Прямые смешанные грузоперевозки: некоторые проблемы правового регулирования

(Мухаев Е. О.) («Транспортное право», 2012, N 3)

ПРЯМЫЕ СМЕШАННЫЕ ГРУЗОПЕРЕВОЗКИ: НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

Е. О. МУХАЕВ

Мухаев Е. О., аспирант Юридического института МИИТа (Республика Казахстан).

Для России, как государства с огромной территорией и процветающей экономикой, транспортный вопрос является одним из самых важных, так как коммерческий оборот невозможен без перемещения товарно-материальных ценностей каким-либо транспортом. Однако некоторые отдаленные пункты России невозможно покрыть сетью одного вида транспорта или же в некоторые отдаленные пункты гораздо эффективнее доставить груз несколькими видами транспорта (например, для доставки груза во многие районы Крайнего Севера, Сахалина, Камчатки водно-воздушное или железнодорожно-водное сообщение является единственным возможным способом перевозки). Таким образом, прямое смешанное сообщение является эффективным (единственным) способом доставки грузов, когда в перевозке задействованы транспортные организации различных видов транспорта. При этом виде перевозок грузоотправителю не нужно заботиться о передаче груза с одного вида транспорта на другой и оформлять связанные с этим документы, так как основанием является договор перевозки груза в прямом смешанном сообщении, заключенный между грузоотправителем и первым перевозчиком, который удостоверяется транспортной накладной. Накладная составляется на имя определенного грузополучателя и подписывается грузоотправителем. Накладная сопровождает груз на всем пути следования и выдается грузополучателю вместе с грузом. Она является товаросопроводительным документом и письменным доказательством как факта заключения договора перевозки в прямом смешанном сообщении, так и его содержания. Поэтому при ненадлежащем исполнении транспортным предприятием своих обязанностей по перевозке грузов в прямом смешанном сообщении грузоотправитель либо грузополучатель вправе предъявить какие-либо требования к перевозчику лишь при наличии накладной. Кроме того, в накладной содержатся все необходимые сведения о перевозимом грузе, стоимости перевозки, степени использования грузоподъемности, скорости перевозки, времени принятия груза к перевозке, времени передачи груза с одного вида транспорта на другой. Правовому регулированию отношений, возникающих при осуществлении прямой смешанной перевозки грузов, посвящена ст. 788 ГК, в соответствии с которой взаимоотношения транспортных организаций при перевозке грузов, пассажиров и багажа разными видами транспорта по единому транспортному документу, а также порядок их исполнения определяются соглашениями между организациями соответствующих видов транспорта, заключаемыми в соответствии с законом о прямых смешанных (комбинированных) перевозках. Однако данный закон до настоящего времени не принят, в связи с чем при осуществлении перевозок в прямом смешанном сообщении следует руководствоваться правилами, установленными транспортными уставами, кодексами и подзаконными нормативными правовыми актами различных видов транспорта. Так, в КВВТ и УЖТ прямым смешанным перевозкам посвящены отдельные главы. В них помимо общих положений и вопросов, связанных с заключением договора перевозки в прямом смешанном сообщении, организацией и осуществлением перевозки грузов, сроков его доставки, порядка расчетов за перевозку, в отдельных статьях закреплены также положения, касающиеся ответственности при осуществлении перевозок грузов в прямом смешанном сообщении. Что же касается законодательной базы морских, автомобильных и воздушных перевозок, то ни в КТМ, ни в Уставе автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта РФ, ни в Воздушном кодексе РФ эти вопросы не нашли правовой регламентации. Этот пробел частично восполнен подзаконными нормативными правовыми актами. Так, применительно к морскому транспорту вопросы осуществления перевозок в прямом смешанном сообщении с участием морских судов нашли урегулирование в Общих правилах морской перевозки грузов, пассажиров и багажа в специальном разделе. Подзаконным актом, содержащим нормы о смешанных перевозках с участием воздушного транспорта, являются Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей, утв. Приказом Минтранса России от 28.06.2007 N 82. Что касается автомобильного транспорта, то вопросы транспортно-экспедиционного обслуживания в смешанном автомобильно-железнодорожном, автомобильно-водном и автомобильно-авиационном сообщении регулируются подразд. III разд. 27 Общих правил перевозок грузов автомобильным транспортом, утв. Минавтотрансом РСФСР от 30.07.1971, применяющихся в части, не противоречащей гл. 40 ГК. Перевозка грузов в прямом смешанном сообщении касается специфики субъектного состава договорного отношения. Он отличается от субъектов договора перевозки в обычных перевозках. Речь идет о расширении круга участников на стороне перевозчика. В любой смешанной перевозке участвуют, как минимум, два перевозчика, представляющие различные виды транспорта. Это ведет к существенному усложнению складывающейся системы правоотношений в рамках такой перевозки. Возникают дополнительные отношения между соперевозчиками, с одной стороны, а с другой — отношения грузоотправителя, а также грузополучателя, не только с первым перевозчиком, но и со вторым и последующими (по числу перевозчиков). В связи с чем субъектный состав договорных отношений при перевозках грузов в прямом смешанном сообщении требует определения правового статуса соперевозчиков. В юридической литературе по этому вопросу высказываются различные мнения, причем дискуссия по данному поводу продолжается не один десяток лет. Так, в советский период отечественной истории М. К. Александров-Дольник и Ф. М. Лучанский полагали, что характерным признаком прямой смешанной перевозки является заключение перевозчиком места отправления договора от имени всех перевозчиков, которые должны участвовать в данной перевозке <1>. По мнению А. Г. Быкова и Д. И. Половинчика, «транспортная организация пункта отправления действует как законный представитель всех участников транспортного процесса» <2>. ——————————— <1> Александров-Дольник М. К., Лучанский Ф. М. Грузовые перевозки разными видами транспорта. М., 1971. С. 243. <2> Быков А. Г., Половинчик Д. А. Основы автотранспортного права. М., 1974. С. 200.

