Практические проблемы взыскания алиментных обязательств

(Воронов Е. Н.) ("Семейное и жилищное право", 2013, N 3) Текст документа

ПРАКТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ВЗЫСКАНИЯ АЛИМЕНТНЫХ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ <*>

Е. Н. ВОРОНОВ

-------------------------------- <*> Voronov E. N. The practical problems of enforcement of maintenance obligations.

Воронов Евгений Николаевич, доцент кафедры трудового права, гражданского и арбитражного процесса юридического факультета Юго-Западного государственного университета, кандидат юридических наук (г. Курск).

В статье рассматриваются вопросы взыскания алиментов на несовершеннолетних детей и иных нетрудоспособных членов семьи. Анализируются отдельные проблемы судебной и правоприменительной практики по вопросам исполнения алиментных обязательств. Вносятся предложения по совершенствованию законодательства и правоприменительной практики в исследуемой сфере.

Ключевые слова: алименты, алиментное законодательство, взыскание алиментной обязанности, принудительное исполнение.

The article deals with the recovery of maintenance for minor children and other disabled family members. Analyzes the specific problems of the judicial and law enforcement for the enforcement of maintenance obligations. Makes suggestions to improve the legislation and practice in the study area.

Key words: child support, alimony laws, collecting alimony obligations, enforcement.

В соответствии со ст. 7 Конституции РФ Россия провозглашается социальным государством, где гарантируется достойная жизнь всем гражданам. То есть государство берет на себя заботу о благосостоянии своих граждан, при этом особое внимание уделяется наименее защищенным слоям общества, не имеющим возможности самостоятельно обеспечить себе достойный образ жизни: несовершеннолетним детям, инвалидам, пенсионерам и иным нетрудоспособным лицам. Однако даже самое развитое в социально-экономическом плане государство не смогло бы выдержать бремени обеспечения всего нетрудоспособного населения. В этой связи конституции многих государств устанавливают принцип так называемой социальной ответственности, согласно которому бремя заботы о благосостоянии таких граждан ложится и на трудоспособных членов их семьи. Так, согласно ч. 2 и 3 ст. 38 Конституции РФ, забота о детях, их воспитание - равное право и обязанность родителей, трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны заботиться о нетрудоспособных родителях. Вопросы содержания несовершеннолетних детей и иных нетрудоспособных членов семьи детально регламентируются Семейным кодексом Российской Федерации (далее - СК РФ) в разделе V, который посвящен алиментным обязательствам <1>. Здесь можно выделить алиментные обязательства родителей и детей (глава 13 СК РФ); алиментные обязательства супругов и бывших супругов (глава 14 СК РФ); алиментные обязательства других членов семьи (братьев и сестер по содержанию своих несовершеннолетних и нетрудоспособных совершеннолетних братьев и сестер; дедушек и бабушек по содержанию внуков; внуков - содержать дедушку и бабушку; воспитанников - содержать своих фактических воспитателей; пасынков и падчериц по содержанию отчима и мачехи) (глава 15 СК РФ). -------------------------------- <1> Семейный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 1995 г. // СЗ РФ. 1996. N 1. Ст. 16.

Отметим, что особенностью российской правовой системы является то, что основным критерием, по которому то или иное лицо может претендовать на алиментные выплаты, является его нетрудоспособность в силу возраста либо здоровья. В то время как в некоторых западных странах (например, Швейцарии или Италии), да и в дореволюционной России, алиментные выплаты могли присуждаться невиновному в разводе супругу, который может впасть в нужду в результате расторжения брака <2>. То есть и законодатель, и суд вникают не только в правовую, но и в моральную сторону дела. Таким образом, на государственном уровне подчеркивается общественная ценность самого института брака и семьи. -------------------------------- <2> См.: Гришаев С. П. Алиментные обязательства // СПС "КонсультантПлюс". 2011; Загоровский А. И. Курс семейного права. Одесса, 1909. С. 207 - 208.

В Российской Федерации основная масса алиментных обязательств касается несовершеннолетних детей. В 2011 г. на 1000 браков пришлось 509 разводов <3>. Значительное количество несовершеннолетних воспитываются в неполных семьях, что является одним из условий возникновения у одного из супругов алиментной обязанности. Помимо наличия семейной или родственной связи к условиям возникновения обязанности по уплате алиментов можно отнести нуждаемость, нетрудоспособность получателя алиментов, наличие у плательщика необходимых средств для выплаты алиментов, решение суда о взыскании алиментов или соглашение сторон об их уплате. -------------------------------- <3> Государственный доклад о положении детей и семей, имеющих детей, в Российской Федерации // URL: http://www. rosmintrud. ru/docs/mintrud/protection/7.

