпринять для совершенствования норм банковского законодательства, регулирующих порядок осуществления безналичных расчетов, которые позволят создать соответствующие условия для надлежащего функционирования платежной системы страны.

Ключевые слова: формы безналичных расчетов, расчеты платежными поручениями, расчеты по распоряжению плательщика, расчеты по аккредитиву, прямое дебетование.

Certain issues concerning noncash settlement forms’ regulating in Russia T. G. Timakova

Timakova Tat’yana Gennad’evna, assistant professor of the chair of financial, banking and customs law of the Federal state budgetary educational establishment of higher professional education «Saratov state law academy», candidate of juridical sciences.

The article touches upon certain legal problems connected with the regulation of noncash settlement in Russia. Issues arising when using different forms of noncash settlement are also examined. The author suggests the measures necessary to take for improving the rules of banking legislation which regulate the order of implementing noncash settlement. Such measures will permit creation of necessary conditions for appropriate functioning of the payment system of the country.

Key words: forms of noncash settlement, payment mall order, payer’ order payment, bill of credit payment, direct debiting.

Вопросы государственного регулирования банковской деятельности в целом и порядка осуществления внутригосударственных расчетов в частности являются весьма актуальными на современном этапе и находят свое отражение в трудах многих ученых — представителей науки финансового и банковского права <1>. Применяемые в той или иной стране формы безналичных расчетов и принципы выбора конкретной формы зависят от экономической ситуации в стране и претерпевают значительные изменения при проведении законодательных и экономических реформ. ——————————— <1> См., например: Быстрова Е. Ф. Правовые основы деятельности территориальных учреждений Центрального банка Российской Федерации в области банковского надзора: Автореф. дис. … канд. юрид. наук. Саратов, 2007; Миронов В. Ю. Финансово-правовые основы банковского регулирования: Автореф. дис. … канд. юрид. наук. Саратов, 2005; Неверова Н. В. Полномочия территориальных учреждений Центрального банка Российской Федерации в области валютного контроля: Автореф. дис. … канд. юрид. наук. Саратов, 2002; Пастушенко Е. Н. Правовые акты Центрального банка Российской Федерации: финансово-правовые аспекты: Автореф. дис. … д-ра юрид. наук. Саратов, 2006; Финансовое право: Учебник / Отв. ред. Н. И. Химичева. 5-е изд. М., 2012. С. 694 — 699.

Формы безналичных расчетов различаются между собой порядком документооборота, видом расчетного документа, а также наличием или отсутствием условий предоставления денежных средств в распоряжение их получателя. На настоящий момент ст. 862 Гражданского кодекса Российской Федерации <2> предусмотрены следующие формы расчетов: 1) расчеты платежными поручениями; 2) расчеты по аккредитиву; 3) расчеты ческами; 4) расчеты по инкассо; 5) иные формы расчетов, предусмотренные законом и банковскими правилами. К иным формам расчетов можно отнести расчеты посредством зачета взаимных требований, расчеты векселями и расчеты посредством банковских карт. Однако, по мнению Л. Г. Ефимовой, данный перечень нельзя принимать в качестве классификации форм безналичных расчетов, так как «расчеты чеками, несмотря на все их своеобразие, осуществляются банком в порядке инкассо, а расчеты платежными поручениями и путем инкассо представляют собой две разновидности одной и той же операции — банковского перевода» <3>. Она предлагает следующую классификацию форм безналичных расчетов. В зависимости от наличия или отсутствия условий зачисления полученных от плательщика средств на счет получателя следует различать перевод и аккредитив. Перевод, в свою очередь, подразделяется, по ее мнению, на дебетовый и кредитовый. При дебетовом переводе указание о перечислении денежных средств исходит от получателя, а при кредитовом — от плательщика. В зависимости от того, требуется ли согласие плательщика на списание денежных средств с его счета, внутри расчетов по инкассо можно выделить акцептную форму и безакцептную (бесспорное списание средств). Акцептную же форму можно подразделить на расчеты платежными требованиями, чеками и расчеты дебетовыми и расчетными карточками <4>. ——————————— <2> Гражданский кодекс РФ (часть вторая) от 26 января 1996 г. N 14-ФЗ (с изм. и доп. на 23 июля 2013 г.) // СЗ РФ. 1996. N 5. Ст. 410; 2013. N 30 (часть 1). Ст. 4084. <3> Ефимова Л. Г. Банковские сделки. Комментарий законодательства и арбитражной практики. М., 2000. С. 75. <4> См.: Там же. С. 75 — 76.