Иной точки зрения придерживается О. С. Иоффе, который считал, что транспортное предприятие пункта отправления от имени промежуточных транспортных организаций «действовать не может, поскольку эти предприятия прав и обязанностей по отношению к клиентуре не приобретают и лишь при наличии в законе прямых указаний вступают с клиентурой в непосредственные правовые контакты. Поэтому они и не являются участниками договора перевозки». Такие организации, по мнению О. С. Иоффе, являются третьими лицами, на которых первым перевозчиком частично возлагается исполнение обязательства <3>. ——————————— <3> Иоффе О. С. Обязательственное право. М., 1975. С. 569.

Различные мнения по рассматриваемому вопросу высказываются и в современной литературе по транспортному праву. Например, Ю. Б. Маковский не считает перевозку в прямом смешанном сообщении общим обязательством всех исполнителей перед заказчиком, а полагает, что она «является в значительной мере «лоскутным» договором, «сшиваемым» из разных обязательств, по которым каждый исполнитель относится к другому исполнителю фактически так же, как клиент к заказчику» <4>. ——————————— <4> Транспортное право: Учебное пособие / В. Г. Ермолаев и др. М., 2002. С. 377

В. А. Егиазаров называет передаточную ведомость «документом, в соответствии с которым каждый последующий соперевозчик, подписывая его, заключает договор перевозки с грузоотправителем и предыдущим соперевозчиком и тем самым возлагает на себя обязанность по дальнейшей доставке груза в адрес грузополучателя» <5>. ——————————— —————————————————————— КонсультантПлюс: примечание. Учебник В. А. Егиазарова «Транспортное право» включен в информационный банк согласно публикации — Юстицинформ, 2011 (7-е издание, переработанное и дополненное). —————————————————————— <5> Егиазаров В. А. Транспортное право: Учебник. М., 2004. С. 139.