Соглашения об уплате алиментов по общему правилу исполняются добровольно. Если лицо, обязанное уплачивать алименты, уклоняется от исполнения данной обязанности, то нет необходимости обращаться в суд, поскольку соглашение об уплате алиментов является исполнительным документом <4>. -------------------------------- <4> ФЗ "Об исполнительном производстве" от 2 октября 2007 г. Ст. 12 // СЗ РФ. 2007. N 41. Ст. 4849.

В случае уклонения от выплаты алиментов, при отсутствии соответствующего соглашения данные платежи взыскиваются в судебном порядке. Алименты могут быть взысканы в судебном порядке по заявлениям членов семьи, имеющих право на получение алиментов, или их законных представителей (ст. 80, 85, 87, 89, 90, 93 - 97 СК РФ). Также в суд может обратиться прокурор и соответствующие органы власти <5>. -------------------------------- <5> Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14 ноября 2002 г. Ст. 45, 46 // СЗ РФ. 2002. N 46. Ст. 4532.

Судебная статистика показывает, что большое количество граждан, имеющих алиментные обязательства, отказываются их исполнять в добровольном порядке. Только за первое полугодие 2012 г. судами общей юрисдикции было рассмотрено 149 796 дел о взыскании алиментов на несовершеннолетних детей, в 2011 г. - 323 130 такого рода дел <6>. При этом в основном алиментная задолженность взыскивается в рамках приказного производства. -------------------------------- <6> См.: Сводные статистические сведения о деятельности федеральных судов общей юрисдикции и мировых судей за 2011 г. // URL: http://www. cdep. ru/index. php? id=79&item;=951; Сводные статистические сведения о деятельности федеральных судов общей юрисдикции и мировых судей за первое полугодие 2012 г. // URL: http://www. cdep. ru/index. php? id=79&item;=1309.

Размер взыскиваемых алиментов определяется либо в размере доли от заработка или иного дохода должника, либо в твердой денежной сумме. Суд вправе уменьшить или увеличить размер алиментных выплат с учетом материального или семейного положения сторон и иных заслуживающих внимания обстоятельств <7>. Хотелось бы обратить внимание на неоднозначную судебную практику, сложившуюся по вопросам определения размеров алиментных выплат. С одной стороны, довольно часто лица, обязанные уплачивать алименты, всеми способами стремятся занизить свои доходы, например просят работодателя официально снизить размер заработной платы, и суды присуждают алиментные выплаты исходя из этого заработка. Считаем, что в таком случае необходимо устанавливать размеры алиментов в твердой денежной сумме и закрепить это в ст. 83 СК РФ. Также предусмотреть ответственность для такого работодателя, вплоть до уголовной. -------------------------------- <7> Гришаев С. П. Постатейный комментарий к Семейному кодексу РФ // СПС "КонсультантПлюс". 2011.

С другой стороны, часто по вопросам снижения алиментных выплат судьи не берут во внимание такие обстоятельства, как рождение у должника ребенка, наличие на иждивении других членов семьи, в том числе и нетрудоспособных <8>. В данном случае, по нашему мнению, уже ущемляются права должника и членов его семьи. В этой связи, думается, следует изменить как конструкцию, так и содержание ст. 119 СК РФ, установив не только право, но и обязанность суда уменьшить размер алиментов и конкретизировать обстоятельства, при которых это возможно. Как это, например, сделано в законодательстве Беларуси. Здесь, в частности, установлено, что размер алиментов может быть уменьшен судом, если у родителя, обязанного уплачивать алименты, имеются другие несовершеннолетние дети, которые при взыскании алиментов в установленном настоящей статьей размере оказались бы менее обеспеченными материально, чем дети, получающие алименты, а также в случаях, если родитель, с которого взыскиваются алименты, является инвалидом I или II группы <9>. -------------------------------- <8> См., напр.: Обзор практики применения судами Кемеровской области Семейного кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об установлении отцовства и дел, вытекающих из алиментных обязательств, N 01-19/260 от 07.05.2008 // URL: http://oblsud. kmr. sudrf. ru/modules. php? name=docum_sud&id;=80; Справка Пермского областного суда по вопросам применения законодательства об алиментных обязательствах от 10.03.2008 // URL: http://oblsud. perm. sudrf. ru/modules. php? name=docum_sud&id;=206; решение мирового судьи Судебного участка N 2 Белгородского района Белгородской области от 21.02.2012 N 2-42/2012. <9> Кодекс Республики Беларусь о браке и семье от 9 июля 1999 г. N 278-З // URL: http://www. pravo. by/main. aspx? guid=3871&p0;=HK9900278&p2;={NRPA}.