Однако представляется, что предложенная вышеуказанным автором классификация является не совсем удачной и четкой. Так как расчеты платежными поручениями и расчеты по инкассо действительно являются разновидностями банковского перевода и различаются только субъектом права выдачи банку распоряжения о перечислении денежных средств, более целесообразно выделить следующие группы форм безналичных расчетов: 1) банковский перевод; 2) расчеты по аккредитиву; 3) расчеты чеками; 4) иные формы расчетов. При этом такая форма, как банковский перевод, может осуществляться при помощи различных расчетных документов, а именно: платежных поручений; платежных требований; инкассовых поручений. Действующее законодательство право установления форм безналичных расчетов и порядка их осуществления относит к компетенции Банка России. Однако данный подход к проблеме установления стандартов расчетов меняется Гражданским кодексом Российской Федерации, который фактически установил перечень форм безналичных расчетов. Банк России не вправе запретить использование данных форм, он может лишь дополнить перечень новыми формами, так как ст. 862 Гражданского кодекса Российской Федерации прямо предусматривается, что банковскими правилами и обычаями делового оборота могут быть установлены другие формы расчетов. Таким образом, налицо коллизия норм права. Полномочия Центрального банка Российской Федерации по установлению форм безналичных расчетов ограничиваются возможностью лишь дополнять и детализировать их. Следовательно, нормы гражданского и банковского законодательства вступают в противоречие. В результате вышеуказанное положение вносит сумятицу в осуществление правового регулирования безналичных расчетов. Думается, что в сложившейся ситуации необходимо урегулировать формы расчетов в рамках банковского законодательства, приняв федеральный закон о безналичных расчетах, который устанавливал бы и формы, и стандарты, и порядок осуществления безналичных расчетов. Положением Банка России «О правилах осуществления перевода денежных средств» <5> в соответствии с вышеизложенными нормами Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что на территории Российской Федерации на современном этапе могут применяться следующие формы безналичных расчетов: 1) расчеты платежными поручениями; 2) расчеты по аккредитиву; 3) расчеты инкассовыми поручениями; 4) расчеты чеками; 5) расчеты в форме перевода денежных средств по требованию получателя средств (прямое дебетование); 6) расчеты в форме перевода электронных денежных средств. ——————————— <5> Положение Центрального банка РФ от 19 июня 2012 г. N 383-П «О правилах осуществления перевода денежных средств» (с изм. и доп. на 15 июля 2013 г.) // Вестник Банка России. 2012. N 34; Вестник Банка России. 2013. N 47.

Предусматривается, что при осуществлении безналичных расчетов в форме перевода денежных средств по требованию получателя средств может применяться платежное требование либо иное распоряжение получателя средств <6>. Однако данный перечень форм необходимо рассматривать именно как установленный нормативным актом перечень, но нельзя принимать в качестве классификации форм безналичных расчетов. ——————————— <6> См.: п. 9.1 Положения Центрального банка РФ от 19 июня 2012 г. «О правилах осуществления перевода денежных средств».

Выбор конкретной формы расчетов из установленного банковскими правилами перечня осуществляется плательщиком или получателем и зависит, как правило, от характера хозяйственных связей между ними и особенностей заключаемого ими договора. Банк же, в свою очередь, вправе и обязан контролировать выбор форм расчетов лишь в части их соответствия установленным правилам расчетов. И если ранее Банк России четко регламентировал <7>, что расчетные документы, используемые при расчетах, принимаются банком к исполнению только при их соответствии установленным стандартам, а именно: расчетный документ должен быть оформлен на бланках установленной формы, которые включены в Общероссийский классификатор управленческой документации (класс «Унифицированная система банковской документации») <8>, то новое Положение Банка России «О правилах осуществления перевода денежных средств» предусматривает возможность использования при осуществлении безналичных расчетов неких распоряжений, для которых не установлены обязательный перечень реквизитов и формы. Данные распоряжения составляются их отправителями с указанием установленных банком реквизитов, позволяющих банку осуществить перевод денежных средств, и по формам, установленным банком или получателем средств по согласованию с банком. Однако Положением не установлены обязательные реквизиты, которые должны содержаться в таких распоряжениях, а лишь установлены случаи использования данных распоряжений <9>. Думается, что такой подход к регулированию форм безналичных расчетов является нецелесообразным, так как вносит сумятицу и неразбериху в банковский документооборот. ——————————— <7> Пункт 2.4 Положения Центрального банка РФ от 3 октября 2002 г. N 2-П «О безналичных расчетах в Российской Федерации» (утратило силу) // Вестник Банка России. 28 декабря 2002 г. N 74. <8> Общероссийский классификатор управленческой документации ОК 011-93 (ОКУД). Утвержден и введен в действие Постановлением Госстандарта РФ от 30 декабря 1993 г. N 299 (с изм. и доп. N 70/2013) // Общероссийский классификатор управленческой документации ОК 011-93. М.: Издательство стандартов, 1994; ИУС «Национальные стандарты», 2013. N 9. <9> См.: п. 1.14 — 1.16 Положения Центрального банка РФ от 19 июня 2012 г. «О правилах осуществления перевода денежных средств».