По мнению С. Ю. Морозова, правильность приведенной позиции вызывает серьезные сомнения <6>. Согласно п. 3 ст. 308 ГК обязательство не создает обязанностей для лиц, не участвующих в нем в качестве сторон (для третьих лиц). В связи с этим непонятно, каким образом на соперевозчиков можно возложить обязанности договором, в заключении которого он не только не участвовал, но и не мог знать о том, что такой договор заключается. Ведь для заключения любого договора необходимо свободное волеизъявление лиц, участвующих в нем. В соответствии со ст. 421 ГК понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена законом или добровольно принятым обязательством. В связи с этим С. Ю. Морозов солидаризируется с позицией В. В. Витрянского, суть которой заключается в следующем: «Сторонами договора перевозки груза как в прямом смешанном сообщении, так и в случае с обычным договором перевозки конкретного груза являются грузоотправитель, предъявляющий груз к перевозке, и перевозчик, принимающий груз к перевозке для доставки его в пункт назначения». Только указанные лица выражают свое волеизъявление на заключение договора, и только им известны условия указанного договора (наименование и количество груза, его особые свойства, срок доставки и т. п.) <7>. ——————————— <6> Морозов С. Ю. Транспортное право: Учеб: Пособие. М., 2008. С. 197 — 198. —————————————————————— КонсультантПлюс: примечание. Монография М. И. Брагинского, В. В. Витрянского «Договорное право. Договоры о перевозке, буксировке, транспортной экспедиции и иных услугах в сфере транспорта» (книга 4) включена в информационный банк согласно публикации — Статут, 2003. —————————————————————— <7> Брагинский М. И., Витрянский В. В. Договорное право. Кн. 4: Договоры о перевозке, буксировке, транспортной экспедиции и иных услугах в сфере транспорта. М., 2004. С. 518.

Однако и эта позиция подвергается некоторыми учеными сомнению. Так, по мнению М. В. Демченко, приведенные аргументы С. Ю. Морозова противоречат действующему транспортному законодательству <8>. Соперевозчики в перевозке в прямом смешанном сообщении не только знают о заключении договора перевозки груза, но и выражают свое отношение к его условиям; более того, подписывают этот договор. Так, в соответствии с ч. 2 ст. 11 УЖТ для осуществления перевозки грузов грузоотправитель представляет перевозчику не менее чем за 15 дней до начала перевозки в прямом смешанном сообщении надлежащим образом оформленную заявку на перевозку груза. При наличии возможностей осуществления перевозки перевозчик направляет заявку со своей отметкой для согласования с владельцем инфраструктуры. Последний согласовывает заявку с организациями других видов транспорта. Согласованная заявка возвращается перевозчиком грузоотправителю и осуществляющей перевалку груза организации. ——————————— <8> Демченко М. В. Особенности перевозки в прямом смешанном сообщении и ответственности перевозчика // Право и политика. 2008. N 2. С. 446.

Как справедливо отмечает В. Н. Гречуха, заявка грузоотправителя в данном случае выполняет роль оферты, а отметки первого перевозчика и соперевозчиков на заявке о согласии осуществить перевозку являются, по сути, акцептом второй стороны предложения грузоотправителя заключить договор перевозки <9>. Заявка включает все существенные условия договора; на это указывают ст. 11 УЖТ и правила перевозки грузов соответствующими видами транспорта. ——————————— <9> Гречуха В. Н. Понятие международной перевозки. Международные перевозки наземным транспортом. М., 2006. С. 26.

С нашей точки зрения, более аргументирована позиция ученых, придерживающихся взгляда, что сторонами договора перевозки в прямом смешанном сообщении являются грузоотправитель и соперевозчики, от лица которых на основании узлового соглашения договор заключается первым перевозчикам, принимающим груз <10>. В соответствии со ст. 67 УЖТ, ст. 105 КВВТ порты, автостанции, аэропорты, железнодорожные станции считаются включенными в прямое смешанное сообщение с момента уведомления их об этом в письменной форме. После этого перевозчики смежных видов транспорта заключают узловое соглашение, регулирующее порядок приема и перевалки грузов, следующих в пункт назначения прямым смешанным сообщением, и тем самым принимают на себя обязательство участвовать в работах по перевалке грузов и продолжению перевозочного процесса, т. е. вступать в договор смешанной перевозки после прибытия первого перевозчика с грузом. И именно заключение узлового соглашения является тем самым волеизъявлением на участие в договоре смешанной перевозки, который в будущем будет заключен с грузоотправителем одним из соперевозчиков. Обязанность принять груз, перегрузить его на свои транспортные средства и доставить в пункт назначения возникает у второго перевозчика по факту прибытия первого перевозчика с грузом, независимо от того, с каким грузоотправителем, когда и где был заключен договор первым перевозчиком. Таким образом, первый перевозчик, заключая договор с грузоотправителем, действует от своего лица, а также, на основании узлового соглашения, от лица второго перевозчика. ——————————— <10> Духно Н. А., Корякин В. М. Правовое регулирование перевозок грузов в прямом смешанном сообщении: Монография. М., 2010.

——————————————————————