Особый порядок закупок товаров, работ, услуг некоторыми видами юридических лиц
(Юридическая фирма «Гольцблат БЛП», Антимонопольная практика / Коммерческая практика)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2011)
ОСОБЫЙ ПОРЯДОК ЗАКУПОК ТОВАРОВ, РАБОТ, УСЛУГ
НЕКОТОРЫМИ ВИДАМИ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ
(Юридическая фирма «Гольцблат БЛП»,
Антимонопольная практика / Коммерческая практика)
Информационное письмо N 256
Материал подготовлен с использованием правовых актов
по состоянию на 28 июля 2011 года
Юридическая фирма Goltsblat BLP сообщает, что принят Федеральный закон от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — Закон), который вступает в силу с 1 января 2012 года.
Закон устанавливает основные принципы и требования к закупке товаров, работ, услуг для следующих видов юридических лиц:
— государственные корпорации, государственные компании;
— субъекты естественных монополий, организации регулируемых видов деятельности (по электро-, газо-, тепло-, водоснабжению и т. п.);
— государственные и муниципальные унитарные предприятия;
— автономные учреждения;
— хозяйственные общества с долей РФ, субъекта РФ, муниципального образования в совокупности более 50%;
— дочерние хозяйственные общества указанных выше видов юридических лиц, имеющих в них долю в совокупности более 50%;
— дочерние хозяйственные общества указанных выше дочерних хозяйственных обществ, имеющих в них долю в совокупности более 50%.
Закон не регулирует отношения по купле-продаже ценных бумаг и валютных ценностей, приобретению биржевых товаров на товарной бирже, размещению заказчиком заказов согласно Федеральному закону от 21 июля 2005 года N 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», по закупкам в военно-технической области и в соответствии с международными договорами РФ, по отбору финансовых организаций для оказания финансовых услуг и отбору аудиторских организаций для обязательного аудита согласно федеральным законам.
К основным положениям Закона можно отнести следующие:
— каждое упомянутое выше юридическое лицо (заказчик) обязано решением своего указанного в Законе органа утвердить положение о закупке, разместить его на официальном интернет-сайте www. zakupki. gov. ru и с 1 июля 2012 г. (для некоторых лиц — в более поздние сроки) осуществлять свою закупочную деятельность в соответствии с ним;
— положение о закупке должно содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения закупки (включая способы закупки — конкурс, аукцион, иные), порядок заключения и исполнения договоров и др. Закупка осуществляется на основе принципов равноправия, отсутствия необоснованных ограничений и неизмеряемых требований к участникам закупки. Доступ к информации о закупке должен осуществляться без взимания платы;
— Правительство РФ вправе определять в отношении отдельных видов товаров, работ, услуг: перечень для закупки в электронной форме, приоритет закупки по российскому происхождению, особенности закупки субъектами малого и среднего предпринимательства, неразмещение сведений на официальном интернет-сайте;
— заказчики размещают на официальном интернет-сайте план закупки товаров, работ, услуг на срок не менее 1 года. План закупки инновационной продукции, высокотехнологичной продукции, лекарственных средств с 1 января 2015 г. размещается на период от 5 до 7 лет;
— заказчики вправе не размещать на официальном интернет-сайте сведения о закупке на сумму не выше 100 тыс. руб. (заказчики с годовой выручкой более 5 млрд. руб. — о закупке на сумму не выше 500 тыс. руб.);
— заказчики обязаны ежемесячно размещать на официальном интернет-сайте сведения о количестве и об общей стоимости договоров, заключенных по результатам закупок (в том числе у единственного поставщика либо даже если сведения о таких закупках составляют государственную тайну или по решению Правительства РФ не размещались на официальном интернет-сайте);
— сведения об участниках закупок, уклонившихся от заключения договоров, а также о поставщиках, с которыми по решению суда расторгнуты договоры по причине допущения существенных нарушений, включаются в реестр недобросовестных поставщиков, что может препятствовать участию таких лиц в закупках в будущем;
— ряд нарушений Закона при организации и проведении закупок может быть обжалован участниками закупок в антимонопольный орган. Участник закупки также вправе обжаловать действия (бездействие) заказчика в судебном порядке.
Закон направлен на эффективное использование денежных средств заказчиками, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупок. С учетом сходства цели данного Закона с Федеральным законом от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ рассматриваемым Законом определено, что если заказчик в установленные сроки не принял и не разместил положение о закупке, то при осуществлении закупок он обязан руководствоваться положениями указанного Федерального закона до дня размещения положения о закупке.
——————————————————————