Пунктом 2.1 Положения Центрального банка Российской Федерации «О правилах осуществления перевода денежных средств» предусматривается, что процедуры приема к исполнению распоряжений о переводе включают: удостоверение права распоряжения денежными средствами (удостоверение права использования электронного средства платежа); контроль целостности распоряжений; структурный контроль распоряжений; контроль значений реквизитов распоряжений; контроль достаточности денежных средств. При этом процедуры приема к исполнению распоряжения плательщика, требующего в соответствии с федеральным законом согласия третьего лица на распоряжение денежными средствами плательщика, включают контроль наличия такого согласия третьего лица. Процедуры приема к исполнению распоряжения получателя средств, требующего акцепта плательщика, включают контроль наличия заранее данного акцепта плательщика или получение акцепта плательщика. Кроме того, банки теперь могут дополнительно устанавливать, в том числе в договорах, иные процедуры приема к исполнению распоряжений, в том числе регистрацию распоряжений, контроль дублирования распоряжений, получение согласия кредитной организации плательщика на операцию с использованием электронного средства платежа. Никаких иных обязательных для приема к исполнению распоряжений о платеже условий Банк России теперь не устанавливает. Наиболее широко используемой формой безналичных расчетов в настоящее время являются расчеты платежными поручениями. Платежным поручением является распоряжение владельца счета (плательщика) обслуживающему его счет банку, оформленное расчетным документом установленной формы, перевести определенную денежную сумму на счет получателя средств, открытый в этом или другом банке. В случае отсутствия или недостаточности средств на счете плательщика для выполнения платежного поручения банк может принять платежное поручение к исполнению. При этом принятые к исполнению указанные распоряжения помещаются банком в очередь не исполненных в срок распоряжений для дальнейшего осуществления контроля достаточности денежных средств на банковском счете плательщика и исполнения распоряжений в срок и в порядке очередности списания денежных средств с банковского счета, которые установлены федеральным законом. В этом случае частичное исполнение распоряжений плательщиков, получателей средств осуществляется банком платежным ордером в электронном виде или на бумажном носителе. На наш взгляд, указанный подход к проблеме с юридической точки зрения не совсем обоснован. Ведь перевод денежных средств может осуществляться только по распоряжению клиента и только на основании расчетных документов, которые предусмотрены законодательством и банковскими правилами для осуществления расчетов. Платежный же ордер является внутренним документом, используемым банком для оформления внутренних проводок, и по своему правовому статусу не является расчетным документом. Следовательно, производить безналичные расчеты на основании платежных ордеров не вполне легитимно. Следующей формой безналичных расчетов, предусмотренной действующими банковскими правилами, является аккредитив. Под аккредитивом понимается условное денежное обязательство, принимаемое банком по поручению плательщика, произвести платежи в пользу получателя средств по предъявлении последним документов, соответствующих условиям аккредитива, либо предоставить полномочия произвести такие платежи другому банку. Все условия осуществления платежа по аккредитиву должны быть сформулированы в аккредитивном заявлении, подаваемом плательщиком банку. В данном документе устанавливаются условия, при соблюдении которых банк должен произвести платеж по аккредитиву. Таким образом, роль банка в осуществлении аккредитивной формы расчетов сводится лишь к соблюдению всех указаний клиента и переводу денежных средств получателю. Для исполнения аккредитива получатель денежных средств должен представить в исполняющий банк документы, подтверждающие выполнение им всех условий аккредитива. Исполняющий же банк должен проверить соблюдение получателем средств всех условий аккредитива, при нарушении хотя бы одного из условий аккредитив банком не исполняется. Правовыми основами регулирования аккредитивной формы наряду с Гражданским кодексом Российской Федерации и Положением об осуществлении переводов денежных средств являются Унифицированные правила и обычаи Международной торговой палаты для документарных аккредитивов, устанавливающие общие принципы функционирования данной формы расчетов и основные виды документарных аккредитивов <10>. Хотя указанные Правила и не могут являться источником правового регулирования внутригосударственных расчетов, они выполняют роль основы (правовой базы) для разработки источников правового регулирования аккредитивных расчетов внутри государства. ——————————— <10> См.: Унифицированные правила и обычаи для документарных аккредитивов (UCP-600, 2007 г.) // Журнал международного частного права. 2007. N 2.

