Гармонизация законодательства государств — членов ЕЭП по вопросу приобретения долей в уставном капитале кредитных организаций

(Моисеева М. А.) («Юридический мир», 2013, N 2)

ГАРМОНИЗАЦИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ГОСУДАРСТВ — ЧЛЕНОВ ЕЭП ПО ВОПРОСУ ПРИОБРЕТЕНИЯ ДОЛЕЙ В УСТАВНОМ КАПИТАЛЕ КРЕДИТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

М. А. МОИСЕЕВА

Моисеева Мария Александровна, аспирант Государственного университета Минфина России.

В статье на основе сравнительного анализа национальных нормативно-правовых актов государств — членов ЕЭП по вопросу приобретения долей (акций) в уставном капитале кредитных организаций предложены основные направления гармонизации законодательства с учетом опыта ЕС и общепризнанных международных стандартов.

Ключевые слова: Единое экономическое пространство (ЕЭП), свободное движение капитала, доля уставного капитала, кредитная организация, банковское законодательство.

Harmonization of legislation of the states members of the Common economic sphere on the issue of acquisition of shares in charter capital of credit institutions M. A. Moiseeva

Based on the comparative analysis of banking laws of states — members of the Common economic space the conclusion is made regarding the basic mechanisms of legislative harmonization concerning the acquisition a qualifying holding in a credit institution.

Key words: the Common economic space, free float of capital, qualifying holding credit institution, banking law.

В 2011 г. президентами трех стран: России, Беларуси и Казахстана — была подписана Декларация о евразийской экономической интеграции, заявляющая переход к построению Единого экономического пространства (ЕЭП). Расширение сотрудничества и углубление интеграционных процессов между Россией, Беларусью и Казахстаном предъявляет повышенные требования к согласованности их национального законодательства. Гармонизация законодательства выступает правовой основой интеграции государств ЕЭП, главным условием непротиворечивого сближения их экономических систем. В настоящий момент идет процесс формирования правовой базы финансовой интеграции стран ЕЭП. Был одобрен пакет международных соглашений, направленный на формирование единого финансового пространства. В частности, международное Соглашение «О создании условий на финансовых рынках для обеспечения свободного движения капитала» (далее — Соглашение) предполагает создание для ЕЭП соответствующей современным мировым требованиям нормативной базы в области валютного, банковского регулирования и правовой регламентации рынка ценных бумаг <1>. ——————————— <1> Соглашение от 9 декабря 2010 г. «О создании условий на финансовых рынках для обеспечения свободного движения капитала» // СПС «КонсультантПлюс».

В Соглашении выделены два основных направления гармонизации банковского законодательства: 1) гармонизация законодательства сторон по вопросу создания и приобретения долей (акций) в уставном капитале кредитных организаций инвесторами сторон; 2) гармонизация подходов к регулированию рисков на финансовом рынке в соответствии с международными стандартами. В данной статье будет рассмотрен только один из обозначенных выше пунктов, а именно проведен анализ нормативно-правовых актов стран ЕЭП, определяющих условия приобретения долей (акций) в уставном капитале кредитных организаций. На основе проведенного анализа будут предложены основные направления гармонизации национального законодательства сторон по данному вопросу с учетом мирового опыта. Основным способом осуществления такого процесса гармонизации обычно выступает имплементация предписаний, содержащихся в совместно разрабатываемых международных договорах, во внутреннее (национальное) право государств. Международные договоры, которые разрабатываются на основе учета интересов всех стран и мировой практики международных стандартов, выступают гармонизирующим началом правовой системы ЕврАзЭС. Наиболее удачным эталоном для целей формирования правовой базы ЕЭП в ЕврАзЭС официально признается опыт Европейского союза (ЕС). Основополагающим принципом функционирования общего рынка на территории ЕС является свобода движения капитала. В соответствии с п. 1 ст. 56 Учредительного договора Европейского союза «любые ограничения на движение капитала между государствами-членами, а также между государствами-членами и третьими странами запрещены» <2>. Однако положения Учредительного договора также предусматривают ряд ограничений свободного движения капитала, которые могут быть введены государствами-членами и/или ЕС в целом (ст. 45 — 48, 57 — 60, 119, 120, 295 и 296 Договора). ——————————— <2> Договор, учреждающий Европейское сообщество от 25 марта 1957 г. (консолидированный текст с учетом Ниццких изменений от 26 февраля 2001 г.) // Предпринимательское право. URL: http://www. businesspravo. ru/Docum/DocumShow_DocumlD_152225.html.