При отсутствии у должника постоянной работы и стабильных доходов размер алиментов устанавливается судом в твердой денежной сумме. При этом, взыскивая алименты в твердой денежной сумме, к примеру на несовершеннолетних детей, суд учитывает прожиточный минимум ребенка, установленный на территории субъекта РФ, среднюю заработную плату на территории субъекта РФ, принцип максимального сохранения ребенку прежнего уровня жизни, если бы он проживал в полной семье, материальное и семейное положение сторон, другие заслуживающие внимания обстоятельства <10>. -------------------------------- <10> См.: Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 25 октября 1996 г. N 9 "О применении судами Семейного кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об установлении отцовства и о взыскании алиментов" // Российская газета. N 212. 05.11.1996; Обзор практики применения судами Кемеровской области Семейного кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об установлении отцовства и дел, вытекающих из алиментных обязательств, N 01-19/260 от 07.05.2008 // URL: http://oblsud. kmr. sudrf. ru/modules. php? name=docum_sud&id;=80.

Если обобщить судебную практику по взысканию алиментов, то можно с уверенностью отметить, что большинство дел такой категории выигрываются истцом, суд твердо стоит на защите интересов несовершеннолетних детей и иных нетрудоспособных членов семьи. Основные проблемы возникают на стадии исполнительного производства, которое осуществляется Федеральной службой судебных приставов РФ (далее - ФССП РФ), в соответствии с ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - ФЗИП). Отдельными функциями по принудительному исполнению наделены банки и иные кредитные организации и лица, выплачивающие должнику-гражданину периодические платежи. Поэтому у взыскателя есть два варианта осуществления принудительного исполнения алиментной задолженности. Во-первых, взыскатель, в соответствии со ст. 8 ФЗИП, может направить исполнительный лист о взыскании алиментов в банк или иную кредитную организацию, где находятся счета должника, и банк спишет необходимую сумму с этого счета в пользу взыскателя. Или, на основании ст. 9 ФЗИП, можно направить исполнительный документ в организацию или иному лицу, которые выплачивают должнику заработную плату, пенсию, стипендию и иные периодические платежи. В этом случае необходимая взыскателю сумма алиментов будет ежемесячно удерживаться, например, из зарплаты должника. Во-вторых, взыскатель может сразу обратиться в ФССП РФ для возбуждения исполнительного производства. Практика показывает, что при осуществлении исполнительных действий судебные приставы-исполнители в первую очередь используют процедуры, предусмотренные ст. 8 и 9 ФЗИП, но при этом сроки их реализации значительно увеличиваются. Поэтому взыскателю, прежде чем обращаться в ФССП РФ, целесообразно самостоятельно воспользоваться указанными в данных статьях Закона возможностями. Сегодня законодательство об исполнительном производстве наделяет судебного пристава-исполнителя широкими полномочиями по принуждению должника к исполнению своих обязательств. Однако и их порой бывает недостаточно для эффективного исполнения. В 2012 г. на исполнении в подразделениях ФССП РФ находилось 1 864 403 исполнительных производства о взыскании алиментных платежей, на конец года фактическим исполнением были окончены только 66 518 <11>. -------------------------------- <11> Ведомственная статистическая отчетность Федеральной службы судебных приставов за 2012 г. // URL: http://www. fssprus. ru/statistics/.

Основными мерами принудительного исполнения при взыскании алиментной задолженности являются обращение взыскания на доходы и иное имущество должника. При взыскании задолженности по алиментам, для определения видов заработков или доходов, на которые следует обращать взыскание, судебный пристав-исполнитель руководствуется ст. 101 ФЗИП ("Виды доходов, на которые не может быть обращено взыскание"), а также Постановлением Правительства РФ "О Перечне видов заработной платы и иного дохода, из которого производится удержание алиментов на несовершеннолетних детей" <12>. При обращении взыскания на имущество должника судебный пристав-исполнитель также обязан учитывать и перечень имущества, на которое не может быть обращено взыскание, установленный в ст. 446 ГПК РФ. -------------------------------- <12> Постановление Правительства РФ от 18 июля 1996 г. N 841 "О Перечне видов заработной платы и иного дохода, из которых производится удержание алиментов на несовершеннолетних детей" // СЗ РФ. 2008. N 34. Ст. 3922.

Наличие довольно широкого перечня имущественных иммунитетов, а также довольно распространенная в России практика так называемых серых зарплат или доходов позволяет недобросовестному должнику успешно уклоняться от исполнения алиментных обязательств. Имущество же, на которое возможно обращение взыскания, такие граждане, как правило, заблаговременно оформляют на своих родственников. Поэтому законодатель предусмотрел еще и "нематериальные" меры воздействия на должников. К таким мерам, в частности, относится запрет на выезд должника за пределы Российской Федерации, предусмотренный ст. 67 ФЗИП. В 2012 г. ограничено в выезде 142,5 тыс. должников по судебным решениям о взыскании алиментов. В результате применения этой меры в полном объеме выплачена задолженность по алиментам по 9,5 тыс. исполнительных производств на сумму около 647,3 млн. руб. <13>. -------------------------------- <13> Отчет о деятельности Федеральной службы судебных приставов за 2012 г. // URL: http://www. fssprus. ru/otchet_doklad_9/.