Действующее законодательство, регламентируя аккредитивную форму расчетов, на наш взгляд, возложило на банк несвойственную ему функцию контроля за направленностью и обоснованностью платежа. Из содержания норм законодательства, устанавливающих ответственность банка за нарушение условий аккредитива, можно сделать вывод, что исполняющий банк должен проверять также и достоверность представленных документов, а следовательно, и правомерность требования получателя о переводе средств. Однако, выполняя проверку документов в таком аспекте, банк будет осуществлять функции контролирующего органа, что является неправомерным. Аналогичная проблема возникает и при использовании такой формы безналичных расчетов, как расчеты чеками, поскольку плательщик (банк) обязан удостовериться всеми доступными ему способами в подлинности чека и произвести платеж. Особенности правового регулирования расчетов чеками обусловлены тем, что чек по своей природе является ценной бумагой, т. е. документом, удостоверяющим с соблюдением установленной формы и обязательных реквизитов имущественные права, осуществление или передача которых возможны только при его предъявлении. Чек оплачивается плательщиком за счет денежных средств чекодателя, который не вправе отозвать чек до истечения срока, установленного для его предъявления к оплате. Следует отметить, что ни гражданское, ни банковское законодательство не устанавливают сроков для предъявления чеков к оплате. Можно предположить, что чек должен, как и ряд иных расчетных документов, оплачиваться в течение 10 дней с момента выписки, однако в Положении об осуществлении переводов денежных средств нет указания на применение данного положения к расчетам чеками. Учитывая, что порядок и условия использования чеков в платежном обороте регулируются помимо внутригосударственных правовых норм также и международными, можно предположить, что чеки, выписанные и оплачиваемые в России, должны быть предъявлены к платежу в соответствии с международными правилами <11>. Однако данные сроки основаны лишь на предположениях, что является недопустимым с точки зрения теории права. Ранее отношения по расчетам чеками были урегулированы Положением о чеках <12>, которое регламентировало сроки предъявления чеков к оплате и детально декларировало порядок составления и оплаты чека. В связи с введением в действие части второй Гражданского кодекса Российской Федерации Положение о чеках утратило силу <13>. Однако, отменив указанное Положение, законодатель оставил многие вопросы по урегулированию отношений по расчетам чеками нерегламентированными. По нашему мнению, необходимо принять нормативный акт, четко устанавливающий порядок, сроки и условия осуществления расчетов чеками, приняв за основу Единообразный закон о чеках. Думается, было бы целесообразно урегулировать эти вопросы именно на законодательном уровне, приняв федеральный закон о чеках. ——————————— <11> См.: Единообразный закон о чеках. Принят Женевской конвенцией 1931 г. // Официально текст не опубликован. Справочная правовая система «Гарант». <12> См.: Постановление Верховного Совета РФ от 13 февраля 1992 г. N 2349-1 «О введении в действие Положения о чеках» // Ведомости СНД и ВС РФ. 1992. N 24. Ст. 1283. <13> См.: Федеральный закон от 26 января 1996 г. N 15-ФЗ «О введении в действие части второй Гражданского кодекса Российской Федерации» (с изм. и доп. на 9 апреля 2009 г.) // СЗ РФ. 1996. N 5. Ст. 411; 2009. N 15. Ст. 1778.