Свобода движения капитала может быть ограничена не только в рамках общих принципов Учредительного договора или в рамках реализации свобод общего рынка. Косвенные ограничения указанной свободы могут налагаться в рамках регулирования других отраслей права ЕС или в различных секторах экономики в связи со спецификой деятельности в них. В частности, таковыми признаются существующие в настоящее время ограничения в отношении прямых инвестиций в финансовые институты, в том числе кредитные организации, как по отношению к резидентам государств — членов ЕС, так и по отношению к резидентам из третьих стран. Кредитные организация являются субъектами специфических ограничений в Директиве N 2006/48/EC <3>, которая регламентирует учреждение и ведение бизнеса кредитных организаций, в т. ч. порядок приобретения долей (акций) в уставном капитале кредитных организаций инвесторами. ——————————— <3> Directive 2006/48/EC of the European Parliament and of the Council of 14 June 2006 relating to the taking up and pursuit of the business of credit institutions (recast) (Text with EEA relevance) // O. J. I 177, 30.06.2006. P. 1 — 200.

Директива Евросоюза была транспонирована в национальное законодательство о банковской деятельности каждого государства — члена ЕС. Такое переложение (транспозиция) может явиться причиной национальных отличий в банковских законодательствах стран — членов ЕС, поскольку сама Директива излагает лишь минимум необходимых требований. Однако минимальный уровень унификации законодательства в пределах единого европейского экономического пространства позволяет лицензированным кредитным учреждениям осуществлять деятельность на территории других европейских государств в рамках ЕС, поскольку уполномоченные органы в различных государствах — членах ЕС пришли к соглашению взаимно признавать правомочность кредитных учреждений, лицензированных в любой из стран ЕС. Таким образом, обеспечение принципа свободного движения капитала на территории ЕЭП по образцу ЕС предполагает осуществление мер по гармонизации банковского законодательства Республики Беларусь, Республики Казахстан, Российской Федерации, в том числе по вопросу приобретения долей (акций) в уставном капитале кредитных организаций инвесторами. Анализ нормативного регулирования приобретения долей (акций) в уставном капитале кредитных организаций инвесторами позволяет сделать вывод о наличии некоторых особенностей в каждой из рассматриваемых стран. Во всех государствах — членах ЕЭП для приобретения доли пакета акций кредитной организации больше определенного размера требуется согласие государства в лице Центрального (Национального) банка. В Российской Федерации пороговое значение установлено на уровне 50% <4>, в Республике Беларусь — 5% <5>, в Казахстане — 10% <6>. ——————————— <4> Указание Банка России от 29 сентября 2011 г. N 2710-У «О внесении изменений в Инструкцию Банка России от 21 февраля 2007 г. N 130-И «О порядке получения предварительного согласия Банка России на приобретение и (или) получение в доверительное управление акций (долей) кредитной организации» // СПС «КонсультантПлюс». <5> Ст. 123 Банковского кодекса Республики Беларусь от 25 октября 2000 г. N 441-3 // КонсультантПлюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс]; ООО «Юр-Спектр», Национальный центр правовой информации Республики Беларусь. Минск, 2009. <6> Ст. 2, 17.1 Закона Республики Казахстан от 31 августа 1995 г. N 2444 «О банках и банковской деятельности в Республике Казахстан» // URL: http://www. pavlodar. com/zakon/?dok=00016&ogl;=al.

В соответствии с законодательством Республики Беларусь отказ в согласии на приобретение акций возможен, но не обязателен, в случае установления хозяйственным судом банкротства приобретателя акций, несоответствия приобретателя акций требованиям к учредителям банка, установленным белорусским законодательством (ст. 124). В российском законодательстве данный вопрос детализирован в большей степени. В соответствии с Федеральным законом от 2 декабря 1990 г. N 395-1 «О банках и банковской деятельности» (далее — Закон РФ о банках) Банк России имеет право отказать в выдаче согласия на приобретение более 20% акций (долей) кредитной организации при следующих условиях: — установление неудовлетворительного финансового положения приобретателей акций (долей); — нарушение антимонопольных правил; — в случаях когда в отношении приобретателя имеются вступившие в силу судебные решения, установившие факты совершения указанным лицом неправомерных действий при банкротстве. В тех случаях, если ранее судом была установлена вина лица, приобретающего акции (доли) кредитной организации, в причинении убытков какой-либо кредитной организации при исполнении им обязанностей члена совета директоров (наблюдательного совета), единоличного исполнительного органа, его заместителя и (или) члена коллегиального исполнительного органа (правления, дирекции), Банк России обязан отказать в выдаче согласия на приобретение более 20% акций (долей) кредитной организации. В законодательстве Республики Казахстан приобретение акций банка регулируется через институт «крупного участника банка», коим признается физическое или юридическое лицо, которое в соответствии с письменным согласием уполномоченного органа может владеть прямо или косвенно десятью или более процентами размещенных акций банка. Правила выдачи и отзыва согласия на приобретение статуса крупного участника банка, требования к документам, представляемым для получения указанного согласия, определяются уполномоченным органом в лице Агентства Республики Казахстан по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций <7>. ——————————— <7> Там же.