В российской дореволюционной практике существовала такая процедура, как отобрание у должника подписки о невыезде <14>. То есть предусматривалось ограничение передвижения должника внутри страны. Это ограничение можно было бы ввести и сегодня, так как должник довольно часто, чтобы уклониться от выплат алиментов, изменяет свое место пребывания или жительства. -------------------------------- <14> Устав гражданского судопроизводства 1892 г. Глава 8 // Свод законов Российской империи. Т. XVI. Ч. 1. СПб., 1912. С. 231 - 232.

Сейчас довольно активно обсуждается введение для должников по алиментам распространенной за рубежом меры - приостановление водительского удостоверения <15>. Думается, что можно установить и другие подобные ограничения, такие, как приостановление до исполнения обязательства действия загранпаспорта, охотничьего билета, права на управление плавсредством, летательным аппаратом. Можно ввести и другие запреты, связанные с хобби, деятельностью должника по проведению своего досуга. -------------------------------- <15> См., напр.: Организационная структура органов принудительного исполнения Финляндии // URL: http://www. r86.fssprus. ru/finljandskaja_respublika/.

Нередко должник, имеющий алиментные обязательства на территории России, работает либо проживает за рубежом. В таком случае главным основанием реализации взыскателем своего права будет являться наличие международного договора между Россией и соответствующим государством, а также ратификация таким государством и Российской Федерацией международного акта о признании и исполнении судебных решений. В случае если между Российской Федерацией и определенным государством отсутствует договор о правовой помощи, предусматривающий взаимное признание и исполнение судебных решений, судебный пристав-исполнитель для решения вопроса о взыскании алиментов на территории данного иностранного государства рекомендует взыскателю обратиться к адвокату, имеющему право осуществлять адвокатскую деятельность на территории соответствующего иностранного государства. При этом необходимо обратить внимание взыскателя на то, что услуги адвокатов предоставляются на платной основе <16>. -------------------------------- <16> Приказ ФССП России от 19.06.2012 N 01-16 "Методические рекомендации по порядку исполнения требований исполнительных документов о взыскании алиментов" // Бюллетень Федеральной службы судебных приставов. 2012. N 8.

Однако даже при наличии соответствующих соглашений процедура исполнения судебного решения о взыскании алиментов за пределами России является довольно сложной. Во-первых, решение российского суда должно быть признано на территории соответствующего иностранного государства. Данная процедура осуществляется, как правило, соответствующим иностранным судом. Во-вторых, реальное исполнение такого решения зависит от органов принудительного исполнения такого государства. Если в таких государствах, как Финляндия или Италия, сложились довольно эффективные системы принудительного исполнения, то, например, страны СНГ испытывают примерно те же проблемы в сфере исполнительного производства, что и Российская Федерация. Так, в Украине принудительное исполнение алиментных обязательств будет осуществляться в соответствии с Законом Украины "Об исполнительном производстве" службой государственных исполнителей <17>. Как законодательство, так и организация исполнительного производства на Украине мало чем отличаются от российских. Это же можно сказать и про эффективность деятельности украинских государственных исполнителей. В среднем по Украине фактически исполняется менее половины исполнительных производств, а если говорить о денежных суммах, то взыскивается не более 30% <18>. Поэтому реально получить алиментные выплаты здесь становится весьма затруднительно, в связи со слабой эффективностью работы исполнителей. -------------------------------- <17> Закон Украiни "Про виконавче провадження" вiд 21 квiтня 1999 р. // http://zakon4.rada. gov. ua/laws/show/606-14; Закон Украiни "Про Державну виконавчу службу" вiд 24 березня 1998 р. // http://zakon4.rada. gov. ua/laws/show/202/98-bp. <18> Звiт про роботу органiв державноi виконавчоi служби за 2012 рiк // URL: http://dvs. gov. ua/ua/zvitnist. html.

Итак, невыплата алиментов является серьезной проблемой современной России, в результате страдают наиболее незащищенные слои российского общества - несовершеннолетние дети и другие нетрудоспособные члены семьи. Наличие довольно серьезного арсенала средств воздействия на должника по алиментам не приносит существенного улучшения ситуации. Российское законодательство все еще позволяет должнику уходить от исполнения алиментных обязательств и требует совершенствования, в том числе и внедрения новых мер принуждения, связанных с ограничением отдельных прав должника. Однако при этом алиментное законодательство должно учитывать определенный баланс интересов взыскателя и должника, а также членов семьи последнего. По-прежнему серьезной проблемой является взыскание алиментов в отношении должника, находящегося за рубежом; здесь существенной является не только проблема признания соответствующего решения российского суда, но и его исполнение на территории иностранного государства.

------------------------------------------------------------------

Название документа