Достаточно своеобразной формой безналичных расчетов являются расчеты по инкассо, которые согласно Положению о правилах осуществления переводов денежных средств могут осуществляться с использованием двух видов расчетных документов: инкассовых поручений и банковских ордеров. Слово «инкассо» означает «получение денег» <14>. Регламентация операций по инкассо в международных расчетах осуществляется Унифицированными правилами по инкассо <15>. В рамках российского законодательства данная форма расчетов регулируется Гражданским кодексом Российской Федерации и Положением о правилах осуществления переводов денежных средств. По российскому законодательству представляемые на инкассо финансовые и коммерческие документы обязательно должны сопровождаться расчетными документами установленной формы. Российское законодательство включает в понятие «инкассо» менее развернутый по сравнению с международной практикой перечень операций, которые выполняет банк по поручению клиента. В отличие от Унифицированных правил данная форма расчетов в России не включает в себя действия банка по выдаче документов против платежа или акцепта. Несомненно, заслуживает поддержки позиция, высказанная по указанному вопросу Л. Г. Ефимовой, которая считает это недостатком российского законодательства, так как де-факто такие действия являются обязанностью кредитных организаций <16> (например, при инкассировании векселя банк, получивший платеж по вексельному долгу, обязан выдать должнику вместе с векселем расписку в получении платежа <17>). В остальном термин «инкассо» одинаково трактуется и российским, и международным законодательством. ——————————— <14> См.: Белов В. А. Банковское право России: теория, законодательство, практика: Юридические очерки. М., 2000. С. 335. <15> См.: Унифицированные правила по инкассо (публикация Международной торговой палаты N 522) в ред. 1995 г. // Официально текст не опубликован. Справочная правовая система «Гарант». <16> См.: Ефимова Л. Г. Банковские сделки. Комментарий законодательства и арбитражной практики. С. 127 — 129. <17> См.: п. 39 Положения о переводном и простом векселе.

Новеллой Положения о правилах осуществления перевода денежных средств является такая форма безналичных расчетов, как прямое дебетование (перевод денежных средств по требованию получателя средств). Однако надо отметить, что новизна данной формы расчетов является весьма относительной, так как по своей сути она представляет собой расчеты платежными требованиями. Указанная форма расчетов ранее включалась Банком России в состав расчетов по инкассо.

Литература

1. Белов В. А. Банковское право России: теория, законодательство, практика: Юридические очерки. М., 2000. 2. Быстрова Е. Ф. Правовые основы деятельности территориальных учреждений Центрального банка Российской Федерации в области банковского надзора: Автореф. дис. … канд. юрид. наук. Саратов, 2007. 3. Гражданский кодекс РФ (часть вторая) от 26 января 1996 г. N 14-ФЗ (с изм. и доп. на 23 июля 2013 г.) // СЗ РФ. 1996. N 5. Ст. 410; 2013. N 30 (часть 1). Ст. 4084. 4. Единообразный закон о чеках. Принят Женевской конвенцией 1931 г. // Официально текст не опубликован. Справочная правовая система «Гарант». 5. Ефимова Л. Г. Банковские сделки. Комментарий законодательства и арбитражной практики. М., 2000. 6. Миронов В. Ю. Финансово-правовые основы банковского регулирования: Автореф. дис. … канд. юрид. наук. Саратов, 2005. 7. Неверова Н. В. Полномочия территориальных учреждений Центрального банка Российской Федерации в области валютного контроля: Автореф. дис. … канд. юрид. наук. Саратов, 2002. 8. Общероссийский классификатор управленческой документации ОК 011-93 (ОКУД). Утвержден и введен в действие Постановлением Госстандарта РФ от 30 декабря 1993 г. N 299 (с изм. и доп. N 70/2013) // Общероссийский классификатор управленческой документации ОК 011-93. М.: Издательство стандартов, 1994; ИУС «Национальные стандарты», 2013. N 9. 9. Пастушенко Е. Н. Правовые акты Центрального банка Российской Федерации: финансово-правовые аспекты: Автореф. дис. … д-ра юрид. наук. Саратов, 2006. 10. Положение Центрального банка РФ от 19 июня 2012 г. N 383-П «О правилах осуществления перевода денежных средств» (с изм. и доп. на 15 июля 2013 г.) // Вестник Банка России. 2012. N 34; Вестник Банка России. 2013. N 47. 11. Постановление Верховного Совета РФ от 13 февраля 1992 г. N 2349-1 «О введении в действие Положения о чеках» // Ведомости СНД и ВС РФ. 1992. N 24. Ст. 1283. 12. Унифицированные правила и обычаи для документарных аккредитивов (UCP-600, 2007 г.) // Журнал международного частного права. 2007. N 2. 13. Унифицированные правила по инкассо (публикация Международной торговой палаты N 522) в ред. 1995 г. // Официально текст не опубликован. Справочная правовая система «Гарант». 14. Финансовое право: Учебник / Отв. ред. Н. И. Химичева. 5-е изд. М., 2012.

——————————————————————

Название документа