Важным вопросом является изучение особенностей регулирования сделок с долями (акциями) кредитных организаций, совершаемых с участием нерезидентов. Согласно российскому законодательству особенности правового статуса филиалов иностранных банков и кредитных организаций с иностранными инвестициями связаны с дополнительными требованиями к их созданию, государственной регистрации и деятельности. Кредитными организациями с иностранными инвестициями являются кредитные организации — резиденты, уставный капитал которых сформирован с участием средств нерезидентов независимо от их доли в уставном капитале <8>. ——————————— <8> Положение Центрального банка Российской Федерации N 437 «Об особенностях регистрации кредитных организаций с иностранными инвестициями и о порядке получения предварительного разрешения Банка России на увеличение уставного капитала зарегистрированной кредитной организации за счет средств нерезидентов» от 23 апреля 1997 г. (в ред. от 4 ноября 2002 г.) // СПС «КонсультантПлюс».

Для государственной регистрации кредитной организации с иностранными инвестициями и филиала иностранного банка требуется получение ими лицензии на осуществление банковских операций согласно ст. 14 Закона РФ о банках. Кредитная организация обязана получить предварительное разрешение Банка России на увеличение своего уставного капитала за счет средств нерезидентов, на отчуждение (в том числе продажу) своих акций (долей) в пользу нерезидентов, а участники кредитной организации — резиденты — на отчуждение принадлежащих им акций (долей) кредитной организации в пользу нерезидентов. Указанные сделки по приобретению акций (долей) нерезидентами, совершенные без разрешения Банка России, являются недействительными. Если в результате сделки квота участия иностранного капитала в банковской системе России будет превышена, то Банк России имеет право запретить увеличение уставного капитала кредитной организации за счет средств нерезидентов (ст. 18 Закона РФ о банках). В законодательстве Республики Казахстан также уделяется внимание регламентации участия нерезидентов в акционерном капитале банков-резидентов. Так, в законодательстве Республики Казахстан предусмотрен запрет на участие в банковском капитале резидентов офшорных зон. Кроме того, в отношении юридических лиц — нерезидентов Республики Казахстан действует количественное ограничение на право владения акциями банка — резидента Республики Казахстан. Юридические лица — нерезиденты Республики Казахстан не имеют права на владение 10 и более процентами акций банка — резидента Республики Казахстан. При создании банков с участием нерезидентов и с иностранным участием, а также в отношении создания дочернего банка как банком-резидентом, так и банком-нерезидентом наряду с вышеуказанными требованиями предъявляются дополнительные условия. В ЕС вопросы приобретения долей (акций) в уставном капитале кредитных организаций инвесторами регулируются ст. 19 Директивы N 2006/48/EC. Согласно этой статье уполномоченный орган должен быть проинформирован лицами, приобретающими доли в уставном капитале банка, о размере долей в уставном капитале (количестве акций), которые окажутся в их владении (более 20, 33 или более 50%). В случае если уполномоченный орган не дает разрешения на такое приобретение, он обязан поставить об этом в известность потенциального приобретателя в течение трех месяцев. В случае если кредитная организация, страховая организация или инвестиционная компания, зарегистрированная в одном государстве — члене ЕС, хочет приобрести указанные выше доли пакета акций кредитной организации, зарегистрированной в другом государстве — члене ЕС, и если в результате этого приобретения кредитная организация, в которой приобретатель предполагает владеть долей акций, станет дочерней компанией или попадет под контроль приобретателя, то сделка приобретения подлежит дополнительной процедуре оценки финансовой устойчивости приобретателя, после обмена информацией между уполномоченными органами государств — членов ЕС. Таким образом, одним из необходимых условий свободного движения капитала в рамках ЕЭП является разработка упрощенной процедуры приобретения долей (акций) в уставном капитале кредитных организаций инвесторами сторон. С учетом проведенного анализа представляется целесообразным установление единых требований, касающихся: — размера доли (пакета акции), на приобретение которого инвестору требуется согласие государства; — ограничений круга лиц, имеющих право приобретать доли (акции) кредитных организаций; — порядка получения согласия уполномоченного органа на приобретение долей (акций) кредитной организации.

——————————————————————